Кружок по ПДД «Зеленый огонек» С детьми старшей группы «Капельки» На 2024-2025 уч. год
материал (старшая группа)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
детский сад № 4 «Айылгы» г. Якутса
Кружок по ПДД
«Зеленый огонек»
С детьми старшей группы «Капельки»
На 2024-2025 уч. год
Разработчик программы
Воспитатель: Колесова А.В.
Пояснительная записка
Обеспечение здоровья детей - основная цель. Главная задача цивилизованного общества.
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача взрослых – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.
Только нашими совместными усилиями, используя знания воспитателей и родителей, их терпение и такт, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог. Для нас данная проблема стоит особенно актуально, так как всякая практическая работа, направленная на формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах путем совершенствования системы мероприятий должна приносить ощутимые результаты.
В практику дошкольных учреждений в настоящее время вошли программы по основам безопасности жизнедеятельности детей (ОБЖ), направленные на формирование у ребёнка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях на дороге, в транспорте.
Рост количества машин на улицах городов и посёлков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков. Растущие пробки на дорогах являются одной из причин дорожно- транспортных происшествий. Никого не оставляет равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению являются и дети. Поэтому обеспечение безопасности на дорогах становится всё более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека.
Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за своё поведение, уверенность в своих действиях.
В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на дорогах. Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием, существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения.
Актуальность проблемы.
Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Знание и соблюдение Правил дорожного движения поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах.
Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и всё, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда.
Цель кружковой работы - ознакомление детей с областями знаний и умений, включающих развитие самопознания, саморазвитие, формирование навыков межличностных коммуникаций.
Кружки в детском саду выполняют несколько функций:
• образовательную – каждый воспитанник ДОУ имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков в интересующем его виде деятельности;
• социально-адаптивную – занятия в кружках, позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха»;
• развивающую – учебно-воспитательный процесс, реализуемый на занятиях кружка, позволяет развивать эстетические, интеллектуальные, физические способности каждого ребенка;
• воспитательную – содержание и методика работы в кружках, оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание ответственности, коллективизма, патриотизма
Поэтому основная цель - обучить детей дорожной грамоте, привить навыки безопасного поведения на дороге. Кружок проводится 1 раз в неделю по скользящему графику с детьми 5-6 лет.
Программа реализуется в следующих направлениях:
- работа с детьми;
Определены следующие задачи работы с детьми:
- формирование умений и навыков по ПДД;
- формирование привычки и интереса к систематическим занятиям по ПДД;
- привитие организационных навыков;
- воспитание воли, смелости, дисциплины;
- адаптация детей к транспортной среде;
- формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.
Формы работы с детьми:
- занятия в кружке по ПДД;
- беседы - диалоги;
- целевые прогулки;
- чтение литературы;
- изготовление и ремонт атрибутов и пособий;
- игровые тренинги;
- просмотр видеофильмов.
Определены следующие задачи работы с родителями (законными представителями) :
- повышение педагогической культуры родителей (законных представителей)
- изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
Формы работы с родителями (законными представителями) :
- консультации;
- родительские собрания;
- организация совместной деятельности;
- анкетирование
Учебно - тематический план
Организация образовательного процесса:
- Обучение проводится с группой воспитанников. Возраст детей 5-6 лет.
- Сроки реализации программы – 1 год.
- Количество детей в группе –11 человек.
- Периодичность занятий: 1 раз в неделю., продолжительностью 25 минут
- Количество занятий в месяц 4 , в год -34
- Форма организации занятий: доп. занятие во 2-ой половине дня, досуги, викторины, встречи с инспекторами ГИБДД, практические занятия, выступление агитбригады
Форма подведения итогов:
1.Досуги, викторины.
2.Выставки детских работ
3.Участие в конкурсе «Засветись в темноте и стань заметней на дороге»
4.Дни презентации для родителей
5. Выступление агитбригады
Дидактический материал:
- Сборник Правил дорожного движения.
- Плакаты с изображением дорожных ситуаций и знаков.
- Макеты дорожных знаков и улицы города.
- Авто городок.
- Ситуативные картинки, дидактические настольно-печатные игры.
- Дидактический материал для разыгрывания различных дорожных ситуаций
Ожидаемые результаты
Образовательные:
- - овладение базовыми правилами поведения на дороге;
- - анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации;
- - формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
- - развитие творческих способностей;
- - формирование устойчивого познавательного интереса.
- Воспитательные:
- - формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;
- - привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
- Социальные:
- - формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;
- развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.
Перспективный план работы кружка
«Зеленый огонек»
на 2024 - 2025 учебный год
Месяц | Тема и цели | Работа с родителями | |
Совместная деятельность | прогулки (экскурсии) | ||
октябрь | 1.«Кто есть кто на дороге». цель: расширять знания детей о том, что каждый человек может быть участником дорожного движения в качестве пешехода, водителя, пассажира и при этом обязан выполнять определённые правила. | ||
2. «Как появились правила дорожного движения». Цель: познакомить детей с историей правил дорожного движения, объяснить, почему необходимо их выполнять. | Анкета «Изучение отношения родителей к необходимости обучения детей правилам дорожного движения». | ||
3.«Путешествие по улице» Цель: Расширить знания детей об улице, уметь находить сходства и различия между улицей и дорогой. Воспитывать навыки правильного поведения на улице. | «Знакомство с улицей и дорогой». Цели: расширять представления детей об улице (дома на улице имеют разное назначение: в одних живут люди, в других находятся учреждения — магазины, школа, почта и т.д.; машины движутся по проезжей части улицы; движение машин может быть односторонним и двусторонним; проезжая часть улицы при двустороннем движении может разделяться линией.) Познакомить детей с некоторыми правилами передвижения пешеходов по улице, с понятиями: «пешеход», «переход». | ||
4. «Как устроен светофор» Цель: познакомить детей с историей появления светофора, объяснить, почему были выбраны определённые цвета, рассказать какие бывают светофоры. | Памятка для родителей по правилам дорожного движения. | ||
ноябрь | 1.Просмотр мультфильма по пдд «Тетушка Сова» Цели: закрепить знания детей о ПДД, развивать логическое мышление, память, связную и диалогическую речь; формировать умение делать вывод из просмотренного мультфильма; формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам; воспитывать уважение друг к другу и к собственному здоровью. | ||
2. Чтение рассказа И. Серякова «Улица, где все спешат». Цель: расширять у детей представления о безопасном поведении на улицах города; закреплять знания детей о правилах дорожного движения и о назначении дорожных знаков». | Памятка родителям «Знай и выполняй правила уличного движения». | ||
3.Разучивание стихов по ПДД. | Тест для родителей «Грамотный пешеход». | ||
4. Дидактические игры по обучению детей ПДД. «Цветные автомобили». Цель: упражнять детей в умении реагировать на цвет, развиваем внимание, закрепляем Правила дорожного движения. «Светофор». Цель: закреплять представление детей о назначении светофора, о его сигналах. «Часы». Цель: Способствовать умению различать дорожные знаки; закреплять знания детей о предупреждающих и запрещающих знаках; воспитывать внимание, навыки осознанного использования знаний правил дорожного движения в повседневной жизни. | |||
декабрь | 1.Праздник по ПДД в детском саду "Красный, желтый, зеленый .Выступление агитбригады. | Папка - передвижка «Рекомендации непослушным родителям». | |
2. «Наш новый друг». Цели: расширять представления детей об улице, о ее частях (тротуар, проезжая часть, одностороннее движение, двустороннее); познакомить с понятиями “переход”, “перекресток”; активизировать слова: проезжая, переход, перекресток; воспитывать у детей желание приходить на помощь другим. | «Наблюдение за работой сотрудника ГАИ». Цель. Уточнить знание детей о работе сотрудника ГАИ, объяснить значение его жестов; воспитывать внимание, сосредоточенность, умение ориентироваться на сигналы регулировщика. | ||
3.«Дорожные знаки». Цели: - расширять знания детей о дорожных знаках и их назначениях; - закреплять знания детей о правилах дорожного движения, перехода через улицу, поведения на дороге; - формировать у детей навыки осторожного поведения на улице. | Памятки для родителей по ПДД. «Обучение детей наблюдательности на улице». | ||
4. «Транспорт нашей станицы» Цель: Продолжать знакомить детей с особенностями передвижения всех видов общественного транспорта и правилами поведения в нем; закрепить представления о таких дорожных знаках, как «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума». | Консультация «Читаем вместе с детьми». | ||
5. «Загадки». Цели: - закреплять знания детей о видах транспорта через художественное слово; - развивать у детей смекалку и сообразительность; - воспитывать внимание, терпение при отгадывании загадок. | Родительское собрание «Научи ребенка правильно вести себя на дорогах». | ||
январь | 1. «Дорожные знаки». Цель: - формирование представлений детей о дорожных знаках. Задачи: - расширить и закрепить знания детей о сигналах светофора и правилах дорожного движения; - познакомить детей с дорожными знаками: – указательные («Пешеходный переход»; «Подземный пешеходный переход»), – запрещающие («Движение пешеходов запрещено»; «Движение на велосипедах запрещено»), – знаки сервиса («Больница»; «Пункт питания»; «Автозаправка»); - закрепить полученные знания о дорожных знаках через дидактическую игру «Собери знак» и рисование дорожных знаков; - воспитывать культуру поведения на улице, вырабатывая потребность в соблюдении правил дорожного движения. | ||
2. «Общие правила поведения пассажиров». Цель:- развивать умение детей правилам поведения в автобусе, троллейбусе и метро. | |||
3. «Занятие - тренинг» Цель: формировать у ребенка способность регулировать процессы возбуждения и торможения, умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную и наоборот; развивать произвольное внимание, обучение умению самостоятельно решать проблемы; формировать у ребенка способность прогнозировать развитие событий и последствий в условиях нарушений транспортно-дорожного режим. | |||
февраль | 1. Сюжетно - ролевые игры. «Найди нужный знак». Цель: продолжать закреплять знания дорожных знаков, средства регулирования дорожного движения. «Учим дорожные знаки». Цель: продолжать закреплять знания детей о дорожных знаках, светофоре. «Правила дорожного движения». Цели: закрепить основы дорожной грамоты; познакомить с основными дорожными знаками, их классификацией, назначением; способствовать развитию внимания, памяти, мышления. | "К остановке пассажирского транспорта" Цели: | |
2. Беседа «Пора не пора – не ходи со двора» Цели: разъяснить детям, что у дорог играть нельзя; учить использовать знания правил дорожного движения при передвижении без взрослого; развивать у детей ориентировку в окружающем и умение наблюдать за движением машин по проезжей части города и во дворе. | |||
3. «Безопасный перекрёсток». Цели: расширять представления детей о движении транспорта на перекрёстке; дать представление о «регулируемом перекрёстке» и о работе регулировщика; продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью четырёхцветного светофора. | |||
4. «Опасности зимней дороги» Цель: Систематизировать представления детей о способах и особенностях передвижения человека и автотранспорта по зимней, скользкой дороге в зимнее время. | |||
март | 1. «Поведение в транспорте» Цель: Закрепить правила поведения в транспорте и обязанности пассажиров. Знание мест ожидания пассажирского транспорта. Учить детей давать оценку действий пассажира в опасных дорожных ситуациях. | Целевая прогулка «Правила поведения на дороге». Цели: - познакомить детей с основными правилами поведения на улице; - закрепить знания о ПДД; - воспитывать у детей внимательность. | |
2.Сюжетно-ролевые игры. «Путешествие на транспорте». Цель: закреплять у детей навыки правильного поведения в транспорте. «Автобусный парк». Цель игры: закрепить знания детей об автобусе, об особенностях управления автобусом, о том, каким должен быть водитель автобуса. Авто ремонт». Цели: закреплять у детей представления о транспорте, об особенностях его устройства, и передвижения; учить детей находить правильные решения из сложившейся ситуации | |||
3. Муниципальный конкурс, Областной конкурс « Засветись в темноте и стань заметней на дороге» Цели: - организовать развлечение при работе с детьми; - закрепить правила дорожного движения. | Встреча с инспектором ГИБДД. | ||
4.Показ презентации «Инструкция по ПДД» Цель: расширять знания детей о пассажирском транспорте; о том, что автобусы, троллейбусы останавливаются на специальных остановках около тротуаров, трамвай останавливается на середине улицы; познакомить с правилами поведения при ожидании транспорта. | «Наблюдение за движением машин И работой водителя». Цели: | ||
апрель | 1. Дидактическая игра «Юный инспектор Д.Д» Цель: закрепление умений детей пользоваться правилами Д.Д. для переходов. | ||
2. Выполнение задания (устно) «Научи Славика вести себя на дороге». Цель: учить детей предвидеть опасность, возникающую на улице и стараться её избегать, вспомнить ПДД по картинкам. | |||
3. Чтение книги А. Иванова « Как неразлучные друзья дорогу переходили» Цель: на примере сказочных героев закреплять правила поведения на улице: умение предвидеть и избегать опасных ситуаций. | |||
4.«Перекрёсток» Цель: закрепить виды перекрёстков, правила их перехода. Разъяснить детям правила дорожной безопасности в условиях плохой погоды (дождь, туман, гололёд, морозная погода, оттепель). Учить оценивать окружающую дорожную обстановку через зрение, органы слуха. Воспитывать культуру движения пешеходов. | Целевая прогулка «Правила дорожного движения». Цель: расширять знания детей о правилах поведения на улице. | ||
1.«Велосипед» Цель: Познакомить детей с историей создания велосипеда. Расширить знания детей о средствах передвижения. Уточнить правила безопасности велосипедиста. Воспитывать желание соблюдать правила безопасности | Рекомендации «Произведения о правилах дорожного движения». | ||
2.Отгадывание загадок по ПДД. Цель: развивать логику, закрепить понятия: светофор, транспорт, переход, зебра и т.д. | Родительское собрание «Профилактика дорожно - транспортного травматизма в семье». | ||
3.Коллективная лепка из пластилина « Участники Дорожного движения». Цель: прививать чувство удовлетворенности от коллективного труда, закреплять знания детей о безопасном поведении на улице, на дороге, развивать воображение, мелкую моторику. | |||
4. «Правила поведения на улице» Цель: Закрепить правила поведения на улице. Научить соблюдать правила безопасного поведения при самостоятельном движении по дороге. Убеждать детей в необходимости вырабатывать положительные привычки по выполнению правил безопасного поведения на дороге. | |||
5. Выступление агитбригады. Сценарий театрализованного представления. Цель: формирование у детей основных навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города. Задачи: закреплять у детей понятия о правилах дорожного движения (о дорожных знаках и сигналах светофора). |
Литература:
«Безопасность» (методические рекомендации для детей старшего дошкольного возраста), Н.Н.Авдеева.
Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. Под редакцией Е.А.Романовой, А.Б. Малюшкина
2. «Безопасность», (Учебно- методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста), Р.Б. Стеркина.
3. Профилактика детского дорожно- транспортного травматизма (разработки занятий).
4.Формирование культуры безопасного поведения «Азбука безопасности» Н.В. Коломеец.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
зеленый огонек -развлечение для старших дошкольников по правилам дорожного движения
«Зеленый огонек» - развлечение для старших дошкольников по правилам дорожного движения « ЗЕЛЁНЫЙ ОГОНЁК.(развлечение по правилам дорожного движения). Программное содержание:...
Конспект праздника «Зеленый огонек» с детьми старшей группы в рамках акции «Пристегни ремень»
Конспект праздника «Зеленый огонек» с детьми старшей группы в рамках акции «Пристегни ремень»...
Спортивное развлечение "Зеленый огонек" (для детей старшей и подготовительной группы)
Цель. Организация активного досуга старших дошкольников.Задачи:- закрепить знания правил дорожного движения;- совершенствовать основные виды движений детей;- воспитывать взаимопомощь и взаимовыру...
ТЕМА: «НАКОРМИМ НАШИХ ДРУЗЕЙ ПЕРНАТЫХ» ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «КАПЕЛЬКИ»
ТЕМА: «НАКОРМИМ НАШИХ ДРУЗЕЙ ПЕРНАТЫХ»ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «КАПЕЛЬКИ»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СТАРШЕЙ ГРУППЫ № 12 НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
На основе образовательной программы ДОУ, разработала программу для старшего возраста ТНР....
Рабочая программа образовательной деятельности старшей группы «ВЕЗУНЧИКИ» на 2024-2025 учебный год
Рабочая программаобразовательной деятельностистаршей группы«ВЕЗУНЧИКИ»на 2024-2025 учебный год...
Тематическое планирование в старшей группе «Бабочки» на 2024-2025 учебный год
Тематическое планирование недель в старшей группе на 2024 - 2025 учебный год...