«Использование игровых технологий в дидактических играх при работе с детьми ОВЗ»
материал (подготовительная группа)

Ильящук Татьяна Викторовна

«Использование игровых технологий в дидактических играх

при работе с детьми ОВЗ»

 

Педагогическая технология – это системная совокупность, порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.

Одним из условий повышения эффективности развивающей педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие высших психических функций и становление личности ребенка.

Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность в образовательной деятельности. Предусматривается широкое варьирование организационных форм образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.

Для организации и проведения развивающих мероприятий необходимо знать некоторые особенности дидактического материала.

Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это использование игровых технологий в дидактических играх в работе с детьми ОВЗ помогают поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, позволяет запомнить и закрепить пройденный материал. В результате образовательной деятельности с применением игровых  технологий у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления, речевая и общая инициатива. Все дидактические игры универсальны их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от нашей фантазии и желания работать с детьми интересно.

Интересная и грамотно спланированная игра повышает умственную активность ребенка. Игра - это всего лишь один из методов, и она дает хорошие результаты лишь только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением.

Использование в воспитательном и образовательном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач правильно выстроенных и подобранных для детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_s_detmi_s_ovz.docx21.85 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование игровых технологий в дидактических играх

при работе с детьми ОВЗ»

Педагогическая технология – это системная совокупность, порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.

Одним из условий повышения эффективности развивающей педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие высших психических функций и становление личности ребенка.

Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность в образовательной деятельности. Предусматривается широкое варьирование организационных форм образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.

Для организации и проведения развивающих мероприятий необходимо знать некоторые особенности дидактического материала.

Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это использование игровых технологий в дидактических играх в работе с детьми ОВЗ помогают поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, позволяет запомнить и закрепить пройденный материал. В результате образовательной деятельности с применением игровых  технологий у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления, речевая и общая инициатива. Все дидактические игры универсальны их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от нашей фантазии и желания работать с детьми интересно.

Интересная и грамотно спланированная игра повышает умственную активность ребенка. Игра - это всего лишь один из методов, и она дает хорошие результаты лишь только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением.

Использование в воспитательном и образовательном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач правильно выстроенных и подобранных для детей с ОВЗ.

Предлагаю вам познакомиться с нетрадиционной технологией использования камешков «Марблс» в обучении детей для повышения эффективности процесса речевых нарушений.

Стеклянный камешек  «Марблс»– далекий потомок глиняных камешков, которые многие тысячи лет назад служили игрушками для древних людей. Камешки получили свое название от английского «Марблс» (то есть мраморные). Камешки «Марблс» берут свое начало от развлечений древних римлян и греков.

Современные «Марблс» делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки. Так же мы используем в работе с детьми декоративные камешки для творчества.

Цель использования камешков «Марблс»:

- разнообразие педагогического процесса;

- повышение интереса детей дошкольного возраста к развивающим заданиям;

- развитие мелкой мускулатуры рук;

- активизация познавательной и мыслительной деятельности.

Чтобы достичь цели, были поставлены следующие задачи:

- формировать правильный захват камешка пальцами рук;

- развивать ориентировку на плоскости;

- обогащать словарный запас.

Особое внимание уделяем правилам безопасности:

1.  Объясните ребенку несколько раз, что камешки «Марблс» несъедобны, невкусны и нельзя их брать в рот!!!

2.Проведите ряд опытов и экспериментов для закрепления знаний о стекле и приобретения практического опыта в работе с бьющимися предметами.

3.Постоянно напоминайте ребенку о свойствах стекла, контролируйте. Очень полезно детям играть с новичками или младшими детьми - тут они выступают в роли более знающего о правилах безопасности и закрепляют свои знания.

4.Даже если ребенок старше 3 лет, играть он должен только в присутствии взрослых!!!

5. Не оставляйте наборы в доступном детям месте!!!

Перечень игр с «Марблс» и их описание:

1. Использование камешков «Марблс» при изучении лексических тем

Цель: Закрепление знаний по изучаемой теме и их классификация.

«Заполни картинку камешками»

2. Звуко – буквенный анализ слов.

Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза.

«Звуковой анализ по схеме слова».

3. Составление предложений.

Цель: развитие связной речи, закрепление предложно-падежных конструкций. Сосчитать сколько слов в предложении, выложить камешками схему.

4. Развитие пространственных представлений и предложно-падежных конструкций.

1. «Положи правильно». Педагог дает устные задания типа: Положите красный камешек в центр листа. Синий — в левый верхний угол, зеленый — в правый верхний угол, синий — в правый нижний; зеленый — в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагогом.

2. «Вокруг да около» (работа с предложно-падежными конструкциями)

Педагог даёт задание: «Положи красный камушек на божью коровку (где находится божья коровка? (в середине); синий — над божьей коровкой; положи зелёный под божью коровку и т.д.

5.Развитие грамматического строя речи (словоизменение и словообразование, согласование)

1.«Помоги»

Помоги Мышке, построив дорожку из камешков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом ИК. Например: мячик, столик, огурчик и т. д.

2.«Знакомство с буквой»

Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: камешки «Марблс», карточки с образцами букв для наложения камушков.

3. «Трафареты». Предлагается картинка - образец, как в мозаике, по которому и необходимо собрать свою картинку.

Цель: Закрепление знаний по изучаемой теме и их классификация.

4. «Разноцветные дорожки» Следуя, по дорожке описывай свой путь. Например: «Я иду по зеленой дорожке, которая идет вверх, направо, вверх налево, вверх, направо, вверх». Я иду по красной дорожке. Дорожка идет налево, вверх, налево, вниз, налево, вверх, направо, вверх. Я иду по желтой дорожке. Желтая дорожка идет: вверх, налево, вверх, направо, вниз, направо, вверх, направо.

Последнюю дорожку выложи камушками синего цвета, опиши ее маршрут, используя слова направо, налево, вверх, вниз.

5. "Посчитай и отложи"

Выложить столько камешков на столе, сколько:

- У человека носов?

- Сколько пальцев на одной руке? на двух?

- Сколько ушей у собаки?

- Сколько глаз у кошки?

- Сколько крыльев у птицы?

- Сколько ножек у стола? и т. д.

Игр по использованию камешков Марблс много. А если подключить свою фантазию и желание удивить детей, доставить им истинную радость, то получиться много - много всего интересного!

Так же в своей работе использую твердый фетр и фоамиран при знакомстве и закреплении с разными лексическими темами недели, например: «Зимушка - зима», «Продукты питания», «Народные промыслы» и т.д. Где дети и тактильно познают предметы называя: цвет, форму, счёт, особенности; выполняют разные задания.

Таким образом: При  целенаправленном использовании камешков, фетра или фоамирана в работе с детьми развивается все виды ощущений, повышается мотивация. Игры с данными материалами предоставляют пространство для творчества, у детей лучше развиваются психические процессы, повышается общий уровень познавательного развития. Радостные эмоции повышают работоспособность, снижают утомляемость, это благотворно сказывается на общем состоянии здоровья детей.

Список литературы:

1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 1999.

2. Книга для воспитателей детского сада / О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, А.И. Максаков, Е.М. Струнина, Т.М. Юртайкина; Под ред. О.С. Ушаковой – М.: Изд-во «Совершенство», 2001.

3. Методика развития речи детей дошкольного возраста /О.С., Ушакова, Е.М. Струнина. –М. : Владос, 2004. –288 с

4. Сергеева И. С. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников: методические рекомендации И. С. Сергеева, Ф. С. Гайнуллова.М.: КНОРУС, 2016.- 112 с.

     5. Семихатская С. В. Особенности формирования мелкой моторики пальцев рук при коррекции звукопроизношения у дизартриков // Логопед. 2009. № 6. с. 53.

6. Степанова М. А. Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей // Логопед. 2009. № 7. с. 62

7. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч 1. Первый год обучения (старшая группа) Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, 1993г.- 103 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Поиск наиболее эффективных и оптимальных средств организации и осуществления коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, у которых имеются речевые нарушения....

Отчет по самообразованию «Использование игровых технологий в развивающе — коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

Отчет по самообразованию «Использование игровых технологий в развивающе — коррекционной работе с детьми с ОВЗ»...

Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми имеющими нарушения речи

Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятель­ностью она ис...

План по самообразованию воспитателя первой младшей группы "Использование игровой технологии-камешки Марблс в работе с детьми раннего возраста"

В плане по самообразованию кратко представлена работа педагога на год с родителями и детьми по теме "Использование игровой технологии-камешки Марблс в работе с детьми раннего возраста"...

Использование игровой технологии квест – игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста при ознакомлении с национальным, культурным и историческим наследием страны.

Данный материал предназначен для воспитателей дошкольных учреждений, материал может быть использован при подготовке квеста для воспитанников....