«Дидактическая игра - как средство формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)
В настоящее время финансовое образование дошкольников является новым направлением в дошкольной педагогике. В своей работе я уделяю большое внимание этому вопросу. Сделать финансовую грамотность понятной и интересной для воспитанников нам, помогают дидактические игры, в которых задания предлагаются в игровой форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.76 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дидактическая игра - как средство формирования
основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: активное применение в практической деятельности воспитателей ДОУ дидактических игр как средство формирования экономической грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Современные дети принимают активное участие в покупках, ежедневно слышат от взрослых и сверстников такие понятия - деньги, продукты, дорого, дёшево, услуги, экономить и т. д. Именно дошкольный возраст становится самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово - грамотного человека. Уже в ДОУ детей необходимо знакомить с профессиями, учить воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей; формировать представления о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, кредит и т. п.), о доходах (заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран. Воспитанникам ДОУ необходимо освоить взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги», понять, что стоимость продукта зависит от его качества.
В настоящее время финансовое образование дошкольников является новым направлением в дошкольной педагогике. В своей работе я уделяю большое внимание этому вопросу. Сделать финансовую грамотность понятной и интересной для воспитанников нам, помогают дидактические игры, в которых задания предлагаются в игровой форме. Воспитанники моей группы играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все дидактические игры, которые я предлогаю детям, включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет нам, педагогам, интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ финансовых знаний. В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые финансовые знания, умения и навыки. В дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли – продажи, производства и сбыта готовой продукции и др.
Дидактические игры
- «Денежный поток»
Цель игры: развивать у детей представление о деньгах; навыки эффективного управления личными деньгами; интерес к получению и дальнейшему углублению финансовых знаний, что поможет добиться успеха во взрослой жизни.
- «Монополия»
Цель игры: необходимо заработать больше всех денег к тому моменту, когда один из игроков станет банкротом. Чтобы зарабатывать деньги, вам необходимо расставлять свои билетные кассы на секторах аттракционов и продавать билеты (аналог налогов), когда другие игроки оказываются на этих полях.
- «Бюджет моей семьи»
Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета – зарплата, стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры дошкольников; воспитывать уважение к людям труда.
- Игра «Груша-яблоко»
Цель: научить считать деньги и ресурсы.
Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.
Ход игры. Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко.
Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и, если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге.
Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.
- Игра «Размен»
Цель: научить считать деньги.
Необходимые материалы: монеты и купюры разных номиналов.
Количество участников: 1-5.
Ход игры. Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.
- Игра «Предметы труда»
Цель: расширение представлений дошкольников об основных предметах труда людей различных профессий.
Ход.
Игрок должен назвать предметы труда, изображённые на карточке, рассказать о назначении данных предметов, определить, в какой профессии их используют. Дополнительные баллы игрок может получить, если назовёт продукт (результат труда) людей данной профессии. Например, ножницы для стрижки волос, фен для сушки и укладки, расческа для стрижки и укладки, — все эти предметы труда парикмахера. Результат труда парикмахера — красивая причёска, укладка
С целью формирования экономической грамотности дошкольников в семье мы рекомендовали родителям воспитанников группы игры - практики:
- «Мини-банк»
Цель: показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем – потом тратим».
Предложите ребенку создать свой «мини-банк». Пусть он отвечает за сбор и хранение мелочи. Предложите напоминать всем членам семьи, чтобы они «сдавали монеты в банк», освобождая от них карманы. Далее предложите обсудить, на какое семейное дело собираются данные монеты в «мини-банке» – например, на покупку соковыжималки или настольной игры. Это должно быть что-то для общего пользования, чтобы ребенок чувствовал гордость за подготовку такой важной для семьи покупки. Затем вы можете рассказать ребенку, что банки зарабатывают проценты на хранении денег, и договориться о том, что какой-то небольшой процент от имеющихся в «мини-банке» денег будет отдаваться ему лично за работу банкиром – например, 3% или 5%
- «Совместные покупки»
Цель: показать принципы финансового планирования и разумных покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности.
- Регулярно совершайте совместные походы в магазин. Дайте ребенку возможность самому выбирать товар из вашего списка. Предложите ребенку подсчитывать на калькуляторе стоимость всех товаров, которые вы складываете в корзину, а также проверять срок хранения продуктов на упаковках. Обсудите, почему стоимость похожих товаров отличается: из-за величины упаковки, например, или она разная у каждого из производителей. Предложите ребенку найти конкретный товар на полке и довезти его до кассы, затем выгрузить на ленту, после чего сложить в пакет.
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод: что создание условий и игровая деятельность положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. Педагог должен подбирать дидактические игры в соответствии с возрастными особенностями, потребностями, возможностями детей дошкольного возраста.
Таким образом, использование дидактической игры для развития финансовой грамотности у дошкольников является эффективным педагогическим средством, обеспечивающим формирование представлений об основных экономических категориях, а также делающим данный процесс интересным и увлекательным
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/06/picture-1215925-1580987939.jpg)
Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/16/picture-315746-1381907003.jpg)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/02/picture-794715-1464868933.jpg)
Дидактическая игра как средство формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Представлены вашему вниманию дидактические игры, по пособию Павловой, для старшего дошкольного возраста по формированию основ экологической культуры. Игры можно использовать как предварительную работу...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/13/picture-1337570-1623596516.jpg)
Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Предлагаемые дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности разработаны для детей старшей группы (5 – 6 лет) и детей подготовительной к школе группы (6 – 7 лет). В игры мо...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/20/picture-1316780-1613834799.jpg)
Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности...
Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район Познавательный проектпо фор...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/05/picture-1441404-1670224661.jpg)
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «МАГАЗИН «ПРОДУКТЫ» ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Разработка содержит конспект дидактической игры "Магазин "Продукты" по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников....