Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)
Предлагаемые дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности разработаны для детей старшей группы (5 – 6 лет) и детей подготовительной к школе группы (6 – 7 лет). В игры можно играть как с одним ребенком, так и с несколькими детьми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Методические рекомендации.
Предлагаемые дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности разработаны для детей старшей группы (5 – 6 лет) и детей подготовительной к школе группы (6 – 7 лет). В игры можно играть как с одним ребенком, так и с несколькими детьми.
Для проведения игр необходимо подготовить карточки (картинки) «Товары», «Деньги», «Список покупок», «Корзинка покупок».
Карточки «Товары».
Карточки «Товары» предлагаю составить из 5 категорий:
- продукты (как полезные, так и вредные), на усмотрение педагога, знакомые детям;
- овощи, фрукты, ягоды;
- игрушки;
- одежда, обувь;
- непродовольственные товары (например: мыло, зубная паста, расческа, карандаши, альбом и прочее).
На каждой карточке товаров с обратной стороны должна быть указана стоимость:
для детей старшей группы от 1 до 10 (цифрой и точками), для детей подготовительной к школе группы от 1 до 20 (цифрами).
Карточки «Деньги».
Карточки «Деньги» предлагаю сделать двух видов: монеты и банкноты: с лицевой стороны цифрами, с обратной стороны точками.
Карточки «Список покупок».
Это карточки с готовыми списками покупок, которые могут состоять из товаров как разных категорий, так и одной категории (например, продукты).
Карточки – игровые поля «Корзинки покупок».
На эти игровые поля, в зависимости от условий игры, выкладываются карточки «Товары».
Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности для детей 5 – 6 лет.
1. «Что продается в магазине?».
Цель – формирование у детей представления о товаре.
Задачи:
1) Познакомить детей с понятием «товар».
2) Сформировать представление о том, что каждый товар имеет свою стоимость.
Ход игры: раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Спросить, чтобы они хотели купить и есть ли у них возможность это сделать (хватит ли у них «денег» на покупку товара).
2. «Давай положим в корзинку…».
Цель – закрепление у детей представления о товаре.
Задачи:
Продолжать формировать у детей представление о товаре.
Учить выбирать товары по необходимости.
Формировать умение соотносить количество имеющихся «денег» со стоимостью «товара».
Ход игры: раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Каждому играющему дать задание, купить в магазине…
- продукты для завтрака,
- подарок на день рождения другу,
- продукты для супа и т.п.
3. «Какой товар лишний?».
Цель – закрепление у детей понятия «товар».
Задачи:
Продолжать формировать у детей представление о товаре.
Учить выбирать товары по необходимости.
Формировать умение соотносить количество имеющихся «денег» со стоимостью «товара».
Ход игры: раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Каждый играющий выбирает то, что хотел бы купить. Предложить каждому ребенку выбрать тот товар, без которого он может обойтись. Почему?
4. «Что забыли положить в корзинку?».
Цель – формирование представления у детей о «категории товара».
Задачи:
Познакомить детей с понятием «категория товара».
Формировать умение добавлять в корзинку товары из заданной категории.
Ход игры: у каждого ребенка игровое поле «Корзинка покупок» с одним или несколькими товарами определенной категории. Предложить детям «купить» еще товар из данной категории. На первом этапе предлагаем «корзинку покупок» с 3-4 товарами. Когда у детей сформируется представление о категории товара, предлагаем «корзинку покупок» с одним товаром.
5. «Все по полочкам».
Цель – закрепление понятия «категория товара».
Задачи:
Закрепить понятие «категория товара».
Формировать умение выкладывать товар на нужные полки («отделы» магазина).
Ход игры: предложить ребенку роль «продавца» и разложить товар по категории. Сначала предлагать карточки с 2-3 категориями товара.
Усложнение: ребенок самостоятельно определяет, какие «отделы» будут в магазине и отбирает нужные карточки.
6. «Путаница».
Цель – закрепление понятия «категория товара».
Задачи:
Закрепить понятие «категория товара».
Формировать умение определять «категорию товара».
Ход игры: пришли в магазин, где все «отделы» перепутались. Детям предлагается исправить ошибки и разложить товары по категориям.
7. «Что угодно для души».
Цель - формирование у детей понятия «потребность» и «полезность» товара.
Задачи:
Помочь детям понять что такое «потребность» и «полезность» товара.
Ход игры: предложить детям из имеющихся картинок положить в корзинку товары, которые захотят купить в магазине:
- сам ребенок, когда он голоден;
- семья, которая ждет гостей;
- мама, выбирающая подарок для дочки;
- папа, желающий купить спортивную одежду для ребенка и т.п.
8. «Что сколько стоит».
Цель – познакомить с понятием «цена».
Задачи:
Дать представление о том, что каждая вещь имеет свою стоимость (или цену). Цена зависит от качества товара, производителя, сезона продажи (зимой овощи и фрукты дороже).
Ход игры: отобрать карточки с товарами, стоимостью до 10 рублей. Покупатель выясняет, сколько стоит товар, а продавец определяет цену каждого товара (либо по числам, либо по точкам, если не знает цифр).
Вариант: выложить на полки товар с одинаковой стоимостью.
9. «Давай поменяемся».
Цель – познакомить детей с понятием «обмен».
Задачи:
Закрепить представление о цене товара.
Дать представление о том, что товары одной ценовой категории могут иметь разную полезность.
Дать представление о том, что стоимость одного товара может быть такой же, как стоимость нескольких других товаров вместе.
Ход игры: раздать детям корзинки и предложить наполнить их товарами разной стоимости (от 1 до 10 руб.). Далее предлагаем поменять ненужный товар (или несколько товаров) на другой (или несколько других), но с условием, что стоимость обмена будет одинакова.
10. «Деньги»
Цель – познакомить с понятием «деньги».
Задачи:
Дать представление о том, что деньги мы используем, чтобы обменять на товар.
Продолжать учить выбирать товар, согласно возможностям (на имеющуюся сумму денег).
Закреплять понятие «потребность» и «полезность».
Ход игры: Ребенок-продавец выкладывает товары по категориям. Дети-покупатели выбирают товары согласно имеющимся деньгам. Продавец проверяет правильность покупки.
Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности для детей 6 – 7 лет.
1. «Нужные покупки»
Цель – закрепить представление детей о деньгах.
Задачи:
Закрепить представление о том, что деньги мы используем, чтобы обменять на товар.
Продолжать учить выбирать товар, согласно возможностям (на имеющуюся сумму денег).
Закрепить представления детей о категориях товаров.
Закреплять понятие «потребность» и «полезность».
Ход игры: Ребенок-продавец выкладывает товары по категориям. Дети-покупатели выбирают товары согласно имеющимся деньгам. Продавец проверяет правильность покупки.
2. «Много - мало».
Цель – познакомить детей с понятием «спрос».
Задачи:
Дать представление детям о том, что такое «спрос».
Закрепить представление о «потребности».
Продолжать формировать умение «приобретать» товары по необходимости и полезности.
Продолжать формировать умение выбирать товар на заданную сумму денег.
Ход игры: предложить ребенку отобрать карточки товаров, которые захочет приобрести:
- семья, состоящая из мамы, дочки и бабушки;
- семья, состоящая из мамы, папы и сына;
- семья, состоящая из папы, мамы, дочки и четырех сыновей;
- семья, живущая на Крайнем Севере;
- семья, живущая на юге и т.п.
3. «Дорого – дешево».
Цель – познакомить с понятиями «дороже/дешевле».
Задачи:
Дать представление детям о том, что товары имеют разную стоимость.
Учить выделять характеристики товаров и выбирать то, что ему нужно.
Закреплять умение классифицировать товары по стоимости (самые дешевые, самые дорогие).
Закрепить умение находить товары дешевле (дороже).
Ход игры:
Предлагая ребенку пары карточек, определить, какой товар дешевле, какой дороже.
Предложить детям выбрать карточки с самыми дешевыми товарами, с самыми дорогими товарами.
Предложить выложить ряд товаров по возрастанию стоимости, от самого дешевого до самого дорогого.
4. «Потребность – возможность».
Цель – дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях.
Задачи:
Дать представление детям о понятии «ресурсы».
Сформировать представления детей о понятии «возможности».
Закреплять умение детей делать покупки на заданную сумму денег.
Ход игры: перед детьми разложены товары с категории «продукты». У детей определенные суммы «денег» на руках. Задание: ждем гостей. Что мы можем купить для угощения на имеющиеся деньги. Разложены товары с категории «игрушки». Задание: Света нас пригласила на день рождение. Какой подарок мы сможем купить на имеющиеся деньги. Задания можно придумывать по своему усмотрению и исходя из интересов детей.
5. «Запланированная покупка».
Цель – сформировать у детей понятие «список покупок».
Задачи:
Учить детей следовать запланированному «списку покупок».
Продолжать формировать умение приобретать товары на заданную сумму денег.
Ход игры: каждому ребенку дается карточка «Список покупок» и предлагается собрать по нему товары в корзинку. Со временем, когда дети научатся действовать в соответствии «списка покупок», для поддержания интереса можно ограничивать время сбора или собирать на скорость (кто быстрее).
6. «Запланированная покупка - 2».
Цель – формировать умение у детей составлять «список покупок».
Задачи:
Учить детей составлять «Список покупок».
Закреплять умение детей следовать составленному «списку покупок».
Продолжать формировать умение приобретать товары на заданную сумму денег.
Ход игры: предлагаем детям составить «список покупок» для определенного события и собрать в корзинку:
- день рождения;
- поездка на пикник;
- приготовление завтрака (обеда, ужина);
- отправляемся в путешествие;
- ждем гостей и т.п.
7. «Что откуда берется?»
Цель – дать детям представление о производстве товаров.
Задачи:
Сформировать представление у детей о том, что такое «производство» товаров.
Закрепить представление о ресурсах.
Ход игры: предложить ребенку карточки с изображением различных продуктов и фруктов. Что можно съесть сразу, а что нужно приготовить? Предложить карточки с изображением вещей. Из чего сделаны? Можно ли самим сделать такое? И т.д.
8. «Бюджет».
Цель – познакомить с понятием «бюджет».
Задачи:
Сформировать представление о том, что такое «бюджет».
Сформировать представление о том, что такое «доход».
Сформировать представление о том, что такое «расход».
Закреплять умение составлять «список покупок» и следовать ему.
Закреплять умение использовать для покупок заданную сумму денег.
Ход игры: выдать каждому ребенку сумму, которую ему нужно будет потратить на определенную цель. Цели могут быть различные – продукты для завтрака, для семейного торжества, подарки друзьям к Новому году и т.д.
8. «Сдача».
Цель – формирование умения делать первичные экономические расчеты.
Задачи:
Учить делать первичные экономические расчеты, определять общую сумму
покупки.
2) Формировать умение давать сдачу.
Закреплять умение классифицировать товар по категориям.
Закреплять умение формировать «список покупок», не превышающий возможностей.
Ход игры: у каждого ребенка определенная сумма «денег». Каждый ребенок
составляет «список покупок» и отправляется в магазин. При покупке товаров
определяет общую сумму. Ребенок-продавец дает сдачу, ребенок-покупатель
проверяет ее.
Усложнение: когда дети освоят первичные экономические расчеты, предложить
вариант выдачи чека. Ребенок-продавец, обозначая символами или начальными
буквами купленный товар и его стоимость, а потом и общую сумму, прописывает
чек.
10. «Надо» и «хочу».
Цель – формирование умения у детей разделять реальные потребности и свои желания.
Задачи:
Закрепить умение определять реальные потребности в приобретении определенных товаров.
Сформировать представление о том¸ что желание и реальная потребность не совпадают.
Дать детям представление о том, что на товары, которые хочется приобрести, но без которых мы можем обойтись, можно откладывать, «копить».
Ход игры: ребенку предлагаются карточки, которые необходимо разделить на две категории «надо» и «хочу». Обсудите выбор ребенка, расскажите, как товары из одной категории переходят в другую в зависимости от возможностей (например, любая новая одежда переходит в категорию «хочу», если старая еще по размеру и в хорошем состоянии).
11. «Осознанный выбор».
Цель – формирование умения приобретать товар согласно желанию, потребностям и возможностям.
Задачи:
Учить детей подходить к выбору покупок осознанно – взвешивая все «за» и «против», верно определяя товар в категорию «надо» или «хочу», а также учитывая ограничения бюджета (возможности).
Ход игры: каждый ребенок выбирает 3 – 4 карточки товаров, которые он хотел бы купить. Затем вытаскивает наугад одну карточку денег. На какую покупку их хватит?
Усложнение 1: дать ребенку деньги, придумать свой список покупок (обязательно рассказав, почему надо купить именно эти товары) и предложить на оставшуюся сумму купить то, что ему хочется.
Усложнение 2: придумать ситуацию по образцу ниже и обсудить с детьми, как правильно поступить.
«У мамы есть 15 рублей. Ей нужно купить продукты (картофель, рыбу, огурцы, помидоры, хлеб). Ее маленькая дочка просит купить мишку. А еще ее дочка идет завтра на день рождения и ей нужно купить подарок. Какой подарок им купить на оставшуюся сумму? Какой подарок они смогут купить, если дочка откажется от покупки своей игрушки или выберет что-то другое?»
Игра 1. «Размен»
В магазине дети видят, как вы достаёте деньги из кошелька. А смогут ли они сами набрать нужную сумму? Первая игра научит ребёнка различать монеты, разменивать купюры и собирать одну и ту же сумму разными способами.
Как играть
У вас наверняка накопилось много мелочи. Высыпьте её на стол и расскажите ребёнку, какие бывают монетки. Дайте их рассмотреть, сравнить размер, вес, цвет, толщину.
То же самое проделайте с купюрами.
Объясните, что деньги — это конструктор. Мы собираем из них сумму, которую отдаём в магазине за покупки. Покажите ребёнку, как это работает: например, соберите 10 рублей из монет несколькими разными способами (из монет по 1 рублю, по 2 рубля, по 5 рублей и т.д. — комбинации могут быть разными).
А теперь предложите ребёнку «разменять» ваши деньги. Пусть разменяет вам монетами 10 рублей, 50 рублей, 100 рублей.
Результат
Эта игра научит ребёнка различать и считать деньги. Хотите сделать процесс более захватывающим? Предложите ребёнку собрать разные комбинации одной суммы денег на скорость.
Игра 2. «Магазин»
Теперь ребёнок знает, что любую сумму можно сложить из разных денег. Что делать с этими деньгами? Правильно — ходить в магазин и платить за покупки.
Порепетируйте поход в магазин дома.
Как играть
Как в детстве, только вместо листиков возьмите настоящие монеты и мелкие купюры.
Разложите на столе «товары»: игрушки, продукты из холодильника. К каждому товару прикрепите ценник. Договоритесь, кто будет «продавцом», а кто — «покупателем».
Если «покупатель» — ребёнок, то он должен будет собрать нужную сумму из купюр и монет и отдать вам в обмен на товар. Если сумма вышла больше — пусть дождётся сдачи. Затем поменяйтесь ролями. Теперь задача ребёнка-«продавца» проверить, правильно ли вы дали ему деньги. И если нужно, вернуть сдачу.
Результат
Эта игра учит ребёнка основному принципу товарно-денежных отношений: чтобы приобрести какую-то вещь, нужно за неё заплатить. Продавец получит эти деньги и использует их для развития своего бизнеса — купит новые товары или улучшит те, что продаёт сейчас.
Игра 3. «Квест в супермаркете»
Предыдущие игры научили ребёнка различать деньги по номиналу и платить за покупки. Пора проверить знания на практике.
Как играть
Предложите ребёнку пойти в магазин. Объясните, что в этот раз он будет за главного: ему нужно будет проследить, купили ли вы все запланированные товары, и хватило ли на них денег.
1. Вместе с ребёнком составьте список покупок и приготовьте сумму, которую планируете потратить в магазине.
Совет: пусть список покупок не будет длинным (максимум три-четыре товара), а сумма денег — не очень большой, чтобы ребёнку было проще в ней ориентироваться (двести-триста рублей).
2. Вместе с ребёнком пройдитесь по магазину. Его задача — собрать все товары из списка и уложиться в запланированную сумму. Обратите внимание ребёнка на то, что товары из одной категории (например, молоко) могут стоить по-разному. Цена зависит от имени производителя и от объёма товара.
3. К концу похода по магазину предложите ребёнку купить дорогой товар не из списка — например, коробку со сладостями. Если ребёнок согласится, спросите: а хватит ли у него денег? Денег на всё, разумеется, не хватит. Тогда предложите ему варианты: либо вы отказываетесь от покупки товаров из списка и покупаете коробку сладостей, либо откладываете сладости на потом и идёте на кассу только с теми покупками, которые запланировали заранее.
Пусть выбирает ребёнок.
Результат
В конце этой игры он научится сразу нескольким вещам:
Во-первых, узнает, что перед походом в магазин нужно составлять список покупок. Так проще не нахватать в корзинку лишнего и не растратить все деньги.
Во-вторых, узнает, что одни и те же товары могут стоить по-разному. И необязательно самый дорогой товар — самый лучший.
В-третьих, он узнает, что все покупки делятся на желаемые и необходимые. Коробка сладостей — это желаемая трата. Конфеты — дело вкусное, но если дома ждут молоко и подсолнечное масло, а денег с собой немного — можно обойтись и без конфет. То есть в этом случае коробка сладостей — это желаемая покупка, а молоко и подсолнечное масло — необходимые.
Четвёртый урок ждёт его на кассе. Ребёнку предстоит заплатить за покупки и проверить сдачу, которую даст ему кассир. Предложите ребёнку оставить сдачу себе. Он может потратить её на игрушку или что-то вкусненькое, а может положить в копилку.
Ура, квест пройден. Периодически повторяйте его с ребёнком — так он скорее научится разумно относиться к тратам.
Когда начинать учить детей обращению с деньгами?
«Играть с детьми в финансовые игры можно уже в 5 лет. Хотя, конечно, все дети разные. Есть детки, которые уже с 4-х лет могут читать и считать до 20-ти. И они уже в 4 года попросят вас дать им денег, чтобы самим что-нибудь купить. А дети, которые уже научились писать, самостоятельно составляют список покупок, приобретают товары строго по списку (даже некоторым мамам не позволяют "транжирить", а помогают сэкономить деньги).
По мере взросления ребёнка игры можно усложнять. Можно поиграть в финансового советника, трейдера, банкира. Обязательно водите ребёнка в банки, страховую компанию, налоговую, Пенсионный фонд, брокерскую компанию, риелторскую компанию и даже на биржу (можно ещё посетить музеи денег, сходить к нумизмату и в антикварную лавку). В возрасте 10–12 лет у детей самый большой интерес к деньгам. В это время особенно хорошо поиграть в настольные игры: "Денежный поток для детей", "Денежный поток для взрослых", "Монополия", "Монополия с банковскими картами"».
Автор: Милена Панкова, Валерия Францева, эксперты портала Moneykids.ru
Игры
22
30
Читайте также
Как выбраться из бедности: 15 привычек, от которых нужно избавиться
790 030
Как согласовать перепланировку в квартире
145 880
Разведённые мамы (или папы) получат дополнительные алименты: как это…
48 832
Андрей Мовчан: с 200 000 ₽ лучше не инвестировать
47 081
Вернуться к списку
Инвестиции,
8 ноября
10 020
Правила инвестирования: Тимофей Мартынов, основатель Smart-lab
Тимофей Мартынов работал телеведущим на канале РБК, а в 2010-м году основал самое популярное в России сообщество трейдеров Smart-lab. Для Сравни.ру он рассказал о своих правилах инвестирования.
Самое сложное в торговле на бирже — это найти для этого время. Я — человек занятой. Зарабатываю деньги не трейдингом, а работой в компаниях или ведением бизнеса. Трейдинг был всегда факультативным занятием. Если кто-то рассчитывает зарабатывать деньги на бирже, то этому нужно уделять практически всё своё время.
Я не занимаюсь профессионально анализом акций. В моём портфеле ОФЗ и голубые фишки — российские компании, которые платят дивиденды и, по моему мнению, фундаментально недооценены. Среди них Сургутнефтегаз, Газпром и ФСК ЕЭС.
За последний год стоимость моих ценных бумаг почти не изменилась. Заработать примерно 5% удалось лишь за счёт дивидендов. С 2008 по 2013 годы я занимался спекуляцией фьючерса на индекс РТС. Тогда удавалось зарабатывать тысячи процентов годовых. 2013, 2014 и 2015 годы были убыточными.
Очень большие деньги на бирже можно заработать двумя способами: случайно или закономерно. Большинство людей зарабатывают на бирже именно благодаря стечению обстоятельств, оказавшись в нужном месте в нужное время. Гораздо меньше тех, кто получил большие деньги и не потерял их. Мне кажется, что их 1–2% от тех, кто приходит на биржу. Некоторых я знаю.
Трейдер — это самая нервная профессия. Сложно представить, где ещё может быть такое напряжение. Это вредно для здоровья. Уровень стресса зависит от степени риска и активности торговли. Люди с большими деньгами снимают стресс алкоголем в ночных клубах или походом на стриптиз. Те, у кого денег нет, запираются дома и не хотят никому на глаза показываться. Кто-то идёт в спортзал. У всех по-разному. Если торговать с разумными рисками или не торговать, а именно инвестировать деньги, то это не вызовет серьёзных беспокойств.
Новичкам лучше вкладываться в простые вещи: половину денег в короткие ОФЗ, облигации или депозиты, чтобы иметь свободные деньги на случай, если что-то подешевеет из-за кризиса. А вторую половину — в акции 5–7 компаний, у который не слишком большой уровень долга. Эта комбинация имеет низкую степень риска, убережёт неопытного человека от потерь и позволит ближе познакомиться с ценными бумагами.
Три вещи, которые я бы не советовал новичкам: использовать кредитное плечо, вести активные торги (так быстрее теряются деньги), шортить растущие акции и покупать падающие акции. Не стоить входить в компании, которые обречены — ЮКОС или какое-нибудь «Трансаэро». Они кажутся дешёвыми, но потом рушатся ещё больше.
Инсайд забирает деньги у тех людей, у которых его нет. Но можно делать деньги и не располагая инсайдами, принимая решения на основе общедоступной информации и логики.
Не верю в биткойн. Верю в технологию и возможность криптовалютного мира. Сам биткойн, скорее всего, уйдёт на второй план, и будет какая-то другая технология, название которой мы ещё не знаем.
Заработанные деньги трачу в основном на семью и бизнес, по чуть-чуть на родственников. Не особо экономлю.
Себе 20-летнему я дал бы несколько советов: бросить курить, заниматься программированием, не играть в компьютерные игры и читать в пять раз больше книг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Цель: знакомство воспитанников старших и подготовительных групп с основами финансовой грамотности на доступном уровне с помощью игры...
Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста...
"Картотека дидактических игр по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста".
Мы предлагаем Вам подборку дидактических игр по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. ...
Картотека дидактических игр по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Знакомство воспитанников старших и подготовительных групп с основами финансовой грамотности на доступном уровне с помощью игры...
Картотека дидактических игр по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Картотека дидактических игр по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста...
Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности...