Открытое занятие по экспериментированию для детей подготовительной группы
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Холмикова Марина Сергеевна

Привлечь внимание детей и воспитателей к такому виду деятельности, как экспериментирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_eksper._v_podgotovitelnoy_gruppe.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по экспериментированию для детей

подготовительной группы.

Цель: Привлечь внимание детей и воспитателей к такому виду деятельности, как экспериментирование.

Задачи: Закрепить знания детей о некоторых свойствах воздуха и воды,

продолжать учить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов, рассуждать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения;

Развивать любознательность, память, познавательный интерес.

Воспитывать аккуратность во время опыта, дать детям почувствовать радость открытий.

Технология: «Детское экспериментирование», автор педагогической технологии Бойко Наталья Александровна 

Оборудование и материалы:

столы, белые халаты, одноразовые шапочки, 2 баночки с водой, платочек, ведерко с водой, большая чашка с водой, деревянные, пластмассовые, железные игрушки, полиэтиленовые пакеты, коктельные трубочки, молоко, краситель, моющее средство, соль, сахар, ложечки, влажные салфетки.

Предварительная работа: рассматривание объектов живой ,неживой

природы, знакомство со свойствами воздуха, закрепление знаний о

свойствах воды, о состоянии воды, проведение несложных опытов с водой, воздухом.

Ход НОД

Воспитатель:

Здравствуйте, мои дорогие

И маленькие и большие!

Внимание! Внимание!

Дорогие гости,

Чудеса сейчас придут

Интересно будет тут!

Уважаемые, взрослые, чтобы вам не скучно было сидеть, мы предлагаем вам с нами поиграть.

Эмоциональный настрой:

Вставайте вместе с нами в дружный круг, (все встают в круг)

справа друг и слева друг. Мы друг другу улыбнемся и спиной в круг

повернемся. Раз, два, три, четыре, пять превращаю всех ребят во взрослых, а воспитателей в ребяток. А теперь на три, два, раз - повернемся в круг сейчас.

Воспитатель: Ой, смотрите, кажется, получилось!

Ребята, присаживайтесь на стульчики, а вы, уважаемые взрослые, пройдите сюда. Что-то мне этот стол, баночки, вода и другие предметы напоминают маленькую лабораторию. Значит, вы сейчас не только взрослые, а настоящие?

Дети «взрослые»: Настоящие ученые! (надевают на головы шапочки).

Воспитатель: Ребята, сегодня вы попали в настоящую лабораторию.

А вы, слышали, кто там работает?

Воспитатели «дети»: Там работают ученые.

И я буду вашим научным руководителем

Воспитатель: А, что же делают ученые в лаборатории?

Не знаете? Давайте спросим ученых. Георгий Алексеевич, может, вы сообщите детям, что же делают ученые в лаборатории?

Г.А: Ученые проводят опыты, эксперименты.

Воспитатель: Ребята, а вы, знаете, для чего проводят опыты и эксперименты?

Нет? Давайте спросим другого ученого лаборатории

Дарья Сергеевна, для чего вы проводите опыты и эксперименты?

Д.С.: опыты мы проводим, что бы узнать что-то новое или проверить, или что ни будь придумать и увидеть новое...

Воспитатель: Ребята, а вам бы хотелось сегодня увидеть и узнать что-то интересное? - Да.

Воспитатель: Только для начала коллеги вспомним правила поведения в лаборатории

 Внимательно слушать старшего научного сотрудника

 Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу

 Аккуратно пользоваться емкостью для воды

 Поддерживать порядок на своем рабочем месте

 После каждого опыта делать вывод

Без разрешения запрещается

• вставать с места.

• трогать оборудование и приборы.

• засовывать что-либо в нос, рот, уши.

Воспитатель: ученые хотят разгадать загадки природы. Ребята, а вы любите загадки? Тогда слушайте.

Загадка: Если руки ваши в ваксе, если на нос сели кляксы, кто тогда наш первый друг, снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама ни готовить, ни стирать, без чего мы скажем прямо, человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба, чтобы плыли корабли, чтоб варили кисели, чтобы не было беды – жить нельзя нам без (воды). Правильно.

Воспитатель: А сейчас уважаемые коллеги мы приступаем к экспериментам.

Опыт №1 «Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха» Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода — это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха.

Воспитатель: Возьмите стакан с водой и перелейте ее в другой стакан. Почему вода льется? Вода жидкая или твердая?

Вывод детей: вода жидкая – течет.

Воспитатель: Попробуйте воду на вкус. Есть ли у нее вкус?

Положите в один стакан сахарный песок, в другой – немного соли.

Вывод детей: вода изменилась на вкус: в одном стакане – сладкая, в другом – солѐная

Воспитатель: Опустите ложечки в стаканы с водой. Что увидели в стаканах? Опустите трубочки в стаканы с водой. Почему видны трубочки?

Вывод детей: в стакане с водой ложки и трубочки видны – вода прозрачная.

Опыт №2 «Вода не имеет формы»

Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет формы. Воспитатель: Налейте воду в сосуды разной формы. Имеет ли вода формы?

Вывод: жидкая вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в котором находится.

Опыт2. Ребята, в нашей лаборатории есть разные предметы, многие из них вам знакомы. Сейчас, вы увидите, что может произойти с предметами, если их отпустить в воду. Подойдите и возьмите по одному предмету, положите в тазик. Что вы увидели? – Мяч, уточки и кубики плавают. А сможете назвать из какого материала предметы? Правильно из резины и дерева.

Товарищи ученые объясните ребятам, почему предметы плавают, ведь они из разного материала?

Сергей Васильевич пожалуйста дайте обьяснение

 Вывод: Предметы из дерева и из пластмасса не тонут, а железные предметы тонут.

Воспитатель

Физминутка:

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на стульчик сесть опять.

Сейчас с водой вы увидите настоящие фокусы.

Уважаемые лаборанты, кто из вас желает показать фокус с водой и превратить её в цветную?

3.Фокус с водой. Вода обычная становится разноцветной!

Секрет фокуса: Для проведения фокуса необходимо взять 3 банки с закручивающимися крышками. Внутренняя сторона крышек покрыта акварельной краской (красной, зеленой, синей). В банки заранее наливается вода. Фокусник показывает всем, что вода обыкновенная, затем говорит

слова: Я бутылку подниму и немножко потрясу. Теперь платочек поднимаем, какого цвета вода? Называем..(красная). Ребята, я вижу, Катя так хочет попробовать изменить цвет воды вместе с ученым. Кто из вас товарищи взрослые поможет показать фокус еще раз с Катей.

Воспитатель: Уважаемые научные сотрудники, какой мы сделаем вывод?

-Вода может растворять краску и изменять цвет.

Воспитатель: А сейчас я хочу вам загадать загадку ,и вы узнаете о чем пойдет речь

Окружает нас всегда,

Мы им дышим без труда.

Он без запаха, без цвета.

Угадайте, что же это?

Опыт4. Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нѐм?

Дети: Он пуст.

Смотрите, какой он тоненький. Теперь вы наберите в пакет воздух, вот так и закрутите пакет. Каких размеров стал пакет? Что в пакете? Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всѐ место в мешке. Теперь разожмите пакет и выпустите из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нѐм нет воздуха.

Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать.

Воспитатель: И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.

Уважаемые работники лаборатории, а как еще можно обнаружить воздух?

Ученые :с помощью трубочки для коктейля

Опыт 4.Обнаружение воздуха с помощью трубочки для коктейля и стаканчика с водой.
Давайте подуем через трубочку в стакан с водой. Как здорово у вас получилось. Что случилось с водой в стакане, почему она забурлила?
(из трубочки выходил воздух). А откуда воздух появился в трубочке?
(ответы детей).
 Вывод: сначала мы вдыхаем воздух через нос, он попадает нам в легкие, затем мы его выдыхаем в трубочку и получаются пузырьки. Мы с вами дышим, а значит, воздух есть внутри нас.

Воспитатель: Дети, а вы можете обойтись без воздуха? (Дети говорят свои мнения).

Воспитатель: А давай проверим! Закройте ротик, а носиком не дышать!

Опыт 5. «Не дышу»

Ставит песочные часы, а ребята зажимают нос и стараются не дышать

Воспитатель: Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты

Вывод: Без воздуха человек не может жить

А теперь предлагаю всем встать и немного поиграть.

Игра "Бывает - не бывает".

Дети и ученые становятся по кругу, воспитатель задает вопросы, а дети и взрослые отвечают, если «Бывает»-то делают хлопок в ладоши и говорят

«да», если «не бывает»- то качают головой и говорят «нет».

•Воздух бывает теплый? (Да).

• Воздух бывает чистый? (да).

• Воздух бывает пушистый? (Нет).

• Воздух бывает легкий? (да).

• Воздух бывает грязный? (да).

• Воздух бывает сердитый? (Нет).

. Воздух прозрачный? (да)

Воспитатель: Молодцы и «взрослые - ученые» и ребята, все ответили правильно.

Воспитатель: посмотрите «взрослые», как рады «дети», значит, не зря они сегодня попали в нашу лабораторию. Вижу, что вам «взрослым – ученым» тоже захотелось стать детьми…

Воспитатель: Ребята, наши «ученые – взрослые» тоже захотели стать детьми и хотят тоже увидеть что - ни будь интересное…

Давайте снова встанем в круг. (все встают в круг)

Справа друг и слева друг. Мы друг другу улыбнемся и спиной в круг

повернемся. Раз, два, три, четыре, пять превращаю всех ребят во взрослых- воспитателей, а ученых- в ребят. А теперь на три, два, раз - повернемся в круг сейчас.

Воспитатель: Ой, смотрите, кажется, опять все получилось! Ребята,

присаживайтесь на стульчики и вы уважаемые взрослые тоже

Воспитатель: Ребята, в лаборатории я увидела, что вы можете вести себя как взрослые: объяснять, играть и даже проводить опыты, соблюдая правила. Но мне показалось, что вам захотелось снова стать детьми. Ведь дети хотят все знать и им интересно все новое. Согласны? Я для вас сегодня приготовила интересный опыт. Вы готовы увидеть, что-то новое и интересное?

Дети: Да. Готовы.

Воспитатель: Попробуйте отгадать загадку и тогда догадаетесь, что нам понадобиться для опыта.

Загадка:

От него — здоровье, сила

И румянец щёк всегда.

Белое, а не белила,

Жидкое, а не вода.

Дети : Молоко.

Опыт 6.: Налить молоко в тарелку, добавить несколько капель красителей. Потом надо взять ватную палочку, окунуть в моющее средство и коснуться палочкой в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет двигаться, а цвета — перемешиваться.

Объяснение: Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение.

Воспитатель: Ребята, вам интересно было наблюдать, что происходит?

Дети: Очень интересно.

Ребята, вам сегодня понравилось наша деятельность? А что вам показалось самым интересным? А вам, уважаемые воспитатели?

Воспитатель: Ну, что ж до новых встреч и новых открытий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие " Бравые солдаты" для детей подготовительной группы

Тема: «Бравые солдаты»Образовательная область: «Познавательное развитие»; формировать пространственное представлениеПедагогическая цель: закрепить умения работать с планом, компасом, способствов...

Открытое занятие " Бравые солдаты" для детей подготовительной группы

Тема: «Бравые солдаты»Образовательная область: «Познавательное развитие»; формировать пространственное представлениеПедагогическая цель: закрепить умения работать с планом, компасом, способствов...

Открытое занятие по ФЭМП для детей подготовительной группы

Занятие по ФЭМПв подготовительной к школе группена тему «Число 7. Цифра 7»Цель: активизировать мыслительную деятельность, формировать интеллектуальные способности ( память, логическое мышление),-закре...

Конспект открытого занятия по ОБЖ для детей подготовительной группы

Данное занятие разработано для детей подготовительной группы....

Конспект открытого занятия по рисованию для детей подготовительной группы " Золотой петушок в сказке А.С Пушкина" 2017 г.

Создать условия для изображения детьми сказочного петуха по мотивам литературного произведения.Чтение «Сказки о золотом петушке» А.С. Пушкина и рассматривание иллюстраций к сказке.Беседа о сказочных п...