Речевая готовность ребёнка к школе
консультация
Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_gotovnost_rebenka_k_shkole.docx | 16.65 КБ |
Предварительный просмотр:
«Речевая готовность ребенка к школе»
Наиболее значимым для ребенка 7-ми лет является переход в новый социальный
статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной
существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Качество учебной деятельности
будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в
дошкольном периоде:
хорошее физическое развитие ребенка;
развитый физический слух;
развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;
нормальное функционирование ЦНС;
владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время,
счетные операции);
произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;
познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;
коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе,
сотрудничеству, взаимопомощи.
На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться
новые, необходимые для обучения качества. Готовность к школьному обучению
формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как
включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и
уровень развития обобщающей деятельности мышления.
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию,
памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т.е.
осознание им общественной значимости его новой деятельности.
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению
ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.
1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным,
четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
2. Сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать,
дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение
выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков
типа ауи; анализ обратного слога гласный - согласный типа ап; слышать и выделять
первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно
употреблять термины - «звук», «слог», «слово», «предложение». Звуки гласный,
согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой
слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.
4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно
употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова
в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая,
меховой; образовывать прилагательные от существительных.
5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться
развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить
простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения
второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением,
самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным
словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание.
Составлять самостоятельно рассказ-описание.
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексикограмматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ
общеобразовательной школы.
Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически
четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в
школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в
дошкольных учреждениях и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в
общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы,
договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка
затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его
характер. К 6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей
речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми,
раздражительными.
Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному
общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не
испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг
связей ребенка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо
понимали и сверстники и взрослые. Еще острее встает вопрос о значении фонетически
правильной речи при поступлении в школу, когда ребенку нужно отвечать и задавать
вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются
очень скоро). Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и
слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как
говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь
по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими
дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и
дислексии (нарушения чтения).
Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов
произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты
речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети
правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок,
связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих
практически нет.
Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение,
фонематические процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по
звучанию или артикуляции (шипящих - свистящих; звонких - глухих; твердых - мягких, р
- л). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают
смыслоразличительного значения этих звуков в словах (бочка - почка). Такой уровень
недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и
синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта
(дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме).
У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться
недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее
недоразвитие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к
стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам.
У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них
наблюдается ярко выраженная недостаточность фонематических процессов, их словарь
ограничен, грамматическое оформление устных высказываний изобилует
специфическими ошибками; самостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой
тематики характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью.
Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении
грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны
разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.
Основная задача родителей - вовремя обратить внимание на различные нарушения
устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы,
предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной
школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая готовность ребёнка к школе
Консультация для родителей...
"Что такое речевая готовность ребёнка к школе?"
консультация для родителей подглтовительной группы...
Что такое речевая готовность ребёнка к школе?
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения....
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?...
Речевая готовность ребёнка к школе.
Дается понятие "речевая готовность к школе", раскрываются компоненты речи, которые должны быть сформированы у будущего первоклассника....
Консультация "Год до школы! Речевая готовность ребёнка к школе"
Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т. е. осознание им общественной значимости его ново...
Школа для родителей будущих первоклассников (семинар «Речевая готовность ребёнка к школе» с показом открытого мероприятия – развлечения для родителей детей 6-7 лет «Путешествие в город звуков и слов»)
Школа для родителей будущих первоклассников(семинар «Речевая готовность ребёнка к школе» с показом открытого мероприятия – развлечения для родителей детей 6-7 лет «Путешествие ...