Речевая готовность ребёнка к школе
консультация

Косенко Надежда Владимировна

Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_gotovnost_rebenka_k_shkole.docx16.65 КБ

Предварительный просмотр:

«Речевая готовность ребенка к школе»

Наиболее значимым для ребенка 7-ми лет является переход в новый социальный

статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной

существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Качество учебной деятельности

будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в

дошкольном периоде:

 хорошее физическое развитие ребенка;

 развитый физический слух;

 развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;

 нормальное функционирование ЦНС;

 владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время,

счетные операции);

 произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;

 познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;

 коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе,

сотрудничеству, взаимопомощи.

На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться

новые, необходимые для обучения качества. Готовность к школьному обучению

формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как

включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и

уровень развития обобщающей деятельности мышления.

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию,

памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т.е.

осознание им общественной значимости его новой деятельности.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению

ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным,

четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать,

дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение

выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков

типа ауи; анализ обратного слога гласный - согласный типа ап; слышать и выделять

первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно

употреблять термины - «звук», «слог», «слово», «предложение». Звуки гласный,

согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой

слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно

употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова

в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая,

меховой; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться

развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить

простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения

второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением,

самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным

словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание.

Составлять самостоятельно рассказ-описание.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексикограмматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ

общеобразовательной школы.

Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически

четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в

школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в

дошкольных учреждениях и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в

общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы,

договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка

затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его

характер. К 6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей

речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми,

раздражительными.

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному

общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не

испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг

связей ребенка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо

понимали и сверстники и взрослые. Еще острее встает вопрос о значении фонетически

правильной речи при поступлении в школу, когда ребенку нужно отвечать и задавать

вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются

очень скоро). Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и

слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как

говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь

по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими

дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и

дислексии (нарушения чтения).

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов

произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты

речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети

правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок,

связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих

практически нет.

Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение,

фонематические процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по

звучанию или артикуляции (шипящих - свистящих; звонких - глухих; твердых - мягких, р

- л). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают

смыслоразличительного значения этих звуков в словах (бочка - почка). Такой уровень

недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и

синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта

(дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме).

У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться

недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее

недоразвитие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к

стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам.

У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них

наблюдается ярко выраженная недостаточность фонематических процессов, их словарь

ограничен, грамматическое оформление устных высказываний изобилует

специфическими ошибками; самостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой

тематики характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью.

Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении

грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны

разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Основная задача родителей - вовремя обратить внимание на различные нарушения

устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы,

предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной

школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая готовность ребёнка к школе

Консультация для родителей...

"Что такое речевая готовность ребёнка к школе?"

консультация для родителей подглтовительной группы...

Что такое речевая готовность ребёнка к школе?

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения....

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?...

Речевая готовность ребёнка к школе.

Дается понятие "речевая готовность к школе", раскрываются  компоненты речи, которые  должны быть сформированы у будущего первоклассника....

Консультация "Год до школы! Речевая готовность ребёнка к школе"

Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т. е. осознание им общественной значимости его ново...

Школа для родителей будущих первоклассников (семинар «Речевая готовность ребёнка к школе» с показом открытого мероприятия – развлечения для родителей детей 6-7 лет «Путешествие в город звуков и слов»)

Школа для родителей будущих первоклассников(семинар «Речевая готовность ребёнка к школе» с показом открытого мероприятия – развлечения для родителей детей 6-7 лет «Путешествие ...