Проект для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет Тема: "Осень родного края"
методическая разработка (старшая группа)
Тип проекта: Групповой, познавательно-исследовательский, творческий, игровой.
Сроки реализации: сентябрь-ноябрь
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2.docx | 31.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет
Тема: "Осень родного края"
Юдина С.С.- воспитатель
МАДОУ МО г. Краснодара
«Детский сад № 216»
Тип проекта: Групповой, познавательно-исследовательский, творческий, игровой.
Сроки реализации: сентябрь-ноябрь
Участники проекта: Воспитатели и дети старшей группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Актуальность проекта:
Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Одно из определений любознательности в «Словаре по общественным наукам» звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать это «активный интерес».
Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через прямой контакт ребенка с природой.
Интересные для наблюдений природные объекты изучать лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания.
Цель:
расширять и систематизировать знания детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.
Задачи:
• углубить представления об изменениях в природе осенью;
• развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
• привлечь внимания к окружающим природным объектам;
• развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
• пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Птицы»;
• расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период;
• воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
Этапы реализации проекта
1. Предварительный.
- Выбор темы проекта;
- Определение цели и задач проекта;
- Составление плана работы;
- Изучение методической литературы;
- Подготовка оборудования, материалов;
- Предварительная работа с родителями.
2. Основной этап (практический).
План реализации проекта.
Содержание деятельности по образовательным областям:
Познавательное развитие.
-НОД «Осенняя прогулка», «Что нам осень принесла», «Осень в лесу», «Перелетные и зимующие птицы»
-цикл наблюдений «Изучаем жизнь природы осенью»;
-экскурсия по территории ДОУ( «Деревья и кустарники нашего детского сада»,
«Ищем приметы осени», «Соберем листья для гербария» и др.);
-экспериментальная деятельность с осенними листьями;
-экспериментальная деятельность «Красящие и косметические свойства овощей и фруктов»
-Беседа по ОБЖ: «Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?», «Как вести себя у водоёмов поздней осенью?», «Съедобные и несъедобные грибы».
-Настольно – печатные игры: «Времена года» «Кто где живёт?», «С какой ветки детки?», «Что лишнее?» и др.
Речевое развитие.
А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»,И. А. Бунин «Лес, точно терем расписной…»,
К. Бальмонт «Осень» ,А. Майков «Осенние листья» ,Е. Трутнева «Листопад», «Улетает лето»,
Ю. Тувим "Овощи", А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…» ,
И. Соколов- Микитов «Листопадничек », М. Пришвин «Птицы и листья», К. Чашева «Деревья спят», К. Ушинского «Четыре желания».
-загадки, пословицы, поговорки;
-составление рассказов об осени из личного опыта и по картинам и иллюстрациям;
Социально-коммуникативное развитие.
-Сюжетно-ролевые игры: «На прогулке в осеннем лесу», «Овощной магазин», «Магазин цветов», «Семья»
-Дидактические игры: «Кто больше знает примет осени?», «Какой сок, варенье?», «Хлопай в ладоши» , «Какая бывает осень?», «Угадай, что где растет?», «Осенние слова», «Найди дерево по описанию», «Найди пару», «Зимние запасы», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Что растёт на грядке?»;
-Беседы: «То, что растет живое», «Сколько красок у осени?», «Золотая осень», «Овощи», «Фрукты», «Цветы осенью», «Ягоды», «Грибы», Осенний лес», «Поздняя осень», «Животный и растительный мир осеннего леса», «Жизнь природы осенью», «Как заполнять календарь природы?», «Овощи и фрукты на нашем столе», «Труд людей осенью» и др.;
Художественно-эстетическое развитие.
-Рисование нетрадиционными способами: «Деревья в лесу»(ватными палочками),
«Разноцветный лес» (штампование губкой) ;
НОД «Осенний лес» (коллективная аппликация) ;
-Лепка «Овощи и фрукты для магазина», «Грибная полянка»
-Рассматривание репродукций картин:
И. С. Остроухов «Золотая осень»,
И. И. Левитан «Золотая осень», «Поздняя осень»
И. Шишкин «Осень», «Осень в лесу»
П. М.Гричишкина «Мостик в лесу»
-Прослушивание музыкальных произведений:
П. Чайковский «Времена года», А. Вивальди «Времена года», песни об осени.
-Музыкально – дидактическая игра: «Узнай песенку»
Физическое развитие.
Пальчиковая гимнастка «Вышел дождик погулять», «Листочки»;
физкультминутка «Мы – осенние листочки», «Ветерок»;
дыхательная гимнастика «Ветерок»;
хороводная игра «К нам осень пришла», «Собираем урожай».
подвижные игры «У медведя во бору», «Совушка», «Перелет птиц», «Раз, два, три, названный лист бери», «Съедобное-несъедобное», «Я знаю 5 названий;
эстафета «Соберем осенний букет», «Перенесем урожай», «Кто быстрее оббежит лужи».
Трудовая деятельность :
-Совместное украшение группы к осеннему празднику.
-Сбор природного материала на прогулке, семян цветов.
-Посильное оказание помощи в уборке листьев с площадки.
-подготовка клумбы группового участка к зиме.
-укрывание корней деревьев опавшей листвой.
-Сбор и оформление гербария.
Взаимодействие с родителями
-Консультация для родителей «Как сделать осеннюю прогулку интересной»
-Папка-передвижка «Осенние месяцы»
-Сбор природного материала.
-Участие в выставке «Осенние фантазии», предоставление экспонатов для мини-музея «Осень в банке».
-разучивание с детьми стихов и изготовление костюмов к утреннику.
Важное место в проекте было отведено реализации здоровьесберегающих технологий:
- разучили и использовали в работе физминутки на осеннюю тематику такие как «Вот и осень наступила», «Осенние цветы», «Ветерок», «За грибами»
- проводили игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук: «Осень», «Осенние листья», «Птицы»
- развивали речевое дыхание – «Ветерок», «Листочек лети» и т. д.
- организовывали подвижные игры «Листопад», «Перелет птиц», «Огород», «Поймай листок», «Сбей шишку
Сентябрь | ||||||
1неделя | 2неделя | 3неделя | 4неделя | |||
Наблюдение за сезонными изменениями в природе Беседы: «Как одеваться осенью, чтобы не болеть». ООД «Золотая осень» (рисование) Наблюдение за цветником Наблюдение за перелетными птицами Пальчиковая гимнастка «Вышел дождик погулять», «Листочки»; физкультминутка «Мы – осенние листочки», «Ветерок»; дыхательная гимнастика «Ветерок»; хороводная игра «К нам осень пришла»; | Беседа: Тема: «Осенние хлопоты человека» «Сколько красок у осени?» Дидактические игры: «Тихо-громко». (динам.) «Веселый колокольчик». (ритм) Игры-соревнования: «Кто первый соберет осенний букет». Беседы: «Осень» «Почему птицы улетают на юг» «Что изменилось в осеннем лесу» «Осенний урожай» «Почему деревья сбрасывают листья» Ситуативная беседа: «Какие ты знаешь сказки, где один из героев - овощ или фрукт?» «Почему медведь зимой спит, а заяц-нет?» «Почему я люблю (не люблю)осень?» | Беседы по ОБЖ: «Осторожно, ядовитые растения!» «Правила поведения в лесу» Речевое развитие ООД «Поговорим про осень» ООД «Фрукты и овощи» ООД «Перелётные птицы» П/И:«Филин и птицы» «Заколдованная башня» Наблюдение за деревьями осенью Наблюдение за насекомыми Подвижные игры: «Листопад» «Длинная змейка» Труд: Уборка опавшей листвы. Подготовка клумбы группового участка к зиме. | Экспериментальная деятельность «Простые опыты с природным материалом». «Листья кружатся, летят» Чтение художественной литературы: Русская народная сказка «Мужик и медведь» В. Сутеев «Яблоко» В. Бианки «Осень» (из сказки-рассказа «Синичкин календарь») Н. Сладков «Осень на пороге» И. А. Бунин «Лес, точно терем расписной…» эстафета «Соберем осенний букет». Пение: «Веселые грибочки» сл. и муз. О. Долгалевой. «Листик-листик-листопад» сл. и муз. С. Ранда. «Разговор с осенью» сл. и муз. Л. Лихматуллина. | |||
Октябрь | ||||||
1неделя | 2неделя | 3неделя | 4неделя | |||
Дидактические игры: «Тихо-громко». (динам.) «Веселый колокольчик». (ритм)«Выложи мелодию»(ритм) Досуги, развлечения: «Осенние загадки» Физическое развитие Пальчиковая гимнастка «Вышел дождик погулять», «Листочки»; физкультминутка «Мы – осенние листочки», «Ветерок»; хороводная игра «К нам осень пришла»; П/и «У медведя во бору», «Совушка», «Перелет птиц», «Раз, два, три, названный лист бери» Худ.-эстетич. Развитие:«Разноцветный лес» (штампование губкой) | П/и «У медведя во бору», «Совушка», «Перелет птиц» Чтение художественной литературы: А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»; А. Пушкин «Осень» (отрывок) И. Демьянов «Осень» Игры-соревнования: «Кто первый соберет осенний букет». «Кто быстрее обежит лужи» Физкультминутки: «Клен» «Листопад» Труд: укрывание корней деревьев упавшей листвой. загадки, пословицы, поговорки о осени; Заучивание стихотворений к празднику осени | Пальчиковая гимнастика: «Листья» «Осенний букет» «Капуста» «Грибы» Подвижные игры: «Листопад» «Длинная змейка» «Филин и птицы» Цель: развивать двигательные, коммуникативные и творческие способности. «Заколдованная башня» дыхательная гимнастика «Ветерок»; Игра-соревнование «Кто быстрее обежит лужи». Трудовая деятельность: Сбор природного материала на прогулке (сбор шишек, семян, листьев для гербария).Уборка опавшей листвы | Сюжетно-ролевые игры: «Магазин «Овощи и фрукты» «Осеннее путешествие в лес» «Магазин. Хлеб» Чтение художественной литературы: Барто «Шуточка про Шурочку» А. Фет «Ласточки пропали» А. Плещеев «Осенняя песенка» И. Бунин «Листопад» А. Твардовский «Ноябрь» Н. Грибачев «Рыжие листья» И. Соколов-Микитов «Листопадничек»; Загадки, пословицы, поговорки о осени; Составление рассказов об осени из личного опыта и по картинам и иллюстрациям Досуги, развлечения: «Осенние загадки» «Приходи к нам в гости, Осень» 25 октября | |||
Ноябрь | ||||||
1неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |||
Прослушивание музыкальных произведений: Труд: укрывание корней деревьев снегом. | Речевое развитие:И. Соколов- Микитов «Листопадничек », М. Пришвин «Птицы и листья», К. Чашева «Деревья спят», К. Ушинского «Четыре желания». | Рассматривание репродукций картин: Физкультминутки: «Мы – осенние листочки», «Ветерок»; Сюжетно-ролевые игры: «На прогулке в осеннем лесу», «Овощной магазин» «Овощи и фрукты на нашем столе» | -Настольно – печатные игры: «Времена года» «Кто где живёт?», «С какой ветки детки?», «Что лишнее?» и др. |
В процессе работы использовались:
1.разнообразные методы и приемы: игровые, наглядные, словесные, наблюдения, эвристические;
2. использовались технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, исследовательская деятельность.
Предполагаемые результаты:
• углубление и расширение знаний об осени, ее признаках и дарах;
• Пополнение словарного запаса;
• развитие навыка общения и речи, пространственной ориентации;
• расширение познавательного интереса и кругозора;
• развитие художественно-творческих навыков.
Заключительный этап.
1. Подведение итогов проекта.
Продукт проектной деятельности :
-Выставка поделок из природного материала «Осенние фантазии»
-Мини-музей «Осень в банке»
-Праздник осени.
- Оформление раздевалки с использованием работ детей.
- «Осенняя викторина» .
2. Анализ результатов работы.
В ходе реализации проекта у детей:
- развивались творческие способности.
- углубились знания о природе, укрепилось представление о необходимости бережного отношения к ней.
- совершенствовалось умение осуществлять экспериментальную деятельность, устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире.
- расширился и активизировался словарный запас.
- у родителей появился интерес к проектной деятельности, они с удовольствием приняли участие в оформлении выставки и мини-музея.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование личностных качеств и правильного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста, в процессе ознакомления с природой родного края.
Крайне важно научить ребёнка видеть, слышать, чувствовать и воспринимать то, что связано с понятием «родной край». Так как сформировать осознанно правильное отношение дошкольников к природе, ее явлени...
Методическая разработка раздела образовательной программы по теме: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края»
Методическая разработка раздела образовательной программы по теме:«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края»...
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с достопримечательностями родного края
Знакомство детей с достопримечательностями родного края...
Проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме: "Осенняя сказка"
Проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме: "Осенняя сказка"...
Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с отечественной историей и историей родного края "Машина времени": направление 1 «Кузнецкая земля в древности»
Задачи:Вызвать интерес к истории родного края, начиная с самого древнего периода - каменного века.Расширить кругозор о первобытном мире людей, населявших территорию нашей области.Познакомить с природо...
Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с отечественной историей и историей родного края "Машина времени": направление 4 «Присоединение Сибири к России» (освоение территории края в XVII веке)
Задачи:Способствовать знакомству детей с историческими событиями освоения территории нашего края в XVII векеВызвать интерес к истории становления первых русских сибирских городов – острогов.Форм...
Проект "Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе расширения представлений о родном крае"
Известно, что именно дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Эт...