Предметно – пространственная среда с детьми ОВЗ
статья
В дошкольном возрасте количество детей, которым требуется коррекционно-педагогическая помощь, достигает до 45%, а свыше 60% детей относятся к группе риска. Частым проявлением нарушенного развития в дошкольном возрасте является задержка психического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_ovz.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предметно – пространственная среда с детьми ОВЗ
В дошкольном возрасте количество детей, которым требуется коррекционно-педагогическая помощь, достигает до 45%, а свыше 60% детей относятся к группе риска. Частым проявлением нарушенного развития в дошкольном возрасте является задержка психического развития.
Развитие познавательной активности детей с ЗПР требует целенаправленного педагогического воздействия. Содержанием такого воздействия мы выбрали дидактические игры.
Дидактические игры проводятся как во время непрерывной образовательной деятельности (как целое занятие или часть его), так и в часы игр. Если воспитатель хочет закрепить или уточнить те или иные знания, полученные на НОДах, он проводит игру на материале этих занятий.
Занимательность заключается в правилах, побуждающих ребенка думать. Кроме того, широко используются такие игровые элементы, как сговор, жеребьевка, считалочка, разыгрывание фантов, соревнование. Разыгрывание фантов, которым заканчивается большинство игр, интересно само по себе и требует от детей находчивости, умения владеть собой, перевоплощаться («Превратись в дедушку», «Стань пчелой», «Сядь на пол и встань без помощи рук» и т. п.).
В игре создаем условия для умственной и двигательной активности всех играющих детей. Правила игры выстраиваем так, что активны все: одни загадывают, другие отгадывают; одни называют предметы, другие их отсчитывают; одни придумывают рассказы-небылицы, другие слушают их и затем разоблачают и т. д.
В работе с детьми с ЗПР мы придерживаемся дидактических принципов: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.
При проведении дидактических игр с детьми с ЗПР следует помнить:
1. Для ребёнка с ЗПР эмоциональная сторона организации игры - важное условие. Педагог своим поведением, эмоциональным настроением должен вызывать у него положительное отношение к игре.
2. Важным условием является соблюдение последовательности в подборе игр
3. Необходима доброжелательность взрослого, которая приводит к положительным результатам.
4. Роль взрослого в дидактической игре двойственна: с одной стороны, он руководит познавательным процессом, организует обучение детей, а с другой – выполняет роль участника игры, партнёра, направляет каждого ребёнка на выполнение игровых действий, следит за выполнением правил.
5 .Дидактические игры могут быть включены в любой раздел программы и служить как для развития познавательной деятельности, так и для формирования собственной игры, поведения в коллективе.
Был подобран комплекс дидактических игр:
«Сделай целое», «Угадай, о чем я рассказала», игра «Собери по схеме» («Дорисуй», «Чего не хватает»), игра «Нарисуй схему», игра «Как достать» («Достань шарик», «Поставь машину в гараж»).
Например, хочу предложить поиграть в игру
1. «Сделай целое» («Разбитая чашка», «Кошка и молоко») - игры направленные на понимание явлений, связанных между собой причинно-следственными зависимостями (формировании наглядно-образного мышления.)
Цель: формировать представление о предмете в целом; учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета; действовать путем примеривания.
Используются разрезные картинки из 2-6 частей с разной конфигурацией разреза.
Ход игры: перед ребенком на столе лежит разрезная картинка с изображением простейшего по форме и хорошо знакомого предмета, например, мяча или яблока. Ребенку предлагают сложить картинку так, чтобы получилось целое. При этом предмет не называется. Когда картинка будет сложена (любой результат), педагог выкладывает перед ребенком два предмета: один, изображенный на разрезной картинке, а другой посторонний, например, кубик. Ребенок должен выбрать тот предмет, который он сложил, и сравнить полученное изображение с предметом. Педагог помогает ему провести сравнение, используя обводящее движение. Затем предмет называется.
После этого ребенку дают другие разрезные картинки с изображением того же предмета (если на первой картинке мяч был разрезан пополам вдоль, то на второй - поперек, а на третьей по диагонали).
При повторном проведении игры ребенку предлагают составить более сложные картинки (рыба, неваляшка, домик).
Изображение, какого предмета ты собирал (а)
Таким образом, мы формировать представление о предмете в целом; учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета
2. «Угадай, о чем я рассказала» («Вершки - корешки», «Что случилось», «Кому какое угощение») - игры для перехода от решения задач в наглядно-действенном плане к наглядно-образному мышлению
Цель: узнавать предметы по словесному описанию, опираясь на зрительное восприятие предметов.
Ход игры: дети сидят полукругом вокруг стола педагога. Он раскладывает на столе четыре знакомые детям игрушки (например, флажок, мяч, елочку и матрешку) и говорит, что загадает загадку, а они должны отгадать, о какой игрушке в ней говорится. После этого дает краткое описание одного из стоящих на столе предметов (например: «Круглый, красный с синим, хорошо прыгает, можно с ним играть»). Если дети не могут отгадать, педагог еще раз медленно произносит текст, делая остановку на каждом свойстве данной игрушки. Когда загадка будет отгадана, спрашивает у детей, как они догадались, какие слова помогли им в этом. Затем переставляет игрушки на столе и дает описание другого предмета.
Предметы, о которых говорится в загадках, должны меняться, чтобы дети не заучивали отгадку, а слушали и понимали смысловую сторону речи, опираясь на имеющиеся представления и восприятие, помогающие создать единый образ со словом.
3. Игра «Собери по схеме» («Дорисуй», «Чего не хватает») - игры для формирования понимания внутренней логики действий в сюжете, где предполагается динамическое изменение объектов:
Цель: развивать умение ориентироваться в схематическом изображении предмета и способность к конструированию. Материалом для игры может служить любой строительный конструктор, имеющий детали разного типа (например, кубики, бруски, башенки, арки и др.). Если такого конструктора нет, можно вырезать из картона плоскостные фигурки аналогичной формы. Кроме того, следует подготовить схематические изображения собранных из этих деталей конструкций (например, катка, подводной лодки, башенки и др.). Каждая деталь на схеме должна быть четко прорисована.
Ход игры: ребенку показывают схематическое изображение какой-нибудь конструкции, а он должен собрать ее из имеющихся деталей конструктора. В случае использования картонных фигурок сборка конструкции производится на плоскости.
Перед тем как приступить к конструированию, необходимо предложить ребенку назвать изображенный предмет, указать его назначение, описать его форму, выделить наиболее важные, на его взгляд, части.
После того как конструкция собрана, нужно проанализировать вместе с ребенком, все ли он сделал верно, разобраться в ошибках, подсказать ему, как их можно исправить.
Сложность игры зависит от количества деталей, использованных в конструкции: чем их больше, тем задание сложнее. Такое задание будет способствовать развитию не только образного мышления, но и образной памяти.
- Игра «Нарисуй схему».
Цель: учить создавать схематическое изображение самостоятельно. Для игры понадобится строительный конструктор, состоящий из деталей разной формы.
Ход игры: соберите из деталей какую-нибудь конструкцию и предложите малышу изобразить эту конструкцию в виде трех схем — вид спереди, вид сбоку и вид сверху. Это могут быть детализированные схемы (с отображением всех деталей конструкции) или схемы-контуры (без прорисовки этих деталей).
Обучение лучше начать с анализа конкретных деталей (например, с прямоугольного кубика или арки). Пусть ребенок внимательно рассмотрит их со всех сторон, обведет контур рукой и определит форму каждой грани.
Предложите ему также обвести разные детали карандашом или фломастером. Затем на листочке бумаги изобразите три стороны какой-нибудь детали (например, арки) и объясните малышу, как называются изображенные фигуры, где вид спереди, где — сверху, а где — сбоку. Пусть проверит правильность этих изображений, взяв соответствующую деталь и посмотрев на нее с разных сторон. После этого он может самостоятельно потренироваться изображать различные детали в трех проекциях.
5. «Как достать» («Достань шарик», «Поставь машину в гараж»)
Цель: учить решать задачи в образном плане на использование вспомогательных средств в проблемной ситуации.
Используется картинка с изображением стеклянной банки, в ней морковь, картинки с изображением предметов-орудий (вилка, ложка, сачок, палочка).
Ход игры: педагог раскладывает перед ребенком все картинки, просит внимательно рассмотреть и сказать, как можно достать морковку зайчику. Ребенок должен подложить картинку с изображением предмета-орудия к основной картинке. В случае затруднения можно создать реальную ситуацию и проверить свойство выбранного орудия.
Благодаря, дидактическим играм процесс обучения детей с ОВЗ эмоциональный, действенный, что приводит к приобретению собственного опыта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."
Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят значимым и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. П...
Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»
Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...
Консультация для педагогов " Предметно - пространственная среда в группе раннего возраста по ФГОС” тема: «Предметно – пространственная среда в группе раннего возраста по ФГОС ДО»
laquo;Предметно – пространственная среда в группе раннего возраста по ФГОС ДО» (уголок конструирования и математики)...
Презентация «Развивающая предметно-пространственная среда в средней группе в соответствии с ФГОС ДО»Презентация «Развивающая предметно-пространственная среда в средней группе в соответствии с ФГОС ДО»
Презентация «Развивающая предметно-пространственная среда в средней группе в соответствии с ФГОС ДО»...
КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов на тему: Требования к развивающей предметно-пространственной среде Анализ предметно-пространственной среды с учетом задач воспитания.
Организация ППРСО в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активност...