Кружок Шахматы"
рабочая программа (подготовительная группа)

Телегина Ирина Сергеевна

Программа дополнительного образования "Шахматы" укрепляет память, развивает аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty_kruzhok.docx40.03 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка:

Программа дополнительного образования «Шахматы» МБОУ СОШ 1 Городского округа Шатура дошкольное отделение п.Шатурторф укрепляет память, развивает аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность.

Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичней. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же шахматы – замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям, не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству десяткам тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Важная особенность шахмат заключается, в том числе, и в существующих правилах корректного поведения во время игры. Нарушать правила нельзя, поскольку любое подобное нарушение приводит к немедленному поражению. В этом заключается принципиальное отличие шахмат от многих других игр, в частности, от игровых видов спорта, где нарушение правил приводит лишь к штрафам (штрафным ударам, удалению игроков и т.п.), но не к прекращению самой игры.

Введение занятий по обучению игре в шахматы позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т.д.

Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.

Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные.  Это обогащает детскую фантазию, а изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет истинное удовольствие.

Актуальность данной программы обусловлена необходимостью формирования и развития с раннего возраста таких важных качеств ребенка, как память, логическое мышление, внимание и воображение, усидчивость; в процессе обучения шахматной игре вырабатываются важные практические навыки - умение предпринимать волевое усилие и доводить начатое дело до конца.

Цель программы: Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы.

Основные задачи:

1. Расширить кругозор, пополнить знания, активизировать мыслительную деятельность дошкольника, учить ориентироваться на плоскости, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание и т.п.;

2. Выработать у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах и стойкий характер. 

  3. Окунуть детей в мир сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, заинтересовать красотой и изяществом отдельных ходов, шахматных комбинаций.

Объем программы дополнительного образования «Шахматы» включает 32 учебных часов, по одному занятию в неделю длительностью  не более 30 минут в соответствии с возрастом 5-7 лет.

Срок освоения программы:   1 учебный год, с октября по май включительно.

Содержание программы направлено на развитие памяти, аналитических способностей и воображения, на развитие таких  черт характера, как организованность, целеустремленность, объективность.

Прогнозируемыми результатами  развития дошкольников в ходе освоения данной программы дополнительного образования физкультурно – спортивной  направленности  являются целевые ориентиры, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений детей на этапе завершения освоения программы дополнительного образования «Шахматы»:

  • Ребенок научится мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать. Малыш узнает много нового и интересного. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей;
  • Ребенок, играя в шахматы,  вырабатывает выдержку, собранность, внимательность, учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.

Форма обучения по программе «Шахматы»  – очная.

Формы занятий. Занятия, включающие в себя специально подобранные игры, упражнения, задания, соревнования и самостоятельную деятельность детей. Методика проведения занятий включает: рассказ педагога, показ, упражнения, тренировки, приучение детей к игре.

.

Режим занятий

Занятия с детьми 5-7 лет по программе дополнительного образования «Шахматы» проводятся один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность одного занятия не более 30 минут.

Планируемые результаты освоения программы:

Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

- Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.

- Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения).

К концу обучения дети должны знать:

  • шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, длинная и короткая рокировка, шах, мат;
  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, король; пешка,
  •  правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу обучения дети должны уметь:

  • ориентироваться на шахматной доске;
  • согласованность действий пешек с пешками, пешек с каждой фигурой, каждой фигуры друг с другом.
  • правильно помещать шахматную доску между партнерами;
  • правильно расставлять фигуры в начальном положении;
  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  • рокировать;
  • объявлять шах;
  • решать шахматные элементарные задачи.   

Учебно - тематический план.

№ п/п

Название раздела,

 темы

Количество часов

Формы аттестации. контроля

Всего

Теория

Практика

1

Путешествие в шахматное королевство

30 мин

10 мин

20 мин

Игровое упражнение «Родина шахмат»

2

Шахматная доска

30 мин

10 мин

20 мин

Игровое упражнение «Раскрась доску»

3

Шахматная доска: поля, центр

30 мин

10 мин

20 мин

Игровое упражнение «Будь внимателен»

4

Волшебная шахматная доска. Горизонталь

30 мин

10 мин

20 мин

Игра «Волшебные палочки»

5

Волшебная шахматная доска.  Вертикаль

30 мин

10 мин

20 мин

Игра «Волшебные палочки»

6

Волшебная шахматная доска. Диагонали

30 мин

10 мин

20 мин

Игра «Волшебные палочки»

7

Шахматные фигуры

30 мин

10 мин

20 мин

Игровое упражнение «Что лишнее», «На что похоже», «Найди пару»

8

Начальная позиция

30 мин

10 мин

20 мин

Расстановка фигур

9

Ценность шахматных фигур

30 мин

10 мин

20 мин

Игра «Легче, тяжелее», «Какая фигура важнее»

10

Король: ход

30 мин

10 мин

20 мин

Игровое упражнение «Собери королем все звездочки», рисование «Ход королем»

11

Король: нападение

30 мин

10 мин

20 мин

Творческое задание «Нарисуй маршрут короля»

12

Ладья: ход, взятие

30 мин

10 мин

20 мин

Творческое задание «Раскрась ладью по цифрам»

13

Ладья: нападение, шах

30 мин

10 мин

20 мин

Творческое задание «Нарисуй маршрут ладьи»

14

Слон: ход, взятие

30 мин

10 мин

20 мин

Творческое задание «Проведи слона по диагоналям»

15

Слон: нападение, шах

30 мин

10 мин

20 мин

Творческое задание «Нарисуй маршрут слона»

16

Ладья против слона

30 мин

10 мин

20 мин

Задание «Слон или ладья: найди отличия»

17

Ферзь: ход, взятие

30 мин

10 мин

20 мин

Творческое задание «Какая  фигура?»

18

Ферзь: нападение, шах

30 мин

10 мин

20 мин

Творческое задание «Нарисуй маршрут ферзя»

19

Пешка: ход, взятие

30 мин

10 мин

20 мин

Творческое задание «Нарисуй пешку»

20

Пешка: нападение, шах

30 мин

10 мин

20 мин

Творческое задание «Нарисуй маршрут пешки»

21

Превращения пешки

30 мин

10 мин

20 мин

Задание «В какую фигуру превращается пешка»

22

Битое поле. Взятие на проходе

30 мин

10 мин

20 мин

Задание «Битое поле»

23

Конь: ход, взятие

30 мин

10 мин

20 мин

Задание «Найди правильный ход»

24

Конь: нападение, шах

30 мин

10 мин

20 мин

Творческое задание «Нарисуй маршрут коня»

25

Защита

30 мин

10 мин

20 мин

Игровое упражнение «Съешь фигуру соперника»

26

Шах

30 мин

10 мин

20 мин

Задание «Поставь шах на доске»

27

Мат

30 мин

10 мин

20 мин

Задание «Поставь мат на доске»

28

Мат ладьёй

30 мин

10 мин

20 мин

Задание «Объявить мат королю соперника»

29

Мат слоном

30 мин

10 мин

20 мин

Задание «Объявить мат королю соперника»

30

Мат Ферзём

30 мин

10 мин

20 мин

Задание «Объявить мат королю соперника»

31

Мат пешкой

30 мин

10 мин

20 мин

Задание «Объявить мат королю соперника»

32

 Викторина «Верю – не верю»

30 мин

20 мин

10 мин

Проверить знания детей о шахматах

      Содержание дополнительной образовательной программы

1.Тема: «Путешествие в Шахматное королевство»

Цель: познакомить детей с возникновением шахматной игры, учить детей рисовать прямые линии, развивать мелкую моторику

2. Тема «Шахматная доска»

Цель: научить детей безошибочно определять, где право и лево, познакомить с  шахматной доской.

3. Тема: «Шахматная доска: поля, центр»

Цель: дать представление детям о полях шахматной доски, ее центре, их важности при  игре.

4.Тема «Волшебная шахматная доска. Горизонталь»

Цель: знакомство детей с горизонтальными линиями на шахматной доске, поупражнять в быстром и правильном нахождении горизонтальных линий на шахматной доске.

5.Тема: «Волшебная шахматная доска. Вертикаль»

Цель: знакомство детей с вертикальными линиями на шахматной доске, поупражнять в быстром и правильном нахождении вертикальных линий на шахматной доске.

6.Тема «Волшебная шахматная доска. Диагонали»

Цель: знакомство детей с диагоналями на шахматной доске,  научить детей определять отличия вертикалей и горизонталей от диагоналей, научить детей видеть диагонали и не путать их с вертикалями и горизонталями.

7.Тема: «Шахматные фигуры»

Цель: познакомить детей с шахматными фигурами, научить детей правильно их определять и называть.

8.Тема: «Начальная позиция»

Цель: научить детей правильно расставлять шахматные фигуры на доске, закрепить названия шахматных фигур.

9.Тема «Ценность шахматных фигур»

Цель: рассказать детям о ценности шахматных фигур, что бы во время игры уметь определять стоит ли отдавать сопернику данную фигуру.

10.Тема: «Король: ход»

Цель: познакомить детей с главной фигурой шахматной игры «Король», рассказать о перемещениях короля по шахматной доске во время игры.

11.Тема: «Король: нападение»

Цель: познакомить детей с понятием  «нападение королем» во время шахматной игры, научить детей определять правильные позиции короля при нападении.

12.Тема: «Ладья: ход, взятие»

Цель: познакомить детей с фигурой шахматной игры «Ладья», рассказать о перемещениях ладьи  по шахматной доске во время игры.

13.Тема «Ладья: нападение, шах»

Цель: познакомить детей с позицией «ладья нападает» и  научить детей определять правильные позиции ладьи при нападении.

14.Тема «Слон: ход, взятие»

Цель: познакомить детей с фигурой шахматной игры «Слон», рассказать о перемещениях слона  по шахматной доске во время игры.

15.Тема «Слон: нападение, шах»

Цель: познакомить детей с позицией «слон нападает» и  научить детей определять правильные позиции слона  при нападении.

16.Тема «Ладья против слона»

Цель: объяснить детям позицию на шахматной доске «ладья против слона».

17.Тема «Ферзь: ход, взятие»

Цель: познакомить детей с фигурой шахматной игры «Ферзь», рассказать о перемещениях ферзя  по шахматной доске во время игры.

18. Тема «Ферзь: нападение, шах»

Цель: познакомить детей с позицией «ферзь нападает» и  научить детей определять правильные позиции ферзя  при нападении

19.Тема «Пешка: ход взятие»

Цель: познакомить детей с фигурой шахматной игры «Пешка», рассказать о перемещениях пешки  по шахматной доске во время игры.

20.Тема «Пешка: нападение, шах»

Цель: познакомить детей с позициями пешки на шахматной доске, научить определять угрозу пешкой королю.

21.Тема «Превращение пешки»

Цель: познакомить детей со свойствами пешки, ее превращениями в другие фигуры, помочь детям запомнить в какие фигуры может превращаться пешка.

22.Тема «Битое поле. Взятие на проходе»

Цель: познакомить детей с понятиями «битое поле», «взятие на проходе для всех шахматных фигур.

23.Тема «Конь: ход, взятие»

Цель: познакомить детей с шахматной фигурой «конь», с его  особенностями хождения по шахматной доске.

24.Тема «Конь: нападение, шах»

Цель: познакомить детей с позицией «конь нападает» и  научить детей определять правильные позиции коня  при нападении.

25.Тема «Защита»

Цель: познакомить детей с понятием «защита своих фигур» и научить определять позиции, в которых  фигуры выступают в роли защитника.

26.Тема «Шах»

Цель: сформировать понятие о шахе, как о ситуации нежелательной для короля, научить детей выводить «короля из –под шаха».

27.Тема «Мат»

Цель: дать представление  детям о мате, научить детей ставить мат на малоклеточной доске

28.Тема «Мат Ладьёй»

Цель: Объявить мат королю соперника, научить детей ставить мат Ладьёй.

29.Тема «Мат Слоном»

Цель: Объявить мат королю соперника, научить детей ставить мат Слоном.

30.Тема «Мат Ферзём»

Цель: Объявить мат королю соперника, научить детей ставить мат Ферзём.

31.Тема «Мат Пешкой»

Цель: Объявить мат королю соперника, научить детей ставить мат Пешкой.

32. Викторина «Верю – не верю»

Цель: проверка и закрепление полученных знаний о шахматах, вызвать интерес и желание у детей играть в шахматы.

Дидактические материалы

Раздаточный материал:

Листы с заданиями на закрепление пройденного материала

Инструкционный материал: схемы (карточки) для уточнения ходов шахматными фигурами.

Список литературы

1. «Шахматы с енотом» Е.Волкова, Е. Прудникова, Москва «МИФ детство» 2017 г.

2. М.Фоминых «Шахматы для детей» обучающая сказка в картинках. – СПб.: Питер,2019.-64 с.:ил.- (Серия «Вы и ваш ребенок»)

3. Жвакин С.М., Шемонаев Е.С. Научться играть в шахматы? Легко! – М.: «Шахматный дом», 2018.

4. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.

                                         

Приложение 1

 Методика обследования уровня развития умений и навыков детей

Критерии уровней развития детей

Высокий: ребенок имеет представление о  «шахматном королевстве». Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет   быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает,  различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Обладает навыками счёта предметов, умение соотносить количество и число. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие  «рокировка», «шах» и «мат». Умеет записывать  шахматные партии. Узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях, уметь конструировать их из палочек и различных частей, уметь использовать эти фигуры для конструирования орнаментов и сюжетов.  У ребенка развито логическое мышление.

Средний: ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в умении   быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше». Путается в названии геометрических фигур, в сравнении величин на основе измерения. Не всегда узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях.

 Низкий: ребенок не умеет   быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает,  не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие  «рокировка», «шах» и «мат». Не умеет записывать  шахматные партии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок «В стране Шахматных чудес» по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного возраста.

Обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к игре в шахматы....

Кружок "Занимательные шахматы"

Дополнительная образовательная программа  «Занимательные шахматы»....

Кружок и турнир по шахматам "Белая ладья"

Кружок и турнир по шахматам "Белая ладья"...

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ КРУЖОК «Шашки и шахматы»

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ КРУЖОК «Шашки и шахматы» в подготовительной  группе...

Кружок "Шахматы для самых маленьких"

1. Дополнительная  образовательная программа «Шахматы для самых маленьких» для детей от 5 до 7 лет на 2016-2017 учебный год2. Дополнительная  образовательная прогр...

Кружок " Шахматы для маленьких"

Игра дает ребенку-дошкольнику радость творчества и обогащает его духовный мир, воспитывает находчивость, сообразительность, умение рассчитывать время, приучает ребенка к дисциплинированности, объектив...

Воспитанники посещают кружок "Шахматы"

laquo;Я смотрю на первый ряд,По краям ладьи стоят.Рядом вижу я коней,Нет фигуры их хитрей.Меж коней заключеныНаши славные слоны.И еще два поля есть,А на них король и ферзь.А теперь без спешкиИдут на ...