Кружок Шахматы"
рабочая программа (подготовительная группа)
Программа дополнительного образования "Шахматы" укрепляет память, развивает аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmaty_kruzhok.docx | 40.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка:
Программа дополнительного образования «Шахматы» МБОУ СОШ 1 Городского округа Шатура дошкольное отделение п.Шатурторф укрепляет память, развивает аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность.
Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичней. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же шахматы – замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям, не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству десяткам тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Важная особенность шахмат заключается, в том числе, и в существующих правилах корректного поведения во время игры. Нарушать правила нельзя, поскольку любое подобное нарушение приводит к немедленному поражению. В этом заключается принципиальное отличие шахмат от многих других игр, в частности, от игровых видов спорта, где нарушение правил приводит лишь к штрафам (штрафным ударам, удалению игроков и т.п.), но не к прекращению самой игры.
Введение занятий по обучению игре в шахматы позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т.д.
Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.
Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. Это обогащает детскую фантазию, а изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет истинное удовольствие.
Актуальность данной программы обусловлена необходимостью формирования и развития с раннего возраста таких важных качеств ребенка, как память, логическое мышление, внимание и воображение, усидчивость; в процессе обучения шахматной игре вырабатываются важные практические навыки - умение предпринимать волевое усилие и доводить начатое дело до конца.
Цель программы: Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы.
Основные задачи:
1. Расширить кругозор, пополнить знания, активизировать мыслительную деятельность дошкольника, учить ориентироваться на плоскости, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание и т.п.;
2. Выработать у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах и стойкий характер.
3. Окунуть детей в мир сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, заинтересовать красотой и изяществом отдельных ходов, шахматных комбинаций.
Объем программы дополнительного образования «Шахматы» включает 32 учебных часов, по одному занятию в неделю длительностью не более 30 минут в соответствии с возрастом 5-7 лет.
Срок освоения программы: 1 учебный год, с октября по май включительно.
Содержание программы направлено на развитие памяти, аналитических способностей и воображения, на развитие таких черт характера, как организованность, целеустремленность, объективность.
Прогнозируемыми результатами развития дошкольников в ходе освоения данной программы дополнительного образования физкультурно – спортивной направленности являются целевые ориентиры, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений детей на этапе завершения освоения программы дополнительного образования «Шахматы»:
- Ребенок научится мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать. Малыш узнает много нового и интересного. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей;
- Ребенок, играя в шахматы, вырабатывает выдержку, собранность, внимательность, учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.
Форма обучения по программе «Шахматы» – очная.
Формы занятий. Занятия, включающие в себя специально подобранные игры, упражнения, задания, соревнования и самостоятельную деятельность детей. Методика проведения занятий включает: рассказ педагога, показ, упражнения, тренировки, приучение детей к игре.
.
Режим занятий
Занятия с детьми 5-7 лет по программе дополнительного образования «Шахматы» проводятся один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность одного занятия не более 30 минут.
Планируемые результаты освоения программы:
- Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
- Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
- Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения).
К концу обучения дети должны знать:
- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, длинная и короткая рокировка, шах, мат;
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, король; пешка,
- правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу обучения дети должны уметь:
- ориентироваться на шахматной доске;
- согласованность действий пешек с пешками, пешек с каждой фигурой, каждой фигуры друг с другом.
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры в начальном положении;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать;
- объявлять шах;
- решать шахматные элементарные задачи.
Учебно - тематический план.
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации. контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Путешествие в шахматное королевство | 30 мин | 10 мин | 20 мин | Игровое упражнение «Родина шахмат» |
2 | Шахматная доска | 30 мин | 10 мин | 20 мин | Игровое упражнение «Раскрась доску» |
3 | Шахматная доска: поля, центр | 30 мин | 10 мин | 20 мин | Игровое упражнение «Будь внимателен» |
4 | Волшебная шахматная доска. Горизонталь | 30 мин | 10 мин | 20 мин | Игра «Волшебные палочки» |
5 | Волшебная шахматная доска. Вертикаль | 30 мин | 10 мин | 20 мин | Игра «Волшебные палочки» |
6 | Волшебная шахматная доска. Диагонали | 30 мин | 10 мин | 20 мин | Игра «Волшебные палочки» |
7 | Шахматные фигуры | 30 мин | 10 мин | 20 мин | Игровое упражнение «Что лишнее», «На что похоже», «Найди пару» |
8 | Начальная позиция | 30 мин | 10 мин | 20 мин | Расстановка фигур |
9 | Ценность шахматных фигур | 30 мин | 10 мин | 20 мин | Игра «Легче, тяжелее», «Какая фигура важнее» |
10 | Король: ход | 30 мин | 10 мин | 20 мин | Игровое упражнение «Собери королем все звездочки», рисование «Ход королем» |
11 | Король: нападение | 30 мин | 10 мин | 20 мин | Творческое задание «Нарисуй маршрут короля» |
12 | Ладья: ход, взятие | 30 мин | 10 мин | 20 мин | Творческое задание «Раскрась ладью по цифрам» |
13 | Ладья: нападение, шах | 30 мин | 10 мин | 20 мин | Творческое задание «Нарисуй маршрут ладьи» |
14 | Слон: ход, взятие | 30 мин | 10 мин | 20 мин | Творческое задание «Проведи слона по диагоналям» |
15 | Слон: нападение, шах | 30 мин | 10 мин | 20 мин | Творческое задание «Нарисуй маршрут слона» |
16 | Ладья против слона | 30 мин | 10 мин | 20 мин | Задание «Слон или ладья: найди отличия» |
17 | Ферзь: ход, взятие | 30 мин | 10 мин | 20 мин | Творческое задание «Какая фигура?» |
18 | Ферзь: нападение, шах | 30 мин | 10 мин | 20 мин | Творческое задание «Нарисуй маршрут ферзя» |
19 | Пешка: ход, взятие | 30 мин | 10 мин | 20 мин | Творческое задание «Нарисуй пешку» |
20 | Пешка: нападение, шах | 30 мин | 10 мин | 20 мин | Творческое задание «Нарисуй маршрут пешки» |
21 | Превращения пешки | 30 мин | 10 мин | 20 мин | Задание «В какую фигуру превращается пешка» |
22 | Битое поле. Взятие на проходе | 30 мин | 10 мин | 20 мин | Задание «Битое поле» |
23 | Конь: ход, взятие | 30 мин | 10 мин | 20 мин | Задание «Найди правильный ход» |
24 | Конь: нападение, шах | 30 мин | 10 мин | 20 мин | Творческое задание «Нарисуй маршрут коня» |
25 | Защита | 30 мин | 10 мин | 20 мин | Игровое упражнение «Съешь фигуру соперника» |
26 | Шах | 30 мин | 10 мин | 20 мин | Задание «Поставь шах на доске» |
27 | Мат | 30 мин | 10 мин | 20 мин | Задание «Поставь мат на доске» |
28 | Мат ладьёй | 30 мин | 10 мин | 20 мин | Задание «Объявить мат королю соперника» |
29 | Мат слоном | 30 мин | 10 мин | 20 мин | Задание «Объявить мат королю соперника» |
30 | Мат Ферзём | 30 мин | 10 мин | 20 мин | Задание «Объявить мат королю соперника» |
31 | Мат пешкой | 30 мин | 10 мин | 20 мин | Задание «Объявить мат королю соперника» |
32 | Викторина «Верю – не верю» | 30 мин | 20 мин | 10 мин | Проверить знания детей о шахматах |
Содержание дополнительной образовательной программы
1.Тема: «Путешествие в Шахматное королевство»
Цель: познакомить детей с возникновением шахматной игры, учить детей рисовать прямые линии, развивать мелкую моторику
2. Тема «Шахматная доска»
Цель: научить детей безошибочно определять, где право и лево, познакомить с шахматной доской.
3. Тема: «Шахматная доска: поля, центр»
Цель: дать представление детям о полях шахматной доски, ее центре, их важности при игре.
4.Тема «Волшебная шахматная доска. Горизонталь»
Цель: знакомство детей с горизонтальными линиями на шахматной доске, поупражнять в быстром и правильном нахождении горизонтальных линий на шахматной доске.
5.Тема: «Волшебная шахматная доска. Вертикаль»
Цель: знакомство детей с вертикальными линиями на шахматной доске, поупражнять в быстром и правильном нахождении вертикальных линий на шахматной доске.
6.Тема «Волшебная шахматная доска. Диагонали»
Цель: знакомство детей с диагоналями на шахматной доске, научить детей определять отличия вертикалей и горизонталей от диагоналей, научить детей видеть диагонали и не путать их с вертикалями и горизонталями.
7.Тема: «Шахматные фигуры»
Цель: познакомить детей с шахматными фигурами, научить детей правильно их определять и называть.
8.Тема: «Начальная позиция»
Цель: научить детей правильно расставлять шахматные фигуры на доске, закрепить названия шахматных фигур.
9.Тема «Ценность шахматных фигур»
Цель: рассказать детям о ценности шахматных фигур, что бы во время игры уметь определять стоит ли отдавать сопернику данную фигуру.
10.Тема: «Король: ход»
Цель: познакомить детей с главной фигурой шахматной игры «Король», рассказать о перемещениях короля по шахматной доске во время игры.
11.Тема: «Король: нападение»
Цель: познакомить детей с понятием «нападение королем» во время шахматной игры, научить детей определять правильные позиции короля при нападении.
12.Тема: «Ладья: ход, взятие»
Цель: познакомить детей с фигурой шахматной игры «Ладья», рассказать о перемещениях ладьи по шахматной доске во время игры.
13.Тема «Ладья: нападение, шах»
Цель: познакомить детей с позицией «ладья нападает» и научить детей определять правильные позиции ладьи при нападении.
14.Тема «Слон: ход, взятие»
Цель: познакомить детей с фигурой шахматной игры «Слон», рассказать о перемещениях слона по шахматной доске во время игры.
15.Тема «Слон: нападение, шах»
Цель: познакомить детей с позицией «слон нападает» и научить детей определять правильные позиции слона при нападении.
16.Тема «Ладья против слона»
Цель: объяснить детям позицию на шахматной доске «ладья против слона».
17.Тема «Ферзь: ход, взятие»
Цель: познакомить детей с фигурой шахматной игры «Ферзь», рассказать о перемещениях ферзя по шахматной доске во время игры.
18. Тема «Ферзь: нападение, шах»
Цель: познакомить детей с позицией «ферзь нападает» и научить детей определять правильные позиции ферзя при нападении
19.Тема «Пешка: ход взятие»
Цель: познакомить детей с фигурой шахматной игры «Пешка», рассказать о перемещениях пешки по шахматной доске во время игры.
20.Тема «Пешка: нападение, шах»
Цель: познакомить детей с позициями пешки на шахматной доске, научить определять угрозу пешкой королю.
21.Тема «Превращение пешки»
Цель: познакомить детей со свойствами пешки, ее превращениями в другие фигуры, помочь детям запомнить в какие фигуры может превращаться пешка.
22.Тема «Битое поле. Взятие на проходе»
Цель: познакомить детей с понятиями «битое поле», «взятие на проходе для всех шахматных фигур.
23.Тема «Конь: ход, взятие»
Цель: познакомить детей с шахматной фигурой «конь», с его особенностями хождения по шахматной доске.
24.Тема «Конь: нападение, шах»
Цель: познакомить детей с позицией «конь нападает» и научить детей определять правильные позиции коня при нападении.
25.Тема «Защита»
Цель: познакомить детей с понятием «защита своих фигур» и научить определять позиции, в которых фигуры выступают в роли защитника.
26.Тема «Шах»
Цель: сформировать понятие о шахе, как о ситуации нежелательной для короля, научить детей выводить «короля из –под шаха».
27.Тема «Мат»
Цель: дать представление детям о мате, научить детей ставить мат на малоклеточной доске
28.Тема «Мат Ладьёй»
Цель: Объявить мат королю соперника, научить детей ставить мат Ладьёй.
29.Тема «Мат Слоном»
Цель: Объявить мат королю соперника, научить детей ставить мат Слоном.
30.Тема «Мат Ферзём»
Цель: Объявить мат королю соперника, научить детей ставить мат Ферзём.
31.Тема «Мат Пешкой»
Цель: Объявить мат королю соперника, научить детей ставить мат Пешкой.
32. Викторина «Верю – не верю»
Цель: проверка и закрепление полученных знаний о шахматах, вызвать интерес и желание у детей играть в шахматы.
Дидактические материалы
Раздаточный материал:
Листы с заданиями на закрепление пройденного материала
Инструкционный материал: схемы (карточки) для уточнения ходов шахматными фигурами.
Список литературы
1. «Шахматы с енотом» Е.Волкова, Е. Прудникова, Москва «МИФ детство» 2017 г.
2. М.Фоминых «Шахматы для детей» обучающая сказка в картинках. – СПб.: Питер,2019.-64 с.:ил.- (Серия «Вы и ваш ребенок»)
3. Жвакин С.М., Шемонаев Е.С. Научться играть в шахматы? Легко! – М.: «Шахматный дом», 2018.
4. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
Приложение 1
Методика обследования уровня развития умений и навыков детей
Критерии уровней развития детей
Высокий: ребенок имеет представление о «шахматном королевстве». Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Обладает навыками счёта предметов, умение соотносить количество и число. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Умеет записывать шахматные партии. Узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях, уметь конструировать их из палочек и различных частей, уметь использовать эти фигуры для конструирования орнаментов и сюжетов. У ребенка развито логическое мышление.
Средний: ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше». Путается в названии геометрических фигур, в сравнении величин на основе измерения. Не всегда узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях.
Низкий: ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Не умеет записывать шахматные партии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок «В стране Шахматных чудес» по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного возраста.
Обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к игре в шахматы....
Кружок "Занимательные шахматы"
Дополнительная образовательная программа «Занимательные шахматы»....
Кружок и турнир по шахматам "Белая ладья"
Кружок и турнир по шахматам "Белая ладья"...
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ КРУЖОК «Шашки и шахматы»
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ КРУЖОК «Шашки и шахматы» в подготовительной группе...
Кружок "Шахматы для самых маленьких"
1. Дополнительная образовательная программа «Шахматы для самых маленьких» для детей от 5 до 7 лет на 2016-2017 учебный год2. Дополнительная образовательная прогр...
Кружок " Шахматы для маленьких"
Игра дает ребенку-дошкольнику радость творчества и обогащает его духовный мир, воспитывает находчивость, сообразительность, умение рассчитывать время, приучает ребенка к дисциплинированности, объектив...
Воспитанники посещают кружок "Шахматы"
laquo;Я смотрю на первый ряд,По краям ладьи стоят.Рядом вижу я коней,Нет фигуры их хитрей.Меж коней заключеныНаши славные слоны.И еще два поля есть,А на них король и ферзь.А теперь без спешкиИдут на ...