Из опыта работы статья "Повышение двигательной активности с использованием фольклора, как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников"
статья (старшая группа)

В статье говорится о важности сохранения и укрепления здоровья дошкольников и как  можно использовать фольклор для повышения двигательной активности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon det._sad_no126_statya_zdor.sber_.teh_.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы

«Повышение двигательной активности с использованием фольклора, как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников».

                                           

   На современном этапе  одна из актуальных проблем -  сохранение и укрепление здоровья детей.

     Цель здоровьесберегающих технологий обеспечить ребенку в ДОУ возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки  здорового образа жизни, научить использовать полученные знания.

    Физиологи считают движение врожденной потребностью человека, а двигательную активность - удовлетворенной потребностью организма в движении.

     От двигательной активности во многом зависят  развитие моторики и физических качеств, состояние здоровья, работоспособность, успешное освоение материала. Под ее влиянием у дошкольников улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, аппарата кровообращения, повышаются функциональные возможности организма. Выявлена также зависимость между двигательным ритмом и умственной работоспособностью, школьной зрелостью ребенка.

 Недостаточная двигательная активность отрицательно влияет на организм ребенка в целом.

      Для достижения высокого уровня двигательной активности ребенка в течение дня, необходимо, чтобы более 70% ее было реализовано в организованных формах работы по физическому воспитанию детей:  физкультурные занятия, утренняя гимнастика, подвижные игры, спортивные досуги и т.д. В связи с этим возникает  потребность в поиске таких средств, которые способны вызывать интерес к этим формам работы, «оживлять» этот процесс и в то же время  быть доступными  детям  дошкольного возраста.       Одним из них является фольклор.

      Фольклор -  сокровищница русского народа, естественный спутник жизни ребенка, источник радостных  эмоций,   он  выразителен  и  доступен  детям дошкольного  возраста,  вызывает  активную  работу  мысли, способствует расширению кругозора детей,  помогает понять красоту звучащей речи.

      Включение фольклора в развитие двигательной активности дошкольников требует соблюдения определенных условий, одно из которых - предложенные детям для выполнения физические упражнения, подвижные игры и т.д., должны быть им хорошо знакомы, а фольклорный материал должен быть использован в соответствии с возрастными особенностями детей.

      Учитывая это обозначили задачи, которые решались в процессе физкультурно-оздоровительной работы – одной из видов здоровьесберегающих технологий.

     Можно с уверенностью сказать, что  возникновение радостных эмоций, посредством фольклора, способствовало развитию двигательной активности детей. На фоне положительных эмоций условно - рефлекторные связи создаются значительно ярче. В игровом образе концентрируются наиболее существенные стороны движения, поддерживается интерес к физической культуре посредством русских национальных традиций. Это вызывает у детей радость и удовольствие, желание заниматься физической культурой.

   При проведении утренней гимнастики и оздоровительной гимнастики после сна  фольклорные произведения  включали в форме миниатюр под русскую народную музыку с использованием  небольших потешек («Веселые путешественники», «Ки-ко-ко - птичий двор»), считалок, загадок,  комплексов упражнений, построенных на загадках - «где мы были  не скажем, а покажем».  Вслушиваясь в текст потешки, считалки, их ритм, дети непроизвольно представляли  образ персонажа и старались как можно лучше, выразительнее передать его. Этот представленный образ помогал  качественно выполнить основные движения, многократно повторить их.

      Русские народные подвижные и хороводные игры  использовались для закрепления двигательных умений и навыков  в различных режимных моментах на протяжении всего дня,  как эмоционально образное средство влияния на детей, вызывая у них интерес к физическим упражнениям.  Как один из приемов организации подвижной игры использовали заклички к играм («дождик, дождик, пуще лей, чтобы было веселей»). Услышав слова знакомого зачина, дети  становились в круг,  и игра продолжалась, это помогало повысить моторную плотность игры.

    Во время прогулок  знакомые зачины и переклички к подвижным играм, помогали  быстрее вовлечь всех  детей в игру. Распределяли ведущие роли в игре с помощью считалок - коротких рифмованных стихов. Они доставляли детям радость, способствовали  активизации двигательной активности. Дети быстро запоминают   считалку, используют ее в своих играх, читают с особым чувством и выражением.

    Физкультурные  досуги, праздники,  построенные на фольклорном материале  («В гостях у Мухомора», «Поиграем от души», «Зимние забавы», «Котята» и другие) эмоционально-привлекательны  для детей, польза от совершенных детьми движений выше, т.к. они выполняют их охотно и радостно, следовательно  повышается двигательная активность.

     Включение фольклорных произведений в комплексы пальчиковой гимнастики, пальчиковые игры и динамические паузы (с проговариванием считалок и чистоговорок) вызывает  у детей радость и удовольствие, желание заниматься. Двигательная деятельность приобретает осознанный, мотивированный,  целенаправленный характер.

     Физкультурные занятия  (сюжетные, двигательно-творческие, музыкально-ритмические, игровые)  строились таким образом, чтобы подготовить детей к восприятию и выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решались  двигательные задачи. Для этого брали русские народные сказки, хорошо знакомые детям, в форме двигательного рассказа («Репка», «Колобок», «Гуси-лебеди», «Смоляной бычок»). Эти сказки дети с большим удовольствием «пересказывали», ярко и образно выполняли движения, получая при этом эмоциональное и двигательное удовлетворение, соответствующую их возрасту физическую нагрузку, а  педагог  достигал  решения  поставленных задач и целей занятия по обучению детей двигательным навыкам.

     Полученные  знания дети активно используют в повседневной жизни, играют в различные народные  подвижные и хороводные игры, в театрализованном уголке группы показывают сказку в форме двигательного рассказа, читая вслух потешку – воспроизводят ее вместе с движениями.

   Следовательно, использование фольклора благотворно сказывается на двигательной активности детей, что является важным для формирования  у них здорового образа жизни.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Двигательный режим детского сада. как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников"

Выступление на педсовете. в котором даны рекомендации для воспитатетелей об организации двигательного режима детей в ДОУ....

«Двигательная активность детей как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников»

Забота о здоровье ребёнка взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно...

Двигательная активность как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников

Двигательная активность как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников...

"Дыхательная гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников" (презентация на категорию)

Предлагаю вашему вниманию презентацию на 1 квалификационную категорию "Дыхательная гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников"...

Двигательная активность как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

Воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного образовательного учреждения. Что же такое здоровье? Здоровье – это многогранное, многоуровневое понятие. Согласно Уставу Все...

«двигательный режим в детском саду, как средство сохранения и укрепления здоровья»

Воспитание здорового ребенка - одна из главнейших задач семьи и дошкольного учреждения....