Из опыта работы статья "Повышение двигательной активности с использованием фольклора, как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников"
статья (старшая группа)
В статье говорится о важности сохранения и укрепления здоровья дошкольников и как можно использовать фольклор для повышения двигательной активности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
det._sad_no126_statya_zdor.sber_.teh_.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы
«Повышение двигательной активности с использованием фольклора, как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников».
На современном этапе одна из актуальных проблем - сохранение и укрепление здоровья детей.
Цель здоровьесберегающих технологий обеспечить ребенку в ДОУ возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания.
Физиологи считают движение врожденной потребностью человека, а двигательную активность - удовлетворенной потребностью организма в движении.
От двигательной активности во многом зависят развитие моторики и физических качеств, состояние здоровья, работоспособность, успешное освоение материала. Под ее влиянием у дошкольников улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, аппарата кровообращения, повышаются функциональные возможности организма. Выявлена также зависимость между двигательным ритмом и умственной работоспособностью, школьной зрелостью ребенка.
Недостаточная двигательная активность отрицательно влияет на организм ребенка в целом.
Для достижения высокого уровня двигательной активности ребенка в течение дня, необходимо, чтобы более 70% ее было реализовано в организованных формах работы по физическому воспитанию детей: физкультурные занятия, утренняя гимнастика, подвижные игры, спортивные досуги и т.д. В связи с этим возникает потребность в поиске таких средств, которые способны вызывать интерес к этим формам работы, «оживлять» этот процесс и в то же время быть доступными детям дошкольного возраста. Одним из них является фольклор.
Фольклор - сокровищница русского народа, естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, он выразителен и доступен детям дошкольного возраста, вызывает активную работу мысли, способствует расширению кругозора детей, помогает понять красоту звучащей речи.
Включение фольклора в развитие двигательной активности дошкольников требует соблюдения определенных условий, одно из которых - предложенные детям для выполнения физические упражнения, подвижные игры и т.д., должны быть им хорошо знакомы, а фольклорный материал должен быть использован в соответствии с возрастными особенностями детей.
Учитывая это обозначили задачи, которые решались в процессе физкультурно-оздоровительной работы – одной из видов здоровьесберегающих технологий.
Можно с уверенностью сказать, что возникновение радостных эмоций, посредством фольклора, способствовало развитию двигательной активности детей. На фоне положительных эмоций условно - рефлекторные связи создаются значительно ярче. В игровом образе концентрируются наиболее существенные стороны движения, поддерживается интерес к физической культуре посредством русских национальных традиций. Это вызывает у детей радость и удовольствие, желание заниматься физической культурой.
При проведении утренней гимнастики и оздоровительной гимнастики после сна фольклорные произведения включали в форме миниатюр под русскую народную музыку с использованием небольших потешек («Веселые путешественники», «Ки-ко-ко - птичий двор»), считалок, загадок, комплексов упражнений, построенных на загадках - «где мы были не скажем, а покажем». Вслушиваясь в текст потешки, считалки, их ритм, дети непроизвольно представляли образ персонажа и старались как можно лучше, выразительнее передать его. Этот представленный образ помогал качественно выполнить основные движения, многократно повторить их.
Русские народные подвижные и хороводные игры использовались для закрепления двигательных умений и навыков в различных режимных моментах на протяжении всего дня, как эмоционально образное средство влияния на детей, вызывая у них интерес к физическим упражнениям. Как один из приемов организации подвижной игры использовали заклички к играм («дождик, дождик, пуще лей, чтобы было веселей»). Услышав слова знакомого зачина, дети становились в круг, и игра продолжалась, это помогало повысить моторную плотность игры.
Во время прогулок знакомые зачины и переклички к подвижным играм, помогали быстрее вовлечь всех детей в игру. Распределяли ведущие роли в игре с помощью считалок - коротких рифмованных стихов. Они доставляли детям радость, способствовали активизации двигательной активности. Дети быстро запоминают считалку, используют ее в своих играх, читают с особым чувством и выражением.
Физкультурные досуги, праздники, построенные на фольклорном материале («В гостях у Мухомора», «Поиграем от души», «Зимние забавы», «Котята» и другие) эмоционально-привлекательны для детей, польза от совершенных детьми движений выше, т.к. они выполняют их охотно и радостно, следовательно повышается двигательная активность.
Включение фольклорных произведений в комплексы пальчиковой гимнастики, пальчиковые игры и динамические паузы (с проговариванием считалок и чистоговорок) вызывает у детей радость и удовольствие, желание заниматься. Двигательная деятельность приобретает осознанный, мотивированный, целенаправленный характер.
Физкультурные занятия (сюжетные, двигательно-творческие, музыкально-ритмические, игровые) строились таким образом, чтобы подготовить детей к восприятию и выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решались двигательные задачи. Для этого брали русские народные сказки, хорошо знакомые детям, в форме двигательного рассказа («Репка», «Колобок», «Гуси-лебеди», «Смоляной бычок»). Эти сказки дети с большим удовольствием «пересказывали», ярко и образно выполняли движения, получая при этом эмоциональное и двигательное удовлетворение, соответствующую их возрасту физическую нагрузку, а педагог достигал решения поставленных задач и целей занятия по обучению детей двигательным навыкам.
Полученные знания дети активно используют в повседневной жизни, играют в различные народные подвижные и хороводные игры, в театрализованном уголке группы показывают сказку в форме двигательного рассказа, читая вслух потешку – воспроизводят ее вместе с движениями.
Следовательно, использование фольклора благотворно сказывается на двигательной активности детей, что является важным для формирования у них здорового образа жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Двигательный режим детского сада. как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников"
Выступление на педсовете. в котором даны рекомендации для воспитатетелей об организации двигательного режима детей в ДОУ....
«Двигательная активность детей как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников»
Забота о здоровье ребёнка взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно...
Двигательная активность как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников
Двигательная активность как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников...
"Дыхательная гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников" (презентация на категорию)
Предлагаю вашему вниманию презентацию на 1 квалификационную категорию "Дыхательная гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников"...
Двигательная активность как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
Воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного образовательного учреждения. Что же такое здоровье? Здоровье – это многогранное, многоуровневое понятие. Согласно Уставу Все...
«двигательный режим в детском саду, как средство сохранения и укрепления здоровья»
Воспитание здорового ребенка - одна из главнейших задач семьи и дошкольного учреждения....
Двигательная активность как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников
организации двигательной активности в течении дня...