Двигательная активность как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников
консультация ( группа) на тему

Алымова Ольга Матвеевна
Двигательная активность 
как средство сохранения и укрепления 
здоровья дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvigatelnaya_aktivnost.dokument_microsoft_office_word_2.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

    Воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного образовательного учреждения. Что же такое здоровье? Здоровье – это многогранное, многоуровневое понятие. Согласно Уставу Всемирной Организации Здравоохранения, под здоровьем подразумевается – «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Таким образом, здоровье включает физический, психический и нравственный компоненты, то есть здоровье – это система нравственных ценностей и совокупность личных качеств человека, обеспечивающих ему полноценное существование и выполнение своих биологических и социальных функций. Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит» - гиподинамию, то есть количество движений, проводимые ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье зависит от двигательной активности. Работами известного отечественного физиолога профессора И.А.Аршавского и его учеников установлено, что, двигаясь, организм не только расходует энергию, но и с лихвой восполняет израсходованное. При этом он старается накопить энергию с некоторым избытком, запасом на будущее. И вот такой запас является базой, необходимым условием дальнейшего развития. За счет этого растет и развивается детский организм. Поэтому чем больше ребенок двигается, тем успешнее происходит весь сложный процесс биологического формирования организма. С каждым годом все больше отмечается высокий уровень соматических заболеваний у детей, тенденция к общей ослабленности поступающих в детский сад детей, снижение иммунитета. Поэтому одной из актуальных является проблема организации двигательной активности в течение дня. Задачами развития двигательной активности у ребенка дошкольного возраста является:

 • воспитание потребности в здоровом образе жизни;

• формирование жизненно-необходимых двигательных умений и навыков в соответствии с индивидуальными особенностями и состоянием здоровья ребенка;

• формирование моральных качеств (выносливость, силы воли);

 • развитие интереса к физическим упражнениям и подвижным играм;

• создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;

• профилактика простудных заболеваний;

• коррекционно-восстановительная работа, направленная на предупреждение отклонений в физическом развитии;

• выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализации их через систему спортивно-оздоровительной работы.

          Необходимо формирование активной деятельности, интереса и потребности в физическом самосовершенствовании, получении удовольствий от игр, упражнений, танцев. Надо сделать так, чтобы ребенок хотел быть здоровым, ловким, сильным, смелым. Любил играть в подвижные игры, больше бывать на природе, проявлять волевые усилия, преодолевать трудности физического и психологического характера. Вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но зачастую родители, занятые работой, с одной стороны не могут дать ребенку положительный пример здорового образа жизни, а с другой – не противостоят отрицательным внешним влияниям, в частности, влиянию телевизионной рекламы. В этой ситуации возрастает роль дошкольного образовательного учреждения, как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми.

        Формы организации физкультурно-оздоровительной работы:

• физкультурные занятия;

• подвижные игры;

 • утренняя гимнастика (классическая, оздоровительный бег, подвижные игры, музыкально-ритмическая аэробика);

• двигательно-оздоровительные физминутки;

• закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями;

 • оздоровительные процедуры в водной среде (бассейн);

 • прогулки;

• дни здоровья;

• экскурсии и походы;

• физкультурные досуги, праздники;

• самостоятельная двигательная активность;

 • работа с родителями.

       В основе взаимодействия детского сада и семьи лежит сотрудничество. Прежде всего, надо  начать  работу  с анкетирования родителей. Необходимо узнать, что родители понимают под словом «здоровье», и как представляют себе собственное здоровье.

Второй этап работы с родителями направлен на формирование их мотивационного поля в области здоровья.

     Эффективность включения родителей в образовательный процесс зависит от их информированности по программе оздоровления детей через двигательную активность, о ее значимости для развития ребенка, необходимости участия всех членов семьи в работе. Значимость достигнутых результатов в работе с родителями состоит в том, что, помимо активного участия в образовательном процессе, в жизни группы у родителей измениться отношение к собственному здоровью и здоровью детей. Двигательная активность – главный источник и побудительная сила охраны и укрепления здоровья, совершенствование физических и интеллектуальных способностей ребенка. Двигательная активность – биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Успехов в укреплении здоровья детей, их полноценном развитии, повышении двигательной активности можно добиться при единстве системы физического воспитания в детском саду и семье. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса. Они должны знать, что низкая двигательная активность ребенка – гиподинамия, путь к различным расстройствам здоровья. Именно поэтому так важно привить им любовь к движению, спорту. Нужно не только дать ребенку двигательную свободу, но и всячески помогать в рациональной организации двигательного досуга. Необходимо превратить здоровый образ жизни из общественного эталона в осознанную индивидуальную потребность детей и родителей, изменить отношение к собственному здоровью и здоровью детей на основе личной ответственности за свое здоровье.

    Работу над устранением двигательного дефицита необходимо продолжать, так как двигательная активность – биологическая потребность организма, от степени удовлетворения, которой зависит здоровье детей. Их физическое и общее развитие.

Литература: 1. Бабенкова Е.А. Как помочь детям стать здоровыми. – М., 2003 2. Брязгунов И.П., Доскин В.А. Все о здоровье ребенка. – М.,2002 3. Ковалько В.И., Азбука физкультминуток для дошкольников. – М., 2005 4. Коноваленко С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет – М. 2001 5. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б,, Развивающая педагогика оздоровления. – М., 2000 6. Козлова А.В., Дешеулина Р.П., Работа ДОУ с семьей. – М. 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Двигательный режим детского сада. как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников"

Выступление на педсовете. в котором даны рекомендации для воспитатетелей об организации двигательного режима детей в ДОУ....

«ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ - СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ»

На современном этапе развития общества выявлена тенденция ухудшения здоровья детей. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополуч...

«Двигательная активность детей как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников»

Забота о здоровье ребёнка взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно...

Двигательная активность как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

Воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного образовательного учреждения. Что же такое здоровье? Здоровье – это многогранное, многоуровневое понятие. Согласно Уставу Все...

«Использование фольклора для повышения двигательной активности дошкольников, как средства сохранения и укрепления здоровья ». (из опыта работы)

В статье расскрывается опыт работы по повышению двигательной активности детей посредством фольклора....

Коммуникативные игры, как средство сохранения психологического здоровья дошкольников

Семинар для педагогов ДОУ. Будет полезен педагогам всех групп....