Двигательная активность как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников
консультация ( группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvigatelnaya_aktivnost.dokument_microsoft_office_word_2.docx | 19.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного образовательного учреждения. Что же такое здоровье? Здоровье – это многогранное, многоуровневое понятие. Согласно Уставу Всемирной Организации Здравоохранения, под здоровьем подразумевается – «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Таким образом, здоровье включает физический, психический и нравственный компоненты, то есть здоровье – это система нравственных ценностей и совокупность личных качеств человека, обеспечивающих ему полноценное существование и выполнение своих биологических и социальных функций. Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит» - гиподинамию, то есть количество движений, проводимые ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье зависит от двигательной активности. Работами известного отечественного физиолога профессора И.А.Аршавского и его учеников установлено, что, двигаясь, организм не только расходует энергию, но и с лихвой восполняет израсходованное. При этом он старается накопить энергию с некоторым избытком, запасом на будущее. И вот такой запас является базой, необходимым условием дальнейшего развития. За счет этого растет и развивается детский организм. Поэтому чем больше ребенок двигается, тем успешнее происходит весь сложный процесс биологического формирования организма. С каждым годом все больше отмечается высокий уровень соматических заболеваний у детей, тенденция к общей ослабленности поступающих в детский сад детей, снижение иммунитета. Поэтому одной из актуальных является проблема организации двигательной активности в течение дня. Задачами развития двигательной активности у ребенка дошкольного возраста является: • воспитание потребности в здоровом образе жизни; • формирование жизненно-необходимых двигательных умений и навыков в соответствии с индивидуальными особенностями и состоянием здоровья ребенка; • формирование моральных качеств (выносливость, силы воли); • развитие интереса к физическим упражнениям и подвижным играм; • создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности; • профилактика простудных заболеваний; • коррекционно-восстановительная работа, направленная на предупреждение отклонений в физическом развитии; • выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализации их через систему спортивно-оздоровительной работы. Необходимо формирование активной деятельности, интереса и потребности в физическом самосовершенствовании, получении удовольствий от игр, упражнений, танцев. Надо сделать так, чтобы ребенок хотел быть здоровым, ловким, сильным, смелым. Любил играть в подвижные игры, больше бывать на природе, проявлять волевые усилия, преодолевать трудности физического и психологического характера. Вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но зачастую родители, занятые работой, с одной стороны не могут дать ребенку положительный пример здорового образа жизни, а с другой – не противостоят отрицательным внешним влияниям, в частности, влиянию телевизионной рекламы. В этой ситуации возрастает роль дошкольного образовательного учреждения, как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми. Формы организации физкультурно-оздоровительной работы: • физкультурные занятия; • подвижные игры; • утренняя гимнастика (классическая, оздоровительный бег, подвижные игры, музыкально-ритмическая аэробика); • двигательно-оздоровительные физминутки; • закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями; • оздоровительные процедуры в водной среде (бассейн); • прогулки; • дни здоровья; • экскурсии и походы; • физкультурные досуги, праздники; • самостоятельная двигательная активность; • работа с родителями. В основе взаимодействия детского сада и семьи лежит сотрудничество. Прежде всего, надо начать работу с анкетирования родителей. Необходимо узнать, что родители понимают под словом «здоровье», и как представляют себе собственное здоровье. Второй этап работы с родителями направлен на формирование их мотивационного поля в области здоровья. Эффективность включения родителей в образовательный процесс зависит от их информированности по программе оздоровления детей через двигательную активность, о ее значимости для развития ребенка, необходимости участия всех членов семьи в работе. Значимость достигнутых результатов в работе с родителями состоит в том, что, помимо активного участия в образовательном процессе, в жизни группы у родителей измениться отношение к собственному здоровью и здоровью детей. Двигательная активность – главный источник и побудительная сила охраны и укрепления здоровья, совершенствование физических и интеллектуальных способностей ребенка. Двигательная активность – биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Успехов в укреплении здоровья детей, их полноценном развитии, повышении двигательной активности можно добиться при единстве системы физического воспитания в детском саду и семье. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса. Они должны знать, что низкая двигательная активность ребенка – гиподинамия, путь к различным расстройствам здоровья. Именно поэтому так важно привить им любовь к движению, спорту. Нужно не только дать ребенку двигательную свободу, но и всячески помогать в рациональной организации двигательного досуга. Необходимо превратить здоровый образ жизни из общественного эталона в осознанную индивидуальную потребность детей и родителей, изменить отношение к собственному здоровью и здоровью детей на основе личной ответственности за свое здоровье. Работу над устранением двигательного дефицита необходимо продолжать, так как двигательная активность – биологическая потребность организма, от степени удовлетворения, которой зависит здоровье детей. Их физическое и общее развитие. Литература: 1. Бабенкова Е.А. Как помочь детям стать здоровыми. – М., 2003 2. Брязгунов И.П., Доскин В.А. Все о здоровье ребенка. – М.,2002 3. Ковалько В.И., Азбука физкультминуток для дошкольников. – М., 2005 4. Коноваленко С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет – М. 2001 5. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б,, Развивающая педагогика оздоровления. – М., 2000 6. Козлова А.В., Дешеулина Р.П., Работа ДОУ с семьей. – М. 2005 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Двигательный режим детского сада. как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников"
Выступление на педсовете. в котором даны рекомендации для воспитатетелей об организации двигательного режима детей в ДОУ....
«ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ - СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ»
На современном этапе развития общества выявлена тенденция ухудшения здоровья детей. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополуч...
«Двигательная активность детей как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников»
Забота о здоровье ребёнка взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно...
Материал к семинару педагогов-психологов 26.09.2016г. Музыкотерапия, как средство сохранения психологического здоровья дошкольников.
Теоретический материал...
Двигательная активность как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
Воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного образовательного учреждения. Что же такое здоровье? Здоровье – это многогранное, многоуровневое понятие. Согласно Уставу Все...
«Использование фольклора для повышения двигательной активности дошкольников, как средства сохранения и укрепления здоровья ». (из опыта работы)
В статье расскрывается опыт работы по повышению двигательной активности детей посредством фольклора....
Коммуникативные игры, как средство сохранения психологического здоровья дошкольников
Семинар для педагогов ДОУ. Будет полезен педагогам всех групп....