Программы, проект
материал

Майя Игоревна Матвеева

Ежегодно составляю календарно-тематический план коррекционно-развивающей работы с детьми ФНР, ФФНР, ОНР.

Совместно с педагогом-психологом участвую в составлении индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения.

Составила и апробировала проект «Совершенствование звуковой культуры речи младших дошкольников как средство профилактики функциональной дислалии». 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Совершенствование звуковой культуры речи младших дошкольников как средство профилактики функциональной дислалии»

Руководитель проекта –

учитель-логопед МАДОУ г. Нягань

«Д/с №4 «Веснянка»

Матвеева М.И.

1. ТИП ПРОЕКТА

По доминирующей в проекте деятельности: творческий, игровой.

По содержанию: психолого-педагогический.

По числу участников проекта: групповой (18 детей 2 младшей группы, заместитель заведующей по ВМР, учитель-логопед, родители воспитанников).

По времени проведения: продолжительный (2 года).

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

2. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

Не является секретом тот факт, что у некоторого количества детей в старшем дошкольном возрасте сохраняется физиологическое косноязычие (Возрастное нарушение речи, при котором ребенок в 2-3 года из-за несовершенства речевого аппарата пропускает трудные по артикуляционному укладу звуки или заменяет их более легкими). В норме физиологическое косноязычие должно проходить к 5 годам, но на практике иногда этого не происходит. Такие нарушения в старшем возрасте переходят в функциональную дислалию, исправление которой не занимает много времени. При большом количестве детей с тяжелыми нарушениями речи необходимо было найти пути преодоления физиологического косноязычия в рамках возрастной нормы – к 5 годам.

В системе логопедической работы недостаточное место выделено профилактике речевых нарушений. Именно профилактической работе посвящен проект, направленный на своевременное преодоление младшими дошкольниками физиологического косноязычия.

Ведущей формой явились коллективные занятия с детьми, так как я согласна с выводами исследований А.П. Усовой и М.Е. Хватцевым о том, что в условиях социальной среды воспитание речевых навыков протекает особенно благоприятно и дает более стойкие результаты, чем в условиях индивидуальной работы. Коллектив является для детей сильным фактором взаимного влияния. В коллективных занятиях продуктивность работы повышается, а утомляемость уменьшается.

3. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: обоснование эффективности использования групповых занятий по совершенствованию звуковой культуры речи в логопедической практике для профилактики функциональной дислалии дошкольников.

4.ЗАДАЧИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

- теоретически обосновать важность групповых занятий по звуковой культуре речи как технологию обучения правильному звукопроизношению, развития фонематического слуха, мелкой пальчиковой моторики, речевого дыхания и общеречевых навыков;

- проследить динамику совершенствования звуковой культуры речи младших дошкольников в процессе проведения групповых занятий;

- разработать перспективное и календарное планирование занятий по звуковой культуре речи для 2 младшей и средней групп.

5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методическое:

Гербова В.В. Занятия по развитию речи детей 3-5 лет. - М. «Просвещение», 1987

Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. - М. «Сфера»,2003

Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. - М. «Сфера»,2003

Нищева Н.В. Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - С-Пб «Детство - Пресс», 2000

Цвынтарный В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. - С-Пб, 2001

Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. - М. «Владос», 1999

Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. - С-Пб. «Каро», 2000

Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 4-5 лет. - М. «Просвещение», 2004

Шестакова И.Г. Коррекционно-развивающие игры и упражнения как средство сокращения сроков автоматизации звуков у дошкольников, имеющих нарушения речи. - Шадринск, 2006

Перспективное и календарное планирование.

Материально-техническое:

Мультимедийный проектор, индивидуальные зеркала, дидактические и коррекционно-развивающие игры, игрушки, дидактические куклы, сказочные персонажи, фломастеры, бумага, предметные и сюжетные картины, оборудование для дыхательной гимнастики и развития мелкой пальчиковой моторики.

Диагностико-дидактическое:

Диагностическая методика звуковой культуры речи младших дошкольников О.С.Ушаковой;

Конспекты групповых занятий по звуковой культуре речи младших дошкольников;

Коррекционно-развивающие игры и упражнения (на развитие грамматического строя речи, фонематического восприятия, словаря, мелкой пальчиковой моторики, внимания, памяти, мышления).

Альбом по звукопроизношению

6. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Повышение уровня мотивации к занятиям.

Развитость звукопроизношения, фонематического восприятия и мелкой пальчиковой моторики в соответствии с возрастом.

Творческое самовыражение воспитанников.

7. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Педагогические условия, необходимые для эффективного проведения групповых занятий по формированию звуковой культуры речи младших дошкольников.

8. ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА: если реализовать многогранные возможности групповых занятий по формированию звуковой культуры речи младших дошкольников, то это приведет к своевременному исправлению физиологического косноязычия.

9. МЕТОДЫ ПРОЕКТА

Наблюдение, мониторинговые исследования, познавательно-речевые занятия.

10. СТРАТЕГИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МАДОУ г. Нягани «Детский сад №4 «Веснянка» с детьми – в специально организованной деятельности, с педагогами – в условиях проведения активной методической работы, с родителями – в условиях индивидуального консультирования.

11. ЭТАПЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ

Концептуальный

(май 2022)

Обоснование актуальности темы, мотивации ее выбора. Формулирование цели и задач проекта.

Исходно-диагностический (сентябрь 2022 г)

Подбор диагностического инструментария (критериев, показателей, дидактического материала) для отслеживания уровней развития звуковой культуры речи детей 2 младшей группы.

Организация и проведение диагностического исследования.

Коррекционно-технологический (октябрь 2022 г – май 2024 г)

Формирующий этап.

Деятельность в соответствии с тематическим и календарным планированием.

Технологический (май 2023 г)

Промежуточная диагностика.

Уточняющий (сентябрь 2023 г)

Коррекция тематических и календарных планов

Итогово-диагностический

(май 2024 г)

Заключительная оценка уровня развития звуковой культуры речи детей средней группы.

Катамнестический (сентябрь – октябрь 2014г)

Сбор данных по результатам внедрения проекта.

12. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Нарушения речи, к сожалению, достаточно распространенное явление в настоящее время. Причины их очень разнообразны, и в ряде случаев без помощи логопеда в их устранении никак не обойтись. Но не является секретом и тот факт, что у некоторого количества детей в старшем дошкольном возрасте сохраняется физиологическое косноязычие (Возрастное нарушение речи, при котором ребенок в 2-3 года из-за несовершенства речевого аппарата пропускает трудные по артикуляционному укладу звуки или заменяет их более легкими).

В норме физиологическое косноязычие должно проходить к 5 годам, но на практике иногда этого не происходит. Следовательно, логопеду приходится в старшем возрасте заниматься и с этими детьми. Хотя такие нарушения в старшем дошкольном возрасте переходят в функциональную дислалию, исправление которой не занимает много времени, но в условиях увеличения количества детей с тяжелыми нарушениями речи мы посчитали нерациональным тратить время логопеда на детей, у которых при грамотно организованной работе по звуковой культуре речи звукопроизношение сформировалось бы правильно. Перед педагогическим коллективом детского сада встала проблема поиска путей преодоления физиологического косноязычия дошкольников в рамках возрастной нормы, а именно к 5 годам.

Изучая современную педагогическую литературу, мы обратили внимание на то, что и ученые, занимающиеся проблемами логопедии, и логопеды – практики многих регионов России все чаще стали ставить вопрос об организации работы логопеда с детьми младшего дошкольного возраста, не имеющими тяжелых речевых нарушений. В частности, в журналах «Логопед» и «Логопед в детском саду» в последние годы напечатаны статьи по данной проблематике.

И я, как логопед – практик, обеспокоенная увеличением количества детей с нарушениями речи, пришла к решению уделить внимание профилактике речевых нарушений дошкольников.

Мы предположили, что, если логопед в полной мере будет использовать возможности групповых занятий по звуковой культуре речи, внеся в них элементы логопедических занятий, то это будет способствовать формированию правильного звукопроизношения.

Именно профилактической работе и был посвящен проект «Совершенствование звуковой культуры речи младших дошкольников как средство профилактики функциональной дислалии», составленный нами два года назад и направленный на своевременное преодоление младшими дошкольниками физиологического косноязычия.

Проект моноаспектный, долговременный. Участниками проекта являются заместитель заведующего по воспитательно – методической работе нашего детского сада, воспитатели, дети и родители младшей группы (на второй год – соответственно, средней) и логопед.

Целью нашего исследования стало обоснование эффективности использования групповых занятий по совершенствованию звуковой культуры речи в логопедической практике для профилактики функциональной дислалии дошкольников

Были поставлены задачи:

- Теоретически обосновать важность групповых занятий по звуковой культуре речи как технологии обучения правильному звукопроизношению, развития фонематического слуха, мелкой пальчиковой моторики, речевого дыхания и общеречевых навыков;

- Проследить динамику совершенствования звуковой культуры речи младших дошкольников в процессе проведения групповых занятий;

- Разработать перспективное и календарное планирование занятий по звуковой культуре речи для 2 младшей и средней групп.

На первоначальном этапе (в сентябре 2022 года) нами была исследована звуковая культура речи у детей 2 младшей группы. Подверглись изучению нижеследующие параметры:

- собственно звукопроизношение;

- просодические компоненты;

- анализ собственного звукопроизношения.

Диагностика проводилась по методике О.С.Ушаковой.

Анализ диагностики показал, что все дети 2 младшей группы имеют недостатки звукопроизношения, не подвергают анализу собственное произношение, и только 1 человек умеет пользоваться выразительными средствами языка.

Полученные результаты убедили нас в необходимости повышения звуковой культуры речи младших дошкольников. Нами были разработаны перспективный и календарные планы групповых занятий по звуковой культуре речи для 2 младшей и средней группы.

Ведущей формой обучения явились коллективные занятия с детьми, так как мы согласны с выводами исследований А.П. Усовой и М.Е. Хватцева о том, что в условиях социальной среды воспитание речевых навыков протекает особенно благоприятно и дает более стойкие результаты, чем в условиях индивидуальной работы. Коллектив является для детей сильным фактором взаимного влияния. В коллективных занятиях продуктивность работы повышается, а утомляемость уменьшается.

Система групповых занятий, разработанная нами, отличается от типовой модели, прежде всего, тем, что занятия являются комплексными и имеют игровую направленность. Попытки комплексного подхода с использованием игровых приемов при создании программ по развитию речи встречаются у ряда авторов: Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, Г.А. Тумаковой, А.И. Максакова, Швайко.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность их соответствует нормативным требованиям для детей данного возраста.

Кроме развития речи, на данных занятиях происходит:

- развитие сенсорных и моторных функций;

- формирование кинестетической основы артикуляторных движений;

- развитие мимической мускулатуры;

- развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве);

- развитие игровой деятельности;

- формирование черт личности.

Все занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Составлены разные варианты занятий с использованием литературных персонажей, специально изготовленных панно, сюжетов сказок, дидактических кукол, сюжетных картин.

Необходимо отметить, что такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. И это немаловажно, если учесть, что дети младшего дошкольного возраста еще не имеют произвольного внимания и поведения, и, с другой стороны, в условиях Севера в период долгой зимы у детей наблюдается нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость.

На повышение мотивации детей к занятиям направлены и специфические методы, применяемые на занятиях. Например, проведение артикуляционной гимнастики в нетрадиционной форме. а также современные ИКТ и оборудование: логопедический стол «LOGO PRO» с программным обеспечением «АЛМА», «АЛМА Тесты» и «Конструктор тестов», логопедический тренажер Дэльфа-142.1, набор «Все для логопеда», интерактивная панель с программным обеспечением: «Логомер», «Логомер-2», «Мерсибо Плюс», «Мерсибо Интерактив».

Незаменимыми помощниками в реализации проекта стали воспитатели. С ними проводились консультации, деловые игры, во время которых уточнялись знания о языковых единицах – звуках, их характеристиках по различным основаниям. Воспитатели проводили индивидуальную работу с детьми, нуждающимися в уточнении артикуляционной позы для того или иного звука. Очень активно воспитатели использовали в свободной игровой деятельности детей те игры и упражнения, с которыми мы знакомились на занятиях.

Общеизвестно, что успешность (либо неуспешность) педагогического воздействия на ребенка во многом определяется взаимодействием логопеда с родителями воспитанников. Когда Гиппократ приходил к больному, он говорил: «Нас трое: ты, я и болезнь. Если ты объединишься с болезнью, то вас станет двое, и я, один, не смогу противостоять вам. Но если мы объединимся вдвоем против болезни, то мы победим ее». Мы в своей работе тоже делаем ставку на сотрудничество. «Мы вместе: я, ребенок и вы – легко разрешим все проблемы, потому что мы все заинтересованы в этом»- так я говорю родителям. Я участвовала в родительских собраниях, где знакомила родителей с этапами усвоения языковых средств детьми – дошкольниками, с целями и задачами групповых занятий по звуковой культуре речи. Во время индивидуальных бесед выясняла, в чем они испытывают затруднения, и давала советы по преодолению этих затруднений.

В мае 2024 года, после двух лет работы, была проведена заключительная диагностика звуковой культуры речи, по итогам которой был сделан анализ.

Сравнивая результаты начальной и конечной диагностики, можно сделать вывод об эффективности групповых занятий в младшем дошкольном возрасте с детьми, не имеющими тяжелых речевых нарушений. Такой же вывод можно сделать, сравнивая количество детей с недостатками речи, в параллельных старших группах: группа №10 – участники проекта и группа №9 – в реализации проекта участия не принимали.

Мы видим, что детей с нарушениями речи стало меньше, хоть и ненамного. В основном, это дети с тяжелыми нарушениями речи (с дизартрией, с общим недоразвитием речи), проблемы которых невозможно решить только с помощью профилактических мероприятий, а требуется специализированная помощь. Детей с физиологическим косноязычием практически нет.

Перспективу повышения эффективности работы в данном направлении мы видим в следующем:

Если увеличить количество занятий до 2 раз в неделю, то это позволит детям более глубоко усвоить характеристики звуков.

Проект прошел апробацию. При повторном его внедрении произойдет корректировка перспективных и календарных планов, что тоже приведет к улучшению результатов.

Список используемой литературы

  1. Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников. Москва, 2017 – 245 с.
  2. Богомолова А.И. Нарушения произношения у детей. Пособие для логопедов. М., 2018.
  3. Винарская Е.Н., Богомазов Г.М. Возрастная фонетика М.: АСТ, Астрель, 2015.
  4. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. Москва, 2017 – 527 с.
  5. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушением речи. Москва: Педагогика, 2018.
  6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Детство-Пресс, 2017.
  7. Кондратенко И.Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте. Москва: Айрис-пресс, 2017.

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа проекта "В стране чисел и фигур"

Данная программа способствует совершенствованию технологии развития математических, природоведческих и экологических представлений у дошкольников....

Рабочая программа на основе Примерной основной образовательной программы (проект) «Радуга» для детей среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет общеразвивающей направленности

Рабочая программа на основе Примерной основной образовательной программы "Радуга" для детей среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет...

Рабочая программа (проект) реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей младшего возраста 2014- 2015 учебный год

Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физи...

Рабочая учебная программа (проект) инструктора по физической культуре по реализации основной общеобразовательной программе МАДОУ Д/С № 10 "Белочка" для детей 3-4 лет

Содержание:Пояснительная записка  Принципы и подходы к формированию программы  Цели и задачи реализации образовательной области  «Физическая культура»  Возрастные особенности де...

Рабочая учебная программа (проект) инструктора по физической культуре по реализации основной общеобразовательной программы МАДОУ Д/С №10 "Белочка" для детей 4-5 лет

Рабочая программа инструктора по ФИЗО ориентирована на решение задач, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое воспитание. Поэтому, одним из основных направлений оздорови...

Рабочая учебная программа (проект) инструктора по физической культуре по реализации основной общеобразовательной программы МАДОУ Д/С №1 0 "Белочка" для детей 5-6 лет

Рабочая программа инструктора по ФИЗО ориентирована на решение задач, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое воспитание. Поэтому, одним из основных направлений оздорови...

Рабочая учебная программа (проект) инструктора по физической культуре по реализации основной общеобразовательной программы МАДОУ Д/С №1 0 "Белочка" для детей 6-7

Рабочая программа инструктора по ФИЗО ориентирована на решение задач, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое воспитание. Поэтому, одним из основных направлений оздорови...