Программы, проект
материал

Майя Игоревна Матвеева

Ежегодно составляю календарно-тематический план коррекционно-развивающей работы с детьми ФНР, ФФНР, ОНР.

Совместно с педагогом-психологом участвую в составлении индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения.

Составила и апробировала проект «Совершенствование звуковой культуры речи младших дошкольников как средство профилактики функциональной дислалии». 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Совершенствование звуковой культуры речи младших дошкольников как средство профилактики функциональной дислалии»

Руководитель проекта –

учитель-логопед МАДОУ г. Нягань

«Д/с №4 «Веснянка»

Матвеева М.И.

1. ТИП ПРОЕКТА

По доминирующей в проекте деятельности: творческий, игровой.

По содержанию: психолого-педагогический.

По числу участников проекта: групповой (18 детей 2 младшей группы, заместитель заведующей по ВМР, учитель-логопед, родители воспитанников).

По времени проведения: продолжительный (2 года).

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

2. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

Не является секретом тот факт, что у некоторого количества детей в старшем дошкольном возрасте сохраняется физиологическое косноязычие (Возрастное нарушение речи, при котором ребенок в 2-3 года из-за несовершенства речевого аппарата пропускает трудные по артикуляционному укладу звуки или заменяет их более легкими). В норме физиологическое косноязычие должно проходить к 5 годам, но на практике иногда этого не происходит. Такие нарушения в старшем возрасте переходят в функциональную дислалию, исправление которой не занимает много времени. При большом количестве детей с тяжелыми нарушениями речи необходимо было найти пути преодоления физиологического косноязычия в рамках возрастной нормы – к 5 годам.

В системе логопедической работы недостаточное место выделено профилактике речевых нарушений. Именно профилактической работе посвящен проект, направленный на своевременное преодоление младшими дошкольниками физиологического косноязычия.

Ведущей формой явились коллективные занятия с детьми, так как я согласна с выводами исследований А.П. Усовой и М.Е. Хватцевым о том, что в условиях социальной среды воспитание речевых навыков протекает особенно благоприятно и дает более стойкие результаты, чем в условиях индивидуальной работы. Коллектив является для детей сильным фактором взаимного влияния. В коллективных занятиях продуктивность работы повышается, а утомляемость уменьшается.

3. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: обоснование эффективности использования групповых занятий по совершенствованию звуковой культуры речи в логопедической практике для профилактики функциональной дислалии дошкольников.

4.ЗАДАЧИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

- теоретически обосновать важность групповых занятий по звуковой культуре речи как технологию обучения правильному звукопроизношению, развития фонематического слуха, мелкой пальчиковой моторики, речевого дыхания и общеречевых навыков;

- проследить динамику совершенствования звуковой культуры речи младших дошкольников в процессе проведения групповых занятий;

- разработать перспективное и календарное планирование занятий по звуковой культуре речи для 2 младшей и средней групп.

5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методическое:

Гербова В.В. Занятия по развитию речи детей 3-5 лет. - М. «Просвещение», 1987

Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. - М. «Сфера»,2003

Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. - М. «Сфера»,2003

Нищева Н.В. Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - С-Пб «Детство - Пресс», 2000

Цвынтарный В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. - С-Пб, 2001

Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. - М. «Владос», 1999

Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. - С-Пб. «Каро», 2000

Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 4-5 лет. - М. «Просвещение», 2004

Шестакова И.Г. Коррекционно-развивающие игры и упражнения как средство сокращения сроков автоматизации звуков у дошкольников, имеющих нарушения речи. - Шадринск, 2006

Перспективное и календарное планирование.

Материально-техническое:

Мультимедийный проектор, индивидуальные зеркала, дидактические и коррекционно-развивающие игры, игрушки, дидактические куклы, сказочные персонажи, фломастеры, бумага, предметные и сюжетные картины, оборудование для дыхательной гимнастики и развития мелкой пальчиковой моторики.

Диагностико-дидактическое:

Диагностическая методика звуковой культуры речи младших дошкольников О.С.Ушаковой;

Конспекты групповых занятий по звуковой культуре речи младших дошкольников;

Коррекционно-развивающие игры и упражнения (на развитие грамматического строя речи, фонематического восприятия, словаря, мелкой пальчиковой моторики, внимания, памяти, мышления).

Альбом по звукопроизношению

6. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Повышение уровня мотивации к занятиям.

Развитость звукопроизношения, фонематического восприятия и мелкой пальчиковой моторики в соответствии с возрастом.

Творческое самовыражение воспитанников.

7. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Педагогические условия, необходимые для эффективного проведения групповых занятий по формированию звуковой культуры речи младших дошкольников.

8. ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА: если реализовать многогранные возможности групповых занятий по формированию звуковой культуры речи младших дошкольников, то это приведет к своевременному исправлению физиологического косноязычия.

9. МЕТОДЫ ПРОЕКТА

Наблюдение, мониторинговые исследования, познавательно-речевые занятия.

10. СТРАТЕГИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МАДОУ г. Нягани «Детский сад №4 «Веснянка» с детьми – в специально организованной деятельности, с педагогами – в условиях проведения активной методической работы, с родителями – в условиях индивидуального консультирования.

11. ЭТАПЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ

Концептуальный

(май 2022)

Обоснование актуальности темы, мотивации ее выбора. Формулирование цели и задач проекта.

Исходно-диагностический (сентябрь 2022 г)

Подбор диагностического инструментария (критериев, показателей, дидактического материала) для отслеживания уровней развития звуковой культуры речи детей 2 младшей группы.

Организация и проведение диагностического исследования.

Коррекционно-технологический (октябрь 2022 г – май 2024 г)

Формирующий этап.

Деятельность в соответствии с тематическим и календарным планированием.

Технологический (май 2023 г)

Промежуточная диагностика.

Уточняющий (сентябрь 2023 г)

Коррекция тематических и календарных планов

Итогово-диагностический

(май 2024 г)

Заключительная оценка уровня развития звуковой культуры речи детей средней группы.

Катамнестический (сентябрь – октябрь 2014г)

Сбор данных по результатам внедрения проекта.

12. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Нарушения речи, к сожалению, достаточно распространенное явление в настоящее время. Причины их очень разнообразны, и в ряде случаев без помощи логопеда в их устранении никак не обойтись. Но не является секретом и тот факт, что у некоторого количества детей в старшем дошкольном возрасте сохраняется физиологическое косноязычие (Возрастное нарушение речи, при котором ребенок в 2-3 года из-за несовершенства речевого аппарата пропускает трудные по артикуляционному укладу звуки или заменяет их более легкими).

В норме физиологическое косноязычие должно проходить к 5 годам, но на практике иногда этого не происходит. Следовательно, логопеду приходится в старшем возрасте заниматься и с этими детьми. Хотя такие нарушения в старшем дошкольном возрасте переходят в функциональную дислалию, исправление которой не занимает много времени, но в условиях увеличения количества детей с тяжелыми нарушениями речи мы посчитали нерациональным тратить время логопеда на детей, у которых при грамотно организованной работе по звуковой культуре речи звукопроизношение сформировалось бы правильно. Перед педагогическим коллективом детского сада встала проблема поиска путей преодоления физиологического косноязычия дошкольников в рамках возрастной нормы, а именно к 5 годам.

Изучая современную педагогическую литературу, мы обратили внимание на то, что и ученые, занимающиеся проблемами логопедии, и логопеды – практики многих регионов России все чаще стали ставить вопрос об организации работы логопеда с детьми младшего дошкольного возраста, не имеющими тяжелых речевых нарушений. В частности, в журналах «Логопед» и «Логопед в детском саду» в последние годы напечатаны статьи по данной проблематике.

И я, как логопед – практик, обеспокоенная увеличением количества детей с нарушениями речи, пришла к решению уделить внимание профилактике речевых нарушений дошкольников.

Мы предположили, что, если логопед в полной мере будет использовать возможности групповых занятий по звуковой культуре речи, внеся в них элементы логопедических занятий, то это будет способствовать формированию правильного звукопроизношения.

Именно профилактической работе и был посвящен проект «Совершенствование звуковой культуры речи младших дошкольников как средство профилактики функциональной дислалии», составленный нами два года назад и направленный на своевременное преодоление младшими дошкольниками физиологического косноязычия.

Проект моноаспектный, долговременный. Участниками проекта являются заместитель заведующего по воспитательно – методической работе нашего детского сада, воспитатели, дети и родители младшей группы (на второй год – соответственно, средней) и логопед.

Целью нашего исследования стало обоснование эффективности использования групповых занятий по совершенствованию звуковой культуры речи в логопедической практике для профилактики функциональной дислалии дошкольников

Были поставлены задачи:

- Теоретически обосновать важность групповых занятий по звуковой культуре речи как технологии обучения правильному звукопроизношению, развития фонематического слуха, мелкой пальчиковой моторики, речевого дыхания и общеречевых навыков;

- Проследить динамику совершенствования звуковой культуры речи младших дошкольников в процессе проведения групповых занятий;

- Разработать перспективное и календарное планирование занятий по звуковой культуре речи для 2 младшей и средней групп.

На первоначальном этапе (в сентябре 2022 года) нами была исследована звуковая культура речи у детей 2 младшей группы. Подверглись изучению нижеследующие параметры:

- собственно звукопроизношение;

- просодические компоненты;

- анализ собственного звукопроизношения.

Диагностика проводилась по методике О.С.Ушаковой.

Анализ диагностики показал, что все дети 2 младшей группы имеют недостатки звукопроизношения, не подвергают анализу собственное произношение, и только 1 человек умеет пользоваться выразительными средствами языка.

Полученные результаты убедили нас в необходимости повышения звуковой культуры речи младших дошкольников. Нами были разработаны перспективный и календарные планы групповых занятий по звуковой культуре речи для 2 младшей и средней группы.

Ведущей формой обучения явились коллективные занятия с детьми, так как мы согласны с выводами исследований А.П. Усовой и М.Е. Хватцева о том, что в условиях социальной среды воспитание речевых навыков протекает особенно благоприятно и дает более стойкие результаты, чем в условиях индивидуальной работы. Коллектив является для детей сильным фактором взаимного влияния. В коллективных занятиях продуктивность работы повышается, а утомляемость уменьшается.

Система групповых занятий, разработанная нами, отличается от типовой модели, прежде всего, тем, что занятия являются комплексными и имеют игровую направленность. Попытки комплексного подхода с использованием игровых приемов при создании программ по развитию речи встречаются у ряда авторов: Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, Г.А. Тумаковой, А.И. Максакова, Швайко.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность их соответствует нормативным требованиям для детей данного возраста.

Кроме развития речи, на данных занятиях происходит:

- развитие сенсорных и моторных функций;

- формирование кинестетической основы артикуляторных движений;

- развитие мимической мускулатуры;

- развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве);

- развитие игровой деятельности;

- формирование черт личности.

Все занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Составлены разные варианты занятий с использованием литературных персонажей, специально изготовленных панно, сюжетов сказок, дидактических кукол, сюжетных картин.

Необходимо отметить, что такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. И это немаловажно, если учесть, что дети младшего дошкольного возраста еще не имеют произвольного внимания и поведения, и, с другой стороны, в условиях Севера в период долгой зимы у детей наблюдается нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость.

На повышение мотивации детей к занятиям направлены и специфические методы, применяемые на занятиях. Например, проведение артикуляционной гимнастики в нетрадиционной форме. а также современные ИКТ и оборудование: логопедический стол «LOGO PRO» с программным обеспечением «АЛМА», «АЛМА Тесты» и «Конструктор тестов», логопедический тренажер Дэльфа-142.1, набор «Все для логопеда», интерактивная панель с программным обеспечением: «Логомер», «Логомер-2», «Мерсибо Плюс», «Мерсибо Интерактив».

Незаменимыми помощниками в реализации проекта стали воспитатели. С ними проводились консультации, деловые игры, во время которых уточнялись знания о языковых единицах – звуках, их характеристиках по различным основаниям. Воспитатели проводили индивидуальную работу с детьми, нуждающимися в уточнении артикуляционной позы для того или иного звука. Очень активно воспитатели использовали в свободной игровой деятельности детей те игры и упражнения, с которыми мы знакомились на занятиях.

Общеизвестно, что успешность (либо неуспешность) педагогического воздействия на ребенка во многом определяется взаимодействием логопеда с родителями воспитанников. Когда Гиппократ приходил к больному, он говорил: «Нас трое: ты, я и болезнь. Если ты объединишься с болезнью, то вас станет двое, и я, один, не смогу противостоять вам. Но если мы объединимся вдвоем против болезни, то мы победим ее». Мы в своей работе тоже делаем ставку на сотрудничество. «Мы вместе: я, ребенок и вы – легко разрешим все проблемы, потому что мы все заинтересованы в этом»- так я говорю родителям. Я участвовала в родительских собраниях, где знакомила родителей с этапами усвоения языковых средств детьми – дошкольниками, с целями и задачами групповых занятий по звуковой культуре речи. Во время индивидуальных бесед выясняла, в чем они испытывают затруднения, и давала советы по преодолению этих затруднений.

В мае 2024 года, после двух лет работы, была проведена заключительная диагностика звуковой культуры речи, по итогам которой был сделан анализ.

Сравнивая результаты начальной и конечной диагностики, можно сделать вывод об эффективности групповых занятий в младшем дошкольном возрасте с детьми, не имеющими тяжелых речевых нарушений. Такой же вывод можно сделать, сравнивая количество детей с недостатками речи, в параллельных старших группах: группа №10 – участники проекта и группа №9 – в реализации проекта участия не принимали.

Мы видим, что детей с нарушениями речи стало меньше, хоть и ненамного. В основном, это дети с тяжелыми нарушениями речи (с дизартрией, с общим недоразвитием речи), проблемы которых невозможно решить только с помощью профилактических мероприятий, а требуется специализированная помощь. Детей с физиологическим косноязычием практически нет.

Перспективу повышения эффективности работы в данном направлении мы видим в следующем:

Если увеличить количество занятий до 2 раз в неделю, то это позволит детям более глубоко усвоить характеристики звуков.

Проект прошел апробацию. При повторном его внедрении произойдет корректировка перспективных и календарных планов, что тоже приведет к улучшению результатов.

Список используемой литературы

  1. Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников. Москва, 2017 – 245 с.
  2. Богомолова А.И. Нарушения произношения у детей. Пособие для логопедов. М., 2018.
  3. Винарская Е.Н., Богомазов Г.М. Возрастная фонетика М.: АСТ, Астрель, 2015.
  4. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. Москва, 2017 – 527 с.
  5. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушением речи. Москва: Педагогика, 2018.
  6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Детство-Пресс, 2017.
  7. Кондратенко И.Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте. Москва: Айрис-пресс, 2017.

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Достижения воспитанников

В воспитании у детей любви к родным местам, формировании уважения и интереса к людям других национальностей большую роль играют праздники и развлечения. Участие в празднике 90-летию Республике М...

Достижения воспитанников

Мои воспитанники периодически участвую в областных, районных и поселковых конкурсах. Здесь результаты наших достижений...

Достижения воспитанников

8. Грамота детской спортивной школы "Лидер" за хорошую подготовку сборной детского сада по аэробике.9. Грамота детской спортивной школы "Лидер" вручённая Ерёминой Полине за первое место в прыжках в дл...

Достижения воспитанников 2013 учебный год

В апреле 2013г. воспитанники старшей  группы  приняли  активное участие в  акции"Читаем  детям о  войне", которая проходила  на  базе районной центральной...

Мои достижения и достижения воспитанников

Диплом за победу в городском конкурсе "Юные таланты г.Покачи".Диплом за победу во Всероссийской музыкальной  викторине для педагогов ДОУ.Диплом победителя городского фестиваля Юные тала...

Достижения воспитанников и профессиональные достижения воспитателя

Достижения воспитанников и воспитателя за 5лет...