Программы, проект
материал
Ежегодно составляю календарно-тематический план коррекционно-развивающей работы с детьми ФНР, ФФНР, ОНР.
Совместно с педагогом-психологом участвую в составлении индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения.
Составила и апробировала проект «Совершенствование звуковой культуры речи младших дошкольников как средство профилактики функциональной дислалии».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Совершенствование звуковой культуры речи младших дошкольников как средство профилактики функциональной дислалии»
Руководитель проекта –
учитель-логопед МАДОУ г. Нягань
«Д/с №4 «Веснянка»
Матвеева М.И.
1. ТИП ПРОЕКТА
По доминирующей в проекте деятельности: творческий, игровой.
По содержанию: психолого-педагогический.
По числу участников проекта: групповой (18 детей 2 младшей группы, заместитель заведующей по ВМР, учитель-логопед, родители воспитанников).
По времени проведения: продолжительный (2 года).
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
2. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
Не является секретом тот факт, что у некоторого количества детей в старшем дошкольном возрасте сохраняется физиологическое косноязычие (Возрастное нарушение речи, при котором ребенок в 2-3 года из-за несовершенства речевого аппарата пропускает трудные по артикуляционному укладу звуки или заменяет их более легкими). В норме физиологическое косноязычие должно проходить к 5 годам, но на практике иногда этого не происходит. Такие нарушения в старшем возрасте переходят в функциональную дислалию, исправление которой не занимает много времени. При большом количестве детей с тяжелыми нарушениями речи необходимо было найти пути преодоления физиологического косноязычия в рамках возрастной нормы – к 5 годам.
В системе логопедической работы недостаточное место выделено профилактике речевых нарушений. Именно профилактической работе посвящен проект, направленный на своевременное преодоление младшими дошкольниками физиологического косноязычия.
Ведущей формой явились коллективные занятия с детьми, так как я согласна с выводами исследований А.П. Усовой и М.Е. Хватцевым о том, что в условиях социальной среды воспитание речевых навыков протекает особенно благоприятно и дает более стойкие результаты, чем в условиях индивидуальной работы. Коллектив является для детей сильным фактором взаимного влияния. В коллективных занятиях продуктивность работы повышается, а утомляемость уменьшается.
3. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: обоснование эффективности использования групповых занятий по совершенствованию звуковой культуры речи в логопедической практике для профилактики функциональной дислалии дошкольников.
4.ЗАДАЧИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- теоретически обосновать важность групповых занятий по звуковой культуре речи как технологию обучения правильному звукопроизношению, развития фонематического слуха, мелкой пальчиковой моторики, речевого дыхания и общеречевых навыков;
- проследить динамику совершенствования звуковой культуры речи младших дошкольников в процессе проведения групповых занятий;
- разработать перспективное и календарное планирование занятий по звуковой культуре речи для 2 младшей и средней групп.
5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методическое:
Гербова В.В. Занятия по развитию речи детей 3-5 лет. - М. «Просвещение», 1987
Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. - М. «Сфера»,2003
Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. - М. «Сфера»,2003
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - С-Пб «Детство - Пресс», 2000
Цвынтарный В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. - С-Пб, 2001
Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. - М. «Владос», 1999
Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. - С-Пб. «Каро», 2000
Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 4-5 лет. - М. «Просвещение», 2004
Шестакова И.Г. Коррекционно-развивающие игры и упражнения как средство сокращения сроков автоматизации звуков у дошкольников, имеющих нарушения речи. - Шадринск, 2006
Перспективное и календарное планирование.
Материально-техническое:
Мультимедийный проектор, индивидуальные зеркала, дидактические и коррекционно-развивающие игры, игрушки, дидактические куклы, сказочные персонажи, фломастеры, бумага, предметные и сюжетные картины, оборудование для дыхательной гимнастики и развития мелкой пальчиковой моторики.
Диагностико-дидактическое:
Диагностическая методика звуковой культуры речи младших дошкольников О.С.Ушаковой;
Конспекты групповых занятий по звуковой культуре речи младших дошкольников;
Коррекционно-развивающие игры и упражнения (на развитие грамматического строя речи, фонематического восприятия, словаря, мелкой пальчиковой моторики, внимания, памяти, мышления).
Альбом по звукопроизношению
6. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Повышение уровня мотивации к занятиям.
Развитость звукопроизношения, фонематического восприятия и мелкой пальчиковой моторики в соответствии с возрастом.
Творческое самовыражение воспитанников.
7. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Педагогические условия, необходимые для эффективного проведения групповых занятий по формированию звуковой культуры речи младших дошкольников.
8. ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА: если реализовать многогранные возможности групповых занятий по формированию звуковой культуры речи младших дошкольников, то это приведет к своевременному исправлению физиологического косноязычия.
9. МЕТОДЫ ПРОЕКТА
Наблюдение, мониторинговые исследования, познавательно-речевые занятия.
10. СТРАТЕГИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МАДОУ г. Нягани «Детский сад №4 «Веснянка» с детьми – в специально организованной деятельности, с педагогами – в условиях проведения активной методической работы, с родителями – в условиях индивидуального консультирования.
11. ЭТАПЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ
Концептуальный (май 2022) | Обоснование актуальности темы, мотивации ее выбора. Формулирование цели и задач проекта. |
Исходно-диагностический (сентябрь 2022 г) | Подбор диагностического инструментария (критериев, показателей, дидактического материала) для отслеживания уровней развития звуковой культуры речи детей 2 младшей группы. Организация и проведение диагностического исследования. |
Коррекционно-технологический (октябрь 2022 г – май 2024 г) | Формирующий этап. Деятельность в соответствии с тематическим и календарным планированием. |
Технологический (май 2023 г) | Промежуточная диагностика. |
Уточняющий (сентябрь 2023 г) | Коррекция тематических и календарных планов |
Итогово-диагностический (май 2024 г) | Заключительная оценка уровня развития звуковой культуры речи детей средней группы. |
Катамнестический (сентябрь – октябрь 2014г) | Сбор данных по результатам внедрения проекта. |
12. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Нарушения речи, к сожалению, достаточно распространенное явление в настоящее время. Причины их очень разнообразны, и в ряде случаев без помощи логопеда в их устранении никак не обойтись. Но не является секретом и тот факт, что у некоторого количества детей в старшем дошкольном возрасте сохраняется физиологическое косноязычие (Возрастное нарушение речи, при котором ребенок в 2-3 года из-за несовершенства речевого аппарата пропускает трудные по артикуляционному укладу звуки или заменяет их более легкими).
В норме физиологическое косноязычие должно проходить к 5 годам, но на практике иногда этого не происходит. Следовательно, логопеду приходится в старшем возрасте заниматься и с этими детьми. Хотя такие нарушения в старшем дошкольном возрасте переходят в функциональную дислалию, исправление которой не занимает много времени, но в условиях увеличения количества детей с тяжелыми нарушениями речи мы посчитали нерациональным тратить время логопеда на детей, у которых при грамотно организованной работе по звуковой культуре речи звукопроизношение сформировалось бы правильно. Перед педагогическим коллективом детского сада встала проблема поиска путей преодоления физиологического косноязычия дошкольников в рамках возрастной нормы, а именно к 5 годам.
Изучая современную педагогическую литературу, мы обратили внимание на то, что и ученые, занимающиеся проблемами логопедии, и логопеды – практики многих регионов России все чаще стали ставить вопрос об организации работы логопеда с детьми младшего дошкольного возраста, не имеющими тяжелых речевых нарушений. В частности, в журналах «Логопед» и «Логопед в детском саду» в последние годы напечатаны статьи по данной проблематике.
И я, как логопед – практик, обеспокоенная увеличением количества детей с нарушениями речи, пришла к решению уделить внимание профилактике речевых нарушений дошкольников.
Мы предположили, что, если логопед в полной мере будет использовать возможности групповых занятий по звуковой культуре речи, внеся в них элементы логопедических занятий, то это будет способствовать формированию правильного звукопроизношения.
Именно профилактической работе и был посвящен проект «Совершенствование звуковой культуры речи младших дошкольников как средство профилактики функциональной дислалии», составленный нами два года назад и направленный на своевременное преодоление младшими дошкольниками физиологического косноязычия.
Проект моноаспектный, долговременный. Участниками проекта являются заместитель заведующего по воспитательно – методической работе нашего детского сада, воспитатели, дети и родители младшей группы (на второй год – соответственно, средней) и логопед.
Целью нашего исследования стало обоснование эффективности использования групповых занятий по совершенствованию звуковой культуры речи в логопедической практике для профилактики функциональной дислалии дошкольников
Были поставлены задачи:
- Теоретически обосновать важность групповых занятий по звуковой культуре речи как технологии обучения правильному звукопроизношению, развития фонематического слуха, мелкой пальчиковой моторики, речевого дыхания и общеречевых навыков;
- Проследить динамику совершенствования звуковой культуры речи младших дошкольников в процессе проведения групповых занятий;
- Разработать перспективное и календарное планирование занятий по звуковой культуре речи для 2 младшей и средней групп.
На первоначальном этапе (в сентябре 2022 года) нами была исследована звуковая культура речи у детей 2 младшей группы. Подверглись изучению нижеследующие параметры:
- собственно звукопроизношение;
- просодические компоненты;
- анализ собственного звукопроизношения.
Диагностика проводилась по методике О.С.Ушаковой.
Анализ диагностики показал, что все дети 2 младшей группы имеют недостатки звукопроизношения, не подвергают анализу собственное произношение, и только 1 человек умеет пользоваться выразительными средствами языка.
Полученные результаты убедили нас в необходимости повышения звуковой культуры речи младших дошкольников. Нами были разработаны перспективный и календарные планы групповых занятий по звуковой культуре речи для 2 младшей и средней группы.
Ведущей формой обучения явились коллективные занятия с детьми, так как мы согласны с выводами исследований А.П. Усовой и М.Е. Хватцева о том, что в условиях социальной среды воспитание речевых навыков протекает особенно благоприятно и дает более стойкие результаты, чем в условиях индивидуальной работы. Коллектив является для детей сильным фактором взаимного влияния. В коллективных занятиях продуктивность работы повышается, а утомляемость уменьшается.
Система групповых занятий, разработанная нами, отличается от типовой модели, прежде всего, тем, что занятия являются комплексными и имеют игровую направленность. Попытки комплексного подхода с использованием игровых приемов при создании программ по развитию речи встречаются у ряда авторов: Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, Г.А. Тумаковой, А.И. Максакова, Швайко.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность их соответствует нормативным требованиям для детей данного возраста.
Кроме развития речи, на данных занятиях происходит:
- развитие сенсорных и моторных функций;
- формирование кинестетической основы артикуляторных движений;
- развитие мимической мускулатуры;
- развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве);
- развитие игровой деятельности;
- формирование черт личности.
Все занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Составлены разные варианты занятий с использованием литературных персонажей, специально изготовленных панно, сюжетов сказок, дидактических кукол, сюжетных картин.
Необходимо отметить, что такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. И это немаловажно, если учесть, что дети младшего дошкольного возраста еще не имеют произвольного внимания и поведения, и, с другой стороны, в условиях Севера в период долгой зимы у детей наблюдается нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость.
На повышение мотивации детей к занятиям направлены и специфические методы, применяемые на занятиях. Например, проведение артикуляционной гимнастики в нетрадиционной форме. а также современные ИКТ и оборудование: логопедический стол «LOGO PRO» с программным обеспечением «АЛМА», «АЛМА Тесты» и «Конструктор тестов», логопедический тренажер Дэльфа-142.1, набор «Все для логопеда», интерактивная панель с программным обеспечением: «Логомер», «Логомер-2», «Мерсибо Плюс», «Мерсибо Интерактив».
Незаменимыми помощниками в реализации проекта стали воспитатели. С ними проводились консультации, деловые игры, во время которых уточнялись знания о языковых единицах – звуках, их характеристиках по различным основаниям. Воспитатели проводили индивидуальную работу с детьми, нуждающимися в уточнении артикуляционной позы для того или иного звука. Очень активно воспитатели использовали в свободной игровой деятельности детей те игры и упражнения, с которыми мы знакомились на занятиях.
Общеизвестно, что успешность (либо неуспешность) педагогического воздействия на ребенка во многом определяется взаимодействием логопеда с родителями воспитанников. Когда Гиппократ приходил к больному, он говорил: «Нас трое: ты, я и болезнь. Если ты объединишься с болезнью, то вас станет двое, и я, один, не смогу противостоять вам. Но если мы объединимся вдвоем против болезни, то мы победим ее». Мы в своей работе тоже делаем ставку на сотрудничество. «Мы вместе: я, ребенок и вы – легко разрешим все проблемы, потому что мы все заинтересованы в этом»- так я говорю родителям. Я участвовала в родительских собраниях, где знакомила родителей с этапами усвоения языковых средств детьми – дошкольниками, с целями и задачами групповых занятий по звуковой культуре речи. Во время индивидуальных бесед выясняла, в чем они испытывают затруднения, и давала советы по преодолению этих затруднений.
В мае 2024 года, после двух лет работы, была проведена заключительная диагностика звуковой культуры речи, по итогам которой был сделан анализ.
Сравнивая результаты начальной и конечной диагностики, можно сделать вывод об эффективности групповых занятий в младшем дошкольном возрасте с детьми, не имеющими тяжелых речевых нарушений. Такой же вывод можно сделать, сравнивая количество детей с недостатками речи, в параллельных старших группах: группа №10 – участники проекта и группа №9 – в реализации проекта участия не принимали.
Мы видим, что детей с нарушениями речи стало меньше, хоть и ненамного. В основном, это дети с тяжелыми нарушениями речи (с дизартрией, с общим недоразвитием речи), проблемы которых невозможно решить только с помощью профилактических мероприятий, а требуется специализированная помощь. Детей с физиологическим косноязычием практически нет.
Перспективу повышения эффективности работы в данном направлении мы видим в следующем:
Если увеличить количество занятий до 2 раз в неделю, то это позволит детям более глубоко усвоить характеристики звуков.
Проект прошел апробацию. При повторном его внедрении произойдет корректировка перспективных и календарных планов, что тоже приведет к улучшению результатов.
Список используемой литературы
- Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников. Москва, 2017 – 245 с.
- Богомолова А.И. Нарушения произношения у детей. Пособие для логопедов. М., 2018.
- Винарская Е.Н., Богомазов Г.М. Возрастная фонетика М.: АСТ, Астрель, 2015.
- Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. Москва, 2017 – 527 с.
- Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушением речи. Москва: Педагогика, 2018.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Детство-Пресс, 2017.
- Кондратенко И.Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте. Москва: Айрис-пресс, 2017.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа проекта "В стране чисел и фигур"
Данная программа способствует совершенствованию технологии развития математических, природоведческих и экологических представлений у дошкольников....
Рабочая программа на основе Примерной основной образовательной программы (проект) «Радуга» для детей среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет общеразвивающей направленности
Рабочая программа на основе Примерной основной образовательной программы "Радуга" для детей среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет...
Рабочая программа (проект) реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей младшего возраста 2014- 2015 учебный год
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физи...
Рабочая учебная программа (проект) инструктора по физической культуре по реализации основной общеобразовательной программе МАДОУ Д/С № 10 "Белочка" для детей 3-4 лет
Содержание:Пояснительная записка Принципы и подходы к формированию программы Цели и задачи реализации образовательной области «Физическая культура» Возрастные особенности де...
Рабочая учебная программа (проект) инструктора по физической культуре по реализации основной общеобразовательной программы МАДОУ Д/С №10 "Белочка" для детей 4-5 лет
Рабочая программа инструктора по ФИЗО ориентирована на решение задач, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое воспитание. Поэтому, одним из основных направлений оздорови...
Рабочая учебная программа (проект) инструктора по физической культуре по реализации основной общеобразовательной программы МАДОУ Д/С №1 0 "Белочка" для детей 5-6 лет
Рабочая программа инструктора по ФИЗО ориентирована на решение задач, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое воспитание. Поэтому, одним из основных направлений оздорови...
Рабочая учебная программа (проект) инструктора по физической культуре по реализации основной общеобразовательной программы МАДОУ Д/С №1 0 "Белочка" для детей 6-7
Рабочая программа инструктора по ФИЗО ориентирована на решение задач, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое воспитание. Поэтому, одним из основных направлений оздорови...