Развитие речи детей дошкольного возраста посредством технологии "Сторисек"
статья

Светлана Викторовна Козловская

В данной статье раскрывается один из инновационных методов развития речи детей посредством художественной литературы - сторисек или "мешок историй"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Козловская Светлана Викторовна

МБДОУ «Детский сад № 62», г.Чита

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования инновационной технологии «Сторисек»

Аннотация. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи. Существует много различных методов и приемов развития речи детей, но формирование детской речи невозможно без художественной литературы. В данной статье раскрывается один из инновационных методов развития речи детей посредством художественной литературы – сторисек или «мешок историй».

Ключевые слова: развитие речи, дети дошкольного возраста, художественная литература, инновационная технология, сторисек.

Согласно ФГОС ДО, реализация образовательной области «Речевое развитие» включает такое направление работы, как знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

Ребенок - дошкольник еще не умеет сам правильно воспринимать элементы художественной выразительности литературных произведений. Данное умение надо развивать и воспитывать. К тому же многие исследования доказывают, что уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукции, компьютерные игры.

Существует множество разнообразных технологий, которые позволяют дошкольнику знакомиться с книжной культурой, литературой. Нам хочется поделиться опытом использования технологии «Сторисек» или «Мешок историй» в приобщении детей к знакомству с художественной литературой.

Обучая ребенка читать, взрослые должны сами много читать ему вслух. Чем больше ребенок слушает, тем быстрее у него формируется навык читателя и развивается стимул к самостоятельному чтению. Нейл Гриффитс, автор технологии «Сторисек», предлагает сначала решить вопрос «Как помочь ребенку стать читателем?», а только потом «Как научить ребенка читать?».

Основная цель «Сторисека» - получение удовольствия от общения с книгой и от совместного чтения.

Задачи «Сторисека»: - позитивная социализация дошкольников посредством привития интереса к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;

 - формирование навыка обсуждения художественного произведения и стимулирование интереса к книге;

 - совершенствование звуковой культуры речи детей, расширение активного словаря;

 - развитие лексико-грамматического строя речи, умения объяснять, рассуждать, делать выводы;

 - развитие интонационной выразительности, выразительности мимики и жестов;

 - развитие эмоционально-волевой сферы, памяти, зрительного и слухового внимания, мышления и воображения;

 - развитие общей моторики, координации движений;

 - воспитание интереса к совместной деятельности с детьми, умения работать в коллективе;

 - воспитание умения внимательно выслушивать ответы товарищей;

 - воспитание потребности общения с книгой, культуры чтения, бережного отношения к книге.

Что из себя представляет мешок историй? Это настоящий полотняный мешок, (чудесный мешочек) который можно заменить красочной коробкой. В этот мешочек подбираются компоненты для комплекта: это художественная иллюстрированная детская книга, игрушки, реквизиты, научно-популярная книга по теме, маски, аудиокассета или компакт-диск, настольные, речевые игры. Игрушки помогают изучить образ главных героев книги, развивают понимание прочитанного. Игрушки «сторисек» – это главные герои художественной книги, а реквизитами могут быть бытовые предметы из книги, предметы обихода или предметы окружающей среды. Научно-популярная книга соответствует тематике художественной книги, дополняет ее научно-познавательными фактами. Аудиокассета или компакт-диск – это запись текста художественной книги. Ребенок может прослушать книгу несколько раз. Многократное прослушивание и проговаривание развивает навыки осмысления звучащей речи, навыки пересказа и рассказывания. Игры, связанные с содержанием художественной книги, не только развивают новые навыки и расширяет словарный запас, но и доставляет удовольствие.

Каждый мешок историй создают все участники образовательной деятельности – дети, родители, педагоги. Родителям предлагается принять участие в пошиве мешка, в подготовке декоративных украшений с опорой на определенную тему, в изготовлении героев пальчикового театра и т.п. педагоги занимаются подбором книг, дидактических игр, пособий, иллюстраций, аудио и видео-ресурсов. Дети предлагают свои варианты наполняемости мешка разнообразными материалами и помогают в изготовлении пособий.

При создании мешка историй мы стараемся охватить все образовательные области.

В-первую очередь это:

 - речевое развитие со всеми его компонентами;

 - познавательное развитие посредством работы с научно-популярными книгами, дидактических игр;

 - художественно-эстетическое развитие в изобразительной деятельности;

 - социально-коммуникативное развитие через нравственно – этические беседы;

 - физическое развитие посредством подвижных игр, физкультминуток, динамических пауз и т.д.

Работа с «Мешком историй» начинается с того, что дети, с помощью загадок или способом осязания, пытаются догадаться, что лежит в мешке (персонажи и (или) атрибуты произведения). Затем высказывают свои версии, какая же история могла приключиться с данными персонажами, рассматривания игрушки и атрибуты произведения. Когда все варианты развития сюжета обговорены, ребята достают из «Мешка» художественное произведение. Рассматривая иллюстрации, проверяют, совпали ли их предположения и с изображением истории на иллюстрациях. Для уточнения предположений воспитатель предлагает ознакомиться с произведением. Но сначала рассказывает, кто данное произведение написал, предлагая рассмотреть портрет писателя и прослушать краткую биографию. (В нашем случае сказка «Два жадных медвежонка» - венгерская народная сказка. Обговариваем, что сказку сочинил венгерский народ и передается она из поколения в поколение).

Знакомство с художественным произведением «Два жадных медвежонка» осуществлялось посредством многообразия форм: через чтение книги и рассматривание иллюстраций разных издательств; аудио-прослушивание и просмотр мультфильма.

После прочтения сказки, с детьми проводится беседа по содержанию сказки, в процессе которой  изображали персонажей в той или иной ситуации (обыгрывали фрагменты сказки).

После прослушивания аудиокниги «Два жадных медвежонка» воспитанники составляли мнемодорожку из иллюстраций к сказке, тем самым создавая условия для успешного пересказа сказки. Параллельно провели беседу «Жадность всякому горю начало».

При просмотре мультфильма использовался интерактивный прием отключения звука, чтобы дети самостоятельно озвучивали героев сказки. Тем самым у дошкольников развивается зрительное и фонематическое восприятие, речевой слух, внимание, память. После просмотра мультфильма ребята моделируют сюжет сказки с помощью геометрических фигур, обыгрывая ее.

Так как героями сказки являются животные, «Мешок историй» содержал в себе и научно-популярные книги (энциклопедии), где воспитанники находят информацию о данных животных (дети рассматривают картинки, воспитатель читает интересные факты о жизнедеятельности животных).

Элементы театрализованной деятельности: игрушки, маски, герои сказки на магнитах, пальчиковый театр способствовали активизации детей в различных видах деятельности, помогали «оживить» книгу. С их помощью разыгрывались представления по содержанию книги, дидактические игры.

Такие компоненты «Сторисек», как раскраски, трафареты, пластилин, активно использовались детьми в самостоятельной деятельности. Дети с желанием  раскрашивали, штриховали, лепили и рисовали героев сказки, а также угощения для них. В процессе творческой деятельности ребята комментировали свои действия.

На заключительном этапе мы вместе с детьми устроили театрализованное представление по сказке «Два жадных медвежонка». Дети с большим удовольствием изображали движения и мимику сказочных героев.

Чтобы помирить медвежат, ребята, при помощи атрибутов, находящихся в мешочке, сочиняют новую историю про медвежат, подарив им «добрый совет» - не будь жадиной!

Подводя итог, можем сказать, что технология «Сторисек» многофункциональна, выполняет образовательную, развивающую, коррекционную, воспитательную функции, что обеспечило развивающий характер и поддержку индивидуальности каждого ребенка в процессе реализации проекта.

Данный педагогический опыт показывает, что в процессе погружения в работу со «Сторисек», дети активно включаются в общение, учатся взаимодействовать, социализируются. Дети, даже самые пассивные, активизировались, участвовали активно в инсценировках и играх. Такая технология помогла активизировать и познавательный интерес.

А самое главное, работа над созданием «Мешка историй» является взаимодействием всех субъектов образовательных отношений с учетом их возможностей, инициативы и интересов.


Опись сторисека

  1. Венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка» с красочными иллюстрациями (различных издательств)
  2. Аудиосказка
  3. Мультфильм
  4. Игрушки – прообразы героев сказки
  5. Научно-популярные книги (энциклопедии)
  6. Маски, пальчиковый театр, теневой театр, театр на магнитах
  7. Раскраски по сказке и карандаши
  8. Гуашь, альбомные листы, кисти
  9. Трафареты животных
  10.  Пластилин, стеки, доска для лепки
  11.  Настольные игры, домино, пазлы
  12.  Набор геометрических фигур, соответствующих прообразу героев сказки (коричневые квадраты – медведи, желтый круг – сыр, оранжевый треугольник – лиса)
  13.  Костюмы для театрализованного представления


План работы

1 день

«Курьеры» с подготовительной группы доставляют мешок в группу.

Рассматривание мешка, высказывание предположения, что в нем.

Загадка о медведе

Рассматривание игрушек: медвежат, сыра

Рассматривание книг, обсуждение сюжета сказки

Чтение сказки

Обсуждение содержании произведения по вопросам

Игра «Изобрази»

П/и  «Медведь в берлоге»

2 день

Работа с аудиокнигой (слушание сказки)

Составление мнемодорожки, пересказ сказки

Беседа «Жадность всякому горю начало»

Работа с научно-популярной книгой

Д/и «Кто где живет», «Мама и малыш», «Кто что ест», «Хорошо-плохо»

Раскрашивание раскрасок по сказке

3 день

Просмотр мультфильма

Игровая ситуация «Угостим медвежат и скажем им добрые слова»

Моделирование сказки

Лепка персонажей сказки

4 день

Изготовление  афиши к сказке (рисование героев сказки)

Инсценировка сказки)

5 день

Придумывание новой истории про медвежат


Литература

  1. Гербова В.В. Обучение рассказыванию. – М.: 1984.
  2. Лынская М.И. Методические рекомендации по проведению «Сторисек» [Электронный ресурс]. URL: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Ftinaocenter.ru%2Fdata%2Fattachments%2F6e7f48e7124fb1810.pdf&name=6e7f48e7124fb1810.pdf&lang=ru&c=5757f350920a.
  3. Мутав Л. Работа со «Сторисеком» [Электронный ресурс] //Чтение на евразийском перекрестке. Интеллектуальный форум чтения : сборник материалов форума (27–28 мая 2010 г.). URL: http://www.nlr.ru/prof/reader_old/prozam/izd/read.pdf.
  4. Мутав, Л. Удовольствие от совместного чтения. Проектный метод «STORYSACK» (сторисек) // Библиотечное дело № 23 – 2008. С. 41-43.
  5. Шорохова О.А. «Играем в сказку». – М.: Сфера, 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора

Народный   фольклор представляет собой прекрасный речевой материал,который помогает развитию речи дошкольника....

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности. Соавторы педагоги Моисеенко Н.Н, Ивлева Т.И

Сегодня вопрос в развитии речевой активности дошкольников стоит особенно остро, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию.1 Ухудшение состояния здоровья детей2 Глоба...

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством придумывания сказок

Данный материал предлагает методику (этапы) составления коллективных сказок в игровой деятельности как один из приемов развития речи детей старшего дошкольного возраста. Творческое коллективное с...

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам нравственного воспитания»

Задачи1.                  Формирование начал нравственного сознания2....

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством лингвистических игр

Обеспечение условий для развития речи дошкольников через лингвистическую игру....

Консультация для воспитателей на тему «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развивающих игр»

В консультации представлены разнообразные игры на развитие речевого дыхания, силы голоса и темпа....

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности Сказка «Репка» (преобразованная)

вторая младшая группа (конец года) Театр - это игра, чудо, волшебство, сказка!  Основной целью является  разностороннее развитие детей по основным направлениям: физическому, социал...