Проект "Хлеб - всему голова"
проект (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 258"
Проект в средней группе
Подготовили: Воспитатели группы № 3 «Смешарики»
Майорова Е.Г., Денисова Е.В.
Новосибирск, 2024
Вид проекта: информационно-исследовательский, творческий, коллективный, краткосрочный.
Участники: дети средней группы, воспитатель, родители.
Срок реализации: 14 октября – 02 ноября
Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила,
в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
охраняло, берегло.
В нем — земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки,
вырастай богатырем!
С. Погореловский
Есть несколько ценных понятий в нашей жизни. Это относится к земле, воде, солнцу, воздуху и, естественно, к хлебу. «Хлеб — всему голова», так говорится в народной пословице. Хлеб — это, пожалуй, самый распространенный продукт питания. Без хлеба и дом пустой. И к нему соответствующее отношение. Хлебом — солью встречают самых дорогих гостей.
Так уж повелось в России: ни в одной семье не садятся за обеденный стол, если нет на нем хлеба. Он у каждого человека свой, любимый. Выпекаются на хлебных комбинатах батоны, белый хлеб, черный, ржаной, серый, круглый, кирпичик и еще очень много различных сортов. Мы с детьми нашей группы часто играем в сюжетно-ролевую игру «Магазин». Ребятам нравится играть, примерять на себя разные роли. Кто-то продавец, кто-то покупатель. В нашем «Магазине» есть и касса, весы, отдел с фруктами и овощами, посуда и многое другое. И хлеб тоже есть.
Актуальность
Любви и уважению к хлебу нужно учить с детства, прививать эту любовь нужно в семье, в детском саду и в школе. Хлеб в нашей стране – это продукт человеческого труда, это символ жизни, здоровья, благополучия. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один прием пищи. Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Но почему одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него? Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски). Вместе с ребятами и родителями средней группы мы решили пополнить прилавки «Магазина», и проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции. Основным методом является исследовательская работа, в ходе которой дети сами проводят исследование, с помощью взрослого обрабатывают результаты и представляют их в виде рисунков, фотографий, презентаций. Осуществляя проект, участники учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации. В ходе работы над проектом формируются коммуникативные навыки, умение работать в команде.
Проблема:
У детей отмечается отсутствие знаний о том, что хлеб – это продукт тяжелого человеческого труда, ценный продукт.
Гипотеза:
Реализация проекта «Хлеб – всему голова» позволит расширить знания детей о производстве хлеба, умение детей применять трудовые навыки; понимание детьми важности труда людей, производящих хлеб. Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему
Цель:
Сформировать знания детей об общественной значимости труда хлебороба.
Познакомить детей с тем, как хлеб попадает в магазин, как его выращивают. Довести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей.
Познакомить детей с историей пшеницы, муки, хлеба, с их изделиями, формировать бережное отношение к хлебу.
Задачи:
Обучающие:
- Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
- Уточнить знания детей о процессе приготовления хлеба, как полезного и необходимого продукта для жизни человека;
- Расширять представление детей о многообразии хлебных продуктов;
- Учить применять полученные знания в продуктивных видах деятельности;
- Побуждать к активным действиям в совместной деятельности со взрослыми и детьми.
Развивающие:
- Развивать творчество и фантазию, мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
- Обогащать словарь детей. Научить детей концентрировать внимание и высказывать собственное мнение.
Воспитательные:
- Воспитывать уважительное отношение к труду хлеборобов и пекарей; национальную гордость за мастерство народа.
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
- Формировать у детей положительную эмоциональную отзывчивость при рассматривании хлебных продуктов наших пекарей.
- Доставить детям радость от полученных впечатлений.
Подготовительная работа.
Подготовить материал для изобразительной деятельности, аппликации, лепки, художественную и познавательную литературу для чтения детям, атрибуты для экспериментов.
Оформление выставки «Хлеб – всему голова».
Введение детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и близкую по имеющемуся у них опыту;
Вопросы:
Основополагающий: Почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет? Что во главе стола стоит?
Вопросы проблемные: Как люди выращивают хлеб? Почему люди с большим уважением относятся к хлебу?
Проблемы (темы) самостоятельного исследования:
- Значение хлеба
- Как солнце, вода и тепло помогают зернышку превратиться в сильный колосок
Предполагаемый результат:
Дети:
- Обогащение словаря детей, расширение представлений о многообразии хлебных продуктов.
- Знакомство детей с тем, как хлеб попадает к нам на стол, как его выращивают.
- Формирование у детей бережного отношения к хлебу.
Родителями:
- Активное участие родителей в реализации проекта.
- Создание выставки «Хлеб – всему голова».
- Помощь родителей в подборе художественной и познавательной литературы.
- Предложить родителям выучить с детьми пословицы и поговорки о хлебе.
- Взаимодействие с педагогами по созданию атрибутов для игровой деятельности
- Поддержка интереса детей к природе, поощрение их грамотных поступков.
Педагоги:
- Используют различные формы работы, интеграцию образовательных областей
- Используют современные педагогические технологии
- Распространяют и обобщают опыт
Этапы работы над проектом:
- Подготовительный: разработка стратегии реализации проекта. Постановка цели и задач. Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
- Основной (или этап реализации проекта): проведение запланированных мероприятий для реализации проекта.
- Заключительный: подведение итогов, создание итоговой презентации.
Этапы реализации проекта
этап – подготовительный
1-я неделя
Беседа с родителями: Проект – «Хлеб – всему голова»
Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Воспитатель
Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы.
Создать условия для реализации проекта. Воспитатель, родители.
Беседа с родителями по оформлению мини музея хлеба.
Привлечь родителей к созданию мини музея (фотографии, картинки). Воспитатель, родители.
2 этап - основной
Беседа о культуре поведения за столом, бережном отношении к хлебу.
Привитие навыков культуры поведения за столом. Эстетическое воспитание детей. Воспитатель
Беседы: «Как хлеб на стол пришел», «Какой бывает хлеб».
Познакомить детей с историей пшеницы, муки, хлеба, с их изделиями, формировать бережное отношение к хлебу. Воспитатели.
Заучивание стихов о хлебе, разучивание пословиц, поговорок.
Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к хлебу. Воспитатель, родители.
2-я неделя
Знакомство с зерном: пшеницы, овса, ячменя (рассматривание, замачивание).
При помощи исследовательской деятельности изучить свойства зерна: цвет, форму, размер, вес, поверхность. Воспитатель.
Практическая деятельность: посев зерновых культур (пшеница, овес).
Вызвать интерес к выращиванию растений. Воспитатель.
Раскрашивание раскрасок на тему: «Хлеб, хлебобулочные изделия»
Учить аккуратно, обводить контуры предметов и не выходить за контуры при раскрашивании рисунка. Воспитатель.
Беседа о профессиях. Профессия хлебороба, пекаря, кондитера.
Воспитывать уважение к труду взрослых. Воспитатель
Просмотр роликов «Как хлеб к нам на стол пришел».
Расширять первоначальные знания детей о профессиях, воспитывать уважение к труду взрослых. Воспитатель
Разучивание пальчиковых игр: «Хлеб», «Тесто».
Развитие мелкой моторики и речи. Воспитатель.
3 неделя
Рассматривание книг, иллюстраций о хлебе.
Углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной тему хлеба. Воспитатель
Весь период
Подвижные игры «Каравай», «Пирог». Физкультминутки «Печем пироги», «Колосок»
Развивать речевую и двигательную активность . Воспитатель
С/р игры: игры «Магазин булочная», «Семья».
Закреплять полученные знания через игровую деятельность. Воспитатель
Дидактические игры: «Что сначала, что потом», «Откуда хлеб пришел?», «Кто больше назовет хлебобулочных изделий».
Развитие наблюдательности, закрепление умения определять и различать характерные признаки предметов, как цвет, форма и величина. Воспитатель
Опыт – наблюдение за ростом культур.
Выявить факторы, необходимые для роста растений (вода, свет, тепло) Воспитатель
3-4 недели
Чтение народной сказок «Колосок», «Колобок», «Крылатый, мохнатый и масляный».
Воспитывать у детей трудолюбие и уважение к чужому труду на примере поступков героев прослушанного произведения. Воспитатель, родители.
Лепка хлебобулочных изделий из соленого теста (пластилина).
Учить работать с тестом, дать понятие алгоритма приготовления теста. Родители
Просмотр мультфильмов: «Колосок», «Колобок», «Хлеб». Родители.
4-я неделя
Рассматривание колосьев пшеницы.
Дать понятие о том, что у каждого зернышка есть своя «квартирка» в «домике» колоске. Воспитатель.
НОД «Откуда хлеб пришел»
Рассказать откуда берётся хлеб. При помощи исследовательской деятельности рассмотреть муку и определить её свойства. Воспитатель.
Экскурсия на кухню. «Как готовится тесто».
Развивать интерес и наблюдательность. Воспитатель.
Досуг: "Хлеб – всему голова". Воспитатель, родители и дети.
3 этап - заключительный
Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации. Воспитатель.
Анализ результатов. Воспитатель.
Анализ результатов.
На первом этапе нами был изучен вопрос "Хлеб – всему голова" и доведена до сведения всех взрослых, участвующих в проекте.
Взрослые люди часто говорят, что хлеб нужно беречь, хлеб всему голова, хлеб – наше богатство. Почему же люди с большим уважением относятся к хлебу, почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет? Изучив информацию из различных источников, я сначала провела анкетирование среди родителей воспитанников.
Анкетирование показало, что в нашей группе все ребята любят хлеб, особенно белый. Все знают, что к хлебу нужно относиться бережно. Но, не смотря на это, многие не доедают взятый кусок хлеба. В семьях ребят часто остаются излишки хлеба, которые скармливают домашним животным.
Изучая информацию в Интернет, я нашла мультфильм “Хлеб”, который рассказывает о том, как выращивали хлеб раньше. Родители показали мультфильм детям. После просмотра мы с детьми составили дидактическую игру процесса выращивания хлеба «Что сначала, что потом».
Как хлеб появился на нашем столе? Ведь это только в сказках булки и пряники растут на дереве, а на самом деле путь от зернышка до хлеба очень длинный. Изучая методические пособия, запланировала и провела с детьми НОД на тему: «Откуда хлеб пришел»
Во время бесед нами была проведена большая словарная работа. Дети познакомились с такими понятиями как: землевладелец, посеять, взрастить, помолоть, хлебозавод. С новыми профессиями: хлебороб, агроном, комбайнер, колхозник, пекарь, кондитер. С названиями машин, которые помогают человеку в процессе выращивания хлеба: дождевальная машина, комбайн, сеялка, конвейер.
Одним из ярких событий было посещение нашего пищеблока. Дети с удовольствием и удивлённо наблюдали за тем, как повар замешивала тесто в большой ёмкости. Она по порядку объяснила детям, как нужно правильно замешивать тесто. Они увидели, как замешивает тесто машина, а не руками как мама дома.
Завершающим этапом нашей работы стало совместная домашняя работа родителей и детей. Они лепили: булочки, ватрушки, батоны, пироги, рогалики из соленого теста. Потом с интересом разукрашивали хлебобулочные изделия. И принесли их в детский сад, для оформления хлебного отдела нашего магазина.
Повели досуг с родителями «Хлеб – всему голова». Где закрепили все знания, через игры.
Выводы: дети узнали, что хлеб является ежедневным продуктом, откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. У детей сформировалось уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. Дети приобрели различные знания, уточнили и углубили представления о хлебе. У детей сформировались навыки исследовательской деятельности, развилась познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность.
Я считаю, что проект удался, оправдал ожидания, вызвал бурю положительных эмоций у детей, родителей и дал большой толчок в познавательном и творческом развитии детей. Работа над данным проектом сплотила группу, мы узнали, поняли, что без хлеба никто не может прожить.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая вначале работы, оправдалась: воспитанники узнали, как приходит хлеб на стол и почему взрослые так ценят его, и сами стали бережнее относиться к нему
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей «Здоровье всему голова»
Консультации для родителей «Здоровье всему голова» - как повысить имунитет детей ...
Хлеб всему голова
Дети сами работают с тестом....
"Хлеб- всему голова"
Интегрированное занятие....
проект "Хлеб-всему голова"
прект "Хлеб-всему голова проходил в подготовительной группе МАДОУ д\с д.Дубовицы....
Познавательное развитие на тему: "Хлеб -- всему голова", "Земля -- кормилица"
img030.jpg img031.jpg img032.jpg img033.jpg...
"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"
"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова" Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...