«Приобщение детей дошкольного возраста к источникам русской народной культуры через использование фольклора» Исследовательская работа
проект (подготовительная группа)
Всероссийская открытая научно – практическая конференция школьников и педагогов «Кочневские чтения»
СЕКЦИЯ: Дошкольное образование
«Приобщение детей дошкольного возраста к источникам русской народной культуры через использование фольклора»
Исследовательская работа
Выполнили: Корнилова
Мария Лаврентьевна
воспитатель, СЗД
Оконешникова
Надежда Николаевна, воспитатель,
первая квалификационная категория
МБДОУ Детский сад №4 «Айылгы»
Якутск, 2023
Оглавление
1.Введение…………………………………………………………………………....................3
2.Содержание работы…………………………………………………………..........................5
3.Заключение…………………………………………………………………………………...10
Список использованной литературы………………………………………………………….11
Введение
Одним из принципов Федеральной образовательной программы дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально- коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут. Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну. Многие ли взрослые могут спеть своему ребенку настоящую колыбельную? Многие ли дети, открывая мир вокруг себя, видят в своем доме красивую детскую книжку, репродукции картин великих мастеров; слышат светлую, мелодичную музыку? К сожалению, таких домов все меньше и меньше. Семья оказалась обездоленной духовно. А ведь семья, дом – гнездо человеческое, основа жизни, основа народа и государства. Именно там юная жизнь должна начинать свое насыщение светом культуры – словом, игрой, музыкой, цветом. Чувство любви к Родине нужно прививать с раннего детства.
Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми большую работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, пластических искусств, театра, музыки.
Последнее десятилетие в нашей стране и во многих других странах отмечается интенсивный рост национального сознания. В первую очередь, это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утрачено.
Наиболее незащищенными от негативных воздействий, в силу несформированности мировоззренческих позиций, оказались дети, подростки и молодежь. В этой связи особого внимания требуют дети дошкольного возраста, которые характеризуются, с одной стороны, высокой восприимчивостью к социальным воздействиям, а, с другой, - возникновением ценностных приоритетов, определяющих поступки человека в ситуациях нравственного выбора. Исследования последних лет (В.В.Абраменко, М.В.Осорина и другие) свидетельствуют о том, что под влиянием современной культуры уже в дошкольном возрасте происходит деформация ценностных ориентиров и картины мира. Как же, какими средствами мы, воспитатели, можем ускорить рост национального сознания и возродить утраченные ценности.
И вот именно знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство— это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры
В течение двух лет в своей работе мы используем программу О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Работая по этой программе, у нас есть удивительная возможность дать детям почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться, и волноваться о будущем. Ведь только в этом случае мы можем рассчитывать на прогрессивное развитие.
Проводя первичную диагностику, мы выявили, что все дети далеки от народной культуры; не знают потешек, песенок и других форм фольклора, не знакомы с подвижными народными играми; а с народной игрушкой они вообще не знакомы. Такие результаты объясняются следующими причинами:
- неправильный подход к организации игровой деятельности детей;
- народные игры чрезвычайно быстро исчезают из детства, предпочтение отдаётся компьютерным играм;
- изменение современного социокультурного пространства;
Таким образом, стало очевидным необходимость знакомить дошкольников с компонентами русской народной культуры. Ведь народная культура, во всех её проявлениях, обладая огромным эстетическим, духовно-нравственным и педагогическим потенциалом, способна формировать гармонично развитую личность с устойчивыми приоритетами, ценностными ориентациями, жизненными принципами. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
Можно сделать вывод, что постановка данной проблемы является своевременной, а работа над этой проблемой осуществляется в тесном взаимодействии со всеми участниками педагогического процесса.
Содержание работы:
Цель: Познакомить и приобщить детей к русскому народному творчеству, через использование фольклора. Формировать устойчивый интерес и приобщать детей к истокам русской национальной культуры, закладывание основ духовно-нравственной личности с творческим потенциалом. Выявление, раскрытие и развитие танцевальных способностей каждого воспитанника, эстетическое развитие личности дошкольника средствами танцевально-игровой деятельности.
Задачи:
- Побуждать в душе каждого ребёнка любознательность, чувство красоты, осознания себя частью великого русского народа;
- Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера, коммуникабельности,самовыражения, посредством русских народных игр,песен,хороводов,игры на русских народных музыкальных инструментах.
- Развивать интерес к исконно русским традициям, промыслам;декоративно-прикладному творчеству.(народной кукле,лепке)
- Знакомить с культурным опытом наших предков: жилищем, предметами быта, ремёслами.
- Знакомить и приобщать детей к произведениям устного народного творчества, некоторыми видами искусства;малыми формами фольклора.(потешками,прибаутками,пестушками)
- Развивать творчество, фантазию, коммуникативные навыки, познавательную активность посредством участия в инсценировках русских народных сказках и постановке календарных прадников( Сятки,Масленица,Троица,Семик,Ивана купала и тд.)
- Использовать в данной деятельности все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки, потешки, заклички, загадки, хороводы;
- Развивать речь, воображение, художественный вкус, моторику рук;
- Воспитывать патриотическую гордость, чувство уважения к людям, русскому народу;
- Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию в группе уютной, домашней обстановки с предметно-развивающей средой.
Вид проекта: Творческий, познавательный.
Участники проекта: Дети, педагоги, родители
Формы работы с детьми:
Занятия:
-по освоению исполнения русских народных песен, потешек, прибауток, считалок.
-с использованием русских народных игр
-по ознакомлению и освоению навыков игры на русских народных музыкальных инструментах(трещотках,ложках,свистульках,кугиклах и тд)
-по ознакомлению и освоению навыков создания обрядовой куклы.
– по ознакомлению и освоению навыками русского народного танца,хоровода и тд)
по ознакомлению с основами русской народной культуры и быта (знакомить детей с предметами быта, русской одеждой, убранством русской избы);
– по ознакомлению с окружающим миром
(знакомить детей с народными предметами, с семьей, детским садом, с русскими народными праздниками на Руси, с русскими обычаями и традициями);
– по изобразительной деятельности (декоративное рисование, лепка. изделий декоративно-прикладного творчества( свистулек,жаворонков и тд))
(учить расписывать сарафан «дымковской барышни», использовать элементы дымковской росписи; прямые и пересекающие линии, точки, мазки, учить лепить дымковские игрушки и расписывать их, использовать приемы дымковской росписи для украшения игрушек; кольца, дуги, точки, мазки, полоски, круги)
Культурно – досуговая деятельность:
– праздники, развлечения, тематические вечера, досуги.
Игровая деятельность:
– театрализация.
– сюжетно – ролевые игры.
– подвижные, народные игры.
Методы и приёмы : словесные, наглядные, практические, игровые.
Словесные:
– чтение художественной литературы;
– заучивание стихов, песенок, потешек, закличек, пословиц и поговорок, загадывание и отгадывание загадок;
– праздники, развлечения;
– беседы;
– консультации.
Наглядные:
– организация фотовыставок;
– информационные стенды;
– театрализованная деятельность;
– рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий;
– личный пример взрослого.
Практические:
– создание развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в ДОУ;
– создание условий для познавательного развития и познавательной деятельности ребенка;
– организация продуктивной деятельности.
Игровые:
– дидактические, русские народные игры;
– сюжетно – ролевые игры;
– подвижные игры;
– игры-драматизации, игры-инсценировки;
Основные направления работы:
1. Создание условий. В группе создана предметно - развивающая среда соответствующая возрасту детей. Собрана библиотека красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. Создан уголок театральной деятельности, уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, кукольные театры, настольный, теневой и пальчиковый театры, театр на фланелеграфе, по сюжетам русских народных сказок: «Курочка Ряба», «Теремок», «Кошкин дом», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь», «Два медвежонка», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Царевна-лягушка»; дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика) игры: «Подбери картинку», «Собери сказку», «Ты чей, малыш?», «Найди половинку», «Из какой сказки герой», «Из какой сказки предмет».
2 . Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С помощью фольклора можно решать практически все задачи всестороннего развития детей, поэтому наряду с основными приемами и средствами развития дошкольника мы используем этот богатейший материал словесного творчества народа. Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для речевого развития детей. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность. Потешки обыгрываем разными способами: сопровождаем чтение действием игрушки, используем пальчиковый театр, шапочки, маски различных персонажей. Используя игрушки в игре, дети быстрее запоминают потешки, загадки и сказки. Постоянно замечая интерес детей к потешкам, загадкам, было видно, как они помогают нам «разговорить» детей. Им нравилось, когда мы брали куклу Катю на руки и ласковым голосом начинали припевать, покачивая ее: Баю, баю, баю, бай! Мы проснулись, потянулись, Вместе солнцу улыбнулись. Во время умывания, причесывания детей знакомила их с песенками «Зайка начал умываться видно в гости он собрался», «Петушок, петушок, золотой гребешок» и другими. После таких коротких обыгрываний дети легко запоминали песни и переносили их в повседневную игру. Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объясняла значение новых слов, которые ребята услышат в потешке. Приятно было наблюдать, как дети использовали песенки во время игры в «дочки – матери», как бережно относились к своим куклам.
Загадки – форма словесного народного творчества. Детям предлагали такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. При работе с загадками использовали фигурки животных, например, петуха, коровы и т. д. Для каждой фигурки подобрана своя загадка: «На головке красный гребешок, под носом красная бородка»; «То мычу, то жую, людям молоко даю». Такая форма работы с загадками не вызывает у ребенка больших затруднений, т.к. перед глазами находятся загадываемые предметы.
Слушание сказок доставляет детям большую радость. Они внимательно их слушают, активно переживают, быстро усваивают эпитеты в разговорной речи (тянет – потянет, лягушка – квакушка и т.д.) Прочитанную сказку вносили в книжный уголок. Дети рассматривали иллюстрации, более смелые могли пересказать сказку. Показывая картинки, дети стали последовательно рассказывать сказки. Все герои сказок, как правило, животные в русских народных костюмах, поэтому дети знакомились с элементами костюмов: сарафан, лапти, сапоги, фартук. Дети любят и понимают сказочный юмор, он всегда радует ребят, вызывает у них веселый смех. Есть сказки, в текст, которых включаются небольшие песенки (песня козы «Волк и семеро козлят). Дети с нетерпением спрашивают: «Какую сказку мы будем слушать?» Это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещён солнцем народного поэтического творчества. Уже с младшего возраста мы приучаем детей видеть красоту окружающей нас природы и всего живого.
Одной из эффективных форм работы с детьми по приобщению детей к истокам русской народной культуры считаем различные досуги и развлечения. В развлечении «Русская Ярмарка», «Волк и семеро козлят», «Масленица» дети не только знакомились с русской народной игрушкой, но и проявляли познавательный интерес к старинным предметам, к русским народным песням, потешкам. Для решения всех поставленных задач детей нами подобрана и составлена картотека игр. Русские народные, хороводные игры привлекли наше внимание не только, как огромный потенциал физического развития, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоциональному положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием и интересом играют в подвижные игры. Также разработан цикл занятий на основе использования фольклора.
Русский народ, который на протяжении своей истории создал мудрые сказки и былины, прекрасные изделия из глины и разнообразные вышивки и кружева, множество лирических, плясовых, хороводных и игровых песен, не мог не создать изумительных по красоте и рисунку и разнообразных по содержанию танцев. О богатстве и многообразии русского народного танца говорят красивые хороводы и кадрили, виртуозные пляски солистов и лихие переплясы, разнообразные парные пляски.
Русский народный танец делится на два основных жанра – хоровод и пляска, которые, в свою очередь, состоят из различных видов. Одним из самых распространенных и самых древних видов русского народного танца является хоровод. Хороводы очень разнообразны в своих построениях, но начальной формой построения большинства хороводов является круг. Часто встречается двойной круг – круг в круге.
Пляска – в наше время ритма и скорости наиболее распространенный и любимый жанр народного танца. Русская мужская пляска характеризуется широтой, размахом, силой, удалью, ловкостью, вниманием и уважением к партнерше, а женская пляска отличается, как правило, плавностью, благородством и задушевностью.
Русский народный танец является одним из важных условий формирования разносторонне развитой личности, способной к преобразованию, самопознанию, профессиональному самоопределению, к творческой деятельности. Интерес к прошлому своего народа, к формированию обычаев, традиций – непременное условие на занятиях русским народным танцем. Именно на этих занятиях создаётся прочный фундамент танцевальной культуры ребёнка, как части его общей духовной культуры в целом, и в конечном итоге обеспечивается решение важнейшей воспитательной задачи – формирование и воспитание гражданина России.
3 Взаимодействие с родителями. Особое внимание уделялем укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Мы провели консультации для родителей: «Русские народные календарные игры», «Роль игры – драматизации в развитии ребенка». Все необходимые рекомендации размещаем в «уголке для родителей». За последний год подготовили для родителей: рекомендации по знакомству с малыми фольклорными формами, советы по словарной работе с детьми; информацию о способах игрового речевого общения с ребенком; познакомила с картотекой русских народных игр. На родительских собраниях семьи обмениваются своим опытом по развитию речи дома, раздавали каждому родителю тексты колыбельных песен, привлекали родителей к помощи при изготовлении костюмов и атрибутов к русским народным сказкам, привлекали родителей к совместной деятельности с детьми (рисование, рассказывание сказок, драматизация сказок и потешек и др.). Родители стали активнее участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду. В планах участие в методической работе в ДОУ по проведению консультации с педагогами по развитию интереса к традициям русского народа, к поиску новых форм и методов воспитания и развития детей при помощи русской народной культуры; анкетирование; принимали участие в организации и проведении русских народных праздников.
В ходе работы в данном направлении нами были выбраны приоритеты:
1.Необходимость широкого использования всех видов фольклора (песенки, считалки, заклички, запевки, хороводы и др). В русском фольклоре сочетаются: слово, музыкальный ритм, напевность; в нём сохранились нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
2.Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, творчество должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
Заключение
Таким образом, исходя из выше сказанного можно сделать вывод о необходимости использования в педагогическом процессе русского народного фольклора, как средства приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры, для достижения более высокого уровня сформированности у детей нравственно- патриотических и духовно-нравственных качеств.
Если знакомить детей, начиная с младшего дошкольного возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами. В дальнейшей своей работе будем активно использовать все виды и формы детского фольклора: русские народные игры, чтение и рассказывание сказок; приобщать детей к изучению календарного фольклора, через участие детей в календарных праздниках (святки, масленица, проводы зимы), а так же продолжать работу по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
Список использованной литературы:
1. Е.В. Королёва.О необходимости приобщения детей к русской народной культуре. Интернет журнал «Мистер Вульф».
2. Я.С. Чернова. Русская народная игрушка как средство формирования нравственно-патриотического воспитания.
http://do.gendocs.ru/docs/index-286254.html
3.О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.
4. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
5. Харитонова А.А. Развитие ценностного отношения дошкольников к истории и культуре родного города // Детский сад от А до Я. – 2010. - №4.
6. Захаров Р. "Радуга русского танца" Москва "Советская Россия" 1986 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через продуктивные виды деятельности»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Сказка» «Приобщение детей дошкольного возрастак истокам русской народной культурычере...
Консультация для педагогов «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через разные виды образовательной деятельности»
Разнообразные темы и формы увлекательных занятий, знакомящих детей с миром народной культуры, могут стать основой для глубокого её познания, преодоления стереотипов в восприятии представителей других ...
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество...
Программа самообразования «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность» на 2017-2018
Программа самообразования«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность»...
Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через сотрудничество с социальным партнером МТК «Китеж»
Данный проект предназначен для ознакомления детей дошкольного возраста с жизнью, бытом и творчеством русского народа. Проект ориентирован на нравственно-патриотическое и художественно&nd...
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность....
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность»
laquo;Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность» выступление на педсовете...