Мастер-класс для педагогов "Математическая ярмарка"
методическая разработка

Светлана Викторовна Козловская

Практическое использование игр в работе воспитателя по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_matematicheskaya_yarmarka.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов

«Математическая ярмарка»

Цель: Обучение практическому использованию игр в работе воспитателя по математике.

Оборудование: пособия «Танграм», «Палочки Кьюзенера», «Блоки Дьенеша», «Волшебный мешочек», цифры, призы для участников.

Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить ребенок в первые годы жизни. Период дошкольного детства недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день приносит ребенку что-то новое, неизведанное; становится близким и понятным ранее недоступное.

Математика – очень нужная наука, которая активно влияет на формирование умственных действий, необходимых для познания ребенком окружающего мира.

Увлекаясь математикой, дети учатся незаметно для себя. Математические задачи решают вместе со своими любимыми персонажами, игрушками, животными; в старшем возрасте начинают соревноваться.

Стишки, считалки, песенки, дидактические, подвижные, ролевые игры имеют свое место в занятиях, и это нравится детям, очень их интересует.

Основное усилие педагогов должно быть направлено на воспитание у детей потребности испытывать интерес к процессу познания, преодолению трудностей, стоящих на их пути, самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели.

Обучение наиболее эффективно, когда оно идет совместно с практической и игровой деятельностью, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми для более быстрого решения практической задачи.

Ребенок проявляет умственную активность в ходе достижения игровой цели в ООД, в повседневной жизни. Игровые занимательные задачи содержаться в разнообразном увлекательном математическом материале, развивающей предметно-пространственной среде, которую мы создаем в детском саду.

Для создания РППС, соответствующей возрасту детей, их индивидуальным математическим возможностям, использован разнообразный дидактический и наглядный материал.

Данный мастер-класс направлен на показ  эффективных игровых материалов для развития математических способностей старших дошкольников.


Ведущий: Сегодня на примере мастер-класса мы познакомим вас с наиболее эффективными играми и материалами, позволяющими развивать математические способности в доступной для детей форме.

        Добры молодцы,

        Красны девицы,

        Вы на ярмарку пришли,

        Да не на простую,

        А на математическую.

        Товара разного много.

        Товар сегодня не покупаем,

        А просто в него мы играем.

Ведущий переодевается (элементы одежды) коробейника.

        Тары-бары, растабары…

        Есть хорошие товары.

        Не товар, а сущий клад.

        Разбирайте нарасхват.

Задачи-шутки

        Для развития внимания

        Предлагаю вам задания.

        Только думать не забудьте,

        Не спешите отвечать,

        А за верные ответы

        Буду вам призы вручать.

        Ух, призов-то у меня –

        Целая коробушка.

        Вы лишь только не зевайте,

        Поскорее отвечайте.

  • Представьте, что у вас в кармане коробок с одной спичкой. Вы вошли ночью в темную комнату, где есть свеча, керосиновая лампа и газовая плита. Что вы зажжете в первую очередь?    (спичку)
  • Сколько месяцев в году имеют 30 дней?  (все, кроме февраля)
  • Пять братьев: годами равные, ростом разные (пальцы)
  • Кто в году 4 раза переодевается? (Земля)
  • У кого глаза на рогах? (У улитки)
  • Шли три поросенка. Один – впереди двух, один – между двух, а один – позади двух. Как шли поросята? (друг за другом)

Ведущий: Сейчас те, кто поучил призы, выходите, вы будете участниками моей фокус-группы.

                Покупатель, ты постой!

                Дам тебе совет простой:

                Выбирай товар прекрасный,

                С ярлыком который, красный.

Проводится игра «Чудесный мешочек».

                А сейчас мы встанем в круг,

                У меня есть верный друг.

                Вот, чудеснейший мешочек –

                В нем – задание для вас.

                Цифры, сделанные мною,

Здесь предложены сейчас.

(Эта игра развивает тактильные ощущения и память, зрительное восприятие, наглядно-образное мышление, речь, воспитывает интерес к совместным играм, умение выслушивать сверстника).

                Покупатель, не робей,

                Подходи сюда, скорей.

                Чтоб азарт твой не прошел

                Коробку с желтым ярлычком нашел?

Игра – головоломка «Танграм»  (Работа в малых группах – 2 группы)

                Возьмите в руки вы квадрат,

                Он встрече с вами очень рад.

                Он гнется, не ломается,

                Легко перевоплощается.

                Приложи старания

                И справишься с заданием.

 - У каждой группы есть своя схема сложения. Приступаем.

(В ходе решения этой головоломки дети учатся обдумывать, догадываться, в поисках результата проявляя творчество)

                Фиолетовый ярлык приметил,

                Знай, товар неплох и этот.

                Он дешевле! Но задачу

                Ты решишь быстрее, вот!

Блоки Дьенеша

 - Игры «Расставь блоки по местам», «Домик», «Рассели жильцов» (Работа в парах)

- Игра «Художники» ( работа в малых группах: на 2 группы)

Написать картину по эскизам

(Блоки Дьенеша помогают в усвоении геометрических фигур и форм предметов, размера. Развивают мыслительные операции: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать. Развивают познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, воображения.)

                Чтоб развить мышление,

                Память и процесс.

                Блоки Дьенеша представят вам

                Особый интерес.

                Ну, а а коль не хочешь думать,

                Коль пошла такая блажь,

                То ищи ярлык зеленый

                Средь дешевых распродаж.

Палочки Кьюзенера

- игра «Бусы»

Цель: Учить детей классифицировать предметы по длине; сравнивать группы предметов по количеству входящих в них элементов; обозначать словами результат сравнения.

Материал: цветные счетные палочки – белые, розовые, голубые.

Педагог предлагает детям разложить палочки по цветам. Проверяет правильность выполнения задания, затем говорит: «Сегодня мы будем делать из этих палочек бусы в такой последовательности: сначала положите белую, потом розовую, голубую, снова белую. Продолжите ряд до конца.

На втором этапе уже можно спросить: какое число обозначает каждый цвет? Какое число обозначает самая длинная бусинка и т.д.

- игра «Телевизор»

Цель: Учить детей измерять предмет с помощью условной мерки; моделировать предметы в ограниченном пространстве; ориентироваться в пространстве.

Материал: Цветные счетные палочки – 1 коричневая, 2 бордовые, 2 желтые, 2 оранжевые; розовые, голубые, белые палочки.

Занятие начинается словами: Начинаем, начинаем передачу для ребят. Все кто хочет нас увидеть, к телевизору спешат.

Воспитатель предлагает детям сделать экран телевизора, одной стороной которого будет коричневая палочка

Вопросы: Какой формы экран? Какие стороны у экрана? Почему у экрана одна сторона состоит из одной палочки, а другая из нескольких? Докажите, что палочки одной длины.

Воспитатель: Телевизор готов. Включите спортивный канал. Пусть на ваших экранах появится спортивная передача. (Дети из палочек выкладывают любую картинку)

Воспитатель: Представьте, что вы комментаторы. Вы ведете спортивную передачу. Расскажите, что происходит на вашем канале. При этом обязательно используйте слова: слева, справа, сбоку, впереди, в середине.

(Палочки Кьюзенера способствуют развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструктивных способностей. На начальном этапе палочки используются как игровой материал. На втором этапе палочки учат постигать законы загадочного мира чисел).

Ведущий: Вы на ярмарке побывали?

                Товар свой показали?

                Все рассказали –

                Ничего не забыли?

Ну а теперь прощайте.

                В следующем году приезжайте


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс с педагогами и детьми "На ярмарке расписных игрушек"

как самим изготовить  и расписать гипсовые игрушки и изделия...

Мастер-класс по логоритмике. "Осенняяя ярмарка"

Мастер класс по логоритмике : в рамках "Недели логопедии" для работников ДОО на муниципальном уровне ЗАНЯТИЕ ЛОГОРИТМИКИ«Осенняя ярмарка» старшая группа...

Мастер - класс "Ярмарка" для педагогов

мастер - класс увлекает участников в путешествие по жанрам устного народного творчества...

Мастер-класс по работе с детьми подготовительной группы "Веселая ярмарка" 2018г.

Мастер-класс по работе с детьми в подготовительной группе "Веселая ярмарка". Цель. Показать способы взаимодействия с детьми  в подготовительной группе....

Мастер класс (ярмарка мастеров)

Мастер класс по текстильной игрушки https://www.livemaster.ru/topic/1800643-shem-simpatichnogo-tekstilnogo-kita...