Конспект по экспериментированию в подготовительной группе.
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Наталья Александровна Михайлова

Формирование навыков экспериментальной деятельности в процессе проведения практических опытов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_ekologii_.dlya_roditeley.docx25.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по экспериментированию в подготовительной группе.

                          «Исследовательский институт»

Цель: Формирование навыков экспериментальной деятельности в процессе проведения практических опытов.

Задачи:

1. Развивающие:

-Развивать наблюдательность, любознательность, мыслительную деятельность, память, речь, логическое мышление.

2. Обучающие:

- Развивать умение приобретать знания посредствам проведения практических опытов, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.

3. Воспитательные:

-Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе практической деятельности.

Материалы и оборудование: халаты, очки,  пробирки, штативы, пищевой краситель, пластиковые стаканчики, подсолнечное масло, пипетка. баночка 0,5. вода.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. Наша группа превращается в исследовательский институт, а мы с вами в научных сотрудников. Я в старшего научного сотрудника, а вы в младших. У нас сегодня с вами особенная профессия – ученый. А кто такой ученый? Чем он занимается?

Ответы детей.(….)

Воспитатель: Ученый – это человек, который всю жизнь учится: собирает все знания о том, что происходит вокруг.

Воспитатель: А, что же делают ученые в лаборатории? (Ученые проводят опыты, эксперименты).

Воспитатель: Ребята, а вам бы хотелось сегодня увидеть и узнать что-то интересное?

Ответы детей.

Воспитатель: Только для начала вспомним правила поведения в лаборатории:

• Внимательно слушать старшего научного сотрудника

• Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу

• Аккуратно пользоваться емкостью для воды

• Поддерживать порядок на своем рабочем месте

• После каждого опыта делать вывод

Без разрешения запрещается:

• вставать с места.

• трогать оборудование и приборы.

• засовывать что-либо в нос, рот, уши.

Н.С.: Ребята я вам предлагаю отправится на экскурсию в лабораторию,  оденьте пожалуйста халаты и шапочки .

Н.С. Ребята а для чего нам нужны халаты и шапочки ?

Дети: Для защиты одежды и для работы в лаборатории.

Н.С.: Молодцы все готовы.

Дети : Да

Воспитатель: Скажите  кто работает в научной лаборатории?

Дети: Ученые, лаборанты.

Н.С.: Верно в научных лабораториях работают ученые и лаборанты

 ребята обратите внимание сколько портретов  ученых на стене нашей лаборатории.

Воспитатель; кто такие ученые?

Дети:  ученый – это человек, который хорошо разбирается в какой либо области наукой. Он изучает разные вещи, вглядываясь в них, задавая вопросы и проводя эксперименты, чтобы узнать, как эти вещи устроены.

Воспитатель ; кого из ученых вы знаете.?

Воспитатель.: предлагаю познакомится с некоторыми из них.

1)Александр Степанович Попов русский ученый профессор изобретатель радио

2)Михаил Васильевич Ломоносов первый русский ученый, химик, физик, художник, историк, поэт, писатель.

3)Менделеев Дмитрий Иванович  химик создатель периодической системы химических элементов.

Воспитатель- Как вы думаете, чем занимаются ученые?

Дети ;Ученые занимаются наукой. Он изучает разные вещи, вглядываясь в них, задавая вопросы и проводя эксперименты, чтобы узнать, как эти вещи устроены.

Воспитатель; - А что такое наука?

Дети  ; Наука – это знаний о природе, обществе и человеке.

Воспитатель: Благодаря науке, человек способен лучше понимать мир, в котором живет. Может объяснить сложные, порой загадочные явления, происходящие в окружающем нас мире. Люди, которые занимаются наукой, называются учеными.

Воспитатель; - Что изучают  ученые? 

Дети; изучают наш мир и его устройство.

Воспитатель; Как вы думаете, как же ученые находят ответы на свои вопросы?

Дети;  Ученые наблюдают за происходящим в мире.

Воспитатель; Что такое наблюдение?

Дети :Наблюдение - это один из способов изучения мира вокруг нас.

Воспитатель : Давайте пройдем дальше.

 Ребята посмотрите сколько  книг в лаборатории.

Воспитатель. Что знакомое вы увидели в лаборатории?

Дети: колбочки, пипетки, мензурки, микроскоп.

Воспитатель: Кто знает для чего нам нужен микроскоп

Дети: чтобы увидеть то что мы не можем увидеть глазами

Воспитатель.: ребята все эти приборы нужны нам для проведения  экспериментов .

Воспитатель; Так что такое эксперименты?

Дети ; Эксперименты - это опыты, которые проводят ученые, чтобы убедиться в правильности своих предположений .

Воспитатель.: «Эксперимент - это воспроизведение какого-нибудь явления опытным путем, создание чего-нибудь нового в определенных условиях с целью исследования. Ребята, а вы сами хотели бы поэкспериментировать.

Дети: да очень хотели.

Воспит Ребята прежде чем мы приступим к экспериментам  нужно отгадать загадку .

На дорогу, поле, лес

Звезды падали с небес

Собирала я их ребята

целый день большой лопатой(Снегопад)

Воспит; Вы знаете снегопад одно из самых  долгожданных зимних подарков. Падающий снег укрывает все живое до весны .Выпадение осадков  в виде снега объясняется тем, что температура воздуха опускается ниже нулевой отметки Капли воды из которых состоят облака начинают со временем тяжелеть падать на землю .Во время падения они охлаждаются и превращаются  в кристаллы льда. Мелкие кристаллы притягивают друг друга они создают снежинки, снежинки падают на землю с разной интенсивностью создавая снегопады.

Вы хотите, чтобы у нас появился снегопад на столе в бане?

Дети Да

Н.С.: Ребята давайте вместе сделаем  Опыт «Снегопад в банке»

Нам понадобится:

Банка, вода, масло, белая  гуашь.

Наполняем баночку (стакан) на 1/3 водой, а остальную часть маслом, оставив до края не менее 2 см. Можно заполнить маслом полностью

Набираем белую краску и капаем по капельке в нашу баночку (стакан). Попадая в масло, капли приобретают круглую форму и опускаются вниз, постепенно окрашивая воду снизу в зимние цвета. Выглядит очень красиво, словно снегопад!

Н.С.: ребята вы обратили внимание как выглядят наши снежные хлопья?  

Воспитатель: почему шарики не распадаются в масле?

Масло обволакивает каплю краски и не дает распадаться.

Воспитатель: - Молодцы теперь давайте отдохнём.

Физкультминутка;

Н.С.  Продолжим  экспериментировать ?

Дети. Да

Воспит ; Прежде чем вы приступите к экспериментам я хотела вам загадать

Загадку

              Дождь прошел раздвинул тучи

              К нам пробился солнца лучик

              И буквально на глазах

              Мост возник на небесах

              Разноцветная дуга

              Это в небе (Радуга)

Воспит; А сколько у радуги цветов?

Дети; Семь

Воспит: Правильно семь А какие цвета ? (красный ,оранжевый, желтый, зеленый, голубой ,синий, фиолетовый)

И все эти цвета идут в определенном порядке .

Воспит; Ребята а вы хотите узнать  как и почему появляется радуга?

Дети; Да

Воспит ; Радуга появляется  когда лучи солнышка  отражаются в мелких капельках воды после дождя, которая парит в воздухе и переливается разными цветами. Ребята а хотите чтобы радуга появилась сейчас у нас здесь прямо в комнате да еще зимой ведь мы наблюдаем ее только летом, когда тепло.

Узнаем у нашего научного сотрудника .

Иногда радугу можно увидеть и зимой. Это происходит в тех случаях, когда в атмосфере много влаги, которая замерзает и превращается в кристаллики льда. Эти кристаллики тоже способны преломлять солнечный свет, они и создают зимнюю радугу.

Н.С.: Какая бывает радуга
Мы чаще всего видим радугу в форме дуги, но дуга – это лишь часть радуги. Радуга имеет форму окружности, но мы наблюдаем лишь половину дуги. Целиком радугу можно увидеть лишь на большой высоте, с борта самолёта или с высокой горы.

Предлагаю вам уважаемые гости , посмотреть на радугу с верху.

Нам понадобится:

Опыт  «Радуга в стакане воды»

 Итак, нам понадобятся: вода, стаканчики, сахар, краски, ложечка и пробирка.

Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 чайную ложку сахара, во 2-й – 2 ч. л., в 3-й – 3 ч. л., в 4-й – 4 ч. л.

В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем воды, лучше теплой, и перемешиваем. (обратить внимание детей на плотность полученной жидкости в каждом стакане).

Затем в каждый стакан добавляем несколько капель пищевой краски из пробирки перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.

Теперь самое интересное.  Возьмите пипетки и наберите в них содержимое наших стаканчиков. В пробирку при помощи пипетки начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки пробирки.

В пробирке образуются 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое.

 Ребята перемешалась разноцветная вода в пробирке? (ответы детей)

Воспитатель: Цветная вода ложиться слоями, не перемешивается.

- В чем же секрет этого опыта? (Ответы детей)

Воспитатель: В каждом стакане было разное количество сахара. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане.

- В каком стакане было меньше всего сахара?

Дети: В красном.

Воспитатель: Жидкость красного цвета содержит меньше всего сахара, значит имеет наименьшую плотность, поэтому и оказалась на самом верху, а синяя жидкость имела наибольшую плотность (была гуще, поэтому оказалась внизу).

Вывод: Вода имеет вес. Ее можно утяжелить с помощью сахара. Чем больше сахара – тем тяжелее вода.

Воспитатель: Понравилось вам быть учеными?

                         Что было особенно интересно?

                         Какие опыты сегодня мы с вами провели?

                         Скажите, что интересного вы сегодня узнали?

                         Кому можно рассказать и показать наш опыт?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект по экспериментированию в подготовительной группе "Термометр и температура"

План конспект по эксперементированию в подготовительной группе...

Конспект по экспериментированию в подготовительной группе «Воздух и его свойства».

Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе " Воздух иего свойства"...

Конспект по экспериментированию в подготовительной группе

Конспект по эксперементированию с пером на тему "Птицы" , дети помогут фиксику Нолику изучить пропущеную тему....