Конспект по экспериментированию в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Манаева Юлия Сергеевна

Конспект по эксперементированию с пером на тему "Птицы" , дети помогут фиксику Нолику изучить пропущеную тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_poznanieissledov_-_kopiya.docx30.54 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 07.04.2023

НОД в образовательной области «Познавательное развитие»

Тема: «Пропущенная тема»

Задачи:

Обучающие:

- уточнить и систематизировать имеющиеся у детей знания о птицах;

- учить детей устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

Развивающие:

- упражнять в умении сравнивать, анализировать; отвечать полным предложением;

- развивать у детей познавательные интересы, посредством поисково-исследовательской деятельности;

- совершенствовать практические навыки работы с лупой;

Воспитательные:

- создавать условия для развития умения договариваться о совместных действиях, работать в паре.

Оборудование: перья, камни, весы, молнии, пипетки, емкость с водой, растительным маслом, бумажное крыло, лупы, ножницы, клеенка, листы бумаги, письмо от фиксиков, игрушка Нолик, разрезные картинки «Птицы», картинки с изображением зимующих и перелетных птиц, солнышка и снежинки для жеребьёвки, мольберт, плакат с изображением птицы, схемы по экспериментированию, карточки с условными обозначениями, листы и карандаши для фиксации опытов, фартуки для детей.

Предварительная работа:

- наблюдение за птицами на участке детского сада;

- рассматривание иллюстраций с изображением зимующих и перелетных птиц;

Словарная работа: орнитолог, пуховые, маховые, рулевые.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие». «Физическое развитие»

Деятельность педагога

Игровые технологии

Деятельность детей

Здравствуйте дети! Сегодня утром в группе я обнаружила вот такое письмо. От кого оно, интересно? Ой, а это что такое? (беру конверт). Посмотрим, что внутри?  (достаю фотографию Нолика) Смотрим, на фото и догадываемся кто прислал посылку. Ребята, нолик оставил нам записку: «Ребята, мы в школе фиксиков изучали новую тему: «Птицы», а я в этот день проиграл с Дим Димычем и всё пропустил. Завтра контрольная и я не знаю, как мне быть.

- Ребята, какую тему пропустил Нолик? Мы можем ему помочь? А как мы можем ему помочь?

- Ребята, давайте пригласим Нолика и вместе с ним изучим и исследуем птиц.

Для этого предлагаю отправится в лабораторию Царства птиц и стать орнитологами. А вы знаете кто такие орнитологи?

В конверте есть ещё волшебное перо, которое поможет нам. Как взмахну пером, вокруг себя вы повернитесь и в орнитологов превратитесь. Мы с вами в научной лаборатории.

На всякий случай в лаборатории нужно надеть спецодежду. И конечно вспомнить

Правила поведения в лаборатории.

- Не шуметь.

- Внимательно слушать, отвечать на вопросы.

- Ничего руками не трогать без разрешения.

- Ребята, посмотрите сколько изображений птиц вокруг. Посмотрите на них внимательно и скажите какие они?

- Правильно, мир птиц очень велик и разнообразен. Мы с вами внимательно рассмотрели фотографии. Теперь перейдем к мольберту и рассмотрим наш плакат. Что мы сможем сказать еще сказать про птиц? ( наводящие вопросы: какие особенности? Чем-то они похожи друг на друга, чем-то отличаются. Что — то отличает птиц от остальных животных.)

Что же объединяет всех птиц?

Опыт №1

Птицы самые быстрые и выносливые. Мне всегда было интересно узнать, почему птицы умеют летать, а люди и животные нет? А вы хотели бы узнать, как это у них получается? Ребята, давайте проведем опыт. Перед вами два листа бумаги.

Возьмите один из них и скомкайте его в шарик.

Как вы думаете, какой лист какой лист упадет быстрее, а какой медленнее? Давайте зафиксируем ваши предположения.

А теперь осторожно выпустите листы из рук. Что произошло?

Что вы увидели? Почему так происходит: листы падают по-разному?

Вывод: Не скомканный лист- широкий. За счет своей поверхности он опирается на воздух и не падает, а летит.

- Как вы думаете, что же птицам помогает лететь?

Помогаю детям сделать вывод: что широкие, гибкие, сильные крылья поднимают птиц ввысь и несут вперед.

Почему бумажный шарик падает быстро, как камень, а широкий лист и пёрышко медленно и плавно?

-Гладкий лист ровный и широкий при падении опирается о воздух, поэтому может лететь, а скомканный лист маленький – ему нечем опереться.

Демонстрирую веер.

- Ребята, представьте, что веер- это крыло птицы. Они складываются и раскладываются.

С раскрытыми крыльями и хвостом даже маленькая птичка становиться большой и широкой, поэтому может опереться о воздух и лететь.

А на земле раскрытые хвост и крылья мешают птице, поэтому она их складывает.

-Птицы летают за счет раскрытых крыльев и хвоста, они похожи на веер.

. -Что еще помогает птице латать?

-Чем покрыто тело птицы?

-Оказывается перья тоже помогают птицам при полете.

Для того, чтобы продолжить наше исследование нам нужно разделится на пары. (жеребьёвка зимующие, перелётные, снежинки, солнышко)

- Ребята перед вами карты – схемы на них вы можете увидеть последовательность ваших действий с пером.

-Возьмите перья в руки и рассмотрите их.

Опыт 2. Какое перо на ощупь?

- Потрогайте перо. Какое оно на ощупь? Что можно сказать?

- Правильно! Перо пушистое, гладкое, приятное на ощупь. Вот мы и познакомились с одним из свойств пера. Мы сейчас эту особенность обозначим вот такой картинкой. 

Вывод 1: перо гладкое, пушистое.

3. Рассматриваем перо через лупу.

Что вы увидели через лупу? Ворсинки пера находятся очень близко к друг другу.

на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая поверхность пера.

- А вы знаете, что когда то это увидели очень внимательные и умные люди и изобрели замок-молнию. (демонстрирую замок-молнию). И можно сделать вывод 3 ворсинки у пера прилегают очень плотно друг к другу, 3а счет этого перо как бы отталкивается от воздуха. I1 птица взлетает.

Ребята, Нолик сказал мне, что он немног устал и вы наверное тоже устали давайте немного отдохнем.

Физкультминутка «Помогатор»

Опыт 3: Легкое или тяжелое?

- А какое перышко еще? Интересно, что можно сказать про вес пера?

- А почему вы так думаете? Как это можно проверить, что перо легкое? 

- Что вы чувствуете? какой вывод можно сделать?

- Хорошо, как еще можно проверить, что перо легкое?

- Если мы подуем на перо - что произойдет? Подбросим перо - Что вы видите? А если мы камень бросим?

- Почему же перышко так плавно опускается на землю? Почему оно такое легкое?

- Хотите узнать? Для этого я порошу вас сесть за столы. Давайте возьмем ножницы и отрежем кончик пера. Что видим?

- Правильно, там есть место для воздуха, а что мы с вами говорили про воздух?

- Правильно, воздух очень легкий, именно он помогает стать перышку легким. И обозначим картинками что перо легкое.

- И это мы с вами рассмотрели только одно перо. А у птицы этих перьев огромное количество. И еще, я вам раскрою небольшой секрет — есть несколько видов перьев. Они изображены на мольберте. Называются они маховые, рулевые (хвостовые) и пуховые. Давайте внимательно посмотрим на них, и попробуем предположить, исходя из названий, для чего птицам нужны маховые, рулевые и пуховые птицы.

- А теперь попробуем отгадать, какое перо у меня в руке? Пуховое перо (маленькое, пушистое, тоненькое, волоски не сцепленные, стержень тоненький).

Опыт 4: Почему водоплавающие птицы не намокают?

- Знаете, ребята. Я всегда смотрела на водоплавающих птиц и думала:

- Почему их перья не намокают? А вы как думаете?

- Правильно, оказывается водоплавающих птиц есть специальная жировая железа в клюве, которая вырабатывает специальный жир, и птицы смазывают свои перья этой смазкой.

- Вот у нас есть бумажные перья. А жировую маслянистую пропитку нам заменит. Что, может, подскажите мне?

- Ведь масло и жир похожи. Попробуйте нанести кисточкой масло на одно бумажное перо, немного подождем. А второе бумажное перо не будем мазать маслом. Теперь пипеткой капните воду на оба перышка. Что происходит с водой?

- обозначим это свойство пера

Вывод 4: перья водоплавающих птиц смазаны специальной жировой смазкой. Поэтому они не намокают.

- Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Как взмахну пером, вокруг себя вы повернитесь и в ребят превратитесь.

- А теперь еще немножко поиграем? Все кусочки разбежались, перепутались, смешались. Нужно нам их все собрать. Что получится - сказать.

Собираем разрезанные картинки - получаем в итоге птицы, называем их.

- Скажите, что нового вы для себя узнали сегодня? Что - то, может быть, запомнилось особенно? Что показалось наиболее интересным?

А сможете вспомнить свойства пера? (смотря подсказки карточки-схемы). А виды перьев запомнились? – Как называются учёные изучающие птиц? – Нолик всё это время был рядом с нами внимательно вас слушал? Как вы думаете у нас получилось ему помочь?

«Создание проблемной ситуации»

«Работа в парах»

«Здоровьесберегающая технология»

Ответы детей

Ответы детей

Дети: орнитолог – специалист, изучающий птиц и их распространение.

Дети отвечают на вопросы

Дети выдвигают предположение

Ответы детей

Дети делают вывод

Ответы детей

Ответы детей

Дети делятся на пары

Ответы детей

Дети делают вывод

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

Дети кладут на одну руку перо, на другую - камень. И взвешивают в руках.

Ответы детей

Дети делают вывод

Ответы детей

маховые —птица машет крыльями, они в крыльях находятся, рулевые — помогают птице поворачивать, пуховые — согревают птичку

ответы детей

Предположительные ответы детей: перья толще, не впитывают воду.

Предполагаемые ответы детей

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект по экспериментированию в подготовительной группе "Термометр и температура"

План конспект по эксперементированию в подготовительной группе...

Конспект по экспериментированию в подготовительной группе «Воздух и его свойства».

Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе " Воздух иего свойства"...

Конспект по экспериментированию в подготовительной группе

Формирование представлений об измерении объема...