Конспект по экспериментированию в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект по эксперементированию с пером на тему "Птицы" , дети помогут фиксику Нолику изучить пропущеную тему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
od_poznanieissledov_-_kopiya.docx | 30.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 07.04.2023
НОД в образовательной области «Познавательное развитие»
Тема: «Пропущенная тема»
Задачи:
Обучающие:
- уточнить и систематизировать имеющиеся у детей знания о птицах;
- учить детей устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
Развивающие:
- упражнять в умении сравнивать, анализировать; отвечать полным предложением;
- развивать у детей познавательные интересы, посредством поисково-исследовательской деятельности;
- совершенствовать практические навыки работы с лупой;
Воспитательные:
- создавать условия для развития умения договариваться о совместных действиях, работать в паре.
Оборудование: перья, камни, весы, молнии, пипетки, емкость с водой, растительным маслом, бумажное крыло, лупы, ножницы, клеенка, листы бумаги, письмо от фиксиков, игрушка Нолик, разрезные картинки «Птицы», картинки с изображением зимующих и перелетных птиц, солнышка и снежинки для жеребьёвки, мольберт, плакат с изображением птицы, схемы по экспериментированию, карточки с условными обозначениями, листы и карандаши для фиксации опытов, фартуки для детей.
Предварительная работа:
- наблюдение за птицами на участке детского сада;
- рассматривание иллюстраций с изображением зимующих и перелетных птиц;
Словарная работа: орнитолог, пуховые, маховые, рулевые.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие». «Физическое развитие»
Деятельность педагога | Игровые технологии | Деятельность детей |
Здравствуйте дети! Сегодня утром в группе я обнаружила вот такое письмо. От кого оно, интересно? Ой, а это что такое? (беру конверт). Посмотрим, что внутри? (достаю фотографию Нолика) Смотрим, на фото и догадываемся кто прислал посылку. Ребята, нолик оставил нам записку: «Ребята, мы в школе фиксиков изучали новую тему: «Птицы», а я в этот день проиграл с Дим Димычем и всё пропустил. Завтра контрольная и я не знаю, как мне быть. - Ребята, какую тему пропустил Нолик? Мы можем ему помочь? А как мы можем ему помочь? - Ребята, давайте пригласим Нолика и вместе с ним изучим и исследуем птиц. Для этого предлагаю отправится в лабораторию Царства птиц и стать орнитологами. А вы знаете кто такие орнитологи? В конверте есть ещё волшебное перо, которое поможет нам. Как взмахну пером, вокруг себя вы повернитесь и в орнитологов превратитесь. Мы с вами в научной лаборатории. На всякий случай в лаборатории нужно надеть спецодежду. И конечно вспомнить Правила поведения в лаборатории. - Не шуметь. - Внимательно слушать, отвечать на вопросы. - Ничего руками не трогать без разрешения. - Ребята, посмотрите сколько изображений птиц вокруг. Посмотрите на них внимательно и скажите какие они? - Правильно, мир птиц очень велик и разнообразен. Мы с вами внимательно рассмотрели фотографии. Теперь перейдем к мольберту и рассмотрим наш плакат. Что мы сможем сказать еще сказать про птиц? ( наводящие вопросы: какие особенности? Чем-то они похожи друг на друга, чем-то отличаются. Что — то отличает птиц от остальных животных.) Что же объединяет всех птиц? Опыт №1 Птицы самые быстрые и выносливые. Мне всегда было интересно узнать, почему птицы умеют летать, а люди и животные нет? А вы хотели бы узнать, как это у них получается? Ребята, давайте проведем опыт. Перед вами два листа бумаги. Возьмите один из них и скомкайте его в шарик. Как вы думаете, какой лист какой лист упадет быстрее, а какой медленнее? Давайте зафиксируем ваши предположения. А теперь осторожно выпустите листы из рук. Что произошло? Что вы увидели? Почему так происходит: листы падают по-разному? Вывод: Не скомканный лист- широкий. За счет своей поверхности он опирается на воздух и не падает, а летит. - Как вы думаете, что же птицам помогает лететь? Помогаю детям сделать вывод: что широкие, гибкие, сильные крылья поднимают птиц ввысь и несут вперед. Почему бумажный шарик падает быстро, как камень, а широкий лист и пёрышко медленно и плавно? -Гладкий лист ровный и широкий при падении опирается о воздух, поэтому может лететь, а скомканный лист маленький – ему нечем опереться. Демонстрирую веер. - Ребята, представьте, что веер- это крыло птицы. Они складываются и раскладываются. С раскрытыми крыльями и хвостом даже маленькая птичка становиться большой и широкой, поэтому может опереться о воздух и лететь. А на земле раскрытые хвост и крылья мешают птице, поэтому она их складывает. -Птицы летают за счет раскрытых крыльев и хвоста, они похожи на веер. . -Что еще помогает птице латать? -Чем покрыто тело птицы? -Оказывается перья тоже помогают птицам при полете. Для того, чтобы продолжить наше исследование нам нужно разделится на пары. (жеребьёвка зимующие, перелётные, снежинки, солнышко) - Ребята перед вами карты – схемы на них вы можете увидеть последовательность ваших действий с пером. -Возьмите перья в руки и рассмотрите их. Опыт 2. Какое перо на ощупь? - Потрогайте перо. Какое оно на ощупь? Что можно сказать? - Правильно! Перо пушистое, гладкое, приятное на ощупь. Вот мы и познакомились с одним из свойств пера. Мы сейчас эту особенность обозначим вот такой картинкой. Вывод 1: перо гладкое, пушистое. 3. Рассматриваем перо через лупу. Что вы увидели через лупу? Ворсинки пера находятся очень близко к друг другу. на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая поверхность пера. - А вы знаете, что когда то это увидели очень внимательные и умные люди и изобрели замок-молнию. (демонстрирую замок-молнию). И можно сделать вывод 3 ворсинки у пера прилегают очень плотно друг к другу, 3а счет этого перо как бы отталкивается от воздуха. I1 птица взлетает. Ребята, Нолик сказал мне, что он немног устал и вы наверное тоже устали давайте немного отдохнем. Физкультминутка «Помогатор» Опыт 3: Легкое или тяжелое? - А какое перышко еще? Интересно, что можно сказать про вес пера? - А почему вы так думаете? Как это можно проверить, что перо легкое? - Что вы чувствуете? какой вывод можно сделать? - Хорошо, как еще можно проверить, что перо легкое? - Если мы подуем на перо - что произойдет? Подбросим перо - Что вы видите? А если мы камень бросим? - Почему же перышко так плавно опускается на землю? Почему оно такое легкое? - Хотите узнать? Для этого я порошу вас сесть за столы. Давайте возьмем ножницы и отрежем кончик пера. Что видим? - Правильно, там есть место для воздуха, а что мы с вами говорили про воздух? - Правильно, воздух очень легкий, именно он помогает стать перышку легким. И обозначим картинками что перо легкое. - И это мы с вами рассмотрели только одно перо. А у птицы этих перьев огромное количество. И еще, я вам раскрою небольшой секрет — есть несколько видов перьев. Они изображены на мольберте. Называются они маховые, рулевые (хвостовые) и пуховые. Давайте внимательно посмотрим на них, и попробуем предположить, исходя из названий, для чего птицам нужны маховые, рулевые и пуховые птицы. - А теперь попробуем отгадать, какое перо у меня в руке? Пуховое перо (маленькое, пушистое, тоненькое, волоски не сцепленные, стержень тоненький). Опыт 4: Почему водоплавающие птицы не намокают? - Знаете, ребята. Я всегда смотрела на водоплавающих птиц и думала: - Почему их перья не намокают? А вы как думаете? - Правильно, оказывается водоплавающих птиц есть специальная жировая железа в клюве, которая вырабатывает специальный жир, и птицы смазывают свои перья этой смазкой. - Вот у нас есть бумажные перья. А жировую маслянистую пропитку нам заменит. Что, может, подскажите мне? - Ведь масло и жир похожи. Попробуйте нанести кисточкой масло на одно бумажное перо, немного подождем. А второе бумажное перо не будем мазать маслом. Теперь пипеткой капните воду на оба перышка. Что происходит с водой? - обозначим это свойство пера Вывод 4: перья водоплавающих птиц смазаны специальной жировой смазкой. Поэтому они не намокают. - Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Как взмахну пером, вокруг себя вы повернитесь и в ребят превратитесь. - А теперь еще немножко поиграем? Все кусочки разбежались, перепутались, смешались. Нужно нам их все собрать. Что получится - сказать. Собираем разрезанные картинки - получаем в итоге птицы, называем их. - Скажите, что нового вы для себя узнали сегодня? Что - то, может быть, запомнилось особенно? Что показалось наиболее интересным? А сможете вспомнить свойства пера? (смотря подсказки карточки-схемы). А виды перьев запомнились? – Как называются учёные изучающие птиц? – Нолик всё это время был рядом с нами внимательно вас слушал? Как вы думаете у нас получилось ему помочь? | «Создание проблемной ситуации» «Работа в парах» «Здоровьесберегающая технология» | Ответы детей Ответы детей Дети: орнитолог – специалист, изучающий птиц и их распространение. Дети отвечают на вопросы Дети выдвигают предположение Ответы детей Дети делают вывод Ответы детей Ответы детей Дети делятся на пары Ответы детей Дети делают вывод Дети выполняют движения в соответствии с текстом Дети кладут на одну руку перо, на другую - камень. И взвешивают в руках. Ответы детей Дети делают вывод Ответы детей маховые —птица машет крыльями, они в крыльях находятся, рулевые — помогают птице поворачивать, пуховые — согревают птичку ответы детей Предположительные ответы детей: перья толще, не впитывают воду. Предполагаемые ответы детей Ответы детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект по экспериментированию в подготовительной группе "Термометр и температура"
План конспект по эксперементированию в подготовительной группе...
Конспект по экспериментированию в подготовительной группе "Волшебный мир магнитов"
конспект занятия...
Конспект занятия - экспериментирования в подготовительной группе
"Волшебная вода, узнаем мы тебя"...
Конспект по экспериментированию в подготовительной группе «Воздух и его свойства».
Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе " Воздух иего свойства"...
Конспект игры-экспериментирования в подготовительной группе «Почему листья осенью желтеют»
Игра-экспериментирование...
Конспект по экспериментированию в подготовительной группе
Формирование представлений об измерении объема...