Игровая ритмика в детском саду
консультация
Игровая ритмика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_ritmika_v_detskom_sadu_.docx | 17.22 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Детский сад № 11 «Сказка»
Консультация для педагогов на тему:
«Игровая ритмика в детском саду»
Подготовила
Музыкальный руководитель:
Мимаева А.Г.
Внимание детей всегда привлекало хореографическое искусство. Дошкольники любят танцевать, проявляют настойчивость и усердие в приобретении двигательных навыков.
В танце ребенок проявляет активность, развивается его фантазия, творческие способности. Занятия танцем хорошо снимают напряжение, активируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию и в целом повышают жизненный тонус ребенка.
В настоящее время существует много ритмопластических направлений, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных – это танцевально-игровая ритмика.
Ритмика — вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ. Она доступна детям, начиная с раннего возраста, и дает выход повышенной двигательной энергии ребенка, создает ощущение радости, свободы движения, вызывает радостный отклик на музыку, дает детям творческий импульс, возможность высвободить их энергию.
Значимость ритмического воздействия на человека отмечалась в работах многих исследователей (В.М. Бехтерева, И.М. Сеченова, В.А. Гиляровского, К. Орфа и др.), однако основоположником музыкально-ритмического направления (в системе музыкального воспитания) был швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз.(1912г)
Его «метод ритмической пластики» основывался на том, что именно музыка является идеальным регулятором движения человека, помогает устанавливать соотношение между временем, пространством и движением.
Большой вклад в развитие музыкально-ритмического воспитания детей дошкольного возраста внесли Н.А. Ветлугина, А.Н. Зимина, Е.В. Конорова, Н.А. Метлов, Т.Н. Сауко и А.И. Буренина, которые раскрывают возможности использования ритмики в работе с детьми раннего возраста.
Ритмика закладывает надежный фундамент для дальнейшего физического совершенствования ребенка, для укрепления здоровья, умения контролировать свое тело, положительно влияет не только на физическую подготовку ребенка, но и развивает у него восприятие музыки и основные психологические функции детей (память, внимание, мышление, речь и воображение). Поэтому в дальнейшем ребенок сможет успешно осваивать и другие виды художественно-творческих и спортивных видов деятельности: хореография, гимнастика, а также занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях.
Для реализации поставленных задач в нашем детском саду разработана Программа дополнительного образования «Ритмика для малышей» для детей младшего дошкольного возраста, с учетом возрастных и физиологических особенностей характерных для детей данного возраста. Программа разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (имеет развивающий характер, учтѐн оздоровительный компонент, базируется на игровых методах, музыкальная деятельность происходит в разнообразных формах).
Основу занятий составляют комплексы упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмичную музыку преимущественно поточным способом и оформленные танцевальным характером.
Для реализации поставленных целей и задач используются разнообразные средства и методы, основанные на личностно - ориентированном обучении. Одним из приемов проведения занятий является разговорно-игровой метод, позволяющий естественному проникновению ребенка в художественный замысел, настраивающий его на эмоциональное освоение движения и помогающий ему скоординировать движения своего тела с музыкальным и речевым сопровождением.
На занятиях ведется работа над формированием физической и эмоционально - художественной культуры танца, непрерывно подчеркивается связь движений с музыкой. Для того чтобы объединить физкультурный, танцевальный и образный виды движений на одной музыкальной основе, подбирается музыкальный репертуар, соответствующий эстетическому уровню восприятия дошкольников.
Культуру танцевальных способностей у воспитанников необходимо повышать через постановку игровых танцев, которые направлены на формирование танцевальных движений. В этот раздел входят танцевальные шаги, позиции рук, движения рук, ног, корпуса, хлопки, прыжки, построения и перестроения. Осваиваются виды движений различных танцев.
Для развития мышечной силы и гибкости детей можно применять методику игровой пластики, которая основана на элементах гимнастических движений и упражнений в игровой и сюжетной форме. Значительное место в работе занимают упражнения, передающие воображаемые действия и изобразительные движения, при выполнении которых детям приходится активизировать свою зрительную память, наблюдательность, воображение «срывать цветы», «полоскать платок». В этом разделе используются как правило изученные танцевальные движения. Помогают созданию образа и атрибуты. Использование данных упражнений дает возможность ребенку свободно выражать свои эмоции, открытость и внутреннюю свободу.
Ведущим видом деятельности на занятиях могут служить подвижные игры с музыкальным сопровождением. Для достижения целей, при проведении хореографических занятий, используются такие приемы, как имитация, подражание, образные сравнения, ролевые ситуации, например, «идем как цапля», «летим как птички», «прыгаем как зайчики».
Эффективно применять в работе с детьми театрализованные композиции. Художественное слово, элементы сказок, загадки помогают «разбудить» воображение детей, обострить восприятие, повысить интерес к процессу и результату. Дети с удовольствием перевоплощаются в сказочных персонажей, используют мимику, характерные жесты, действия, проявляют фантазию, выдумку и инициативу. Сюжетно-образные движения связаны с элементами подражательства. Для веселого и бодрого настроения их можно использовать в музыкальных играх.
Развивая мелкую моторику рук у детей дошкольного возраста необходимо на занятиях использовать пальчиковую гимнастику с музыкальным сопровождением и без него.
Выполнение упражнений поточным способом с большим количеством повторений дает возможность соединить преимущество циклических видов деятельности с аэробными возможностями и эмоциональностью гимнастических упражнений. Такие занятия воздействуют на сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, эндокринную системы организма.
Комплексное сочетание упражнений превращают учебный процесс в увлекательную игру, обогащают внутренний мир ребенка, оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию и пластику движений.
Чтобы приобщить детей к удивительному миру музыки и танца, способствовать их эстетическому развитию, оздоровлению и сохранению их здоровья, педагогу надо приложить все усилия и практические навыки, чтобы музыкальные впечатления, полученные от движения на занятиях по ритмике, остались надолго в памяти воспитанников.
В современном мире наиболее интересные открытия и проявления разнообразных форм интеграции происходят на пересечениях различных наук и специальностей. Это не чуждо и искусству, где на слиянии и интеграции музыки, пластики, ритмики, хореографии, гимнастики и аутотренинге рождаются современные идеи формирования музыкально-ритмических приемов педагогической деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Ритмика в детском саду"
Программа "Ритмика в детском саду" разработана на 2 года, для детей 5-6 и 6-7 лет. Она содержит пояснительную записку, календарно-тематический план, цели и задачи куружка, перечень видов музыкально-ри...
Мастер-класс "Логопедическая ритмика в детском саду".
Представление педагогического опыта....
Ритмика в детском саду
Консультация для родителей...
Конспект открытого занятия кружка «Ритмика в детском саду» «Путешествие в страну танца»
Конспект открытого занятия кружка "Ритмика в детском саду"...
Конспект открытого занятия музыкально-ритмического кружка «Ритмика в детском саду»
Это конспект открытого занятия музыкально-ритмического кружка.Дети с удовольствием посещают этот кружок. Родители тоже довольны....
РИТМИКА В ДЕТСКОМ САДУ
Трудно переоценить значение движения в развитии ребенка дошкольного возраста. Телесные ощущения для него первостепенны в освоении окружающего мира. Телесный опыт способствует полноценному развит...
Конспект игрового развивающего занятия в детском саду во второй группе раннего возраста на тему: Зверушки Игровое занятие в детском саду для детей 2-3 лет
Организационный моментЗдесь и далее организационные моменты создадут положительный настрой на занятие, эмоционально затронут детей.Радостно встретьте детей, назовите каждого по имени, сделайте к...