Для вас Коллеги
методическая разработка (младшая группа)
Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с Вами опытом своей работы. Особенно... быть интересно тем воспитателям, которые работают с деть раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Родительское собрание Игровой практикум | 24.11 КБ |
Родительское собрание | 18.4 КБ |
Формы работы с родителями | 13.09 КБ |
Вам будет интересно | 16.34 КБ |
Предварительный просмотр:
«Путешествие в страну Сенсорику».
Форма проведения: игровой практикум.
Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.
Задачи: ознакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей 2-3 лет, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы, величины предметов, положений в пространстве и др.; активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания; укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.
Участники: родители, воспитатели.
План проведения:
1.Вступительный этап:
· введение в проблему;
· создание проблемной ситуации.
2. Основная часть:
· игротека в форме путешествия на поезде по станциям.
3.Подведение итогов собрания:
· обратная связь;
· решение родительского собрания;
· рефлексия.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1.Подготовительный этап
· Изготовление пособий и дидактических игр по сенсорному развитию.
· Подборка и оформление рекомендаций по теме собрания.
· Проведение консультаций: «Сенсорное воспитание и развитие младших дошкольников».
· Изготовление «ящика ощущений» и подготовка для него объекта.
· Оформление наглядной информации: слайды с играми по сенсорному развитию детей.
2.Организационный этап
· Оформление выставки, посвященной сенсорному развитию (литература, игрушки, дидактические игры, пособия).
· Покупка необходимого оборудования и материала к собранию, фрукт -апельсин.
3.Вступительный этап
Добрый день, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра» А.С. Макаренко.
Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. И, конечно, своими открытиями очень хочется поделиться, особенно с теми, кого любишь больше всех. Но, к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что совсем не остается времени на свое чадо. И все же мы уверены, что необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребенком, поиграть с ним и чему – то научить. Сегодня мы хотим поделиться своим опытом работы с детьми и поговорить о сенсорных дидактических играх, в которые мы играем в детском саду и в которые мы советуем играть дома. И проведём мы нашу встречу не совсем обычно, в форме игры- путешествия в страну Сенсорику.
Ранний возраст – уникальный период в развитии ребенка. В последние десятилетия к нему появился особый интерес в научном мире слабость и несовершенство этого возраста, по сути, является его силой, и предоставляют безграничные возможности для умственного и физического совершенствования и формирования основ будущей взрослой личности.
Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе, именно ранний возраст благоприятен для совершенствования органов чувств, накоплений представлений об окружающем мире.
Значение сенсорного развития состоит в том, что оно:
• является основой для интеллектуального развития;
• упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
• развивает наблюдательность;
• готовит к реальной жизни;
• позитивно влияет на эстетическое чувство;
• является основой для развития воображения;
• развивает внимание;
• дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
• обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
• обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
• влияет на расширение словарного запаса ребенка;
• влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Сенсорное развитие служит основой для познания мира и является одной из важных сторон дошкольного развития.
Работа по осуществлению задач сенсорного воспитания ведется в нашем дошкольном учреждении по «Программе воспитания и обучения в детском саду от рождения до школы» по ред. Н. Е. Вераксы, реализуется в непосредственно образовательной деятельности, в повседневной жизни, в труде.
Мы стараемся создавать условия для переноса знаний и представлений детей в самостоятельные сенсорные игры. Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающем мире, когда имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. Здесь особую роль играют дидактические игры, в которых формируется организованность, целенаправленность поведения, достижение результата вызывает чувство радости. На этой ступени развития детей формируется первое отношение к окружающему, интерес к трудовым действиям взрослых, желание участвовать в их деятельности (подержать молоток, принести воды в ведерке и т. д.); при рассматривании картинок можно вызвать сочувствие к действующему лицу (девочка плачет).
Дидактическая игра – сложное явление, это и игровой метод обучения и форма развития, и самостоятельная деятельность и средство всестороннего развития личности. В одних случаях они выступают своеобразной игровой формой образовательной деятельности и проводятся со всеми детьми, в других широко используются в повседневной жизни, в совместной деятельности, в режиме дня в самостоятельной игровой деятельности.
Чтобы познать предмет со всех сторон ребенок использует зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Только благодаря жизненному опыту наши дети познают и обогащают представления о мире.
Познание окружающей действительности у детей начинается с анализа информации, которую он получает благодаря наблюдениям, тактильным ощущениям, различию вкуса и запаха, услышанного звука. Но то, что ребенок потрогал, увидел, услышал, должно подкрепиться совами.
Мы стараемся использовать в своей работе все виды сенсорного воздействия, чтобы ребенок получил полную информацию о предмете.
Поэтому в непосредственно образовательной деятельности по сенсорному развитию ставили и решали такие задачи:
• формировать умения детей ориентироваться в различных свойствах предметов: цвете (красный, желтый, синий, зеленый), величине (круг, треугольник, квадрат) форме (куб, шар, конус- крыша, кирпичик), количестве (много, один, различать величину: большой – маленький, узкий – широкий, высокий – низкий, длинный – короткий;
• создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;
• развивать у детей умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения.
В играх с детьми используем выразительные жесты и предметы-заместители («мыло»-кубик; «градусник»-фломастер; и т. д., картинки, замещающие реальный предмет и языковых знаков в игре и общении.
В практической деятельности и в игре малыш познает свойства предметов (цвет, форма, величина, фактура, масса, положение в пространстве, строение и его части).
Дети активно интересуются окружающим их миром, задают вопросы, из рассказов взрослых узнают новое о явлениях, которые им непосредственно не воспринимается.
Например, если ребенок подбирает предметы, или группирует флажки, или сортирует картинки по цвету и признаку. Это значит, что цвет воспринимается на уровне отвлечения от всех других признаков и в мышлении на основе обобщения формируется понятие «цвет».
Мы объясняем ребенку что словом «дом» можно обозначить и дом для человека, и дупло для белки, и аквариум для рыбки и т. д., но главное дом – это «крыша над головой», где кто-то живет. Или стул. Он может быть большой, маленький, мягкий, но главное – это предмет, на котором сидят.
Далее мы подводим детей к понятию обобщения – мыслительному объединению предметов и явлений действительности, имеющих общие свойства.
Например, от одиночного понятия «огурец» или «помидор» к понятию «овощ».
Причем дети сознательно стремятся получить информацию об окружающем их мире, задают множество вопросов («Где ночует солнышко?», «Как зовут козлят из сказки?», «Где живет лиса?» и т. д.).
Блиц-опрос:
1. Есть ли дома игры по сенсорике?.
2. Кто играет с ребенком в игры?
4. Обращаете ли вы внимание на цвет, форму величину предметов в окружающей обстановке?
Создание проблемной ситуации
Перед нами возникла проблемная ситуация – узнать на ощупь, что находится в «ящике ощущений». (Воспитатель предлагает трём родителям определить на ощупь содержимое ящика). Родители запускают руки через рукава в ящик и ощупывают предмет. (Выслушиваются и принимаются все предложения)
Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Такое бывает часто, когда человек утомлён, возбуждён, напуган или встречается с неизвестным объектом.
Ребёнка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребёнка основным умственным действиям и правилам восприятия.
Сегодня мы предлагаем вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей младшего возраста, познакомиться с дидактическими играми, пособиями, направленными на усвоение сенсорных эталонов. И в итоге вы должны узнать, что же находится в этом ящике. А так как вы родители маленьких детей, а все дети любят играть, то я вам предлагаю вспомнить детство и понять, как через дидактическую игру дети должны усваивать сенсорные знания.
Итак, мы отправляемся в страну «Сенсорику».
Вос-ль:
Солнышко светит,
Облака плывут,
Паровозик едет
Тук-тук-тук.
Тук-тук колеса
Мчится паровоз,
Он в страну сенсорику родителей повез.
Внимание наш поезд прибывает на станцию. Какую? Отгадайте!
Загадки:
Он в яйце есть и в цыпленке,
В масле, что лежит в масленке,
В каждом спелом колоске,
В солнце, сыре и в песке. (желтый)
Он с лягушкой может квакать,
Вместе с крокодилом плакать,
Из земли с травой расти,
Но не может он цвести. (зеленый)
Всех быков он возмущает
Ехать дальше запрещает,
Вместе с кровью в нас течет,
Щеки всем врунам печет. (красный)
Им треть флага занято
Он в названии кита,
Он в букете васильковом
И на ящике почтовом. (синий)
Догадались, как называется станция?- «Цветная!»
Вос-ль:
Отправляемся дальше
Солнышко светит,
облака плывут,
паровозик едет
тук-тук-тук.
Тук-тук-тук стучат колеса,
мчится паровоз,
на следующую станцию
родителей повез.
А ни угла, ни стороны,
А родня – одни блины.
(круг)
Обведи кирпич мелком
На асфальте целиком,
И получится фигура –
Ты, конечно, с ней знаком.
(прямоугольник)
Злая рыба хвост-лопата
Откусила полквадрата –
Целый угол, верь не верь!
Кто ж он, бедненький, теперь?
(треугольник)
Треугольник с полукругом
Круг дразнили "толстым другом".
Круг, расстроившись до слез,
Уже стал и вверх подрос.
Кто же угадает тут,
Как теперь его зовут.
(овал)
Он давно знакомый мой,
каждый угол в нем прямой,
Все 4 стороны одинаковой длины,
Вам его представить рад,
Как зовут его?
(квадрат)
Он и мячик, и клубок,
и луна, и колобок.
(шар)
Как называется эта станция?
Правильно! Эта станция геометрических фигур!
Игра 1. «Волшебный мешочек».
Родители по очереди опускают руку в мешочек с деревянными геометрическими фигурами и пытаются определить форму попавшейся в руку фигуры, затем достают фигуру и называют ее цвет (например, «треугольник, красный»).
Воспитатель:
Солнышко светит,
Облака плывут,
Паровозик едет
Тук-тук-тук.
Тук-тук колеса
Мчится паровоз,
Он в страну сенсорику родителей повез.
Вос-ль:
А сейчас мы прибыли еще на одну станцию
Ростом разные подружки,
а похожи друг на дружку,
Все они сидят в друг дружке,
а всего одна игрушка.
Мы на станции Величинная!
Вос-ль:
Продолжаем путешествие по стране «Сенсорика»
Могут все детишки смело рисовать.
И не только кистью, можно вытворять.
Пальцем ткнуть, и носом,
А печатать - ладошкой, а ещё в придачу -
Маленькою ножкой.
Вот и разрисуем мир мы, в яркий цвет,
Удивительный и радостный, этот свет.
Станция «Рисовальная»
А еще есть станция «Угадайка» (развитие обоняния, слуха, вкуса, тактильных ощущений).
Все наши «станции» мы можем объединить в одну, и получим игры:
«на развитие зрительного восприятия»
«для развития слухового восприятия»
«для развития вкуса и обоняния»
для развития осязательного восприятия
для развития мелкой моторики и орудийных действий
нетрадиционная техника рисования
Наш поезд прибыл на конечную станцию «Игрушечную». Посмотрите, сколько различных игр, развивающих сенсорный опыт детей, нас встречает. Здесь игры, купленные в магазине и сделанные руками воспитателей и родителей. Наша задача, как говориться, дёшево и сердито научиться делать игры из подручного и бросового материала, который имеется в каждом доме. Посмотрите, какое разнообразие! В группе дети в них с большим удовольствием играют.
Уважаемые родители, давайте вспомним нашу первую игру «Ящик ощущений». Пройдя через все станции, нам стали известны все свойства неизвестного объекта
Как вы думаете, что это?(Родители предлагают варианты ответов).
Воспитатель достает объект из «ящика ощущений» и показывает. (миниола)
Сегодня мы с вами подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов.
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т.е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.
Подведение итогов собрания.
Обратная связь:
-Понравилась ли Вам сегодняшняя встреча?
- Чем полезна именно для Вас данная встреча?
- Какие конкретные игровые приёмы Вы будете использовать дома?
-Чему могут научить ребёнка сенсорные дидактические игры?
- Ваши пожелания на следующее родительское собрание.
Воспитатель:
Я считаю, что цель игротеки достигнута. Мы обратили ваше внимание на то, что необходимо в детском саду и дома проводить с детьми дидактические сенсорные игры, задача которых – помочь ребенку накопить представление о цвете, форме величине предметов и т.д. Познакомили с разновидностями игр, научили, как методически правильно их проводить и изготавливать.
Решения родительского собрания
1.Учитывая важную роль родителей в развитии интереса детей к дидактическим играм, направить усилия на решение следующей задачи: каждой семье организовать вечера дидактической игры, направленные на накопление сенсорного опыта и обогащение чувственных впечатлений детей.
2.Объявить конкурс на лучшую дидактическую игру (игрушку), сделанную своими руками, в которую бы дети с удовольствием играли. В конце года подвести его итоги и вручить призы победителям.
3.Принимать активное участие в жизни детского сада.
Уважаемые родители!
Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания.
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Сенсорное развитие детей через дидактические игры»
Цель: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по сенсорному развитию детей и развитию мелкой моторики младшего дошкольного возраста в домашних условиях.
План:
1. Игра – главный вид деятельности ребенка.
2. Сенсорное развитие. Что это такое?
3. Дидактические игры в сенсорном развитии.
4. Практическая часть. Какие игры нужны детям?
5. Итог. Памятки для родителей: «Навыки и умения, сформированные в результате сенсорного развития детей третьего года жизни», «Карта развития детей 2-3 лет».
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», считал Василий Александрович Сухомлинский.
1. Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра.
В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что, играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
2. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка – превращать любые занятия и обязанности в игру, т. к. предметная игра является ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями)
Познание неизвестного объекта мы проведем с помощью всех анализаторов и одновременно познакомимся с содержанием и приемами сенсорного развития детей младшего возраста:
Зрения –цвета, формы, размера.
Осязание –вес, фактура, температура
Обоняния- запахи,
слух – речь, звуки
вкус
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
3. Сегодня я хочу познакомить вас с дидактическими играми, в которые мы играем в детском саду и в которые советуем играть дома. Дидактические игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в сенсорном воспитании. Они развивают внимание, зрительную память, слух, что даёт возможность полнее воспринимать мир сенсорики.
Дидактическая игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в это же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что делает и учиться действовать правильно.
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности.
4. И сейчас, уважаемые родители, предлагаю вам поиграть в дидактические игры для сенсорного развития детей с 2-х лет.
Задание для родителей. Вам нужно взять игру, рассмотреть её, поиграть и решить, что развивает эта игра.
Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:
Чудесный мешочек,
Определи на ощупь, (найти предметы, различающиеся по одному признаку)
Платочек для куклы, (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
,Узнай фигуру, (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)
, Найди пару, (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.
, Найди предмет указанной формы, (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)
,Из каких фигур состоит, (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)
,Найди предмет такой же формы, (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)
, Какая фигура лишняя (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)
Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
,Сравни предметы по высоте,
,Самая длинная, самая короткая (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)
,Разноцветные кружки (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)
,В какую коробку (распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)
,Дальше - ближе (предложить по рисунку определить положение игры и предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше)
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
,Какого цвета не стало,
,Какого цвета предмет (предложить подобрать необходимый цвет для предмета)
,Собери гирлянду (предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)
,Какие цвета использованы (показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)
,Уточним цвет (учить различать и называть близкие цвета)
Поиграем в Дидактическое упражнение
«Угадай, где позвонили».
Цель: развитие слухового восприятия и внимания, ориентирования в пространстве.
Описание игры: воспитатель выбирает того, кто будет отгадывать, завязывает ему глаза шарфом, другие участники игры встают в круг. По указанию воспитателя один из участников производит шум баночкой, а угадывающий с завязанными глазами поворачивается к тому месту, откуда слышен звук, рукой показывая направление.
Игры на развитие тактильных ощущений.
Цель: развитие тактильной памяти, мелкой моторики пальчиков, воздействие на умственный потенциал ребенка.
Предлагается найти пару каждому типу поверхности;
Предлагается назвать ощущение от прикосновения к поверхности (гладкий, скользкий, шершавый);
Предлагается сгруппировать карточки в соответствии с цветом (текстурой).
Игры на развитие зрительного восприятия.
Дидактическая игра "Собери бусы".
Цель: учить различать четыре основных цвета (красный, желтый, синий, зеленый)путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу, обобщить и закрепить знания о цвете, учить равномерно чередовать два-три цвета при раскладывании бусинок. Учить обозначать словом названия воспринимаемых свойств предметов.
В ходе игры дети должны научиться различать одинаковые предметы (бусинки) по цветовому признаку, пользуясь методом наложения, а также оценивать результат своих действий «Такая бусинка - не такая». В ходе выполнения игровой задачи дети усваивают поисковые способы ориентировки - пробы.
(Высказывания родителей)
Навыки и умения, сформированные в результате сенсорного развития
детей третьего года жизни.
- Дети выделяют и учитывают форму, цвет, величину, фактуру при выполнении ряда практических действий.
- Группируют по свойствам предметы в соответствии с образцом.
- Соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине.
- Обозначают различные предметы в соответствии с их характерными сенсорными признаками: море, солнце, вода, лес…
- Используют «опредмеченные» слова-названия (кирпич, мяч, крыша, трава, цыплёнок)
- Отбирают предметы для самостоятельной сюжетной игры.
- Начинают активно пользоваться словами названия цвета, часто в отрыве от конкретного предмета.
Быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.
5. Сегодня вы познакомились с малой частью того, чем Вы можете занять вашего ребёнком дома. Все эти игры можно приобрести в магазине. Но дома также можно поиграть и в игры с крупой, прищепками, камушками, шишками, посудой и многим другим. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы.
Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком! И на прощание хочется вас подарить памятки – ориентиры: «Навыки и умения, сформированные в результате сенсорного развития детей третьего года жизни», «Карта развития детей 2-3 лет». Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Формы работы с родителями
Сентябрь
Родительское собрание «Сенсорное воспитание: средства, формы, методы»
Октябрь
Консультация «Значение сенсорного воспитания»
Оформление альбома группы по теме «Мы играем»
Ноябрь
Родительское собрание «Развитие сенсорных способностей детей посредством движений и речи»
Выставка дидактических игр для родителей по ознакомлению с цветом, формой и величиной.
Изготовление альбома для работы дома «Домашнее задания»
Декабрь
Консультация для родителей «Как научить ребенка самостоятельно играть в д/и.»
Папка-раскладушка «Знакомство с сенсорными эталонами».
Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку (предложить использовать четыре цвета, знакомых детям, привлекать детей к работе)
Январь
Семинар-практикум «Мы любим рисовать и лепить»
Изготовление альбома «Изучаем фигуры»
Папка-раскладушка «Сенсорное воспитание детей средствами природы»
Февраль
Родительское собрание
«Чему научились наши малыши»
Игровой практикум для родителей «Знание геометрических форм».
Папка-раскладушка «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста в бытовой деятельности»
Март
Консультация на тему «Играем дома»
Изготовление фотоальбома «Наши достижения»
Конкурс «Рисуем вместе с мамами и папами»
Апрель
Изготовление папки-раскладушки «Сенсорное развитие через дидактические игры»
Беседа с родителями на тему: «С удовольствием ли Ваши дети играют в дидактические игры?»
Май
Продолжить оформление альбома для родителей «Наши достижения», используя фотографии, где отражена жизнь детей
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
Роль дидактических игр по сенсорике для детей раннего возраста
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.).Выдающиеся зарубежные представители в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, Ф. Н. Блехер, Е. И. Тихеева. Л. А. Венгер, Н. А.Ветлугина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, являются одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.
Дидактические игры – игры, в которых позновательная деятельность очетается с игровой. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Дидактическая игра является одним из важных методов активного обучения детей, при этом игровая ситуация, как правило, берется исходя из методической основы занятия. Роль каждого из участников в игре четко определена, имеются правила и определенная система оценок, а в игре предусмотрен строгий и поэтапный порядок действий. Игры в детском саду влияют не только на физическое и психическое развитие детей дошкольного возраста, также они являются одним из важных средств воспитания. Существует несколько основных видов дидактических игр: словесные игры, игры с предметами и настольно-печатные игры, при этом обязательными атрибутами любых дидактических игр являются обучающие и воспитывающие задачи, а также ряд игровых правил и действий. Для правильного выбора дидактической игры к занятию необходимо хорошо представлять общий уровень подготовки детей, поскольку в игре они должны уметь свободно оперировать уже имеющимися знаниями и уметь применять их на практике.
Вывод: Начиная с самого раннего возраста, ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет), различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Обучающие игры-занятия помогут малышу подготовиться к школе, так как дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения.
Консультация для родителей
«Дидактическая игра в малыша»
Игра – ведущая деятельность дошкольника, в которой формируется его личность. Игра позволяет ребенку озкомиться со многими свойствами и качествами окружащих его предметов, а также через игру можно знакомить с растениями, с домашними и дикими животными. В дошкольном возрасте игра становится в этом случае средством развития и воспитания, если построена на содержательном общении взрослых(родителей) с ребенком.
Очень важны и дидактические (обучающие) игры. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как игровую, это повышает его умственную активность.
Очень велико значение дидактической игры для умственного воспитания детей. Умственное воспитание в игре тесно связано с нравственным. Решение дидактической задачи всегда служит и упражнением воли. Выполнение правил игры требует от детей выдержки, самообладания, дисциплинированности. Многие игры имеют «запрещенные правила», которые ограничивают действия и слова играющих. Например, в игре «Что изменилось?» требуется закрыть глаза и не открывать их, пока не будет дан сигнал. Добросовестное выполнение правил приучает к честности, справедливости.
Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую задачу, требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы.
В играх с игрушками, разными предметами,с картинками, природным материалом происходит накопление чувственного опыта, вместе с тем помогают эстетическому воспитанию детей. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию. Все это делает дидактическую игру важным средством для подготовки детей к школе.
Дидактические игры можно разделить на три вида:
- игры с предметами (игрушками, природным материалом);
- настольные – печатные;
- словесные игры.
Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответсвуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними. Играя в эти игры, ребенок не утрачивает своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного детства.
Настольно – печатные дидактически игры основаны на принципе наглядности, в этих играх дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Настольно – печатная игра хороша в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы.
Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы.
В играх с близкими, а затем и в самостоятельно игре ребенок реализует опыт, накопленный в детском саду.
Играя с дочерью или сыном, помните, что подавлять инициативу ребенка нельзя, играйте с ним на равных, осторожно направляйте ход игры. Играя вместе с ребенком, следите за своей речью. Ровный, спокойный, доброжелательный тон родителей вселяет в ребенка уверенность в том, что его понимают, его мысли разделяют, с ним хотят играть
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
коллегам посвящается!
Воспитатель - что это за слово, почему так названо оно?На слух кажется такое простое, но сколько смысла вложено в него!Для начала Воспитатель - это, прежде всего, просто человек,Любовь к д...
Анкета «Учитель-логопед глазами коллег»
Анкета «Учитель-логопед глазами коллег» МДОУ «Детский сад № ________» Учитель – логопед: ________________________ № п/п Критерии оценки Количество от...
Анкета для педагога "Зеркало для коллеги"
Анкету можно исползовать для самоанализа и анализа, при аттестации. В ней отражены резличные группы качеств (деловые, личностные...)...
Для коллег..............
В помощь воспитателям..................
Коллегам
Управление в современном ДОУ...
Презентация-поздравление для коллег к дню бухгалтера 21 ноября
В презентации красочно оформлены добрые слова для наших коллег , в день их профессионального праздника. С Бухгалтерией нужно дружить!!!...