Дидактическое пособие «Бизиборд «Семья»
методическая разработка (младшая группа)
Бизиборд (busy board) – это развивающая доска со всевозможными защёлками, окошечками, липучками, молнией, бугунками и т.д. Благодаря играм и занятиям с бизибордом, дети учатся основам взаимодействия с предметами, расположенными на доске.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_bizibord_semya.docx | 27.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическое пособие «Бизиборд «Семья»
Аннотация:
Бизиборд (busy board) – это развивающая доска со всевозможными защёлками, окошечками, липучками, молнией, бугунками и т.д. Благодаря играм и занятиям с бизибордом, дети учатся основам взаимодействия с предметами, расположенными на доске. Игра с бизибордом стимулирует познавательную деятельность детей, развивает творческий потенциал, формирует моторную и сенсорную координацию, даёт возможность в игровой форме самостоятельно совершать открытия, развивает воображение и фантазию.
У бизиборда есть второе название - «развивающая доска Монтессори», ведь именно итальянский педагог Мария Мотессори, известная своими нетривиальными методиками развития, имеющими успех во всем мире, первой подала идею обучать детей через знакомство с предметами.
Предлагаю вашему вниманию самодельный бизиборд, который я использую в работе с детьми. Данное пособие является не только отличным средством для развития детей, но и служит прекрасным помощником в период адаптации детей к детскому саду, так как в процессе работы с бизибортом у детей улучшается настроение, снимается эмоциональное напряжение.
Данное дидактическое пособие «Бизиборд «Семья» может быть полезен для воспитателей и служить образцом в изготовлении.
Введение:
Актуальность: современный ребенок уже не так активно занимается познанием мира, как его ровесники еще четыре десятка лет назад. Если раньше малыш хватал в руки все, что попадется, исследовал мир всеми возможными способами, то сейчас уже с года дети все чаще заняты планшетами, мультиками – всем, что так нравится и намертво приковывает их внимание. Логопеды бьют тревогу – число ребятишек с речевыми патологиями растет в геометрической прогрессии. Чтобы нивелировать влияние негативных факторов, постоянно разрабатываются новые дидактические игры, применяются и давние методики. Одна из них – методика Монтессори, ставшая сегодня актуальной как никогда. Известно, что прототип современного бизиборда был изготовлен еще в 1907 году самой Марией Монтессори. Проанализировав поведение малышей, она пришла к выводу, что они познают мир и воспринимают информацию в большинстве своём через сенсорные ощущения, таким образом, развивая мелкую моторику. Мария Монтессори в рамках своей методики предложила развивать мелкую моторику детей через познание сути вещей. Для этого нужно было перенести подручные приспособления на стенд для изучения, таким образом, дети смогут изучать функциональность каждой мелкой детали, находясь в безопасности. Благодаря ей появился первый бизиборд: на деревянной поверхности расположились розетка со штекером, выключатель света, дверные защёлка и цепочка, панно со шнуровкой.
Бизиборд — развивающая доска для детей, которая содержит много различных кнопочек, замочков, щеколд, прищепок и прочих предметов, которые могли бы заинтересовать ребенка.
Мелкая моторика и развитие речи взаимосвязаны напрямую. Через выполнение мелких движений пальчиками рук, происходит прямое влияние на мозг ребенка. При давлении на кончики пальцев сигнал идет прямо в кору головного мозга, эти сигналы активизируют еще неразвитые клетки головного мозга, отвечающие за речь ребенка. Многократно открывая и закрывая замочки, ребенок каждый раз испытывает радость, когда ему удается справиться с механизмом. Работа с модулем совершенствует зрительно-моторную координацию, формирует причинно - следственные связи, нормализует эмоционально - волевую сферу ребенка.
Цель: способствовать развитию мелкой моторики, координации движений, внимания, фантазии, усидчивости, творческого и логического мышления, самостоятельности; способствовать формированию умений и навыков открывания и закрывания.
Задачи:
- развивать мелкую моторику рук;
- способствовать запоминанию различных цветов;
- развивать самостоятельность и познавательную активность;
- развивать речь.
Данное дидактическое пособие «Бизиборд «Семья» можно использовать в совместной деятельности воспитателя с детьми, а также в индивидуальной работе с ребёнком, можно и в самостоятельных играх детей в течение дня.
Основная часть:
Размер бизиборда: 40*30 см
Бизиборд изготовлен из фанеры высшего качества, скругления углов сделаны таким образом, чтобы не травмировать малыша играющего модулем. Все детали бизиборда изготовлены из фанеры.
Материалы для бизиборда: домик «Теремок», грузовик с дверками, лабиринт «Солнце», липучки, часы со стрелками, молния в деревянной рамке, мельница, шнурок, тучка.
При создании бизиборда были тщательно продуманы все элементы. Любой элемент в бизиборде может заинтересовать ребенка и способствует сенсомоторному развитию малыша.
Бизиборд «Семья» соответствует следующим требованиям:
- содержательно - насыщенный, развивающий (чем больше различных элементов будет закреплено на такой доске, тем более интересна она будет малышу: различные окошечки, защёлки, кнопочки и т.д.; бизиборд будут максимально интересным для малышей, если закрепленных предметов будет по возможности много, и каждый из них сможет выполнять какое-то действие – ребенок учится нажимать, открывать, крутить различные предметы, пощёлкать, повертеть и пр.);
- доступный (пособие изготовлено с учётом возрастных особенностей и находится в свободном доступном месте, что доставляет детям радость, развивает у них интерес к изучению нового);
- безопасный (все поверхности основы тщательно зашкурены; саморезы, которые используются для крепления, не выглядывают с обратной стороны доски; нет предметов, о которые можно пораниться, и тонких нитей);
- здоровьесберегающий (все детали сделаны из прочных материалов и покрыты качественной краской);
- эстетически-привлекательный (основной фон яркий; предметы разных форматов и цветов).
Варианты игр:
- Игра «Открой и закрой окошки»
Цель: формировать познавательную деятельность, речь, мелкую моторику пальцев.
Материал: небольшая защёлка на окошках грузовика, картинки животных.
Описание: ребёнок открывает окошки и называет картинку.
- Игра «Угадай, кто в домике живёт»
Цель: способствовать развитию речи, действий руки, формировать ручную умелость, формировать познавательную деятельность, совершенствовать мелкую моторику пальцев.
Материал: деревянный домик «Теремок» с окошечками, в котором живут животные.
Описание: необходимо открыть окошко, чтобы увидеть, кто там живёт. В процессе игры, вместе с детьми можно рассказать сказку «Теремок» или ребенок, открывая окошечко, проговаривает сказку по картинке.
3. Игра «Веселые липучки и молнии»
Цель: закреплять умение детей расстегивать и застегивать липучки, молнию, учить различать оттенки цветов, воспитывать настойчивость, целеустремленность.
Материал: липучки, молнии.
Описание: ребенку предлагается самостоятельно пользоваться различными типами застежек.
4. Игра «Часы»
Цель: развивать внимание, речь, воображение.
Материал: деревянные, круглые часы с цветным циферблатом оборудованный вращающимися стрелками.
Описание: стрелки часов приводятся в движение простым прикосновением и вращением. Ребенок вместе с педагогом показывают время, когда нам пора просыпаться и идти в садик, когда пора садиться кушать, идти гулять, ложиться спать и т.д. Часы очень важный предмет.
5. Игра «Узнай, где больше»
Цель: развитие умственных способностей детей, счётных навыков, закрепить умение находить один и много предметов.
Материал: тучка с капельками.
Описание: детям нужно рассмотреть тучку и сказать, где много капель, а где одна?».
6. Игра «Лабиринт «Солнышко»»
Цель: учить различать основные цвета, развивать внимательность, логику и мелкую моторику, обогащать словарный запас.
Материал: лабиринт «Солнышко» с бегунками разного цвета.
Описание: с помощью фигуры (бегунка), детям нужно найти лучик определённого цвета.
7. Игра «Завяжи шнурок»
Цель: научить ребенка завязывать на бантик шнурок, развивать мелкую моторику рук,
Материал: шнурок.
Описание: показываем детям варианты, как можно завязать шнурок различными способами шнурования: крест-накрест, параллельным переплетением, крестом снизу, крест сверху и т. д. и предлагает ребенку повторить данные действия.
8. Игра «Ветреная мельница»
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Материал: мельница.
Описание: плоский макет мельницы, которую можно привести в действие, раскрутив с разной силой на боковую грань крыла, тем самым заставив мельницу вращаться.
Заключение:
Таким образом, бизиборд – не просто красивая игрушка, а дидактическое пособие с множеством функций, который можно использовать для гармоничного развития ребенка не только воспитателям, но и логопедам, и психологам. Сегодня бизиборд уже необходимая игрушка для развития речи и восприятия мира ребенком. Проводя совместную деятельность с детьми в интересной, увлекательной, игровой форме, я с одной стороны, способствую формированию необходимых представлений, а с другой - воспитываю у ребенка уверенность в своих силах, развиваю познавательную активность. В результате, играя с бизибордом, дети:
- проявляют инициативу и самостоятельность в игре, общении со сверстниками, повышают познавательный интерес;
- развивают любознательность, возможность задавать вопросы взрослым и сверстникам;
- расширяют представление о предметах, необходимых в быту.
Детям комфортно играть с двух сторон, что очень удобно при работе группой, подгруппой, парой и индивидуально. Изготовленное многофункциональное мобильное оборудование с минимальными затратами стало простым и эффективным пособием для создания условий для развития ребенка. Для формирования навыков общения, бизиборд используется как один из важных элементов развивающей предметно - пространственной среды. Использование данного пособия помогает развивать у детей внимание, память, мелкую моторику, речь и представление об окружающем мире, элементы логического мышления позволяют решать поставленные задачи, проблемные ситуации, расширять кругозор средствами познавательно-исследовательской деятельности.
Литература:
М. Монтессори. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. – М.: Издат. дом «Карапуз», 2000. – 272 с, ил. - (Педагогика детства) Научный редактор С. В. Лыков
Интернет ресурсы:
https://www.i-igrushki.ru/archive/bizibord.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическое пособие «Бизиборд» - развивающая доска
Бизиборд — развивающая доска для детей, которая содержит много различных кнопочек, замочков, щеколд, прищепочек и прочих предметов, которые могли бы заинтересовать малыша в доме....
Паспорт дидактического пособия бизиборда «Мир вокруг нас»
Паспорт дидактического пособия ...
Авторская разработка "Дидактическое пособие "Бизиборд""
Занимаясь с бизибордом, у детей развивается мелкая моторика, координация движения, внимание, усидчивость, цветовосприятие, воображение, память. Развитие навыков мелкой моторики является важным еще и п...
Дидактическое пособие Бизиборд «Я сам»
Цель игры с бизбордом – не сама игра, а обучение через игру. А еще точнее – помощь в развитие самостоятельности малышей. Осуществление неразрывной связи сенсорного развития с разнообразной...
Дидактическое пособие – бизиборд «Приключения колобка"
Учить детей пользоваться домашними приборами...
Дидактическое пособие «Бизиборд»
Дидактическое пособие «Бизиборд»Актуальность пособия.«Не трогай! Нельзя! Опасно!» - как часто наши дети слышат это? Конечно, опасно – трогать розетку, баловаться дверным ...
Дидактическое пособие «Бизиборд» своими руками.
Развивающая доска для младшего дошкольного возраста «Бизиборд» способствует развитию мелкой моторики, координации движения, внимания, фантазии, усидчивости, творческого и логического ...