Виды и структура занятий в ДОУ по ФГОС ДО
презентация
Виды и структура занятий в ДОУ по ФГОС ДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_i_struktura_zanyatiy_v_dou.pptx | 1016.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В современных условиях одной из острейших проблем дошкольного образования является такая организация познавательного развития, которая позволит реализовать потребности ребенка в познании окружающего мира и в то же время не перегрузит дошкольника информацией, не нарушит условие гармоничного, равноправного и равноценного интеллектуального, личностного и физического развития ребенка.
Образовательная деятельность — это формы работы педагога с детьми, их родителями, а также с другими педагогами, направленные на реализацию целей и задач дошкольного образования. В методической литературе выделяется три формы образовательной деятельности: непосредственная образовательная деятельность — организованное взаимодействие с детьми, направленное на обучение, развитие и воспитание малышей посредством обогащения их познавательной сферы ( занятия ); внеучебная образовательная деятельность — организованное взаимодействие с детьми и их родителями, направленное на обогащение познавательного опыта малышей, развлечение и создание положительной эмоциональной атмосферы в коллективе ( утренники, досуговые мероприятия ); образовательная деятельность в режимных моментах — форма образовательной деятельности, подразумевающая расширение бытового опыта малышей, воспитание дисциплинированности и развитие способности организовывать свою деятельность ( например, во второй младшей группе дети учатся самостоятельно одеваться на улицу, организуя порядок расположения вещей в шкафчике ).
Дошкольное детство особый период жизни ребенка, который обеспечивает начальные этапы развития его личности. Формирование и развитие личности ребенка происходит в ходе овладения им специфическими детскими видами деятельности: Игровая; Изобразительная; Музыкальная; Театрализованная; Трудовая; Исследовательская; Физическая; Бытовая.
Виды занятий в ДОУ По разделам программы
По форме организации занятий
Виды занятий по структуре Комбинированное занятие. В процессе проведения занятия сочетается несколько видов деятельности (игровая, изобразительная, музыкальная и т. д.) и используются методы и приемы из разных педагогических методик (методики развития речи, методика развития ИЗО, методика музыкального воспитания и т. д.) Тематическое занятие. Занятие полностью посвящено конкретной теме, например, развитие устного счета Комплексное занятие. Комплекс - это целостность, образующаяся из отдельных частей различных тематических занятий. Комплексные занятия, как правило, планируются один раз в квартал и объединяют различные занятия, в том числе музыкальные, познавательные, развивающие речь и т.д. Комплексное занятие строится на знакомом детям материале. На таком занятии решаются задачи каждого из видов деятельности. Например: прежде чем нарисовать букет для мамы, дети поют песню о маме, празднике 8 марта, читают стихотворения, рисуют, лепят и т.д. Интегрированное занятие. Занятие, включающее разнообразные виды детской деятельности, объединенные каким-либо тематическим содержанием. Оно может состоять из двух-трех классических занятий, реализующих разделы образовательной программы, объединенных одной темой, или взаимосвязанных и взаимопроникающих видов детской деятельности, где тематическое содержание выступает в роли главного.
Нетрадиционные формы занятия Занятие – творчество. Словесное творчество детей по технологии ТРИЗ «Сочиняем сказки «наизнанку», «Придумаем несуществующее животное. Растение». Занятие – посиделки. Приобщение дошкольников к детскому фольклору на традиционных народных посиделках, предполагающих интеграцию различных видов деятельности. Занятие – сказка. Речевое развитие детей в рамках различных видах деятельности, объединенных сюжетом хорошо знакомой им сказки Занятие – пресс-конференция журналистов . Дети задают вопросы «космонавту», героям сказок и другим, реализовывать можно через проектную деятельность «Юные журналисты». Занятие – путешествие . Организованное путешествие по родному городу, картинной галерее. Экскурсоводами могут быть сами дети. Занятие – эксперимент. Дети экспериментируют с бумагой, тканью, песком, снегом. Занятие – конкурс. Дошкольники участвуют в конкурсах, проводимых по аналогии с популярными телевизионными конкурсами и другими. Занятие – рисунки-сочинения . Сочинение детьми сказок и рассказов по своим собственным рисункам. Раскадровка рисунков по примеру комиксов.
По целям проведения Акцентирующие деятельность на одной из образовательных целей обучающее развивающее воспитательное
Требования к структуре занятий по ФГОС Четкость, компактность, сжатость учебного материала. Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии. Взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия.
Длительность структурных частей занятия Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовит. группа Вводная часть 1,5 2 3 4 Основная часть 12,5 17 20 22 Заключительная часть 1 1 2 4 Продолжитель-ность занятия, в минутах 15 20 25 30
Этап урока Суть этапа Этап занятия Младшая группа Средняя Старшая Подготовительная Вводный Организационный момент включает: приветствие или ритуал начала занятия (например, дети проговаривают рифмовку «Ты мой друг и я твой друг…»), которые могут организовываться в форме круга радости (дети становятся в круг и, передавая друг другу цветок, картонный смайлик или мяч, говорят друг другу добрые пожелания); актуализацию имеющихся знаний малышей, то есть введение в тему занятия. 2 мин 3 мин 2 мин 3 мин Основной Отработка темы в: играх; проблемных вопросах (например, «Почему с Колобком случилось несчастье?»); творческих заданиях (например, создание рисунка, аппликации по изученной теме). В этот этап обязательно включаются элементы релаксации. Кроме того, в основной этап входят заинтересовывающие моменты (например, игры, приглашение в группу гостя, презентующего проблемный вопрос или задания и пр.) и сюрпризные моменты (например, за выполнение заданий малыши получают медальки от Зайчика, которые в конце урока будут обменены на конфету). 11 мин 15 мин 20 мин 23 мин Заключительный Итоги урока, поощрение ребят (обязательно каждого), начиная со второго полугодия средней группы с детьми проводится рефлексия (на уровне ответов на вопросы: «Что понравилось на занятии?», «Что не понравилось?», «Как ты думаешь, ты хорошо поработал?»и пр.). 2 мин 2 мин 3 мин 4 мин Итог 15 мин 20 мин 25 мин 30 мин
Практические советы проведения занятия по ФГОС ДО Продумывать организацию детей на занятии (чередование различных видов деятельности детей: сидя, стоя, на ковре, по группам, в парах и т.д ) Качественная подготовка наглядных материалов для занятия (доступность каждому ребенку, современность, качество и размер иллюстраций, возможен показ мультимедийных презентаций) Соблюдение структуры занятия (вводная часть, основная часть, заключительная)
Соблюдение структуры занятия: Вводная часть (создание мотивации и «не забывать» о ней на протяжении всего занятия. Например, если пришел Незнайка, значит всё занятие он «участвует» в деятельности с детьми, в конце занятия можно подвести итоги от лица персонажа) Также в первой части НОД необходимо создать проблемную ситуацию (или проблемно-поисковую ситуацию) для детей, решение которой, они будут находить в течение всего мероприятия. Такой прием позволяет дошкольникам не потерять интерес, развивает мыслительную деятельность, учит ребят взаимодействовать в коллективе или в паре. В ходе основной части педагогу можно использовать различные приемы руководства: наглядные, практические и словесные, позволяющие решать программные задачи занятия и поставленные проблемно-поисковые ситуации.
После каждого вида детской деятельности педагогу необходимо провести анализ деятельности детей (либо от своего лица, либо от лица персонажа или с помощью других детей) – это требование В случае, когда у детей что-то не получается педагог может использовать такой прием, как педагогическая поддержка. На протяжение всего занятия (особенно на группах старшего дошкольного возраста) педагог должен следить и побуждать детей к речевой деятельности с помощью вопросов. Поэтому, вопросы к детям необходимо продумывать заранее, они должны носить поисковый или проблемный характер; стремиться к тому, чтобы дети отвечали «полным ответом». Еще нужно контролировать собственную речь и выстраивать речевые фразы от третьего лица.
Также в соответствие с новыми образовательными стандартами педагог может использовать педагогические технологии: проблемное обучение, исследовательская деятельность, проектная деятельность, здоровьесберегающие технологии и другое. (В зависимости их вида детской деятельности и от поставленных задач на занятии) Заключительную часть занятия следует организовывать таким образом, чтобы прослеживалось решение проблемной и поисковой ситуации (чтобы дети увидели решение поставленной задачи: либо словесное заключение, либо результат продуктивной или исследовательской деятельности и т.д.). Также необходимо подвести итог всего занятия: дать оценку детской деятельности (можно использовать педагогическую поддержку, анализ детей друг друга, самих себя, похвалить детей от лица персонажа и т.д.). Главное - это не забывать о мотивации (которая поставлена в начале занятия см.пункт выше)
Отличительной особенностью занятия по ФГОС ДО является активная речевая деятельность детей (вопросы к детям должны носить проблемно-поисковый характер), а также тщательно продумываться. Например, детям нужно помочь Зайчику найти зайчат. Педагог может спросить: «Вы хотите помочь Зайчику найти зайчат? А как это можно сделать?» То есть, вопрос носит проблемный характер и заставляет детей продумать варианты ответа: позвать зайчат, отправиться вслед за ними и т.д.
Педагог просто обязан предоставлять детям «свободу выбора» предстоящей деятельности и, в тоже время, своим мастерством увлечь детей за собой. Например, воспитатель первой младшей группы на познавательном занятии рассказала детям сказку «Колобок», а потом предлагает мотивацию предстоящей деятельности (коллективная аппликация персонажа Колобок) «Ребята, Колобок убежал от бабушки и дедушки, они горько плачут. Как же мы можем помочь бабушке с дедушкой? Далее предлагает варианты ответов: может быть нам нарисовать Колобка и подарить его бабушке и дедушке? Таким образом, она увлекла ребят, организовала мотивацию для рисования, заинтересовав их, также решила воспитательную задачу: вызвать у детей желание помочь бабушке и дедушке в поисках Колобка.
Модели занятий в ООД (организация образовательной деятельности) Навыки самостоятельной исследовательской деятельности дети начинают приобретать на обучающих занятиях. С этой целью в них вводятся элементы проблемного изложения учебного материала, эвристической беседы, организуется коллективный или индивидуальный самостоятельный поиск, экспериментальная деятельность. Нередко в практике такие занятия называют развивающими. Однако они - лишь подход к настоящим развивающим занятиям, суть которых в развитии категориальной структуры сознания и способности к самостоятельной поисковой деятельности по собственной инициативе ребенка, умении определять и переопределять задания, идущие от взрослого. Обучающие и развивающие занятия строятся по различным моделям.
Модель построения обучающего (традиционного) занятия Деятельность воспитателя Деятельность ребенка Мотивация деятельности Возникновение интереса к новой деятельности, готовность к восприятию Изложение учебного материала Восприятие Закрепление учебного материала Осмысление Подведение итогов занятия, индивидуальная оценка детей Возникновение чувства удовлетворения познавательной деятельности Определение новых целей Возникновение интереса к предстоящей новой деятельности, ожидания ее
Подобная модель построения обучающего занятия оставляет педагогу достаточно большой простор для использования различных методик и обучающих технологий, поскольку не разрушается психологическая цепочка деятельности: «мотивация-восприятие-осмысление», и, как правило, образовательной цели удается достичь в подавляющем большинстве случаев. Модель построения обучающего (традиционного) занятия
Модель построения развивающего занятия Воспитатель Ребенок Создание проблемной ситуации Возникновение состояния «Хочу знать» Совместное определение значимых проблем, выдвижением гипотез, дополнительная мотивация Управление самостоятельным поиском Самостоятельный поиск Совместное подведение итогов, выдвижение гипотез
Развивающее занятие обеспечивает творческое усвоение знаний. Технология такого занятия включает проблемные методы введения знаний, продуктивные задания на их воспроизведение, что помогает детям самостоятельно сформулировать тему занятия или вопрос для исследования, обеспечивает мотивацию к усвоению нового материала. Модель развивающего занятия
Структура занятия
При проведении НОД выделяется три основные части:
Ход ведения НОД (структура)
Начало занятия предполагает непосредственную организацию детей: необходимо переключить их внимание на предстоящую деятельность, вызвать интерес к ней, создать соответствующий эмоциональный настрой, раскрыть учебную задачу. Начало занятия
Основная часть занятия - это самостоятельная умственная или практическая деятельность детей, заключающаяся в усвоении знаний и умений, которые обусловлены определенной учебной задачей. Основная часть занятия
Окончание занятия посвящено подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности детей. Качество полученного результата зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей, от сложности учебной задачи. Заключительная часть занятия
В структуре занятий в детском саду отсутствует проверка усвоения знаний, навыков и умений.
Оформление конспекта занятия Успех проведения занятия, то есть реализация поставленных целей и задач, от правильности оформления конспекта занятия зависит ничуть не меньше, чем от выбора содержания и составления композиции. Алгоритм оформления конспекта включает: титульный лист; перечень целей (обучающих, развивающих и воспитательных) и задач их реализующих; определение методов и приёмов, которые будут использованы; описание сути планируемой индивидуальной работы, к примеру, на занятии задание для ребенка, пропустившего предыдущие занятия; описание предварительной работы педагога и ребят; список наглядных материалов и оборудования; описание хода занятия (по пунктам — вводный этап, основной этап и заключительный, прописывая реплики педагога и предполагаемые ответы детей).
Вывод Дошкольное детство - очень важный и сложный этап развития личности ребенка. Его надо прожить в полной мере со всеми кризисами трех и семи лет, с проявлением негативизма. В это время формируется фантазия, речь, социальные навыки, принятие ролей. Если этот период не скомкать, то и дальнейшая учеба в школе, и вся жизнь человека сложится более успешно. Детей в садике не надо учить в школьном смысле этого слова. Они к этому еще не готовы. Содержания конспекта образовательной деятельности должен быть нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к обучению, познанию и творчеству.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды, содержание и структура занятий по обучению творческому рассказыванию
Основы обучения диалогической, монологической речи...
В пособии даны методические рекомендации по проведению физкультурных занятий с детьми 5— 6 лет. Раскрывается структура занятий, подробно описана методика обучения основным видам движений и общеразвивающим упражнениям. Конспекты физкультурных занятий разра
В пособии даны методические рекомендации по проведению физкультурных занятий с детьми 5— 6 лет. Раскрывается структура занятий, подробно описана методика обучения основным видам движений и общер...
Презентация: "Виды, модели занятий В ДОО, структура занятий"
материал полезен, как для молодых педагогов, так и для воспитателей со стажем...
Структура занятия в соответствии с ФГОС
Введение новых стандартов требует перестроения структуры занятия...
Тема сообщения: «Виды и структура НОД по физическому развитию в подготовительной группе"
Тема сообщения:«Виды и структура НОД по физическому развитию в ДОУ....
Консультация для педагогов "Структура занятий в соответствии с ФГОС ДО"
Занятие начинается не за партами, а со сбора детей вокруг воспитателя. В младших группах дети могут, например, рассаживаться на стулья полукругом перед воспитателем....
Семинар для педагогов ДОУ "Виды и структура занятий"
В зависимости от дидактических целей занятия подразделяются на следующие виды: занятия по сообщению детям новых знаний; по закреплению и систематизации знаний; учетно-контрольные занятия; комплек...