Виды, содержание и структура занятий по обучению творческому рассказыванию
учебно-методический материал по развитию речи на тему
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
ГБОУ СПО Педагогический колледж № 18 «Митино»
Домашняя контрольная работа
Предмет Основы обучения диалогической, монологической речи
Тема: «Виды, содержание и структура занятий по обучению творческому рассказыванию»
Вариант 19
Выполнила:
студентка 6 курса 602 группы
Поздоровкина Н.В.
Проверила: преподаватель
Суздальцева Л.В.
Москва, 2012
Содержание:
1. Введение
2. Сущность творческого рассказывания
3. Методические рекомендации по обучению дошкольников творческому рассказыванию
4. Заключение
5. Использованная литература
Приложение
1. Введение
Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Современная педагогика называет творческими такие рассказы детей, в которых ими придуманы, вымышлены определенные образы или действия. Подобные рассказы составляются на основе детского воображения, которое, по данным психологов, предполагает значительную аналитико-синтетическую деятельность мозга.
Возможность составлять полноценные творческие рассказы возникает у ребенка только в старшем дошкольном возрасте. В этот период запас знаний и сведений об окружающей действительности, могущий стать содержанием словесного творчества дошкольника, существенно возрастает. Фонетическая и грамматическая стороны языка и речи оказываются, в основном, сформированными. Помимо речевой готовности к словесному творчеству, в возрасте 5-6 лет у дошкольника формируются определенные психологические предпосылки: возрастают активность, интеллектуальность и внутренняя опосредованность внимания (по Р. С. Немову); произвольность и образность памяти; логика и понятийность мышления; управляемость воображения и др. Перечисленные психические процессы не только служат базой для порождения полноценного творческого рассказа, но и в ходе его составления сами заметно совершенствуются. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое (Л. С. Выготский).
Вопросы формирования детского словесного творчества исследовались Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, М.М. Кониной, Л.А. Пеньевской, Н.А. Орлановой, О.С. Ушаковой, Л.М. Ворошниной, Э.П. Коротковой, А.Е. Шибицкой и рядом других ученых, разработавших тематику и виды творческого рассказывания, приемы и последовательность обучения.
Л.С. Выготский, К.Н. Корнилов, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец рассматривают творческое воображение как сложный психический процесс, неразрывно связанный с жизненным опытом ребенка. Творческое воображение в дошкольном детстве обладает наибольшей пластичностью и наиболее легко поддается педагогическим воздействиям.
Словесное творчество О.С.Ушакова рассматривает как деятельность, возникающую под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюся в создании устных сочинений-рассказов, сказок, стихов (восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы)).
Отмечена взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством, которые взаимодействуют на основе развития поэтического слуха.
Навык творческого рассказывания для будущих школьников крайне важен. На нем будут строиться ответы учеников у доски, их рассуждения, доказательства, написание сочинений, изложений и пр. Совершенствование в процессе составления творческих рассказов детского воображения позитивно отразится на познавательной деятельности и личностных качествах ребенка. Ведь почти вся человеческая духовная и материальная культура является продуктом творческого воображения. Благодаря воображению, человек планирует свою деятельность, творит, познает необъятный окружающий мир.
Умение составлять такие рассказы самостоятельно, соблюдая при этом все необходимые нормы (грамотность, структуру, целостность и пр.) есть, по определению А. М. Леушиной, «высшее достижение речевого развития дошкольника».
- Сущность творческого рассказывания
Словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. О. С.Ушакова рассматривает его как деятельность, возникающую под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюся в создании устных сочинений-рассказов, сказок, стихов.
Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. От детей требуется умение выбрать отдельные факты, внести в них элементы фантазии и составить творческий рассказ. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача – точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству.
В методике развития речи не существует строгой классификации творческих рассказов, но условно можно выделить следующие виды: рассказы реалистического характера; сказки; описания природы. В ряде работ выделяется сочинение рассказов по аналогии с литературным образцом (два варианта: замена героев с сохранением сюжета; изменение сюжета с сохранением героев). Чаще всего дети создают контаминированные тексты, поскольку им трудно давать описание, не включая в него действие, а описание сочетается с сюжетным действием.
Творческие рассказы – это рассказы о вымышленных событиях. Под творческим рассказыванием в методике понимают деятельность, результатом которой является придумывание детьми сказок, реалистических рассказов с самостоятельно созданными образами, ситуациями, логически построенных, облеченных в определенную словесную форму.
Реалистический рассказ отражает существующие в природе предметы и явления, хотя в личном опыте ребенка они не встречались. Сказки чаще всего представляют собой отражение художественного опыта, накопленного детьми при восприятии и пересказе народных и литературных сказок. Дети могут сочинять также и небылицы. Творческими могут быть сочинения не только повествовательного, но и описательного характера.
Тематика творческих рассказов должна быть связана с общими задачами воспитания у детей правильного отношения к окружающей жизни, воспитания уважения к старшим, любви к младшим, дружбы и товарищества. Тема должна быть близка опыту детей, доступна их пониманию и интересна. Тогда у них появится желание придумать рассказ или сказку. Темы для рассказывания могут быть с конкретным содержанием: «Как мальчик нашел щенка» », «Почему девочка плакала». Когда дети научатся придумывать рассказ с конкретным содержанием, можно усложнить задачу – предложить рассказывание на отвлеченную тему: придумать рассказ «Про веселый случай».
3. Методические рекомендации по обучению дошкольников творческому рассказыванию
Н.А. Ветлугина в формировании детского художественного творчества выделила три этапа:
На первом этапе – накопление опыта. Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество. Ребенка надо учить образному видению окружающего.
Второй этап – собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств. Это побуждает детей к поискам средств его реализации: поиски композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов.
На третьем этапе появляется новая продукция. – рассказ. Ребенок интересуется её качеством, стремится завершить её, испытывая эстетическое удовлетворение. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность.
Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет понимание особенностей формирования художественного, в частности словесного, творчества и роли педагога в этом процессе.
Педагогическими условиями обучения творческому рассказыванию являются:
- Обогащение опыта детей впечатлениями из жизни.
Эта работа может иметь разный характер в зависимости от конкретного задания: экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг. Так, перед описанием природы используются систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе и чтение литературы с описанием природных явлений. Чтение книг, особенно познавательного характера, обогащает детей новыми знаниями и представлениями о труде людей, о поведении и поступках детей и взрослых, углубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка. Произведения устного народного творчества содержат много художественных приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения), привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком. Все это оказывает влияние на словесное творчество детей.
- Обогащение и активизация словаря.
Дети нуждаются в пополнении и активизации словаря за счет слов-определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц. Поэтому процесс обогащения опыта детей тесным образом связан с формированием новых понятий, нового словаря и умением пользоваться имеющимся запасом слов.
- Умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания (творческий рассказ).
Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Одно из условий – умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания. Этим умениям дети обучаются на предыдущих возрастных этапах, воспроизводя литературные тексты, составляя описания игрушек и картин, придумывая по ним рассказы. Особенно близки к словесному творчеству рассказы об одной игрушке, придумывание конца и начала к изображенному на картине эпизоду.
- Правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать что-то новое, рассказать о том, чего на самом деле не было или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть).
Приемы обучения творческому рассказыванию:
Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа.
В старшей группе:
- рассказывание детей вместе с воспитателем по вопросам.
- придумывание с детьми продолжение авторского текста.
В подготовительной группе:
- придумывание продолжения и завершение рассказа,
- вспомогательные вопросы,
- план в виде вопросов,
- рассказывание по сюжету, предложенному педагогом,
- придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему
- придумывание сказки,
- описание природы:
Варианты творческого рассказывания по Логиновой В.И.,
Максакову А.И., Поповой Н.И и другим:
1. придумывание продолжения и завершение рассказа (воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, события и героев придумывают дети) реалистического или сказочного;
2. придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя (большая самостоятельность в развитии содержания), Пеньевская Л.А. предлагает составлять план в естественной разговорной форме;
3. придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана). Ребенок выступает автором, выбирает содержание и форму, тема должна эмоционально настраивать, некоторые рассказы могут объединяться в серию по темам.
4. придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему -
самый сложный вид рассказывания.
Всё зависит от того, как вы сумеете заинтересовать ребенка, какое создадите эмоциональное настроение и дадите толчок творческому воображению
Обучение детей творческому рассказыванию рекомендуется проводить начиная со 2-й младшей группы детского сада. И начинать его надо с рассказыванию по картине (приложение 1).
Общие требования к организации работы с картиной
1. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.
2. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.
3. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.
4. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.
5. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.
Модель работы с картиной как целостной системой
1. Выделение объектов, изображенных на картине.
Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине используется прием «подзорная труба». Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект, и назвать его. Для определения деталей одного объекта используется приемы «Аукцион», «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный» и др. Игры эти направлены на активизацию внимания детей.
При обучении классификационным умениям используется прием группировки по заданному признаку: рукотворности, природности, функциональности, присутствия определенного цвета, формы и т.д. Классификационная группа обозначается обобщающим словом.
Моделирование детьми выявленных объектов производится схемами, буквами, картинками, цветом и другими средствами обозначения. Для этого используется доска или лист бумаги, на котором модели располагаются аналогично композиции картины.
2. Установление взаимосвязей различного уровня между объектами.
Предлагаются следующие творческие задания:
Пришел волшебник «Объединяй» и объединил два объекта (воспитатель указывает на два объекта). Волшебник просит объяснить, почему он это сделал.
Правила игры с картиной «Кошка с котятами». «Ищу друзей» - найти объекты, которые между собой связаны по взаимному расположению. ПР: «Котята дружат между собой, потому что детки одной мамы -кошки и любят вместе играть».
«Ищу недругов» - найти объекты, которые между собой «не дружат». ПР: «Клубочки не дружат с корзинкой, потому что они выкатились из нее и не хотят там быть». Примечание: оценка взаимоотношений объектов субъективна.
3. Представление объектов с точки зрения их восприятия различными анализаторами.
Прием «вхождения в картину»: воспитатель побуждает детей к описанию возможных ощущений и предлагает прислушаться внимательнее, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой и т.д. Даются творческие задания.
4. Описание изображенного средствами символической аналогии.
5. Представление объектов в рамках времени их существования.
Для обучения детей составлению рассказов-фантазий с преобразованием объектов во времени используется прием перемещения во времени («Машина времени»).
Выбирается конкретный объект картины и описывается его настоящее. Далее предлагается подумать, кем или чем он был в прошлом и что с ним будет в будущем (далеком или близком).
6. Восприятие себя на картине в качестве объекта с заданной характеристикой.
Перед тем, как обучить ребенка составлению творческих рассказов от первого лица необходимо провести творческие задания, которые имеют следующее содержание:
«Я назову тебе черту характера, а ты скажи наоборот».
«Покажи действием и мимикой изменение твоих чувств».
«Превратись в кого-нибудь или во что-нибудь. Опиши твои чувства».
Для обучения составлению творческих рассказов от лица какого-либо объекта картины с заранее заданной характеристикой используется прием эмпатии. Он заключается в том, что ребенок представляет себя объектом и «входит» в его эмоциональное состояние, передает его черты характера. Идет подробное описание его состояния, отношений с окружающим миром и возникших проблем. Воспитатель должен побуждать детей к решению проблем героев картины.
Главная сложность организации и проведения такой работы с детьми 4—7 лет заключается в том, что у них еще не сформированы классификационные и системные умения работы с конкретным объектом. Поэтому необходимо параллельно осуществлять работу в данном направлении с любым (не обязательно со всеми) объектом, изображенным на этой же картине.
С целью более полного понимания дошкольниками изображенного на картине необходимо обучить их элементарным приемам системного анализа выбранного объекта. Обучение проводится в игровой форме. Использовать такие игры можно начиная со средней группы. Игры включаются параллельно работе с картиной в целом. Время их проведения и количество зависят от возможностей детей и обучающих целей педагога (приложение 2).
В подготовительной к школе группе задачи обучения творческому рассказыванию усложняются (умение четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства связи, осознавать структурную организацию текста). Используются все виды творческих рассказов, разные приемы обучения с постепенным усложнением.
Как и в старшей группе, работу с детьми начинают с придумывания реалистических сюжетов. Наиболее легким принято считать придумывание продолжения и завершения рассказа. Воспитатель дает образец, который содержит завязку и определяет пути развития сюжета. Начало рассказа должно заинтересовывать детей, знакомить с главным героем и его характером, с обстановкой, в которой происходит действие. Е. И. Тихеева рекомендовала давать такое начало, которое бы предоставляло простор для воображения детей и давало возможность для развития сюжетной линии в разных направлениях.
Вспомогательные вопросы, по мнению Л.А. Пеньевской, являются одним из приемов активного руководства творческим рассказыванием, облегчающим ребенку решение творческой задачи, влияющим на связность и выразительность речи.
План в виде вопросов помогает сосредоточить внимание детей на последовательности и полноте развития сюжета. Для плана целесообразно использовать 3 – 4 вопроса, большее их количество ведет к излишней детализации действий и описания, что может тормозить самостоятельность детского замысла. В процессе рассказывания вопросы задаются очень осторожно. Можно спросить, что случилось с героем, о котором ребенок забыл рассказать. Можно подсказать описание героя, его характеристику или как закончить рассказ.
Далее - рассказывание по сюжету, предложенному педагогом. Дети должны придумать содержание, оформить его словесно в форме повествования, расположить события в определенной последовательности.
Систему занятий по обучению рассказыванию по готовым сюжетам разработала Э. П. Короткова. Она предлагает серию сюжетов по близкой и доступной детям тематике, интересные приемы, активизирующие воображение. Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему - педагог советует, придумать рассказ об интересном случае, который произошел с мальчиком или девочкой, о дружбе зверей, о зайце и волке. Предлагает ребенку придумать название будущего рассказа и составить план.
Обучение умению придумывать сказки начинается с введения элементов фантастики в реалистические сюжеты.
Как уже было сказано выше, наиболее сложным видом детских сочинений является описание природы. Эффективной считается такая последовательность обучения описанию природы:
1. Обогащение детских представлений и впечатлений о природе в процессе наблюдений, обучение умению видеть красоту окружающей природы.
2. Углубление детских впечатлений о природе путем рассматривания художественных картин и сравнения красоты изображенного с живой действительностью.
3. Обучение детей описанию объектов природы по представлению.
4. Обучение умению описывать природу, обобщать свои знания, впечатления, полученные во время наблюдений, рассматривания картин, слушания художественных произведений.
Обучение этому виду рассказывания идет постепенно, под влиянием точных указаний педагога. Так, перед рассказыванием о конкретном времени года («Весна», «Мое любимое время года») нужно предложить детям рассказать сначала о погоде, потом о растениях и деревьях, о том, что бывает в эта время года с животными, как играют дети и трудятся взрослые. Можно предложить, например, такой план: 1) Чем весна отличается от зимы? 2) Какая погода бывает весной? 3) Что происходит весной с деревьями и кустами? 4) Как живут весной птицы и звери? 5) Что люди делают на огороде и в садах? Особый интерес представляют творческие рассказы, построенные на сравнении природных явлений («Зима и лето», «Река осенью и весной», «Зимой и летом в лесу»).
Для закрепления умения придумывать рассказы и сказки, так же как и для других видов детского рассказывания, можно использовать словесные дидактические игры. Игры типа «небылицы» развивают чувство юмора, критичность ума, умение кратко, образно построить аналогичное высказывание. Сначала в процессе этих игр педагог учит детей замечать небылицы в сказках, в его шуточных рассказах, а затем сочинять самим, создавая воображаемые ситуации. Методика игр «Кто больше заметит небылиц?», «А если бы...», «Придумай небылицу» разработана А. К. Бондаренко.
4. Заключение
Возможность говорить, общаться – это удивительный дар природы. И с этим даром нужно обращаться не только бережно, но и умело. На формирование способности заговорить природа отвела не так уж много времени – это период с 1 года до 8-9 лет. После 9 лет природа отбирает эту возможность, закрывая речевую зону коры головного мозга. И если ребенок в этот период, самый сензитивный для речевой функции, не заговорит, то в дальнейшем это умение ему уже не будет дано. Какую огромную и ответственную задачу возложила на педагогов-дошкольников сама природа! И мы должны сделать все, чтобы успеть помочь формированию фундамента развития ребенка. Именно в этом возрасте необходимо показать ребенку словарное богатство родного языка, воспитать лексическое чутье, научить почувствовать «вкус» языка, научить сообщать, утешать, убеждать, доказывать. Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
. 5. Использованная литература
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 1998. – 400с.
- Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1984.
- Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. М., 1984.
- Логинова В.И., Максаков А.И., Попова М.И. и др. Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 1984. – 223с.
- Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. – М., 2006.
- Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи. – М.: Академия, 2004. – 304с.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.: Просвещение, 2003.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ
на примере картины «Собака со щенками»
1. Определение состава картины
Цель: выявление как можно большего количества объектов на картине и их структурирование.
Игра с «подзорной трубой»
Цель: упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия.
Материалы: рассматриваемая картина, альбомный лист бумаги, свернутый для имитации подзорной трубы.
Ход игры: каждый ребенок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и называет только один объект. Например: мама-собака, щенок с рыжими пятнами, щенок с черными пятнами, щенок с коричневыми пятнами, косточка, миска с молоком, будка, дом, елка, веревка, трава...
Внимание! Не забудьте назвать с детьми небо и землю.
Игра «Кто в кружочке живет?»
Цель: учить детей производить замену выделенных объектов схемами.
Материалы: картина, чистый лист бумаги (50 x 30 см), фломастер одного цвета (например, синий).
Ход игры: каждый ребенок должен назвать, кто из персонажей или объектов картины «живет» в указанном педагогом кружочке, и схематично нарисовать названное существо или предмет.
Игровое правило: в кружке должен находиться только один объект, например:
собака — щенок 1 — щенок 2 — щенок 3 — дом — будка — миска — ель
2. Установление взаимосвязей между объектами
Цель: установление взаимозависимостей между объектами по разнообразным параметрам.
Игра «Ищу друзей (недругов)»
Цели: установление эмоционально-духовных связей и взаимодействий между изображенными объектами на уровне «хорошо — плохо»; развитие связной речи; упражнение в использовании предложений со сложноподчинительной связью.
Игровое действие: поиск «друзей (недругов)» применительно к конкретному объекту.
Необходимо следить за тем, чтобы дети не повторяли ответы других, отвечали развернуто и доказательно.
Примеры:
Собака — дом.
«Собака с удовольствием сторожит дом, потому что хозяева дома кормят ее, заботятся о ней: приносят вовремя пищу и даже построили будку».
Веревка — собака.
«Собаке неприятно, что веревка не пускает ее гулять туда, куда она хочет. Но это и хорошо, потому что веревка удерживает ее у дома, который должна сторожить собака».
3. Описание восприятия картины с точки зрения различных органов чувств
Цель: научить детей «входить» в пространство картины и описывать воспринимаемое через различные органы чувств.
Игра «К нам пришел волшебник: я могу только слышать»
Цели:
— учить представлять различные звуки и передавать свои представления в законченном рассказе;
— побуждать к фантазированию путем построения предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету картины.
Ход игры: всматриваясь в объекты, изображенные на картине, нужно представить издаваемые ими звуки и затем составить связный рассказ на тему «Я слышу только звуки на этой картине». Составить рассказ «О чем говорят объекты». Составить диалоги «от имени» объектов.
Примерные варианты рассказов:
1. «Я слышу, как два щенка визжат и пищат, когда играют, как третий щенок грызет кость, как быстро дышит собака, как она радостно лает, как шумит ветер в лесу и где-то кричат и играют деревенские мальчишки».
2. «Я слышу, как собака-мама разговаривает со щенками: «Грызи кость получше, точи свои зубки. Молодец! Не то что твои братцы, которые только и знают, что играть».
Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только руками и кожей»
Цель: учить детей представлять возможные осязательные ощущения при воображаемом соприкосновении с различными объектами, обозначать словами их специфические признаки и составлять законченный рассказ.
Ход игры: нужно представить ощущения, возникающие при воображаемом касании руками или ином кожном соприкосновении с объектами на картине, и затем составить рассказ «Я ощущаю руками и лицом».
Пример рассказа:
«Я глажу руками щенят и собаку. Шерстка у щенят мягкая и пушистая, а у собаки — жесткая и гладкая. Язычок у собаки мокрый и теплый, а нос холодный. Молоко в миске теплое, а в другой миске мясо холодное. На улице жарко, а в лесу прохладно. Прохладно и в доме у человека, и в будке собаки. Если пройти босиком, то по травке идти приятно и мягко, а по земле — жестко и больно».
4. Составление образных характеристик объектов
Игра «Подбери такое же по цвету»
Цель: упражнять детей в сравнении объектов по цвету и учить находить ярко выраженное цветовое решение в знакомых детям объектах.
Игровое действие: назвать цвета объектов или их частей на картине и найти данный цвет в предметах окружающего мира.
Составление открытых описательных загадок, которые подходят под разные объекты и имеют множество отгадок.
Например:
Белый цвет. Загадка: белый как снег, как простыня, халат доктора и т.п. (Под эту характеристику подходят: частичный окрас собаки, ее щенят, молока, занавесок в доме и косточки в зубах одного из щенков.)
5. Создание рассказов-фантазий с использованием приема перемещения объектов во времени
Цель: учить детей представлять выбранный на картине объект с точки зрения его прошлого или будущего и придумывать рассказ, используя в нем словесные обороты, характеризующие временные отрезки (до того, как...; после того, как...; утром...; потом...; в прошлом; в будущем; днем; ночью; зимой; летом; осенью; весной...).
Ход занятия:
1. Объекты на картине разделяются на три категории:
а) рукотворный мир;
б) живая природа;
в) неживая природа.
2. Прием преобразования во времени целесообразно вводить в соответствии с этими категориям и в следующей последовательности:
— Объекты животного мира, изображенные на картине, рассматриваются в рамках суточного изменения, например, при составлении описательного рассказа на тему «Я вспоминаю, что было с собакой ранним утром», или «Я представлю, что было с ней поздно вечером».
— Объекты растительного мира можно рассматривать в рамках изменения времен года, например: что было с березой зимой или что с ней будет ранней осенью.
— Неживая природа рассматривается в рамках крупных изменений окружающего ландшафта (это зависит от разумной или неразумной деятельности человека), например: как выглядело это место на картине, когда человека еще не было на земле; как будет выглядеть это место через сто лет.
— Рукотворные объекты рассматриваются в рамках времени их создания и использования. Например: кто, когда и зачем сварил кашу для собак; кем, когда и зачем сделана будка для собаки, как за ней нужно ухаживать, чтобы она дольше прослужила.
Примерная последовательность вопросов к детям:
1) Какое время года изображено на картине? (Старшие дети должны различать три состояния каждого времени года, например: раннее лето, позднее лето и лето в зените.)
2) В какой части суток происходит действие на картине? (Старшие дети должны различать раннюю и позднюю часть суток, раннее и позднее утро.)
3) Изображенное на картинке отображает сегодняшний день жизни человека, далекое прошлое или будущее.
Пример рассказа.
«Миска с молоком»
«Хозяйка знает, что собачка Жучка и ее маленькие щенята очень любят молоко. Поэтому ранним утром, после того как хозяйка подоит корову, она никогда не забывает налить в мисочку свежего молока. Миску она перед этим тщательно моет, чтобы молоко не скисло. Если молоко долго стоит под солнцем, то к нему могут прилететь мухи, поэтому за миской надо следить».
6. Составление рассказов от лица разных героев
Цель: учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица.
Ход занятия:
1. Предложить детям «превратиться» в кого-нибудь или во что-нибудь (целый объект или его часть, например: береза или ее ветка).
2. Выбрать специфическую характеристику объекта, например: старая береза или больная ветка.
3. Предложить детям описать картину с точки зрения выбранного объекта.
Пример рассказа.
«Мудрая береза»
«Я — береза. Живу много лет. Мне нравится лето, потому что я зеленею, и все мои листочки могут наблюдать, как хозяева дома ухаживают за собаками, коровой, огородом, домом. Я видела, как маленький сынишка помогал папе строить будку, и сделали они это хорошо. Хозяйка не забывает кормить собаку со щенятами, и в этом ей помогает дочка. Я думаю, что эта семья живет счастливо и благополучно».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Игра «Да — Нет»
(на загаданный объект, его часть или однородное множество)
Цель: учить классифицировать объекты по заданным признакам.
Игровое действие: ведущий загадывает на картине объект, дети задают вопросы, сужающие поле поиска объекта, отгадывают его и описывают.
Правила игры.
Дети знают, что ведущий отвечает на вопросы в основном только «Да» или «Нет», хотя возможны также ответы «Не имеет значения» (в случае незначительности выясняемого признака) и «Да и нет одновременно» (указывающий на наличие противоречивых признаков объекта).
Ведущий не позволяет просто перечислять изображенные на картине объекты.
Все играющие должны знать примерный алгоритм, по которому задаются вопросы.
Алгоритм сужения поля поиска загаданного объекта
Загаданный объект относится к рукотворному миру или к нерукотворному?
1. Рукотворный мир: 1.1.Функция объекта 1.2.Материал 1.7.Местонахождение | 2. Природный мир: 2.1. Живая природа 2.1.1.Микробы 2.1.3.Животные (домашние или дикие) 2.1.4.Человек 2.2. Неживая 2.2.1.Твердая |
Необходимо также задавать вопросы о частях объекта и количестве загаданного, о времени создания объекта или о его возрасте.
Вопросы могут задаваться детьми не строго в указанной последовательности.
Пример 1.
Ведущий загадал окно дома.
Примерная последовательность детских вопросов, на которые ведущий должен ответить «Да»:
— Это относится к рукотворному миру?
—В нем живут?
—Люди?
—Это часть дома?
—Это сделано из дерева и из стекла?
—Его форма плоская? Прямоугольная?
— Размер этого примерно в рост человека?
—Это одного цвета?
— Эта часть сооружения служит для освещения жилища?
Пример 2.
Загаданы облака на небе.
Вопросы, на которые ведущий отвечает утвердительно:
—Это относится к природному миру?
—Это относится к неживой природе?
—Это газообразное и жидкое?
— Это приносит пользу человеку? (Ответ ведущего: «И да и нет».)
—Это находится в верхней части картины?
— Это множество одних и тех же объектов?
Пример 3.
Загадана ветка березы с листьями.
Вопросы, на которые дети получают утвердительный ответ:
—Это природный мир? Живая природа?
—Мир растений? Дикорастущее?
—Это дерево?
—Ствол у этого дерева белый?
— Загадана часть березы? Та, которая находится над землей?
— Ветка эта имеет больше десяти листочков? (Ответ: «Не имеет значения».)
Обязательным условием окончания игры является описание отгадавшим объекта по выясненным признакам.
Например, в первом случае ребенок говорит: «Была загадана часть дома «окно», которое сделано, как и дом, руками человека. Окно состоит из дерева и стекла. Оно плоское и прямоугольное по форме. Стекло прозрачное, а дерево покрашено в голубой цвет. По размеру окно примерно равно росту человека. Окно люди делают в доме для того, чтобы было светло в комнате и видно происходящее на улице».
Игра «Аукцион»
Цели:
— учить как можно более полному перечислению составляющих объекта;
— формировать понятие об отношениях «целое — часть — подчасть».
Игровое действие: ведущий выбирает какой-либо объект и предлагает детям перечислить его элементы по принципу: главные части, в них — подчасти, в подчастях — составляющие и т.д.
Сначала ребенок должен назвать некое основное составляющее объекта, а затем найти в нем его часть по принципу «матрешки». Ведущий награждает того, кто последний назовет цепочку составляющих, не повторяя предыдущих.
Например:
Конура собаки состоит из крыши, пола, двух боковых стенок, одной задней и одной передней. У пола две части: та, что находится на земле, и та, что является подстилкой для собаки. Пол для собаки — это фанерка, прибитая гвоздями. Фанера состоит из слоев дерева.
Игра «Что с чем связано»
Цель: учить описывать объект с точки зрения его разнообразных связей с окружающим.
Игровое действие: выбранный объект представляется как ищущий у встречных дружбы или разгадывающий их не очень добрые замыслы (то есть связи данного объекта с другими раскрываются с точки зрения «хорошо — плохо»).
Примеры описаний.
Выбранный объект — щенок с коричневыми пятнами (ему можно дать имя, например, Забияка).
1. Описание отношений Забияки с другим щенком (он с костью, поэтому его можно назвать Обжоркой): «Забияка совсем не обращает внимания на Обжорку, потому что ему не нужна кость — он сыт. Но потом, когда он проголодается, Забияка обязательно начнет отбирать кость у Обжорки!».
2. Описание отношений Забияки со щенком по имени Игрун: «Забияке всегда хочется подраться, но Игрун только делает вид, что злится, а на самом деле он играет с Забиякой. Да и Забияка не по-настоящему лает на братика, только так, чтобы потренировать свой голос и показать остренькие зубы».
3. Описание связей Забияки и дома: «Когда Забияка дерется, он все время поглядывает на дом: а вдруг выйдет хозяйка и будет сердиться на то, что он такой задира. Хорошо, если из дома выйдет сын хозяйки — с ним и подраться можно!»
Педагог может объявить конкурс среди детей по поиску связей заданного объекта с изображенным на картине. Обязательное условие для детей — объяснение связи заданного объекта с изображенным на картине.
Игра «Путешествие на машине времени»
Цель: учить составлять рассказ об объекте с точки зрения времени его существования.
Игровое действие: ведущий выбирает объект и предлагает играющим прокатиться с ним на «машине времени», а потом рассказать о том, что было с объектом в прошлом и будет в будущем.
Правила игры:
— нельзя рассказывать о времени, когда данного объекта не было;
— не обязательно подробно рассказывать о моменте существования объекта на картине.
Пример рассказа.
«Травинка»
«Жило-было маленькое семечко. Его носило ветром по миру. И вот однажды ветер опустил его на полянку, где только что построили будку для собаки. Всю зиму семечко лежало в земле. Ему там не очень нравилось: сыро и холодно. Как хорошо, что наконец наступила весна! Из семечка выросла травинка. Она радовалась дождю, но не любила, когда на нее наступали. Самые тяжелые существа — люди. Мама-собачка полегче, но все равно ее ноги сильно приминали травинку. А легкие и мягкие лапки щенят травка даже любила. Травинке было грустно, что скоро наступит осень, а потом зима. Снег хоть и укроет ее от мороза, но все же опять будет так холодно!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание и структура физкультурного занятия на воздухе
физультурные занятия на воздухе для детей дошкольного возраста...
В пособии даны методические рекомендации по проведению физкультурных занятий с детьми 5— 6 лет. Раскрывается структура занятий, подробно описана методика обучения основным видам движений и общеразвивающим упражнениям. Конспекты физкультурных занятий разра
В пособии даны методические рекомендации по проведению физкультурных занятий с детьми 5— 6 лет. Раскрывается структура занятий, подробно описана методика обучения основным видам движений и общер...
Презентация: "Виды, модели занятий В ДОО, структура занятий"
материал полезен, как для молодых педагогов, так и для воспитателей со стажем...
Структура и содержание индивидуальных логопедических занятий.
Одной из организационных форм, в которой осуществляется обучение произношению, являются индивидуальные занятия. Они предусмотрены учебным планом. В задачу индивидуальных занятий входит прежде всего ра...
Структура и содержание индивидуальных логопедических занятий (по постановке звуков)
Сущность логопедического воздействия заключается в воспитании правильных и затормаживании неправильных навыков с помощью специальной системы педагогического воздействия. Формирование навыков правильно...
Презентация: «Структура и содержание индивидуальных логопедических занятий»
Сущность логопедического воздействия заключается в воспитании правильных и затормаживании неправильных навыков с помощью специальной системы педагогического воздействия. Формирование навыков правильно...
Консультация для педагогов: Структура и содержание индивидуальных логопедических занятий
Сущность логопедического воздействия заключается в воспитании правильных и затормаживании неправильных навыков с помощью специальной системы педагогического воздействия. Формирование навыков пра...