Педагогическая диагностика
методическая разработка

Суховеева Ирина Викторовна

Кружок по нетрадиционному рисованию "Маленькие художники"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов

В программе «Маленькие художники» разработан механизм диагностики:

Предлагается диагностирование детей по следующим методикам:

1) Для исследования образной креативности (воображения, творческого мышления) использовать тест «Дорисовывание» Е. П. Торренса. Он позволит изучить параметры творческого мышления.

Материал: Испытуемому предлагают лист бумаги с нарисованными двумя рядами одинаковых контурных изображений (2 ряда по 4 кружка) и просят придумать и изобразить как можно больше предметов и вещей.

2) «Налей воду в кувшин». Оценивалось умение работать кистью (правильно держать, набирать краску, соблюдение последовательности работы с краской) .

3) «Составь букет для Снегурочки и Солнышка» (Подбери тёплые и холодные цвета)

4) «Собери радугу» (знание основных и вспомогательных цветов, умение смешивать цвета).

 5) Анализ детских работ с целью:

1. Оценки творчества в рисунке (оценивалась по критериям) :

  • самостоятельность замысла;
  • оригинальность изображения;
  • стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

2. Разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:

  • многоцветная или ограниченная гамма – цветовое решение соответствует замыслу и характеристики изображаемого;
  • преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;
  • безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами) .

3. Уровень самостоятельности:

  • выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;
  • требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;
  • необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.

6) Диагностика качества образовательного процесса, которая позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков. С этой целью используются  адаптированная диагностическая методика Волегова Н.Р. (Методическая разработка нетрадиционной техники изобразительной деятельности как способ развития детей дошкольного возраста)

  Уровни развития художественных способностей детей дошкольного возраста

                 

   Уровни                                                          

 развития

   

Критерии

  Не сформирован

На стадии формирования

Сформирован

Техника работы с материалами

Дети не обладают навыками нетрадиционной техники рисования, не умеют использовать нетрадиционные материалы и инструменты в процессе рисования.

Дети знакомы с необходимыми навыками нетрадиционной техники рисования и умеют использовать нетрадиционные материалы и инструменты, но им нужна незначительная помощь.

Самостоятельно используют нетрадиционные материалы и инструменты. Владеют навыками нетрадиционной техники рисования и применяют их. Оперируют предметными терминами.

Предметное и сюжетное изображение

Дети не умеют передавать общие, типичные, характерные признаки предметов. Не умеют пользоваться средствами выразительности. Наглядно-образное мышление развито слабо. При использовании навыков нетрадиционного рисования результат получается не качественным.

Передают общие, типичные, характерные признаки объектов и явлений. Пользуются средствами выразительности. Обладает наглядно-образным мышлением. При использовании навыков нетрадиционной техники рисования результат получается недостаточно качественным.

Умеет передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержание сюжета. Умело передает расположение частей при рисовании сложных предметов и соотносит их по величине.  Применяет все знания в самостоятельной творческой деятельности. Развито художественное восприятие и воображение. При использовании навыков нетрадиционной техники рисования результат получается  качественным. Проявляют самостоятельность, инициативу и творчество.

Декоративная деятельность  

Дети не различают виды декоративного искусства. Не умеют украшать предметы простейшими орнаментами и узорами с использованием нетрадиционной техники рисования.

Различают виды декоративного искусства. Умеют украшать предметы простейшими орнаментами и узорами с использованием нетрадиционной техники рисования.

Умело применяют полученные знания о декоративном искусстве. Украшают силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи с помощью нетрадиционных материалов с применением нетрадиционной техники рисования. Умеют украшать объемные предметы различными приемами.

Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная – сентябрь) и в конце учебного года (итоговая – май). Результаты  обследования заносятся в  разработанную таблицу-матрицу.

Ф.И. ребенка

Техника работы с     материалами

Предметное и сюжетное изображение

Декоративная

деятельность

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

В диагностической таблице  используется следующее обозначение: Сформирован  - сф., на стадии формирования   - на ст. ф., не сформирован – не сф.

На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология  достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.

Педагогическая  диагностика нацелена на помощь ребенку в педагогическом процессе. Результаты нужны, чтобы правильно построить образовательную работу, понять, чем и как можно помогать детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая диагностика выявления уровня знаний детей по НРК

Цель, задачи и методика проведения педагогической диагностики. Диагностический лист....

Педагогическая диагностика. Цели и задачи

Данный материал представляет виды педагогической диагностики, её назначение. Даются примерные образцы диагностических методик...

Психолого-педагогическая диагностика развития детей

Психолого-педагогическая диагностика развития детей....

Психолого-педагогическая диагностика развития детей

Психолого-педагогическая диагностика развития детей...

Педагогическая диагностика по изобразительной деятельности

Педагогическая диагностика по изобразительной деятельности.Цель: выявление уровня освоения сенсорных эталонов детьми 3-4 лет.Задания к диагностике были разработаны на основе дидактических игр  Бо...

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ИЗУЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена использованию педагогической диагностики в дошкольной образовательной организации....

Педагогическая диагностика оценка индивидуального развития детей, дальнейшее планирование педагогических воздействий на ребенка.

С момента утверждения ФГОС ДО, актуалным вопросом ДОУ  стал вопрос организации и содержания мониторинга. В данном материале раскрыты понятия: мониторинг и педагогическая диагностика. Материал ока...