Моделирование как средство познавательного развития детей: модели, виды моделей, условия организации.
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Моделирование как средство познавательного развития детей: модели, виды моделей, условия организации.
По мнению Л.А.Венгера, «Моделирование - это вид знаково-символической деятельности, который предлагает исследование не конкретного объекта, а его модели; источником данного процесса служит моделирующий характер детской деятельности».
Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов окружающего мира и мира природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними, знаний об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.
Основное назначение моделей - облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям.
В дошкольном обучении применяются разные виды моделей.
Прежде всего - предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек.
Это может быть:
- плоскостная фигура человека с подвижным сочленением туловища и конечностей;
- модель хищной птицы, модель предостерегающей окраски (автор С.И. Николаева).
Второй вид - предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков.
Предметно-схематическая модель должна обнаружить связи, отчетливо представить их в обобщенном виде. Примером могут служить модели по ознакомлению дошкольников с природой:
- модель покровительственной окраски (С.Н. Николаева)
- модель «длинных и коротких ног» (С.Н. Николаева)
- модель, позволяющая формировать у детей знания о потребности растений в свете (И.А. Хайдурова)
- модели Н.И. Ветровой для ознакомления детей с комнатными растениями.
Третий вид - графические модели (графики, формулы, схемы )
Чтобы модель, как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
- чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;
- быть простой и доступной для создания и действия с ней;
- ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;
- облегчать познание (М.И. Кондаков, В.П. Мизинцев, А.И. Усмов)
Этапы овладения детьми моделями.
Первый этап - предусматривает овладение самой моделью. Дети, работая с моделью, осваивают с помощью замещения реально существующих компонентов условными обозначениями. На этом этапе решается важная познавательная задача - расчленение целостного объекта, процесса на составляющие компоненты, абстрагирование каждого из них, установление связи функционирования.
На втором этапе - осуществляется замещение предметно-схематической модели схематической. Это позволяет подвести детей к обобщенным знаниям, представлениям. Формируются умения отвлекаться от конкретного содержания и мысленно представить себе объект с его функциональными связями и зависимостями.
Третий этап - самостоятельное использование усвоенных моделей и приемов работы с ними в собственной деятельности.
Особое место в работе с детьми занимает также использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Таким образом, развивается самостоятельность мышления и познавательная активность ребенка. Использование коллажей и мнемотаблиц будет более эффективным, если работу с ними построить в следующей последовательности:
- на первом этапе детям предлагается внимательно рассмотреть коллаж или мнемотаблицу и догадаться, почему здесь изображены именно эти картинки, модели, буквы, цифры и т.д. Далее дать детям сжатую информацию по содержанию данного коллажа или мнемотаблицы;
- на втором этапе идет обсуждение: задать детям дополнительные вопросы и задания;
- на третьем этапе ребенок с помощью коллажа или мнемотаблицы самостоятельно составляет описательный рассказ.
Приемы моделирования в познавательном развитии дошкольников.
Действия с моделями нужно осуществлять в следующей последовательности:
- замещение (сначала модели предлагаются в готовом виде, а затем дети придумывают условные заместители самостоятельно);
- использование готовых моделей (начиная со средней группы);
- построение моделей: по условиям, по собственному замыслу, по реальной ситуации (со старшей группы).
Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.
Использование моделирования в работе с дошкольниками предполагает соблюдение определенных требований:
- вводится в обиход дошкольников при условии сформированности представлений о свойствах и признаках объекта;
- должна являться аналогом предмета или явления, все признаки и качества которого моделируются при непосредственном участии ребенка;
- должна быть доступна детям в повседневной жизни;
- должна быть лаконичной, и характеризовать только основные качества предмета или явления;
- одновременно можно использовать модели только одного вида.
Демонстрация моделей помогает более успешно осуществлять обобщение и систематизацию знаний детей об окружающем мире и природе. С помощью моделей и схем дети легче и быстрее запоминают название и усваивают строение изучаемых объектов.
Использование моделей успешно помогает детям обогащать опыт познания окружающего мира, побуждает желание больше узнать о нем. Метод моделирования можно с успехом применять во всех видах деятельности детей.
Все формы использования моделирования, а именно: предметное моделирование, предметно-схематическое моделирование, новый, перспективный метод моделирования дают положительные результаты в практическом применении, активизируя познавательную деятельность детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Театрализованная игра как средство всестороннего развития детей с ОНР в условиях образовательного учреждения компенсирующего вида»
В статье раскрывается сущность использования театрализованной деятельности как средства социально-личностного развития детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями....
Организация центра безопасности в старшей группе как одно из средств успешного развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС
Так как дети имеют недостаточное знание основ безопасной жизнедеятельности, в своей группе мы совместно с родителями оформили «Центр безопасности»....
Отчет по инновационной деятельности на тему "Моделирование как средство умственного развития детей старшего дошкольного возраста"
В отчете по инновационной деятельности представлены цели, задачи, объект исследования, предмет исследования. Гипотеза: использование моделей в воспитательно-образовательном процессе МДОУ и обучение де...
Доклад "Игры с песком в условиях тёмной сенсорной комнаты как средство познавательного развития детей дошкольного возраста"
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает возможность получения высокого воспитательного и образовательного эффекта. Существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, э...
Опыт работы: "Организация экспериментальной деятельности как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста".
Опыт может применяться воспитателями ДОУ, педагогами учреждений дополнительного образования. Опыт доступен как начинающим педагогам, так и педагогам со стажем. Может быть, использован, при организации...
Выступление на семинаре по теме "Моделирование - как средство познавательного развития детей дошкольного возраста"
Использование моделирования в детской деятельности и во всех образовательных областях....
Моделирование как средство познавательного развития детей: модели, виды моделей, условия организации.
Статья для педагогов детского сада...