«Хеппенинг» как метод развития детей раннего возраста»
консультация (младшая группа)
Используя технику "Хеппенинг", ребенок приобретает различные
знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в
процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает
изобразительными навыками, умениями, учится осознанно их использовать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 331 КБ |
Предварительный просмотр:
«Хеппенинг» как метод развития детей раннего возраста»
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из приоритетных направлений является художественно-эстетическое развитие дошкольников, которое обеспечивает развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка, куда включено и рисование.
Для развития художественно-эстетических способностей дошкольников недостаточно традиционного подхода, а требуется использование и нетрадиционных методов и приемов. Инновационная техника «хеппенинг» как нельзя лучше подходит для детей раннего возраста, ведь именно эта техника предполагает свободу действий, творческие способности и всестороннее развитие. Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка с помощью рисования ставит перед педагогом такие цели: обучение новой технике рисования; формирование интереса и положительного отношения к рисованию; развитие мелкой моторики. Главной целью «хеппенинга» является развитие художественно-эстетических способностей детей раннего возраста. При этом решаются следующие задачи: развитие мелкой моторики, что способствует развитию речи; развитие тактильной чувствительности (это новые ощущения при макании пальчика в краску, при ведении пальчиком по различным поверхностям для рисования.); осознание ребёнком собственного тела; раннее развитие творческих способностей; развитие ловкости пальцев и кистей рук; развитие представлений о цвете; развитие воображения и образного мышления.
«Хеппенинг» — это форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии взрослых, но не контролируемые ими. «Хеппенинг» как метод развития детей раннего возраста актуален по нескольким причинам:
- импровизация и отсутствие чёткого сценария естественно для детей раннего возраста;
- результат деятельности заведомо успешен, что усиливает интерес к деятельности;
- «хеппенинг» позволяет экспериментировать с красками, веществами, предметами, что является естественной потребностью детей младшего возраста;
- «хеппенинг» направлен на поддержку детских инициатив и формирование познавательных действий воспитанников.
Некоторые преимущества «хеппенинга» как метода развития детей раннего возраста:
- развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи;
- развивает тактильную чувствительность;
- помогает ребёнку осознать своё тело;
- развивает творческие способности и художественный вкус;
- развивает ловкость пальцев и кистей рук;
- развивает представления ребёнка о цвете;
- развивает воображение и образное мышление.
Развитие художественно-эстетических способностей детей раннего дошкольного возраста - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей, и чем раньше оно попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность.
Рисование пальцами - простейшая техника рисования. Эта художественная техника предполагает использование вместо кисти пальцы самого ребенка. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисточки. Примакивания пальцев руки к поверхности бумаги дает возможность получить различные изображения: кончиками пальцев ставим точки, проводим пальчиками линии, раскрасим 1-2 пальчика и приложим их к бумаге – получатся звездочки, деревья; соберем пальчики в пучок - получатся цветы и снежинки. Работу стоит начинать с простых заданий, дать возможность попробовать разные движения, изучить свойства красок и удовлетворить свой интерес к ним Рисование ладонью - простая техника рисования, доступная даже самым маленьким детям. Эта художественная техника предполагает использование вместо кисти пальцы и ладонь самого ребенка. Рисование с помощью ладошек одно из любимых детских занятий. Оно не только дарит радость творчества, увлекает и удивляет, но и всякий раз убеждает детей в том, что их ладошки необыкновенные, волшебные. Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По-разному поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки.
Использование «хепенинг» позволяет педагогу создать каждому
малышу ситуацию успеха в деятельности, несмотря на его небольшой
практический опыт, и, тем самым, поддержать положительный
эмоциональный настрой и комфорт ребенка в детском саду. В процессе всех
видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации)
ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому
изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается.
Но самое главное - создавая изображение, ребенок приобретает различные
знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в
процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает
изобразительными навыками, умениями, учится осознанно их использовать.
С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:
- рисование пальчиками
- рисование ладошками
- печать из ниток
- печать из картофеля или морковки.
С детьми среднего дошкольного возраста можно попробовать:
- отпечатки-картинки
- печать пластилином
- масляная пастель + акварель
- отпечатки листьев
- рисунки из ладошки
- рисование ватными палочками
- волшебные ниточки
- монотипия.
С детьми старшего дошкольного возраста можно освоить более сложные техники:
- рисование мыльными пузырями
- рисование мятой бумагой
- рисование солью
- кляксография
- пластилинография
- граттаж - процарапывания пером или острым инструментом бумаги
или картона
- фроттаж - натирающие движения карандаша.
Каждая из этих нетрадиционных техник - это маленькая игра для
ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя
раскованнее, смелее, непосредственнее. Эти техники развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения.
В совместной деятельности с малышами можно использовать такой
метод, как рисование пальчиками. Это способ примакивания пальцев руки к
поверхности бумаги разными способами (кончиками пальцев ставим точки,
проводим пальчиками линии, прикладываем пальчики (раскрасим 1 - 2
пальчика и приложим их к бумаге - получатся звёздочки, деревья), соберём
пальчики в пучок - получатся цветы и снежинки). Рисуем кулачком: со
стороны большого пальца выйдут розы, улитки, ракушки. Рисуем
полураскрытым кулачком: можем нарисовать радугу, бананы. Ладошкой
можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом
или создавать сюжетные картины. По-разному поворачивая ручки, и
дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые
задумки. Ладошка, с разведёнными пальчиками, смотрящими вниз, позволит
увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глаза и рот. С помощью
отпечатков ладошек, сделанных по кругу, можно изобразить солнышко и
цветок, дорисовав сердцевину.
У ребенка процесс рисования в данной технике стимулирует развитие свободы мысли, воображения. Дети в большей степени стремятся заявить о себе, показать свое «Я» окружающим, преодолевать препятствия и решать разнообразные проблемы. В процессе работы активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (дифференцируются мелкие движения пальцев, кисти), зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей. В отличие от традиционного рисования у ребенка гораздо больше возможностей проявить и развить свои творческие способности, фантазию, воображение. Ребенок учится работать с разными материалами. Ощупывая материалы и фактуры, он развивает мелкую моторику. В процессе работы ребенок знакомится с объемом, фактурой и пространством. Ребенок работает с цветом, учится смешивать и сочетать цвета, развивает художественный вкус. Нетрадиционное рисование успокаивает и увлекает, способствует развитию усидчивости, побуждает к поиску нестандартных решений. Применение нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно.
«В творчестве нет правильного пути, есть только свой собственный путь. Пусть творчество доставит радость вам и вашим детям!»
Рисование пальчиками «Хеппенинг» в младшей группе
Литература:
1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 4 изд., перераб. – М.: Мозаика-Синтез, 2017.
2. Федеральный Государственный Образовательный стандарт дошкольного образования.
3. Колдина Д. Н. Рисование с детьми 3-4 лет. - М., 2007
4. Лыкова, И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»: учебно-методическое пособие/ И. А. Лыкова. - М.: Карапуз-дидактика, 2007.
5. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. - М., 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОД ПРОЕКТОВ: ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Период раннего детства считается ключевым в освоении ребенком родного языка, а его успешное протекание во многом зависит от специфики социального окружения ребенка, условий его воспитания, личностных ...

"Дидактические игры как метод развития сенсорного развития детей раннего возраста"
Консультация для воспитателей групп раннего развития...

Сообщение на педагогическом совете " Метод наблюдения в умственном развитии детей раннего возраста". («Комплексный подход к образованию детей раннего возраста»)
Сообщение на педагогическом совете " Метод наблюдения в умственном развитии детей раннего возраста"....

Хеппенинг, как технология художественно-эстетического развития детей раннего возраста.
Разрешите вам представить опыт МАДОУ ЦРР № 27 "Росинка" г. о. Ступино Московской области по теме "Хеппенинг, как технология художественно-эстетического развития детей раннего...

Хеппенинг как метод развития детей раннего возраста.
Сенсорное развитие занимает одно из ведущих мест в общей системе воспитательно-образовательной работы в раннем дошкольном возрасте, оно направлено на обучение детей точно, полно воспринимать предметы,...

Проект по сенсорному развитию «Современные методы и технологии сенсорного развития детей раннего возраста».
Проект по сенсорному развитию«Современные метод...