Роль общения со сверстниками в развитии дошкольника
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ходоровская Людмила Витальевна

В статье рассказывается значение общения в развитии дошкольника и его влияние на формирование личности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль общения со сверстниками в развитии дошкольника

Без общения с другими людьми человеку невозможно удовлетворить свои потребности. Начиная с рождения мы все время вступаем во взаимоотношения с людьми. Общение – это необходимое условие для каждого человека и это основной фактор и источник его развития.

Ребенок живет и развивается во взаимодействии с разными людьми, в отношениях с ними. Уже в детском возрасте начинают складываться отношения, но именно конфликт со сверстниками может стать серьезной угрозой для его психологического развития. Именно в дошкольном возрасте зарождаются некоторые особенности поведения, основы отношения к миру, к себе, знания о причинах и закономерностях конфликтов.

Именно поэтому если у ребенка в дошкольном возрасте появляются отрицательные качества, это может отразиться не лучшим образом, когда ребенок пойдет в школу, да и в дальнейшем выстраивании взаимоотношений с людьми.

В каждом детском коллективе есть дети, у которых не складываются отношения со сверстниками и это явление имеет довольно устойчивый характер.

Дошкольный возраст – это самый важный период в воспитании, т. к. именно этот возраст является первоначальным в становлении ребенка как личности. В этом возрасте во время общения ребенка с ровесниками могут возникать сложные взаимоотношения, которые очень сильно влияют на развитие его личности. Именно поэтому знания особенностей взаимоотношений между детьми в детском саду и трудностей, которые у них могут возникнуть, могут быть большой помощью и подспорьем педагогу дошкольного образования в организации воспитательной работы.

Мир дошкольника становится связан с миром других детей и чем старше становится малыш, тем контакты с другими детьми становятся для него более и более значимыми.

Ведь общение – это особая сфера деятельности ребенка, которая сильно отличается от общения со взрослыми. Мама, папа, бабушки, дедушки внимательны и доброжелательны по отношению к малышу, они заботятся о нем, окружая теплом и вниманием, а вот со сверстниками все происходит по-другому. Сверстники не очень-то торопятся помогать друг другу или понять и поддержать другого ребенка. Они могут обидеть, отобрать игрушку и не обращают внимания на слезы. Но, при всем при этом, именно общение доставляет малышу ни с чем не сравнимое удовольствие.

Уже к четырем годам другой ребенок становится для малыша более желательным и интересным партнером по игре, чем кто-либо из взрослых. Если в этом возрасте предложить ребенку выбор гулять с другом или мамой, то большинство малышей выберут друга.

Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться основы коллективизма и гуманное отношение к другим людям, но если основы этих качеств не сформировались в этом возрасте, то может пострадать вся личность малыша и восполнить этот пробел будет уже довольно сложно.

Однако, не смотря на благоприятную обстановку воспитания в дошкольном учреждении, влияние среды может стать «патогенной» для развития личности малыша, т.к. ущемляет ее.

Малыши приходят в детский сад с разными мироощущением, притязаниями, умениями и возможностями. Каждый из малышей по-разному реагирует на требования воспитателя и других детей и этим создает отношение к себе.

К тому-же, сама среда оказывается разной для каждого ребенка и находит не одинаковый отклик у самого малыша, а иногда даже н не очень благополучный, что, в свою очередь, может проявляться по-разному – от малообщительного до агрессивно-общительного поведения.

Детское неблагополучие – это очень серьезная проблема, за которой скрывается конфликт в отношениях с другими детьми из-за которого ребенок остается среди них в одиночестве.

Так как игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, то именно она имеет особое значение в усвоении ребенком нравственных норм и правил и именно в игре проявляются то, что у ребенка сформировалось и усвоилось, насколько он научился общаться.

Только если общение с другими детьми насыщено социальной значимостью, мотивацией, когда ребенок стремится развивать игру, взаимодействовать с другими детьми – партнерами по игре, тогда такое общение оказывает положительное влияние на развитие личности ребенка и становится одним из важных условий в становлении дошкольника.



Предварительный просмотр:

Роль общения со сверстниками в развитии дошкольника

Без общения с другими людьми человеку невозможно удовлетворить свои потребности. Начиная с рождения мы все время вступаем во взаимоотношения с людьми. Общение – это необходимое условие для каждого человека и это основной фактор и источник его развития.

Ребенок живет и развивается во взаимодействии с разными людьми, в отношениях с ними. Уже в детском возрасте начинают складываться отношения, но именно конфликт со сверстниками может стать серьезной угрозой для его психологического развития. Именно в дошкольном возрасте зарождаются некоторые особенности поведения, основы отношения к миру, к себе, знания о причинах и закономерностях конфликтов.

Именно поэтому если у ребенка в дошкольном возрасте появляются отрицательные качества, это может отразиться не лучшим образом, когда ребенок пойдет в школу, да и в дальнейшем выстраивании взаимоотношений с людьми.

В каждом детском коллективе есть дети, у которых не складываются отношения со сверстниками и это явление имеет довольно устойчивый характер.

Дошкольный возраст – это самый важный период в воспитании, т. к. именно этот возраст является первоначальным в становлении ребенка как личности. В этом возрасте во время общения ребенка с ровесниками могут возникать сложные взаимоотношения, которые очень сильно влияют на развитие его личности. Именно поэтому знания особенностей взаимоотношений между детьми в детском саду и трудностей, которые у них могут возникнуть, могут быть большой помощью и подспорьем педагогу дошкольного образования в организации воспитательной работы.

Мир дошкольника становится связан с миром других детей и чем старше становится малыш, тем контакты с другими детьми становятся для него более и более значимыми.

Ведь общение – это особая сфера деятельности ребенка, которая сильно отличается от общения со взрослыми. Мама, папа, бабушки, дедушки внимательны и доброжелательны по отношению к малышу, они заботятся о нем, окружая теплом и вниманием, а вот со сверстниками все происходит по-другому. Сверстники не очень-то торопятся помогать друг другу или понять и поддержать другого ребенка. Они могут обидеть, отобрать игрушку и не обращают внимания на слезы. Но, при всем при этом, именно общение доставляет малышу ни с чем не сравнимое удовольствие.

Уже к четырем годам другой ребенок становится для малыша более желательным и интересным партнером по игре, чем кто-либо из взрослых. Если в этом возрасте предложить ребенку выбор гулять с другом или мамой, то большинство малышей выберут друга.

Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться основы коллективизма и гуманное отношение к другим людям, но если основы этих качеств не сформировались в этом возрасте, то может пострадать вся личность малыша и восполнить этот пробел будет уже довольно сложно.

Однако, не смотря на благоприятную обстановку воспитания в дошкольном учреждении, влияние среды может стать «патогенной» для развития личности малыша, т.к. ущемляет ее.

Малыши приходят в детский сад с разными мироощущением, притязаниями, умениями и возможностями. Каждый из малышей по-разному реагирует на требования воспитателя и других детей и этим создает отношение к себе.

К тому-же, сама среда оказывается разной для каждого ребенка и находит не одинаковый отклик у самого малыша, а иногда даже н не очень благополучный, что, в свою очередь, может проявляться по-разному – от малообщительного до агрессивно-общительного поведения.

Детское неблагополучие – это очень серьезная проблема, за которой скрывается конфликт в отношениях с другими детьми из-за которого ребенок остается среди них в одиночестве.

Так как игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, то именно она имеет особое значение в усвоении ребенком нравственных норм и правил и именно в игре проявляются то, что у ребенка сформировалось и усвоилось, насколько он научился общаться.

Только если общение с другими детьми насыщено социальной значимостью, мотивацией, когда ребенок стремится развивать игру, взаимодействовать с другими детьми – партнерами по игре, тогда такое общение оказывает положительное влияние на развитие личности ребенка и становится одним из важных условий в становлении дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков общение со сверстниками у старших дошкольников в условиях реализация ФГОСДО

Формирование навыков общение со сверстниками у старших дошкольников в условиях  реализация  ФГОСДО...

Особенности общения со сверстниками и развитие в дошкольном возрасте

1.1.         Особенности общения со сверстниками и его развитие в дошкольном возрастеВ своей работе «Проблемы в онтогенезе общения» М.И. Лисина дает следующее о...

Роль общения со взрослыми в развитии ребенка

Родители часто не замечают, что дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом....

« Общение со сверстниками для развития личности и социализации ребенка ».

В сегодняшних условиях проблема становления межличностного общения на основе человечных отношений связано с дифицитом воспитания, доброты , культуры,с неустойчивостью нравственных ценностей....

Формирование навыков общения со сверстниками у младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры (из опыта работы)

В статье рассказывается о работе над формированиемнавыков общения со сверстниками у младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры, прилагается картотека игр по данной теме....

Средства формирования навыков общения со сверстниками у старших дошкольников

Условия для с формирования навыков общения создаются в разных видах детской деятельности, особенно важна в этом отношении игровая деятельность.В работах Е.О. Смирновой и В.М. Холмогоровой приведена си...