Роль общения со сверстниками в развитии дошкольника
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В статье рассказывается значение общения в развитии дошкольника и его влияние на формирование личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Роль общения в развитии дошкольника | 15.15 КБ |
rol_obshcheniya_so_sverstnikami_v_razvitii_doshkolnika.docx | 15.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль общения со сверстниками в развитии дошкольника
Без общения с другими людьми человеку невозможно удовлетворить свои потребности. Начиная с рождения мы все время вступаем во взаимоотношения с людьми. Общение – это необходимое условие для каждого человека и это основной фактор и источник его развития.
Ребенок живет и развивается во взаимодействии с разными людьми, в отношениях с ними. Уже в детском возрасте начинают складываться отношения, но именно конфликт со сверстниками может стать серьезной угрозой для его психологического развития. Именно в дошкольном возрасте зарождаются некоторые особенности поведения, основы отношения к миру, к себе, знания о причинах и закономерностях конфликтов.
Именно поэтому если у ребенка в дошкольном возрасте появляются отрицательные качества, это может отразиться не лучшим образом, когда ребенок пойдет в школу, да и в дальнейшем выстраивании взаимоотношений с людьми.
В каждом детском коллективе есть дети, у которых не складываются отношения со сверстниками и это явление имеет довольно устойчивый характер.
Дошкольный возраст – это самый важный период в воспитании, т. к. именно этот возраст является первоначальным в становлении ребенка как личности. В этом возрасте во время общения ребенка с ровесниками могут возникать сложные взаимоотношения, которые очень сильно влияют на развитие его личности. Именно поэтому знания особенностей взаимоотношений между детьми в детском саду и трудностей, которые у них могут возникнуть, могут быть большой помощью и подспорьем педагогу дошкольного образования в организации воспитательной работы.
Мир дошкольника становится связан с миром других детей и чем старше становится малыш, тем контакты с другими детьми становятся для него более и более значимыми.
Ведь общение – это особая сфера деятельности ребенка, которая сильно отличается от общения со взрослыми. Мама, папа, бабушки, дедушки внимательны и доброжелательны по отношению к малышу, они заботятся о нем, окружая теплом и вниманием, а вот со сверстниками все происходит по-другому. Сверстники не очень-то торопятся помогать друг другу или понять и поддержать другого ребенка. Они могут обидеть, отобрать игрушку и не обращают внимания на слезы. Но, при всем при этом, именно общение доставляет малышу ни с чем не сравнимое удовольствие.
Уже к четырем годам другой ребенок становится для малыша более желательным и интересным партнером по игре, чем кто-либо из взрослых. Если в этом возрасте предложить ребенку выбор гулять с другом или мамой, то большинство малышей выберут друга.
Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться основы коллективизма и гуманное отношение к другим людям, но если основы этих качеств не сформировались в этом возрасте, то может пострадать вся личность малыша и восполнить этот пробел будет уже довольно сложно.
Однако, не смотря на благоприятную обстановку воспитания в дошкольном учреждении, влияние среды может стать «патогенной» для развития личности малыша, т.к. ущемляет ее.
Малыши приходят в детский сад с разными мироощущением, притязаниями, умениями и возможностями. Каждый из малышей по-разному реагирует на требования воспитателя и других детей и этим создает отношение к себе.
К тому-же, сама среда оказывается разной для каждого ребенка и находит не одинаковый отклик у самого малыша, а иногда даже н не очень благополучный, что, в свою очередь, может проявляться по-разному – от малообщительного до агрессивно-общительного поведения.
Детское неблагополучие – это очень серьезная проблема, за которой скрывается конфликт в отношениях с другими детьми из-за которого ребенок остается среди них в одиночестве.
Так как игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, то именно она имеет особое значение в усвоении ребенком нравственных норм и правил и именно в игре проявляются то, что у ребенка сформировалось и усвоилось, насколько он научился общаться.
Только если общение с другими детьми насыщено социальной значимостью, мотивацией, когда ребенок стремится развивать игру, взаимодействовать с другими детьми – партнерами по игре, тогда такое общение оказывает положительное влияние на развитие личности ребенка и становится одним из важных условий в становлении дошкольника.
Предварительный просмотр:
Роль общения со сверстниками в развитии дошкольника
Без общения с другими людьми человеку невозможно удовлетворить свои потребности. Начиная с рождения мы все время вступаем во взаимоотношения с людьми. Общение – это необходимое условие для каждого человека и это основной фактор и источник его развития.
Ребенок живет и развивается во взаимодействии с разными людьми, в отношениях с ними. Уже в детском возрасте начинают складываться отношения, но именно конфликт со сверстниками может стать серьезной угрозой для его психологического развития. Именно в дошкольном возрасте зарождаются некоторые особенности поведения, основы отношения к миру, к себе, знания о причинах и закономерностях конфликтов.
Именно поэтому если у ребенка в дошкольном возрасте появляются отрицательные качества, это может отразиться не лучшим образом, когда ребенок пойдет в школу, да и в дальнейшем выстраивании взаимоотношений с людьми.
В каждом детском коллективе есть дети, у которых не складываются отношения со сверстниками и это явление имеет довольно устойчивый характер.
Дошкольный возраст – это самый важный период в воспитании, т. к. именно этот возраст является первоначальным в становлении ребенка как личности. В этом возрасте во время общения ребенка с ровесниками могут возникать сложные взаимоотношения, которые очень сильно влияют на развитие его личности. Именно поэтому знания особенностей взаимоотношений между детьми в детском саду и трудностей, которые у них могут возникнуть, могут быть большой помощью и подспорьем педагогу дошкольного образования в организации воспитательной работы.
Мир дошкольника становится связан с миром других детей и чем старше становится малыш, тем контакты с другими детьми становятся для него более и более значимыми.
Ведь общение – это особая сфера деятельности ребенка, которая сильно отличается от общения со взрослыми. Мама, папа, бабушки, дедушки внимательны и доброжелательны по отношению к малышу, они заботятся о нем, окружая теплом и вниманием, а вот со сверстниками все происходит по-другому. Сверстники не очень-то торопятся помогать друг другу или понять и поддержать другого ребенка. Они могут обидеть, отобрать игрушку и не обращают внимания на слезы. Но, при всем при этом, именно общение доставляет малышу ни с чем не сравнимое удовольствие.
Уже к четырем годам другой ребенок становится для малыша более желательным и интересным партнером по игре, чем кто-либо из взрослых. Если в этом возрасте предложить ребенку выбор гулять с другом или мамой, то большинство малышей выберут друга.
Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться основы коллективизма и гуманное отношение к другим людям, но если основы этих качеств не сформировались в этом возрасте, то может пострадать вся личность малыша и восполнить этот пробел будет уже довольно сложно.
Однако, не смотря на благоприятную обстановку воспитания в дошкольном учреждении, влияние среды может стать «патогенной» для развития личности малыша, т.к. ущемляет ее.
Малыши приходят в детский сад с разными мироощущением, притязаниями, умениями и возможностями. Каждый из малышей по-разному реагирует на требования воспитателя и других детей и этим создает отношение к себе.
К тому-же, сама среда оказывается разной для каждого ребенка и находит не одинаковый отклик у самого малыша, а иногда даже н не очень благополучный, что, в свою очередь, может проявляться по-разному – от малообщительного до агрессивно-общительного поведения.
Детское неблагополучие – это очень серьезная проблема, за которой скрывается конфликт в отношениях с другими детьми из-за которого ребенок остается среди них в одиночестве.
Так как игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, то именно она имеет особое значение в усвоении ребенком нравственных норм и правил и именно в игре проявляются то, что у ребенка сформировалось и усвоилось, насколько он научился общаться.
Только если общение с другими детьми насыщено социальной значимостью, мотивацией, когда ребенок стремится развивать игру, взаимодействовать с другими детьми – партнерами по игре, тогда такое общение оказывает положительное влияние на развитие личности ребенка и становится одним из важных условий в становлении дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков общение со сверстниками у старших дошкольников в условиях реализация ФГОСДО
Формирование навыков общение со сверстниками у старших дошкольников в условиях реализация ФГОСДО...
Особенности общения со сверстниками и развитие в дошкольном возрасте
1.1. Особенности общения со сверстниками и его развитие в дошкольном возрастеВ своей работе «Проблемы в онтогенезе общения» М.И. Лисина дает следующее о...
Роль общения со взрослыми в развитии ребенка
Родители часто не замечают, что дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом....
« Общение со сверстниками для развития личности и социализации ребенка ».
В сегодняшних условиях проблема становления межличностного общения на основе человечных отношений связано с дифицитом воспитания, доброты , культуры,с неустойчивостью нравственных ценностей....
Формирование навыков общения со сверстниками у младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры (из опыта работы)
В статье рассказывается о работе над формированиемнавыков общения со сверстниками у младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры, прилагается картотека игр по данной теме....
«Роль общения с родителями в развитии речи ребенка»
Консультация для родителей....
Средства формирования навыков общения со сверстниками у старших дошкольников
Условия для с формирования навыков общения создаются в разных видах детской деятельности, особенно важна в этом отношении игровая деятельность.В работах Е.О. Смирновой и В.М. Холмогоровой приведена си...