Методические рекомендации для педагогов ДОУ по использованию вязаных дидактических игр как средства развития логического мышления детей дошкольного возраста.
методическая разработка
Аналитическая записка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 13 «Ласточка»
Давыдова Екатерина Владимировна, воспитатель
Номинация №3
«Лучшая авторская разработка комплекта учебно-
методических материалов/методических рекомендаций».
Методическая разработка
Методические рекомендации для педагогов ДОУ по использованию вязаных дидактических игр как средства развития логического мышления детей дошкольного возраста.
Методические рекомендации раскрывают особенности использования вязаных дидактических игр как средства развития логического мышления детей дошкольного возраста. Данная разработка поможет педагогам в организации непосредственно образовательной деятельности с использованием вязаных дидактических игр.
В арсенале любого воспитателя дошкольной образовательной организации есть дидактические игры, но ведь всегда хочется придумать что-то новое. Наша задумка - предложить детям вязаные дидактические игры, которые будут для них не просто интересными, но и развивающими.
В период дошкольного возраста дети развиваются стремительно и бурно. Поэтому крайне важно заложить в них основные знания, навыки и умения для дальнейшей жизни. Развитие логического мышления — это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Основной его деятельностью является всестороннее развитие детей.
Овладение данными играми способствует развитию умственных способностей. Именно благодаря логике можно обосновать многие жизненные явления, объяснить абстрактные понятия, научить ребенка отстаивать свою точку зрения. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию.
Как показывает практика, вязаные дидактические игры очень нравятся детям, они с удовольствием играют с ними. Тем самым повышая свой уровень развития логического мышления. Данные игры также способствует и успешному формированию элементарных математических способностей.
Все игры связаны крючком с использованием разноцветных ниток. Они очень приятны на ощупь, яркие, что не маловажно для детей. Развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Кроме того, в процессе игры активизируется речь: при общении детей в игре, при решении спорных вопросов. Также в игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.
Вязаные игры безопасны и практичны в использовании. При необходимости их легко можно постирать и они снова готовы к использованию.
Еще один положительный момент: такие вязаные игры - это мало затратное оборудование, которое можно изготовить самостоятельно, при умении вязать крючком.
Эффект от таких занятий очень положительный. Это отличный способ, играя обучать ребенка, сразу после занятия отмечается позитивный эмоциональный настрой, радость, желание продолжать игру.
Данное пособие можно использовать и в свободной деятельности дошкольников, начиная с трехлетнего возраста и до подготовительной к школе группы.
Кроме того для работы в данном направлении от педагогов не требуется специальной подготовки, самое главное желание быть рядом и вместе с ребенком!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka_2024.docx | 915.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 13 «Ласточка»
665479 Иркутская область Усольский район п. Белореченский, 108
Тел.: 8 (39543) 25765 факс: 8 (39543) 21365 E-mail: Mdou13-83@mail.ru
Сайт: http://mdou13.uoura.ru
ОГРН 1023802140119 ОКПО 39113909 ИНН 3840004782 КПП 385101001
Методические рекомендации для педагогов ДОУ по использованию вязаных дидактических игр как средства развития логического мышления детей дошкольного возраста.
Представленные методические рекомендации раскрывают особенности использования вязаных дидактических игр как средства развития логического мышления детей дошкольного возраста. Она поможет педагогам в организации непосредственно образовательной деятельности с использованием вязаных дидактических игр.
Почему же нужно развивать логику еще с детства?
На каждом возрастном этапе развития ребенка создается как бы «ступенька», на которой формируются психические функции, важные для перехода на следующий этап. Из этого можно понять, что навыки и умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить основой для получения знаний и развития способностей в дальнейшем. Важнейшим из навыков является логическое мышление или способность «действовать в уме». Ребенку, который не овладел логическим мышлением, труднее будет даваться обучение, а на выполнение заданий потребуются большие затраты времени и сил.
Представленные здесь, не просто игры, а вязаные крючком, дидактические игры – это захватывающий процесс; совместное выполнение которых позволяет существенно облегчить налаживание контакта даже с самым зажатым и замкнутым ребенком. Вы узнаете как можно организовать деятельность с их использованием.
Согласно требованиям ФГОС дошкольного образования дидактические игры занимают важное место в его реализации, так как обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи.
Методические рекомендации будут интересны педагогам дошкольных образовательных учреждений, а также родителям.
Давыдова Екатерина Владимировна,
воспитатель,
МБДОУ «Детский сад № 13 «Ласточка»
Пояснительная записка
Развитие логического мышления – это очень важный и необходимый процесс для всех! Дошкольный возраст является крайне благоприятным для развития логического мышления, при условии, что этот процесс построен на использовании возможностей наглядно-образного мышления, присущего ребенку в данном возрасте.
Развитие логического мышления у детей через дидактические игры это очень важно для успешности последующего школьного обучения. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко.
В арсенале любого воспитателя ДОУ есть дидактические игры, но ведь всегда хочется придумать что-то новое. Таким образом, актуальность нашей задумки - предложить детям вязаные дидактические игры, которые будут для них не просто интересными, но и развивающими. Ее реализация позволяет создать эффективные условия, способствующие формированию логического мышления у детей дошкольного возраста на основе использования вязанных дидактических игр.
Работа в данном направлении поможет нам:
Младший возраст:
- формировать представления о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина);
- развитию пространственных представлений, умению ориентироваться на плоскости;
- способствовать развитию речи, учить детей высказывать простые суждения на основе действий;
- учить первым логическим операциям:
- группировке (классификации по одному признаку) предметов одной формы, цвета;
- синтезу, то есть составлению целого из частей.
- воспитывать умение взаимодействовать в паре и микрогруппах.
Старший возраст:
- совершенствовать умения сравнивать, классифицировать, строить предположения и доказывать их;
- систематизировать предметы по признакам, устанавливать соответствие;
- развивать мыслительные операции анализа и синтеза;
- вести анализ объекта или явления при минимальной помощи педагога;
- отслеживать закономерности, прогнозировать результат своей деятельности.
- Обучать порядковому и количественному счёту в пределах 10.
Содержание методических рекомендаций
Что же такое вязаные дидактические игры?
Это игры связаны крючком с использованием разноцветных ниток. Они очень приятны на ощупь, яркие, что не маловажно для детей. Развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Кроме того, в процессе игры активизируется речь: при общении детей в игре, при решении спорных вопросов. Также в игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.
Вязаные игры безопасны и практичны в использовании. При необходимости их легко можно постирать и они снова готовы к использованию.
Еще один положительный момент: такие вязаные игры - это мало затратное оборудование, которое можно изготовить самостоятельно, при умении вязать крючком.
Эффект от таких занятий очень положительный. Это отличный способ, играя обучать ребенка, сразу после занятия отмечается позитивный эмоциональный настрой, радость, желание продолжать игру.
Данное пособие можно использовать и в свободной деятельности дошкольников, начиная с трехлетнего возраста и до подготовительной к школе группы.
Прежде чем начинать работать с данными вязаными играми, необходимо с ним познакомиться. Ребенку предлагается рассмотреть, пощупать их, подержать в руках. Можно предложить придумать свою игру с предметами. После этого объяснить ребенку ваши правила игры.
Ниже представлены варианты использования вязаных дидактических игр как средства развития логического мышления дошкольников.
Дидактическая игра «Подбери фигуру» (рис. 1)
Данная игра представляет собой поле с геометрическими фигурами разного цвета и вязаных геометрических фигур тех же цветов на липах.
Детям младшего возраста можно играть в такую игру как: «Найди домик фигуре».
Для детей старшего возраста задачи усложняются: «Найди предмет такой же формы», «Найди фигуру похожую на...» квадрат, круг и т.д.
Дидактическая игра «Чей хвост» (рис. 2)
Эта игра состоит из картинок с изображением диких животных без хвостов и вязаные хвосты животных на липучках.
Воспитатель рассматривает с детьми изображения животных. Беседует с детьми, уточняет, каких животных они видят, чего не хватает зверям. Затем предлагает детям подобрать каждому животному свой хвост. После того как все хвосты найдены соответствующим животными, дети вместе с воспитателем проверяют, нет ли ошибки.
Дидактическая игра «Грибная поляна» (рис. 3)
Это поле осенней полянки, съедобные грибы – лисички, сыроежки, подосиновики, белые грибы и ядовитые – мухоморы.
Для игр с детьми младшего возраста:
- развитие мелкой моторики, расставляя грибочки на полянке.
- обогащение словарного запаса и развитие речи, изучая название грибов.
Для старшего возраста:
- продолжать учить распознавать и называть съедобные и ядовитые грибы.
- закреплять счёт и пространственные представления.
Дидактическая игра «Флаг России» (рис. 4)
Пособие состоит из вязаных лент белого, синего и красного цветов разного размера, древко коричневого цвета разной длины, образец готового флага.
Ход игры:
Рассмотреть с детьми флаг России.
Уточнить его цвета, последовательность.
Собрать пять флагов разного размера
Игра «Цветик - семицветик» (рис. 5)
Рисунок цветка на картоне, вязаные разноцветные лепестки и сердцевина цветка на липах, семь бабочек разного цвета на липах в соответствии цветам лепестков.
Для игр с детьми младшего возраста:
- развитие мелкой моторики с помощью крепления лепестков и бабочек.
- восприятие и изучение названия цвета, т.к. лепестки разного цвета.
Для старшего возраста несколько вариантов игр:
1ая игра:
Воспитатель читает волшебные слова:
Лети- лети лепесток,
Через запад, на восток.
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Ты по группе пролети
И цвет нужный мне найди
Ребенок с закрытыми глазами выбирает лепесток, открывает глаза, смотрит цвет лепестка и ищет предмет такого же цвета в своей группе.
2ой вариант:
Детям предлагается выбрать лепесток и назвать предметы , например: овощи, фрукты или другие варианты задания, такого же цвета.
3ая игра:
Дошкольники собирают «Цветик - семицветик» по порядку, посчитают количество лепестков вперед и назад, называют предыдущий и последующий цвет заданного лепестка или бабочки.
Игра «Собери хот – дог и гамбургер» (рис. 6)
Данная игра состоит из вязаных булочек, листьев салата, котлеты, сосиски, сыра, кольцев огурца, помидора, яйца и лука.
Варианты игр: «Из чего собран хот-дог / гамбургер»
«Назови что круглое в хот-доге / гамбургере»
«Чего не стало?»
«Что изменилось?»
«Что какого цвета»
«Узнай по описанию»
«Собери по инструкции»
Также можно использовать и в сюжетно-ролевой игре, например"Кафе".
Хот – дог или гамбургер может приготовить и мама для детей в сюжетно-ролевой игре "Семья".
Можно предложить воспитанникам самим составить свой любимый хот – дог или гамбургер и рассказать, кто что в него положил.
С помощью этой игры можно развивать у воспитанников математические способности. Например, попросить сделать хот – дог или гамбургер положив в него два кусочка сыра, одну котлету и три колечка лука.
Можно спросить, что ты положил на самый верх хот – дога? что в середину?
Игры можно придумывать находу: дети играют с огромным интересом.
Приложение 1
Картотека
вязаных дидактических игр
для детей
дошкольного возраста
Дидактическая игра «Подбери фигуру»
Задача: закрепить представления об основных геометрических фигурах и цветах;
развивать пространственные представления, умение ориентироваться на плоскости.
Материал: игровое поле с геометрическими фигурами разного цвета, вязаные геометрические фигуры тех же цветов на липах.
(Рис. 1)
Дидактическая игра «Чей хвост»
Задача: формировать умение называть диких животных и устанавливать соответствие животного с его хвостом.
Материал: Картинки диких животных без хвостов, вязаные хвосты животных на липучках.
(Рис. 2)
Дидактическая игра «Грибная поляна»
Задача: формировать знания детей об осенних дарах природы, о съедобных и ядовитых грибах.
Материал: поле осенней полянки, съедобные грибы – лисички, сыроежки, подосиновики, белые грибы, ядовитые грибы – мухоморы.
(Рис. 3)
Дидактическая игра «Флаг России»
Задача: формировать знания детей о государственном флаге России.
Материал: вязаные ленты белого, синего и красного цветов разного размера, древко коричневого цвета разной длины, образец готового флага.
(Рис. 4)
Дидактическая игра «Цветик - семицветик»
Задача: формировать восприятие цвета, закреплять умение соотносить цвет по его названию и называть его.
Материал: рисунок цветка на картоне, вязаные разноцветные лепестки и сердцевина цветка на липах, семь бабочек разного цвета на липах в соответствии цветам лепестков.
(Рис. 5)
Дидактическая игра «Собери хот – дог и гамбургер»
Задача: Развивать мыслительные операции анализа и синтеза в процессе сборки/ разборки хот-дога и гамбургера.
Материал: Вязаные булочки, листья салата, котлета, сосиска, сыр, кольца огурца, помидора, яйца, лука.
(Рис. 6)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы подготовила: воспитатель первой категории Бондарчук Ю.В «Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей дошкольного возраста»
В наше время, резкое обновление знаний во всех областях, рост потока информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать, ставят перед педагогической наукой ...
Мастер-класс «Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей дошкольного возраста»
В данном материале представлена система работы с дошкольниками по использованию блоков Дьенеша....
"Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей дошкольного возраста"
Блоки Дьенеша – это самое известное пособие, это развивающая технология. Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш....
Презентация "Шахматы - как средство развития логического мышления детей дошкольного возраста"
Презентация "Шахматы - как средство развития логического мышления детей дошкольного возраста"...
Методические рекомендации для педагогов ДОУ по использованию вязаных дидактических игр как средства сенсорного развития детей дошкольного возраста.
Методические рекомендации раскрывают особенности использования вязаных дидактических игр как средства сенсорного развития детей дошкольного возраста. Данная разработка поможет педагогам в организации ...
"Кубик Блума как эффективное средство развития логического мышления детей дошкольного возраста" (с картотекой)
На основе приёма «Кубик Блума» (автор Б. Блум) мною было разработано методическое пособие с тематической картотекой для развития логического мышления детей дошкольного возраста....
Конспект: по теме «Сочетание дидактических пособий «Учимся играя», «Блоков Дьенеша» и «Палочек Кюизенера, как средство развития логических мышлений детей дошкольного возраста»»
Конспект: по теме «Сочетание дидактических пособий «Учимся играя», «Блоков Дьенеша» и «Палочек Кюизенера, как средство развития логических мышлений детей дошкольног...