Использование моделей для развития речевого творчества детей
материал

Каракулина Татьяна Ивановна

Использование моделей для развития речевого творчества детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование моделей для развития речевого творчества детей.

Консультация для воспитателей

         В дошкольном возрасте дети проявляют творческую изобретательность в играх, в разнообразной художественной деятельности.

Что можно сказать о речевом творчестве? Уровень развития речевого творчества предполагает свободное владение родным языком, умение владеть представлениями об окружающем мире, комбинировать эти представления, создавать новые образы, выражать свое отношение к ним. Научить ребенка свободно владеть родным языком, развивать речевое творчество детей помогут такие средства как использование моделей.

Проявление детьми творчества мы можем наблюдать в процессе составления описательного рассказа. Основу описательного рассказа о явлениях природы например, о животных, растениях составляют конкретные представления. Эти представления дети накапливают в процессе рассматривания предметов, на занятиях, в повседневной жизни (разнообразная сенсорная информация, благодаря которой, ребёнок анализирует объект, устанавливает простейшие связи). Проявлением творчества при рассказывании является умение образно и выразительно передать свое эмоциональное отношение к объекту. Задача воспитателя - побуждать детей находить точные, образные слова, вызывающие чувство радости, удовольствия или жалости, сочувствия. Особая сложность для детей при составлении описательного рассказа - это определение последовательности (плана), воспроизведения ранее полученных представлений.

Воспитатель использует следующие модели: предметную, предметно-схематическую, схематическую.

На первом этапе используется предметная модель: набор предметных картинок, составляющих содержание будущего рассказа. Например: рассказ о кошке, используется такие картинки - кошка, кошка с котятами, кошка ест, спит, играет и так далее. При помощи предметных моделей формируется умения воспроизвести представление об объекте, отбираются факты для рассказа, мысленно представляется их взаимосвязь. Если дети справляются с заданием, придумать рассказ по предметной модели, воспитатель задачу усложняет. Так предоставляется возможность для творчества. Используются в качестве модели более схематичные изображения, имеющие обобщающее значение, предметно-схематическая модель.  Например: картинка, на которой нарисована тарелка с молоком поможет рассказать о том, что ест кошка, как она ест, где находит еду. В отличие от предметной модели, предметно-схематическая включает в себя меньшее количество изображений. Предметная или предметно-схематическая модель помогает детям определить последовательность изложения. Здесь необходимо проводить дидактические игры с набором моделей (осваивается умение раскрывать обобщенное содержание элементов модели, наполняя его  конкретными образами). Например: дидактическая игра «Мишкины картинки».

Все дети любят сказки. Венген Л. предлагает использовать для лучшего понимания сказки эффективный способ, позволяющий выявить содержание и последовательность действий, определенные отношения между персонажами.  Используется моделирование. Оно начинается с замещения одних объектов другими (реальных - условными). В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадратики, различающиеся по цвету, величине (например: крокодил -  зелёный кружочек, мышка - маленький кружок, слон - большой, солнце - жёлтый кружок). Первая задача воспитателя научить ребёнка правильно использовать заместители. На первых занятиях число кружков должно совпадать с числом замещаемых объектов. Далее следует вводить лишние кружки (квадраты),  чтобы ребёнок сам выбирал  нужные. Когда выбор заместителей освоен, можно переходить с их помощью к разыгрыванию простых сюжетов. Сначала бытовые сюжеты, знакомые ребёнку по его собственному опыту. Разыгрывать с заместителями можно русские народные сказки «Колобок», «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь»  и так далее. Очень удобна для разыгрывания сказка Л. Толстого «Три медведя» (медведи - бумажные полоски разной длины, Маша - полоска красного цвета, стулья - квадраты разной величины, тарелки - разного размера кружки и так далее). Дом медведей - нарисованный на листе бумаги большой прямоугольник. Взрослый читает сказку, а ребёнок в это время разыгрывает ее. Читать следует медленно.

Серия иллюстраций к сказке - является основой для пересказа. Дети трех лет сами могут придумывать сказки по картинкам нарисованным взрослым. Главное пробудить фантазию ребенка. Постепенно количество рисунков увеличивать до 4-5 штук,  нужно показать какой рисунок за каким следует.

В три года дети не владеет, привычным для нас способами чтения последовательности изображений: слева направо, сверху вниз. Если ребёнок поменял рисунки местами не беда, сюжет получится не таким как задумал взрослый, а может быть интереснее.  Рисунки можно делать не заранее, а по ходу рассказа.  Но рисовать надо быстро, чтобы ребёнок не забыл начало  придуманного им рассказа.

Для развития речевого творчества детей используется предметная модель: 2-3-4 картинки,  последовательно раскрывающие действия персонажей. Затем можно предложить детям придумать сказку по необычной картинки (перепутаница, загадочная и так далее).

         Предложить детям четырех, пяти лет сочинить сказку по говорящим картинкам-схемам («Красная шапочка», «Дюймовочка»). Отходя от наглядности, предложить детям знакомую сказку, но изменить ее конец: «А что потом?»

Моделирование сказок. Необходимо обучать дошкольников составлению сказки по  предметно-схематической модели. Показать какую-то картинку (предмет), которая будет для ребенка началом для детской фантазии (чашка с молоком - чашку сделать волшебной, молоко волшебное; молоко белое, вкусное сладкое, но попадая к злым людям, становится горьким и чёрным).

Использование схемы: волнистая линия - сначала решить вопрос с детьми, на что похожа волнистая линия? (на дорогу, на змею, ленточку). И взрослый подсказывает детям: «А может это сказка про ежика?....»

Ещё несколько  советов для развития речевого творчества детей - придумывание сказки.

1.  Совместное решение проблемного вопроса к сказке. Нужно продумать вопрос, который побудил бы детей к изобретению, помог любимым героям выходить из сложной ситуации, подобрать самую оптимальную и удобную (сказка «Кот в сапогах», а если бы людоед не захотел или не смог превратиться в мышку?).

2.  Научить решать противоречия: сказка «Принцесса на горошине"- если не станет этой горошины, которая и выявит настоящая ли принцесса, сказка уже изменится.

3.  Изменение ситуации в знакомых сказках: Золушка теряет не хрустальную туфельку, а что-то другое (поясок или брошь).

4.  Придумывание кратких историй: истории краткие, но сказочные (история с кленовым листочком).

5.  Сказка, но по-новому. Сказка старая, но предполагается главных героев наделить противоположными качествами.

6. «Салат из сказок».

7.  Сказка с продолжением.

8. Сказочные истории от одного слова.

9.  «Бином фантазии» -  две картинки с изображениями трудносопоставимых объектов, например кошка и сумка. Это посложнее, и ребёнок, думая, изобретая - творит сказку.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование моделей для развития речевого творчества детей.

Научить ребенка свободно владеть родным языком, развивать речевое творчество детей помогут такие средства как использование моделей....

Методические рекомендации по использованию метода ТРИЗ "Каталог" для развития речевого творчества детей 6-7 лет

Этот материал поможет педагогам использовать технологию ТРИЗ в работе по развитию речи детей...

Использование нетрадиционных средств развития речевого творчества детей дошкольного возраста в работе учителя-логопеда

На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей. Эффект их применения зависит от профессиональной компетентности пед...

Развитие речевого творчества детей через использование системы игр и упражнений

Игры и упражнения для развития речевого творчества детей....

Мастер-класс на тему: «Использование ТРИЗ для развития речевого творчества детей».

Знакомство с развивающими играми с использованием технологии ТРИЗ для развития речевого творчества детей....

Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...

Результаты работы по теме саморазвития «Развитие речевого творчества детей через использование нетрадиционных техник рисования в художественно продуктивной деятельности (классический сторителлинг):

Результаты работы по теме саморазвития «Развитие речевого творчества детей через использование нетрадиционных техник рисования в художественно продуктивной деятельности (классический сторителлин...