Мастер-класс на тему: «Использование ТРИЗ для развития речевого творчества детей».
учебно-методический материал
Знакомство с развивающими играми с использованием технологии ТРИЗ для развития речевого творчества детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_tehnologii_triz_dlya_razvitiya_rechevogo_tvorchestva_detey.docx | 22.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс на тему: «Использование ТРИЗ для развития речевого творчества детей».
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня у нас необычная встреча, мы с вами окажемся в интересной и увлекательной стране. И эта страна называется ТРИЗ. Что же такое ТРИЗ вам поможет понять следующая история: «В давние времена, когда человека, за денежные долги, могли отправить в тюрьму, жил купец, задолжавший большую сумму денег некоему ростовщику. Последний — старый и уродливый — влюбился в юную дочь купца и предложил сделку: он простит долг, если купец отдаст за него свою дочь. Отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребии: положить в пустую сумку два камешка, черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в тюрьму, а сама она станет нищей. Купец и его дочь согласились на это предложение. В то время, когда ростовщик наклонился за камешками для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить таким образом ее участь и участь ее отца». Теперь представьте, что это вам надо тянуть жребий. Что бы вы стали делать, оказавшись на месте этой несчастной девушки? Или же что бы вы ей посоветовали? Ответы педагогов.
Что же такое ТРИЗ? ТРИЗ: теория решения изобретательских задач. ТРИЗ — это одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников. Придумал и разработал эту удивительную технологию отечественный изобретатель, ученый, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер. Начал поиски и аспекты своей программы и системы в 1945 году, но в начале он и его последователи внедряли ТРИЗ в технику, а сейчас это очень важное направление используется для развития многих технологических систем. С 1987 года ТРИЗ пришёл в детские сады. В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в детском саду для развития у дошкольников творческого воображения, мышления, внимания, памяти, логики, для обогащения словаря и развития речи, что очень важно для будущего школьника. Предлагаю вам познакомиться с развивающими играми технологии ТРИЗ для детей разных возрастных групп. И так давайте поиграем.
Игра «Что бы это могло быть?» (вторая младшая группа)
Цель: Формировать умение на основе восприятия заместителей предметов давать в воображении новые образы, развивать ассоциативное мышление. Вам нужно подобрать как можно больше предметов похожих, на заданные геометрические фигуры. Изображения красного круга, зеленого треугольника, синего квадрата.
Игра «Волшебная палочка»
В ТРИЗ есть приёмы, которые помогают фантазировать и находить интересные идеи. Один из них — увеличение и уменьшение. Его суть в том, что надо мысленно представить, как какой-либо предмет или начинает становиться все больше и больше или наоборот уменьшаться. А для этого можно придумать волшебную палочку!Скажите ребенку: «У меня есть карандаш, давай представим, что он превратился в волшебную палочку. Теперь он может увеличить или уменьшить все, что захочешь. Что бы ты хотел увеличить или уменьшить?»
Возможные варианты ответов: хочу уменьшить зиму и увеличить лето, хочу увеличить выходные, хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.
А теперь усложним эту игру дополнительными вопросами: «Зачем это увеличивать или уменьшать?» Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом. Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, поздороваться с другом через форточку или достать с крыши мячик.
Затем обсудите, что в этих идеях будет хорошего и удобного, а что плохого. Вместо карандаша вы можете использовать любую палочку, пусть она у вас станет волшебной!
Игра «Цепочка» или «По кругу».
Цель: Учить детей выделять признаки объектов, развивать выразительность речи.
Ведущий показывает ребенку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться.
Мы переходим к игре «Жил-был кто-то. И было у него что-то». Подготовительная группа. Кажется, у меня получаются стихи, и это не случайно, потому что следующее задание связано именно с рифмами и стихами. Сейчас на экране появятся картинки с разными объектами. (Появляются изображения предметов: лягушка, газета, домик, подушка, конфета) Найдите, пожалуйста, среди них рифмующиеся между собой слова. (Ответы.) Составьте четверостишие с любыми из этих слов или со всеми словами сразу. (Сочиняют рифмовки)
Игра « Веселые сочинялки».
Цель: Формировать умение комбинировать слова. Устанавливать связь между словами, составлять предложения.
Например: Шла корова по Луне…(Пела песню о себе.)
Мы спросили попугая…(Что он сделал с кружкой чая?)
Стрекоза на шляпу села…(Шляпа весело взлетела.)
Сварен суп из топора…(Вот такие, брат, дела!)
Листик по ветру кружился….(и на землю опустился)
Снеговик глаза открыл…(нас увидел ,все забыл)
Буратино - длинный нос…(весь сосульками оброс).
Дед Мороз мешок принес..(и обратно все унес)
Ежик, ежик ,мой дружок..(поиграй со мной в рожок, сколько стоит пирожок.)
Игра «Не да, а нет!»
Необходимость переключаться с одного способа работы на другой, с одной деятельности на другую, делают мышление ребенка динамичным, гибким, способным справляться с нестандартными, неожиданными задачами, развивает его творческое мышление. Для этого отлично подходит игра «Не да, а нет!». В ней нужно отвечать на вопросы, которые обычно подразумевают положительный ответ, отрицательно:
Машина всегда обгонит пешехода? Нет, если машина стоит на светофоре, пешеход её легко обгонит! Днем всегда светло? Нет, если погода плохая и на небе тучи, то даже днём будут сумерки.У всех деревьев есть листья? Нет, у ёлки — иголки.Попробуйте задать такие вопросы ребёнку и порассуждать вместе с ним, а если ребёнок еще маленький, сами расскажите ему, как по-разному устроен окружающий мир и обратите внимание на интересные вещи.
Игра «Да–Нет» — игроки разгадывают “тайну”, заданную ведущим. Для этого игроки задают ведущему вопросы в такой форме, чтобы он мог ответить “Да” или “Нет”. Ведущему разрешается давать следующие ответы на поставленные вопросы: “да”, “нет”, “и да, и нет”, “это не существенно”, “об этом нет информации”. К примеру:
– Я загадала слово (кошка).
– Это слово обозначает предмет?
– Да.
– Это растение?
– Нет.
– Это что-то неживое?
– Нет.
– Это животное?
– Да.
Игра «Составь загадку»
Выберите любой объект, про который вы хотите сочинить загадку, определите, какой этот объект и что есть на свете, на него похожее. Например, если в качестве объекта вы выбрали «иглу», то на вопросы: «Объект какой? На что это похоже?», вы ответите: «Острая, похожа на стрелу, блестящая, похожа на ёлочную игрушку, скользкая, похожа на рыбку».
Теперь соединяем все слова с выражением «но не» и получаем загадку: «Острая, но не стрела, блестящая, но не ёлочная игрушка, скользкая, но не рыбка. Что это такое?» Попробуйте и вы сочинить с ребенком такую загадку!
Игра "Черно-белое". Взрослый показывает детям карточку с изображением предмета белого цвета. Дети должны назвать все положительные качества этого объекта. Потом демонстрируется карточка с тем же предметом, только черного цвета. В этот раз надо назвать все отрицательные черты.
Игра «Исправь ошибку»
Цель: развивать связную речь, логическое мышление. Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два объекта. Ребенок должен исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «Мел белый, а сажа мягкая» В первой части сравнения речь идет о цвете, а во второй – о твердости. Правильно будет так: «Мел белый, а сажа чёрная» «Мел твердый, а сажа мягкая»
Примерный речевой материал:
-Внучка маленькая, а бабушка старенькая.
-Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый.
-Лиса хитрая, а Колобок желтый.
-Заяц серый, а петушок смелый.
-Лунтик добрый, а Вупсень зеленый.
-Винни Пух любит мед, а Пятачок розовый.
- «Спасательные ситуации в сказках».
Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из, порой, трудных обстоятельств.
"Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть . . .” Предложите свои варианты спасения котенка.
Моделирование сказок: вначале детям дается картинка одного предмета.
Например, черный домик Дети сочиняют по ней сказку. Это домик Бабы яги или там живет кто- то злой. На следующем этапе добавляем еще дополнительно картинки, например, людей, животные, цветы.
Сказки по схемам. Даю схемы, дети придумывают сказки. Предлагаю схему.
Сказки по схеме с зарисовкой . Даю детям схему они составляют свою сказку с зарисовкой.
Так же использую схемы уже к известным сказкам. Даю схемы от простого к сложному.(примеры схем Гуси –лебеди)
Игра «Я еду в деревню»
Цель: Научить детей определять назначение предметов, видеть возможности их использования в окружающем мире.
На столе набор предметных картинок, которые складываются стопкой изображением вниз. Ребенок объявляет: «Я еду в деревню и беру с собой…» и вытаскивает из стопки любую картинку. Далее он должен объяснить, зачем ему данный объект в деревне. Конечный пункт путешествия периодически меняется: в деревню, в гости к обезьянкам, на северный полюс, на море и т. д.
Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует: - активизации познавательной деятельности детей; - созданию мотивационных установок на проявление творчества; - созданию условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами); -повышению эффективности овладения всеми языковыми средствами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование моделей для развития речевого творчества детей.
Научить ребенка свободно владеть родным языком, развивать речевое творчество детей помогут такие средства как использование моделей....
Использование нетрадиционных средств развития речевого творчества детей дошкольного возраста в работе учителя-логопеда
На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей. Эффект их применения зависит от профессиональной компетентности пед...
Мастер - класс с педагогами " Сенсорный анализ как средство развития речевого творчества у старших дошкольников"
Мастер - класс с педагогами " Сенсорный анализ как средство развития речевого творчества у старших дошкольников"...
Мастер-класс для педагогов «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»
laquo;Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его во...
Мастер-класс для педагогов «LEGO - конструирование, как средство развития технического творчества детей»
Мастер-класс для педагогов «LEGO - конструирование, как средство развития технического творчества детей»...
Мастер-класс для педагогов. Тема: «Использование мнемотехники в развития связной речи детей дошкольного возраста».
В данной работе представлен опыт работы по технологии мнемотехники....
Мастер – класс для воспитателей «Пейп – арт как средство развития художественного творчества детей старшего дошкольного возраста»
Развитие творческих способностей детей является важнейшей задачей современного образования.Симулировать творческий потенциал детей, а значит развивать их творческие способности, помогают нетрадиционны...