Групповой проект
методическая разработка (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Прогимназия «Созвездие»
Групповой проект
«Я САМ»
Подготовили:
воспитатели второй младшей группы
2021-2022 год
Тип проекта: социально-личностный, общественно-полезный, обучающий, долгосрочный.
Участники проекта: дети 2 младшей группы, родители, воспитатели.
Продолжительность проекта: годовой.
Срок реализации проекта: сентябрь 2021 г. - май 2022 г.
Предполагаемые итоги проекта: Осознание детьми необходимости овладения навыками самообслуживания.
Актуальность проекта:
Начиная работу с детьми младшей группы детского сада, необходимо отметить, что у детей, пришедших в детский сад, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться
Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Успешность её формирования на самых ранних этапах развития во многом определяет направленность личности. Самостоятельность не может возникнуть в отрыве от других личностных свойств (произвольности, воли, целеустремленности), без самостоятельности личность не становится полноценной.
Воспитывать самостоятельность, несомненно, необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом. Часто по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребёнка – мы стремимся сделать всё за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребёнку помощь? Стремясь сделать всё за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других.
Уже к четырем годам у ребёнка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.
Таким образом, для содействия развития навыков самообслуживания мной разработан проект «Я сам!», который позволяет закрепить элементарные правила самообслуживания на данном этапе развития ребенка и расширить формы работы с детьми и родителями.
Выбор моей темы связан с необходимостью решать проблему навыков самообслуживания, именно в раннем возрасте, так как этот период является наиболее благоприятным для личностного развития, поэтому именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека. Самое главное нельзя забывать, что именно в этом возрасте у детей в яркой степени начинает проявляться собственное «Я», а значит и его самостоятельность, которая и будет способствовать ребенку в развитии полезных навыков.
Цель: формировать самостоятельность у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время еды, раздевания, одевания, умывания).
2. Учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
3. Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого.
5. Побуждать детей к самостоятельности во время еды , учить держать ложку в правой руке.
6. Обучать детей порядку одевания и раздевания.
7. Учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого.
8. Учить в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду.
9. Учить правильно надевать одежду и обувь.
Предполагаемый результат проекта для детей:
Овладение навыками самообслуживания детьми 2 младшей группы:
- Дети самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности.
- Проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при небольшой помощи взрослых) .
- пользуются индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой)
- Правильно пользуются столовой и чайной ложками; не крошат хлеб, пережёвывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают с полным ртом.
- Правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо, уши; насухо вытираются после умывания. Вешают полотенце на место.
- Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдают элементарные правила поведения во время еды, умывания.
Предполагаемый результат проекта для родителей:
- Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.
- Получение консультаций по данной теме.
- Укрепление связей между детским садом и семьёй.
В ходе реализации проекта используются такие методы и средства как:
- личный пример работников детского сада, родителей;
- использование художественной литературы, фольклора;
- схемы-модели (последовательность этапов для отдельных режимных моментов);
- обеспечение чистоты среды;
- соблюдение правил этикета.
Этапы реализации проекта:
1 этап - подготовительный: определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста через наблюдения, беседы; составление плана работы; разработка содержания проекта, изучение литературы, подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме.
2 этап - основной: выполнение плана работы с детьми; совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач.
3 этап - заключительный: Подведение итогов работы над проектом; диагностическое исследование форсированности навыков самообслуживания у детей после реализации проекта; презентация проекта.
Формы работы:
Задачи | Мероприятия |
Диагностика сформированности навыков | Приём новых ребят, адаптационный период, наблюдения и игры на сближение |
Знать и находить свои картинки, пиктограммы, символизирующие место хранения предметов гигиены, предметов быта | Игры на внимание «Угадай , чей шкафчик», «Чья картинка» |
Подворачивать рукава одежды перед умыванием с помощью взрослого | Игра «Купание куклы», «Катя умывается» |
Учить правильно сидеть за столом – не ставить локти на стол, ноги под прямым углом | Традиция «Самый красивый стол», образец взрослых. |
Учить снимать одежду и вешать на стул | Игровая ситуация «Уложим куклу Таню спать», «Пропало платье» Чтение: К. Чуковский «Федорино горе» |
Учить подставлять руки под струю, делать круговые движения ладошками | - Использование стих - я Г.Ладонщикова «Я под краном мыла руки», - пед. ситуация «Научим обезьянку Читу мыть руки» |
Учить держать хлеб в левой, а ложку в правой руке. | Игра «Мои любимые ложки» |
Учить детей помогать в уборке игрушек | Игра «Спрячь в домики», совместная деятельность с воспитателем |
Учить детей самостоятельно надевать трусики, колготки | Пед. ситуация «Поможем куклам одеться» |
Учить самостоятельно брать мыло, смочив его, намыливать руки | - Чтение С.Я.Маршака «Мойдодыр», - проблемная ситуация «Грязные руки», - пед. ситуация «Всё для умывания» |
Учить есть с широкого края ложки | - Игра «Накорми мишку мёдом», - рассматривание картинок на тему – «посуда» |
С помощью воспитателя ставить стулья к столам | - Игра «Найди свой домик », - пед. ситуация «Помоги друг другу» |
Учить детей складывать одежду после прогулки и класть её в шкаф. | - Игровое упражнение «Каждой вещи своё место», -рассматривание альбома «Одежда», - пед. ситуация «Помогаем куклам Ане и Кате раздеться после прогулки» |
Отжимать воду с рук (кулачки), не капать на пол | - Пед. ситуация «Помогаем Мишутке мыть лапы», - традиция «Сухой пол» |
Учить детей не крошить хлеб, есть с закрытым ртом | -Традиция «Чистый стол» |
Учить детей своевременно пользоваться туалетом | - Традиция «Сухие штанишки», - игра «Напои крокодила» |
Учить одеваться в определённой последовательности, начиная с ног, а раздеваться сверху | - Настольная игра «Одень куклу», - чтение стих – я О.Кригер «На прогулку», -игра на внимание «Исправь ошибку» |
Самостоятельно подворачивать рукава и опускать после умывания | Традиция «Сухие рукава» |
Учить детей тщательно пережёвывать пищу, откусывая хлеб, заедать супом | Игра «Мы едим» |
Учить детей пользоваться расчёской с помощью воспитателя, пользоваться зеркалом, носовым платком | - Игровое упражнение «Мы моем свои расчёски», «Парикмахерская», - игра-упражнение «Найди домик своей расчёски», - игровая ситуация «Рассматриваем себя в зеркало» |
Учить детей самостоятельно пользоваться развёрнутым полотенцем в процессе умывания | - Пед. ситуация «Поможем Зайке вытирать лапы полотенцем», - игровое упражнение «Умоем Петрушку», - чтение Н. Найдёновой «Наши полотенца». - рассматривание полотенец – цвет, ткань. |
Учить детей застёгивать и расстёгивать пуговицы на одежде с помощью взрослого, расстёгивать и застёгивать обувь на «липучках» | - Использование дидактических пособий «Шнуровки – сапожки», «Липучки», «Застёжки» |
Учить детей пользоваться салфеткой во время еды и после приёма пищи | Традиция «Чистюли» |
Самостоятельно убирать игрушки после игры в группе и на участке | Педагогическая ситуация «Потерялись игрушки» |
Учить помогать друг другу в одевании и раздевании | - Педагогическая ситуация «Умелый и Неумелый рядом», - рассматривание картин «Петя собирается на прогулку», «Катя пришла в гости», - поручения «Помоги другу» |
Учить детей мыть лицо сверху вниз | - Чтение книги Благининой «Девочка - чумазая», - игра-развлечение «Научим зайку умываться» |
Учить детей сидеть близко к столу, наклоняя голову над тарелкой | - Беседы на тему « Как правильно сидеть за столом» |
Учить поддерживать порядок в групповой комнате – сложить кубики в коробку, собрать пирамидки | - Просмотр диафильма «Федорино горе», -игра « Мы – помощники», - пед ситуация « Почему плачут игрушки» |
Учить детей выворачивать одежду на правую сторону | - Пед. ситуация «Что неправильно одел Саша, как надо» |
Учить быть последовательными в процессе умывания | Режимные процессы |
Переносить реальные бытовые действия на игру с образными игрушками | -Сюжетно-ролевые игры « Столовая», «Парикмахерская», «Дочки-матери» |
Работа с родителями
- Оформление папки-передвижки для родителей.
- Консультация для родителей: «Я сам», «Как научить ребенка одеваться самостоятельно?», «Убираю игрушки сам», «Как научить ребенка мыть руки?», «Как приучать ребенка к порядку и самостоятельности», «Как прививать малышам полезные привычки и навыки самообслуживания», «Как развить у ребенка навыки самообслуживания».
- Памятка: Как приучить ребенка мыть руки?
Список используемой литературы
- Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях . Издательство «Мозаика-Синтез», 2006
- Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М. : 1991.
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в д/с: Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1985
- Вераксы Н.Е. Программа От рождения до школы. – М.: Мозаика-Синтез, 2013.
- Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. – СПб., 2007
- Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Волгоград: издательство «Учитель», 2009..
- Смирнова Т. Собираем куклу на прогулку.// Дошкольное образование. – 2008-№10-53-59с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповой проект "Моё имя"
Дети в группе все разные: спокойные и шустрые; светленькие и тёмненькие, а ещё у каждого есть своё, и только своё , имя. Что обозначает имя? Откуда оно произошло? Как тебя называют дома родные и ...
Практико-ориентированный краткосрочный внутренний групповой проект для детей 5-6 лет с ОНР "Где живут витамины"
Проект обеспечивает достижение конкретных результатов за короткий срок: дети получают знания о витаминах, правильном питании и здоровом образе жизни; учатся экспериментировать....
Презентация к групповому проекту для детей 5-6 лет с ОНР "Где живут витамины"
•Цель: познакомить детей с витаминами, которые есть в овощах•Задачи:1.Расширить знания детей о витаминах и их роли в сохранении и укреплении здоровья2.Закрепить знания детей об овощах; умение об...
Групповой проект: «Кулинария малышам». Мини проект: «Вкусненький салатик».
Данная презентация разработана на основе материала и планомерной работы, которая начиналась в старшей группе (2012 - 2013 гг.).К этому проекту с большим удовольствием присоединились и родители. С помо...
Групповой проект «Искринки-витаминки» проект по здоровьесбережению детей с ОВЗ в группе комбинированной направленности 5-7 лет
Данный проект предназначен для детей группы комбинированной направленности и детей с ОВЗ и ориентирован на изучение вопросов, связанных с сохранением здоровья человека. Работа над проектом направлена ...
Познавательный опытно-экспериментальный проект групповой проект «Вода - волшебница» Старшая группа (возраст детей 5-6 лет)
Познавательный опытно-экспериментальный проектгрупповой проект«Вода - волшебница»Старшая группа(возраст детей 5-6 лет)Пояснительная запискаАктуальность темы проекта. В современном обществе...
Отчет творческой группы по реализации мероприятий проекта Программы развития «Формирование развивающей предметно-пространственной среды как условия реализации основной образовательной дошкольного образования». О презентации групповых проектов ДОУ «Новый
Отчет творческой группы по реализации мероприятий проекта Программы развития «Формирование развивающей предметно-пространственной среды как условия реализации основной образовательной дошкольного обр...