Реализация воспитательно - образовательной деятельности по ФОП ДО
презентация
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО) Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847) ФИП ДО разработана в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утверждённым приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809).
НОВОЕ! Что определяет программа и на основе чего построена? Федеральная программа определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание ДО, осваиваемые обучающимися в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и планируемые результаты освоения образовательной программы. Федеральная программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО)
Федеральная программа позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования: -обучение и воспитание ребёнка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами; -создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины; -создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребёнку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.
ФГОС ДО и Федеральная программа являются основой для самостоятельной разработки и утверждения ДОО образовательных программ дошкольного образования Обязательная часть ООП ДО должна соответствовать Федеральной программе и оформляется в виде ссылки на нее Федеральная программа определяет объем обязательной части этих Программ, который в соответствии со ФГОС ДО составляет не менее 60% от общего объема программы. Формируемая часть ООП ДО участниками образовательных отношений, составляет не более 40% и может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в том числе региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность; сложившиеся традиции ДОО; выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и ДОО в целом. содержание и планируемые результаты разрабатываемых ООП ДО должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов Федеральной программы.
Федеральная программа включает в себя учебно-методическую документацию: -федеральная Рабочая программа воспитания - примерный режим и распорядок дня дошкольных групп Соотношение обязательной части ООП ДО и части, формируемой участниками образовательного процесса (с учётом приоритетной деятельности ДОУ) определяется в соотношении 60% и 40% соответственно : общий объём обязательной части Программы определён в соответствии с возрастом воспитанников; вторая часть Программы ДОУ включает направления, выбранные педагогическим коллективом (региональный компонент). Обязательная часть обеспечивает комплексное развитие детей во всех взаимодополняющих образовательных областях. В части, формируемой участниками образовательных отношений должны быть представлены выбранные методики, формы организации образовательной работы, парциальные программы и иные программы и/или созданные ими самостоятельно, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках.
В Федеральной программе содержатся целевой, содержательный и организационный разделы Целевой раздел содержит: -пояснительную записку -планируемые результаты освоения Федеральной программы -описание подходов к педагогической диагностике достижений планируемых результатов Содержательный раздел включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие). Организационный раздел (ОР) содержит: -описание психолого-педагогических и кадровых условий реализации Федеральной программы; -организации развивающей предметно-пространственной среды РППС в ДОО; -материально-техническое обеспечение Программы; -обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания; -примерные перечни художественной литературы, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства для использования в образовательной работе в разных возрастных группах Также, ОР содержит примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах и федеральный календарный план воспитательной работы.
Цель Федеральной программы - разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно- нравственных ценностей российского народа, исторических и национально- культурных традиций.
Традиционные российские духовно-нравственные ценности • жизнь, • достоинство, • права и свободы человека, • патриотизм, • гражданственность, • служение Отечеству и ответственность за его судьбу, • высокие нравственные идеалы, • крепкая семья, • созидательный труд, • приоритет духовного над материальным, • гуманизм, • милосердие, • справедливость, • коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение • историческая память и преемственность поколений, • единство народов России
Важнейшие задачи Федеральной программы ДОО • приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; • создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей; • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности; • достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития , необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования
Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов Основным методом педагогической диагностики является наблюдение. • Анализ продуктов детской деятельности может осуществляться на основе изучения материалов портфолио ребёнка (рисунков, работ по аппликации, фотографий работ по лепке, построек, поделок и другого). Полученные в процессе анализа качественные характеристики существенно дополнят результаты наблюдения за продуктивной деятельностью детей (изобразительной, конструктивной, музыкальной и другой деятельностью). • Педагогическая диагностика завершается анализом полученных данных, на основе которых педагог выстраивает взаимодействие с детьми, организует РППС, мотивирующую активную творческую деятельность обучающихся, составляет индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной Программы, осознанно и целенаправленно проектирует образовательный процесс.
Особенности ФОП ДО 1.В каждой образовательной области сформулированы задачи и содержание образовательной деятельности, предусмотренное для освоения в каждой возрастной группе детей в возрасте от двух месяцев до семи-восьми л ет. 2.Представлены задачи воспитания, направленные на приобщение детей к ценностям российского народа, формирование у них ценностного отношения к окружающему миру. 3.Более конкретное и дифференцированное по возрастам описание воспитательных задач приводится в Программе воспитания.
На примере совокупности задач воспитания в рамках образовательной области "Социально- коммуникативное развитие», которое направлено на приобщение детей к ценностям: • РОДИНА, • ПРИРОДА, • СЕМЬЯ, • ЧЕДОВЕК, • ЖИЗНЬ, • МИЛОСЕРДИЕ, • ДОБРО, • ДРУЖБА, • СОТРУДНИЧЕСТВО, • ТРУД и предполагает решение задач нескольких направлений воспитания:
-воспитание уважения к своей семье, своему населенному пункту, родному краю, своей стране; -воспитание уважительного отношения к другим людям - детям и взрослым (родителям (законным представителям), педагогам, соседям и другим), вне зависимости от их этнической и национальной принадлежности; -воспитание ценностного отношения к культурному наследию своего народа, к нравственным и культурным традициям России; -содействие становлению целостной картины мира, основанной на представлениях о добре и зле, красоте и уродстве, правде и лжи; -воспитание социальных чувств и навыков: способности к сопереживанию, общительности, дружелюбия, сотрудничества, умения соблюдать правила, активной личностной позиции; -создание условий для возникновения у ребёнка нравственного, социально значимого поступка, приобретения ребёнком опыта милосердия и заботы; -поддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи; -формирование способности бережно и уважительно относиться к результатам своего труда и труда других людей.
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области "Познавательное развитие" направлено на приобщение детей к ценностям "Человек", "Семья", "Познание", "Родина" и "Природа" , что предполагает: • -воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения образования для человека, общества, страны; • -приобщение к отечественным традициям и праздникам, к истории и достижениям родной страны, к культурному наследию народов России; • -воспитание уважения к людям - представителям разных народов России независимо от их этнической принадлежности; • -воспитание уважительного отношения к государственным символам страны (флагу, гербу, гимну); • -воспитание бережного и ответственного отношения к природе родного края, родной страны, приобретение первого опыта действий по сохранению природы.
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области "Физическое развитие" направлено на приобщение детей к ценностям " Жизнь", "Здоровье", что предполагает: • воспитание осознанного отношения к жизни как основоположной ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и социального благополучия человека; • формирование у ребёнка возрастосообразных представлений и знаний в области физической культ уры, здоровья и безопасного образа жизни; • становление эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни, физическим упражнениям, подвижным играм, закаливанию организма, гигиеническим нормам и правилам; • воспитание активности, самостоятельности, самоуважения, коммуникабельности, уверенности и других личностных качеств; • приобщение детей к ценностям, нормам и знаниям физической культуры в целях их физического развития и саморазвития; • формирование у ребёнка основных гигиенических навыков, представлений о здоровом образе жизни.
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Федеральной программы Дошкольное образование может быть получено в ДОО, а также вне её - в форме семейного образования. Форма получения ДО определяется родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения дошкольного образования учитывается мнение ребёнка
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Федеральной программы Образовательная организация может использовать сетевую форму реализации образовательных программ ДО и (или) отдельных компонентов, предусмотренных образовательными программами. Сетевая форма обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательных программ ДО с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также с использованием ресурсов иных организаций (организации культуры, физкультуры и спорта и другие организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам), с которыми устанавливаются договорные отношения.
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Федеральной программы При реализации образовательных программ дошкольного образования могут использоваться различные образовательные технологии: • дистанционные образовательные технологии, • электронное обучение, исключая образовательные технологии, которые могут нанести вред здоровью детей. • Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, а также работа с электронными средствами обучения при реализации Федеральной программы должны осуществляться в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21.
Для достижения задач воспитания в ходе реализации Федеральной программы педагог может использовать: - методы организации опыта поведения и деятельности (приучение к положительным формам общественного поведения, упражнение, воспитывающие ситуации, игровые методы); - методы осознания детьми опыта поведения и деятельности (рассказ на моральные темы, разъяснение норм и правил поведения, чтение художественной литературы, этические беседы, обсуждение поступков и жизненных ситуаций, личный пример); - методы мотивации опыта поведения и деятельности (поощрение, методы развития эмоций, игры, соревнования, проектные методы).
Культ урные практики Культ урные практики – это все возможные виды деятельности с воспитанниками. Как только дети овладевают видом деятельности и проявляют самостоятельность, привнося в деятельность личное творчество, практика становится культурной. Например: -Игровая- ребенок проявляет творческую инициативу. -Продуктивная - ребенок созидает, ставит цель (инициатива целеполагания). -Коммуникативная- ребенок проявляет коммуникативную инициативу.
При реализации Федеральной программы педагог может использовать различные средства: -демонстрационные и раздаточные; -визуальные; -аудийные; -аудиовизуальные; -естественные и искусственные; -реальные и виртуальные.
ВАЖНО! ДОО самостоятельно определяет средства воспитания и обучения в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Федеральной программы
Образовательная деятельность в ДОО включает в себя -образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности; -образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных процессов; -самостоятельную деятельность детей; -взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы ДО
ФОП ДО В ФОП ДО – приоритет воспитательные задачи В каждом ДОУ должен быть реализован минимум из ФОП ДО Утвержден воспитательно-образовательный процесс Для каждой возрастной группы прописаны задачи и содержание образования по образовательным областям
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы работы по реализации воспитательно – образовательной деятельности при помощи дистанционных технологий
Формы и методы работы по реализации воспитательно – образовательной деятельности при помощи дистанционных технологий....
Методические рекомендации "Реализация воспитательно-образовательно деятельности через игру2
В дошкольном возрасте ведущей, главной деятельностью ребенка является игра. Это не только забава, удовольствие, баловство. Игра – это способ познания себя и окружающего мира, возм...
Методические рекомендации "Реализация воспитательно-образовательно деятельности через игру"
В дошкольном возрасте ведущей, главной деятельностью ребенка является игра. Это не только забава, удовольствие, баловство. Игра – это способ познания себя и окружающего мира, возм...
«Формы и методы работы при реализации воспитательно-образовательной деятельности при помощи дистанционных технологий»
Дистанционное образование детей – образование на расстоянии, без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми, посредством информационно-коммуникативных технологий, которое ...
Консультация «Формы и методы работы при реализации воспитательно- образовательной деятельности при помощи дистанционных технологий в ДОУ»
Ознакомление педагогов ДОУ с формами и методами работы при реализации воспитательно- образовательной деятельности при помощи дистанционных технологий в ДОУ...
«Формы и методы работы при реализации воспитательно-образовательной деятельности при помощи дистанционных технологий»
laquo;Формы и методы работы приреализации воспитательно-образовательной деятельности при помощи дистанционных технологий»...
Формы и методы работы при реализации воспитательно-образовательной деятельности. Инновационные технологии в формировании игровой деятельности дошкольников
Формы и методы работы при реализации воспитательно-образовательной деятельности. Инновационные технологии в формировании игровой деятельности дошкольников...