МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Развивающая среда для развития мелкой моторики"
методическая разработка (младшая группа)

Родионова Наталья Николаевна

«Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx28.38 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Развивающая  среда для развития мелкой моторики»

Родионова Наталья Николаевна, воспитатель МБДОУ детский сад «Ласточка»

Первая квалификационная категория, Республика Бурятия, Тарбагатайский район, с.Тарбагатай,

 

Аннотация

Одним из приоритетных направлений моей деятельности является «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить. Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры.

«Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».    

И.П.Павлов

Многими учеными была установлена и доказана взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики со становлением речи. Развитие мелкой моторики способствует улучшению функционального состояния корковых мозговых структур, развитию речевой деятельности.

Как говорил В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Существует много приемов и способов развития мелкой моторики, с использованием игры и творчества. Пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры, мозаика, конструктор, «пазлы», шнуровки очень интересны и полезны для детей. Занимаясь творчеством – дети способны выразить свои чувства и эмоции, но также это деятельность эффективна , для развития ловкости пальцев. Гармонично развивать двигательные функции кистей рук у детей через творчество можно разными путями, наилучшим средством, на мой взгляд, является нетрадиционные техники. В своей работе по изобразительной деятельности, ставлю перед собой цель: создание благоприятных условий для развития мелкой моторики рук у дошкольников, в соответствии с целью, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и для получения положительных результатов, придерживаюсь следующих задач:

  1. Дополнять содержание предметно-развивающей среды, благотворно влияющую на развитие мелкой моторики у дошкольников;
  2. Развивать и укреплять мелкую моторику.

В своей работе использую разнообразные формы и методы :

  • выставки рисунков и поделок;
  • дидактические игры;
  • подгрупповая и индивидуальная деятельность;
  • театрализация.
  • Все это способствует у детей:
  • укреплению моторики рук;
  • обогащению сенсорного впечатления;
  • обогащению словаря;
  • развитию мыслительной деятельности;
  • развитию аккуратности и усидчивости.
  • Свою активность и стремление к самостоятельности дети успешно реализуют в игре, то в первую очередь, создала все условия для игровой деятельности. Сюжетно-ролевые игры, которые в значительной степени развивают мелкую моторику:
  • «Парикмахерская » - дети делают куклам прически, маникюр и т.д.
  • «Мастерская» - собирают макеты предметов мебели из разного конструктора.
  • «Автосервис» - мальчики занимаются «ремонтом» машин.

В деятельности использую крупы (горох, рис, манка, фасоль, гречка и т.д.). Например, игра «Покорми свинку» (дети вкладывают семена в крышку бутылки «пятачок»), «Рисование манкой». Также в своей работе применяю игровой самомассаж, пальчиковую гимнастику в сопровождении со стихами, что позволяет организовать веселые и эмоциональные минутки отдыха, и в то же время, повышает эффективность работы.

Игры, упражнения, развивающие мелкую моторику разными способами:

  • Рисование. Рисование дает возможность для развития творческих способностей дошкольников, помогает в формировании координации движения пальцев рук. ( пальчиками, ладошками).
  • Лепка (пластилин, глина, снег).
  • Поделки из бросового, природного материала.
  • Игры с песком.
  • Выкладывание фигур из палочек (счетные палочки, от мороженого) из разных видов мозайки.
  • Конструкторы.  Очень хорошо развивают мелкую моторику разные конструкторы. Важно иметь несколько конструкторов (но обязательно с разным принципом соединения деталей, например: магнитные конструкторы).
  • Пересыпание. Пересыпать с помощью воронки, совка, ложки разные сыпучие вещества из одной посуды в другую. Можно пересыпать песок, крупу, горох, чечевицу. Использую разную посуду – пересыпать можно в стакан, сосуд с узким горлышком с помощью воронки. Можно пересыпать песок в коробку руками, прятать и искать в песке разные мелкие игрушки.
  • Найди игрушку (перемешать в коробке фасоль и игрушки, от киндеров, дети находят их потом )
  • Наполнение бутылки мелкими предметами.

В пластиковую бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики, опять же мелкие игрушки от киндеров. Придерживать бутылочку одной рукой, а другой рукой брать по одной детали.

  • Прокатывание шариков. Дети катают маленькие шарики по столу.
  • Упражнения с бумагой:

1) мять – развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния),
2) рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны. Получаются полосочки. Эти полоски малыш складывает в коробочку и делает «дождик», высыпая полоски из коробки.

  • Разворачивание завернутого в бумагу предмета- сюрприза- «что там?»
  • Развязывать и завязывать узелки, бантики, плести косички, расстегивать и застегивать липучки, пуговицы, кнопки, крючки, молнии, снимать и надевать шапку , стягивать носки, снимать ботинки.
  • Наматывание толстой нитки на палочку, на катушку, на клубок и разматывание. Наматывание толстого шнурка на руку – свою или мамину.
  • Катание карандаша между ладошками. Сначала попробовать покатать карандаш по столу ладонью. Затем показать малышу, как катать карандаш между выпрямленными ладошками в руках (карандаш находится в вертикальном положении). На конец карандаша можно приклеить картинку, которая будет «плясать» — вертеться.

Процесс вкладывания: Вкладывать друг в друга одинаковые предметы-вкладыши с круглым основанием; Вставлять кубы в отверстие коробки; Размещать плоские квадратные, треугольные вкладки в гнездах фигурной доски; Вставлять втулки (цилиндры) в отверстия панели;

  • Шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки
  • Бельевые прищепки для развития координации движений пальцев рук;
  • Деревянный планшет для нанизывания резинок.
  • Шнуровки, шнурки, бусинки разных размеров и цветов.
  • Процесс нанизывания. Сначала малыш учится разбирать игрушку-пирамидку (это легче), а уже потом собирать ее.
  • Массажер «Су-Джок»

Все эти пособия и игры находятся в свободном доступе для каждого ребёнка. При этом я объясняю, показываю, рассказываю, для чего нужны данные пособия и игры, как их использовать, соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны жизни и здоровья воспитанников.

Если ребенок затрудняется в выполнении действия, нужно определить, какие именно действия, движения ему не удаются и соответственно использовать приемы (например: выполнять нужное движение, взяв руку ребенка в свою). Благодаря этому, происходит комплексное воздействие на ребенка, создаются благоприятные возможности для развития мелкой моторики рук, повышается эффективность всего воспитательного процесса.

Итак, организуя среду и создавая условия для развития детей, мы, прежде всего, думаем о том, чему полезному могут научить ребенка самые обычные предметы, окружающие его каждый день. Мы, педагоги подбираем соответствующий дидактический материал, создаем предметную обстановку и организуем деятельность ребенка, обеспечивая максимум активности и инициативности детей. Наша работа заключается в создании условий для освоения ребенком того или иного действия, закрепления умения осуществлять его в видоизмененных обстоятельствах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание предметно-развивающей среды, способствующей развитию мелкой моторики у дошкольников с ОНР.

Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Так, была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то ...

Предметно – развивающая среда по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными интеллектуальными возможностями.

 В статье представлен материал о создании предметной развивающей среды по развитию мелкой моторики удошкольников, имеющих умеренную умственную отсталость....

"Организация предметно-пространственной среды для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста"

Статья "Организация предметно-пространственной среды для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста"...

Создание условий в развивающей предметно – пространственной среде для развития мелкой моторике дошкольника

Предметно-пространственная среда необходима детям потому, что выполняет по отношению к ним информационную функцию: каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится с...

Методическая разработка «РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ»

В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»....

Методическая разработка «РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ»

Одним из приоритетных направлений моей деятельности является «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста». Многими учеными была установлена и доказана взаимосвязь общей, мелкой и речевой м...