консультация " Что такое лепка и ее значение для всестороннего развития личности?»
консультация

Цель консультации по лепке — развитие творчества детей дошкольного возраста в пластичных видах художественной деятельности. 

 задачи:

  • развитие элементарных навыков и умений в лепке; 
  • знакомство с различными пластичными материалами и техниками; 
  • знакомство со способами выразительной передачи образов; 
  • формирование художественно-образных представлений мышления, эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности; 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_lepka_konsultatsiya.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №17 «Сказка»

«Что такое лепка и ее значение для всестороннего развития личности?»

консультация

Выполнила: Изосимова Е.Ю

        2024г. Камень-на-Оби

В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками. Изделия народных мастеров - уникальные произведения искусства, которые украшают нашу жизнь.

В народном творчестве выражаются исконная тяга человека к красоте, желание раскрыть свои творческие способности. Музыка, художественное слово, изобразительное искусство — источники особой детской радости в дошкольном детстве.

Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через рисование, лепку.

При этом он раскрывает себя, постигает собственные возможности.

Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности. На занятиях лепкой вышеперечисленные качества развиваются особенно. Так как любой предмет имеет объем, он воспринимается ребенком со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ.

Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные фигурки и целые композиции.

Лепка, как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, усвоению целого ряда математических представлений. Дети непосредственно сопоставляют части предметов между собой, определяют их размеры (длину, толщину), что в рисунке осуществляется только зрительным путем. Занятие лепкой способствуем развитию чувства осязания обеих рук.

Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, причем чаше всего десятью, а это, как известно, способствует развитию речи. Еще одна специфическая черта лепки — ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. В детском саду чаще всего для лепки используют глину или пластилин, но в последнее время появился еще один очень популярный материал – тесто.

Творить и созидать — это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Лепить из теста — доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идет полное расслабление тела и души. Человек наполняется радостью, уходят заботы, стресс, а если он работает с любовью и желанием, то может отдохнуть и восстановить силы. Это особое состояние, божий дар, который нужно беречь и приумножать.

Работа по тесто пластике комплексно воздействует на развитие ребёнка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить о том, что лепка из соленого теста способствует развитию творчества дошкольников.

  • Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
  • Развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
  • Синхронизирует работу обеих рук;
  • Формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
  • Развивает творчество ребенка.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Познавая красоту окружающего мира, ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Формируются образные представления, развиваются мышление, воображение. Всё это вызывает стремление передать воспринятую красоту, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируется творчество.

Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространстве. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Это самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.

Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного усвоения.

В лепке масштаб поделок не задан форматом листа как в рисовании и аппликации или размером кубиков как в конструировании. Он зависит каждый раз только от замысла ребёнка, от его умелости и индивидуальных особенностей. Ребёнок учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.

Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом.

Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается — объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания дошкольников. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного. Поэтому обосновано можно предположить, что лепка благотворно сказывается на развитии ребенка как творческой личности.

Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через лепку. При этом он раскрывает себя, постигает собственные возможности. На занятиях лепкой из соленого теста, ребенок как никогда имеет возможность реализовать свое творчество и фантазию, задача педагога, в данном случае, предложить наиболее доступные средства и материалы, для достижения положительного результата, а также дать невидимый толчок к развитию творческого полета. Ведь только находясь в атмосфере взаимопонимания между ребенком и взрослым можно заглянуть ребенку в душу, понять и почувствовать, то чего хочет он достичь. Если рассматривать лепку как средство развития детского творчества, то можно сказать, что главным моментом в достижении положительной динамики, будет выступать заинтересованность ребенка в начинаемой работе. Ребенок, удовлетворенный полученным результатом, будет стремиться снова и снова проявить себя, показать то, на сколько широко он может мыслить. Порой то, что человек не может передать словами, можно выразить в своем творчестве. Передать всю ту красоту, эстетичность и конечно же свое видение того или иного объекта, что и будет являться творческим продуктом, а значит это и будет проявлением творчества ребенка.

Необычность материала в данном случае будет способствовать наибольшей заинтересованностью к лепке. Традиционный пластилин или глина уже не настолько интересны нынешнему поколению, их увлекают новые формы, материалы и, конечно же, нет ничего интересней, чем наблюдать за тем, как с помощью рук ребенок может создать нечто необычное, радующее глаз, воплощение своих мыслей и фантазий. Мы считаем, что любое выражение представляемого образа ребенком, там, где он отходит от каких-либо рамок, шаблонов и образцов, и будет являться проявлением творчества. Заканчивая работу, дорабатывая мелкие детали, применяя различные изобразительные средства, такие как кисти, краски, заключительная обработка изделия лаком для прочности, ребенок проявляет себя как творческая личность.

Вывод:

занятие лепкой комплексно воздействуют на интеллектуальное развитие детей:

развивает пространственное, логическое и конструктивное мышление;

повышают сенсорную чувствительность, т. е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

развивает общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронизирует   работу обеих рук;

формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;

развивает творчество, фантазию и воображение

способствует развитию речевой и познавательной активности;

развивает ребенка эстетически, учат ребенка видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Влияние музыки на всестороннее развитие ребенка и необходимость продолжения развития музыкальных способностей в семье.»

Консультация для родителей на тему: «Влияние музыки на всестороннее развитие ребенка и необходимость продолжения развития музыкальных способностей в семье.»...

Формы организации театрализованной деятельности и ее значение для всестороннего развития личности ребенка

В методической разработке представлены формы организанизации театрализованной деятельности  и использование элементов театрализованных игр на других занятиях....

Театр экологической сказки- его особенности и значение во всестороннем развитии детей.

Консультация для родителей о значении театра экологической сказки в развитии детей....

Развивающие игры детей раннего возраста - их значение для всестороннего развития.

Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса...

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста. Значение для всестороннего развития.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей дейст...

Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром. Значение для всестороннего развития ребёнка.

Дети раннего возраста нуждаются в специальной работе по ознакомлению с окружающим миром. В процессе этой работы расширяется кругозор ребенка, обогащается словарный запас. Также  развивается позна...

Сюжетно-ролевая игра детей раннего возраста, её значение для всестороннего развития детей раннего возраста.

Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно. Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми. Отображая в игре жизненные впечатления, ре...