РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Страна знаний»
рабочая программа
Дополнительная образовательная программа по подготовке детей к школе «Страна знаний» имеет социально-педагогическую направленность и способствует развитию мотивации ребѐнка к познанию и творчеству, созданию условий для всестороннего развития личности ребѐнка. Рабочая программа «Страна знаний» для детей 5-7 лет представлена 2-мя направлениями: первое направление - «Подготовка к обучению грамоте», и второе направление- «Математическое развитие».
Занятия по программе носят общеразвивающий характер, оказывают влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.
А также способствуют воспитанию у дошкольника умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели.
В программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей. При системном подходе рассматриваются пути освоения ребѐнком языка в единстве сознания и деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_programma_12_moya.docx | 49.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №1381» 129346, Москва, Янтарный проезд, д.2 Тел. (499) 184-46-96 / (499)184-59-60 E-mail: 1381@edu.mos.ru sch1381.mskobr.ru
| ||
«Рассмотрено» на заседании кафедры дополнительного образования и эстетических дисциплин Протокол № 3 от ____________2024 г. | «Согласовано» на заседании педагогического совета школы Протокол № 14 от _____________2024 г. | «Утверждено» Приказом№_______________________________2022г. Зам. директора ГБОУ Школа № 1381 ___________ Степанова О.В. «____» ____________________2024г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Страна знаний»
Уровень: ознакомительный
Форма занятий: групповая
Срок реализации: 1 год
Классы (возраст): 5-7 лет
Кол-во часов: 2 ч. в неделю, 70 ч. в год
Составлена педагогом доп. образования: Грудская Людмила Сергеевна.
Москва
2024 год
Аннотация к программе дополнительного образования
Полное наименование программы с указанием возраста (классов) | Дополнительная общеобразовательная программа «Страна знаний» 5-7 лет |
Нормативная и методическая основа разработки программы | Программа «Знайка» составлена на основе программ
|
Количество часов для реализации программы | 70 часов |
Дата утверждения | 15.09.2024г. |
Цель реализации программы | Развитие звуковой культуры речи. Формирование правильного произношения звуков родного языка, усвоение букв русского алфавита и развития умения соотносить их с соответствующими звуками. Формирование математической логике и расширение кругозора посредством занимательного материала. |
Требования к уровню подготовки обучающихся (ожидаемые результаты) | Дети смогут группировать и соотносить предметы по цвету, форме, величине, овладеют навыком сложения и вычитания. Решение логических задач. Будут распознавать первый звук в словах, различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами. |
Методы и формы оценки результатов освоения | Итоговое открытое занятие для родителей. |
1.Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа по подготовке детей к школе «Страна знаний» имеет социально-педагогическую направленность и способствует развитию мотивации ребѐнка к познанию и творчеству, созданию условий для всестороннего развития личности ребѐнка. Рабочая программа «Страна знаний» для детей 5-7 лет представлена 2-мя направлениями: первое направление - «Подготовка к обучению грамоте», и второе направление- «Математическое развитие».
Занятия по программе носят общеразвивающий характер, оказывают влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.
А также способствуют воспитанию у дошкольника умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели.
В программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей. При системном подходе рассматриваются пути освоения ребѐнком языка в единстве сознания и деятельности.
1.1 Направленность программы
Ведущей идеей первого направления данной программы является выработка у детей умений ориентироваться в звуко - буквенной системе родного языка и на этой основе – развитие интереса и способностей к чтению. Последовательное усвоение понятий «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение» в различных игровых упражнениях формирует у ребенка осознание речи, ее произвольности.
Развивая фонематический слух малышей, необходимо систематически выделять, узнавать, различать фонемы родного языка, т.к. хорошо развитый фонематический слух - существенная предпосылка правильного чтения и письма.
Важнейшую роль играет анализ и синтез звуков. Здесь используется артикулирование звуков, договаривание незаконченного слова, подбор слов с изучаемым звуком и определение его места в слове, чтение слов по подобию, наращивание гласных и согласных в начале и в конце слова, присоединение согласной от первоначального слова ко второму, замена одного звука в слове другим, чтение анаграмм и др.
.
Ведущей идеей второго направления программы является развитие познавательного интереса к математике через ознакомление детей с различными областями математической действительности. Математика способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности; дает реальные предпосылки для развития логического мышления детей, обучения их умению кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли. Формирование понятий о числе и арифметических действиях начинается с первых уроков и проводится на основе практических действий с различными группами предметов. У детей формируется обобщение об образовании следующего числа натурального ряда, устанавливается соотношение, между любым числом ряда и всеми ему предшествующими или последующими; учатся находить сумму двух чисел (с помощью счета предметов), их разность (на основе состава числа). Раскрытие смысла действий, формирование тех или иных понятий связано, как правило, с решением простых задач (решаемых одним арифметическим действием). Наряду с решением готовых задач важно упражнять детей в самостоятельном их составлении по различным заданиям учителя. Числовой и сюжетный материал должен браться из окружающей действительности. Важнейшее задание на уроках математики имеет игровая деятельность, яркий и разнообразный дидактический материал.
Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.
1.2 Актуальность, цель, задачи
Для успешного обучения детей в школе, важно сформировать у ребенка психологическую и общеучебную готовность к школе. Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Занятия математикой развивают психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, а также формируют личностные качества дошкольников: аккуратность, трудолюбие, инициативность, общительность, волевые качества и творческие способности детей. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Цель программы
– формирование компетенций дошкольников, которые необходимы для успешной самореализации ребёнка в начальной школе, предотвращения стрессов, комплексов, которые могут нивелировать желание учиться на все последующие годы.
Задачи программы:
Образовательные:
Формирование умений звукобуквенного анализа: учить делить слова на слоги; различать звуки (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные); соотносить звук и букву; определять ударный слог; составлять предложение из двух, трех, четырех слов.
Формирование выразительности речи: пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями; выработка дикции.
Развитие графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.
Формирование умений принимать учебную задачу и решать ее самостоятельно.
Формирование навыков самоконтроля и самооценки выполненной работы.
Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;
Развитие умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий на основе математических понятий.
Развивающие:
Развитие фонематического слуха: развитие способности дифференцировать звуки; развитие умений слышать отдельные звуки в словах, определять место заданного звука в слове; интонационно выделять звуки в слове и произносить их изолированно.
Развитие мотивации учения.
Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Развитие произвольности психических процессов.
Развитие образного и вариативного мышления, воображения, творческих способностей.
Развитие способности к саморегуляции поведения и проявления волевых усилий.
Развитие и формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии) в процессе решения математических задач.
Воспитательные:
-Воспитание умения работать
-Воспитание самостоятельности при выполнении заданий
-Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим
-Привитие элементарных гигиенических правил письма;
-Воспитание усидчивости;
-Воспитание способности к самостоятельному выполнению заданий.
1.3 .Возраст обучающихся и срок реализации программы
Уровень: ознакомительный
Программа обучения рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (старшая группа) – 5-7 лет.
Организация обучения:
Программа рассчитана на один год обучения:
Обучение детей 5-7 лет - 2 раз в неделю, в год 70часа
1.4. Формы, виды и режимы занятий
Формы занятий: подгрупповые.
Режим занятий
- Занятия проводятся во второй половине дня.
- Длительность занятия составляет :
1 учебный час -(30 минут).
1.5 .Ожидаемые результаты и способы их проверки
По направлению: "Обучение грамоте и письму"
К концу учебного года ребѐнок должен:
- знать буквы русского алфавита;
- писать буквы русского алфавита в клетке;
- определять место звука в слове: в начале, в середине и в конце;
- различать гласные, согласные, твѐрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
- пользоваться графическим обозначением звуков (гласные – красный квадрат, твѐрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зелѐный квадрат);
- уметь записывать слово условными обозначениями, буквами.
- соотносить звук и букву:
- писать слова, предложения условными обозначениями, буквами;
- определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком;
- проводить звуковой анализ слов; - читать слова, слоги, предложения, небольшие тексты;
- правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;
- составлять предложение из двух, трѐх слов, анализировать его.
По направлению "Математическое развитие" к концу учебного года ребенок должен уметь:
- числа второго десятка и записывать их;
- понимать независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счета;
- использовать и писать математические знаки;
- сравнивать группы однородных и разнородных предметов по количеству;
- дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов;
- преобразовывать одни геометрические фигуры в другие путем складывания разрезания;
- раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10;
- измерять линейкой отрезки, записывать результаты, изображать отрезки заданной величины;
- ориентироваться на листе бумаги в клетку;
- определять положение предмета по отношению к другому;
- решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
- понимать задание и выполнять его самостоятельно;
- проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.
1.10 Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Диагностика
По направлению «Подготовка к обучению грамоте»:
1. Звуковая сторона и выразительность речи
2. Фонематический слух
3. Уровень развития моторики, графических навыков
4. Звукобуквенный анализ (место звука в слове, соотнесение звука и буквы)
5. Чтение
По направлению «Математическое развитие»:
1. Общие понятия (свойства предметов, группы)
2. Числа и операции над ними
3. Пространственно-временные представления
4. Геометрические фигуры и величин
2. Учебный тематический план
2.1.Учебно – тематический план по обучению грамоте и письму
5-6 лет.
Месяц | № | Тема занятий | Всего занятий |
Сентябрь | 1 | Знакомство «Страна знаний» | 1 |
2 | Звук и буква [А]. | 1 | |
3 | Звук и буква [О]. | 1 | |
Октябрь | 4 | Звук и буква [У]. | 1 |
5 | Закрепление пройденного материала[А], [О], [У]. | 1 | |
6 | Звук и буква [Ы]. | 1 | |
7 | Звук и буква [Э]. | 1 | |
Ноябрь | 8 | Чтение слов АУ, УА. Закрепление пройденного материала. | 1 |
9 | Звук и буква [Л]. Чтение слогов ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ. | 1 | |
10 | Звук и буква [М]. Чтение слогов, слов. Ударение. | 1 | |
11 | Звук и буква [Н]. Чтение слогов. Написание и чтение слов. | 1 | |
Декабрь | 12 | Звук и буква [Р]. Чтение слогов. Знакомство с предложением,чтение предложения. | 1 |
13 | Закрепление пройденного материала. Гласные и согласные звук и буквы. Чтение слогов, слов. | 1 | |
14 | Чтение слогов, слов, предложений. | 1 | |
15 | Звук и буква [Ю]. Чтение слогов, слов. | 1 | |
Январь | 16 | Звук и буква [Е]. Чтение слогов, слов. Составление предложений. | 1 |
17 | Звук и буква [Ё]. Чтение слогов, слов. | 1 | |
18 | Звук и буква [И]. Чтение слогов, слов. | 1 | |
19 | Закрепление пройденного материала. | 1 | |
февраль | 20 | Звуки [Г-К], [ГЬ-КЬ]. Буквы [Г], [К]. Чтение слогов, составление и условная запись предложения. | 1 |
21 | Чтение слов стихотворных текстов | 1 | |
22 | Чтение слогов, слов в предложений | 1 | |
23 | Закрепление пройденного материала. | 1 | |
Март | 24 | Звуки [Д-ДЬ], [Т-ТЬ]. Буквы [Д], [Т]. Чтение слогов, предложений. | 1 |
25 | Звуки [В-ВЬ], [Ф-ФЬ]. Буквы [В], [Ф]. Чтение слогов, предложений. | 1 | |
26 | Звуки [З-ЗЬ], [С-СЬ]. Буквы [З], [С]. Чтение слогов, слов. | 1 | |
27 | Звуки [Б-БЬ], [П-ПЬ]. Буквы [Б], [П]. Чтение слогов, слов, предложений. | 1 | |
Апрель | 28 | Звуки [Х-ХЬ]. Буква [Х]. Чтение слогов, слов, предложений. | 1 |
29 | Звуки и буквы [Ж], [Ш]. Чтение слогов, слов. | 1 | |
30 | Звуки и буквы [Ч], [Щ]. Чтение слогов, предложений. | 1 | |
31 | Звуки и буква [Ц]. Чтение слогов,слов, стихотворных текстов. | 1 | |
Май | 32 | Звук и буква [Й]. Чтение слов,стихотворных текстов. | 1 |
33 | Звук и буква [Ь]. Чтение слов,стихотворных текстов. | 1 | |
34 | Буква [Ъ]. Чтение слов,стихотворных текстов. | 1 | |
35 | Закрепление пройденного материала. Чтение слов, слогов, предложений. | 1 |
Итог 35 часа
2. Учебный тематический план
2.1.Учебно – тематический план по обучению грамоте и письму 6-7 лет.
Месяц | № | Тема занятий | Всего занятий |
Октябрь | 1 | Звук и буква (закрепление) [А]. В мире книг. Чтение и отгадывание загадок, запись слов-отгадок, чтение пословиц, рисование Колобка в тетради в линейку. | 1 |
2 | Звук и буква (закрепление) [О]. Игрушки. Игровые упражнения «Напиши правильно», «Допиши предложение», чтение загадки, рисование шариков в тетради в линейку. | 1 | |
3 | Звук и буква (закрепление) [У]. Овощи. Игровые упражнения «Напиши правильно», «Соедини правильно», чтение загадки, рисование огурцов в тетради в линейку. | 1 | |
4 | Звук и буква (закрепление) [Ы] и повторение звуков [А] [Ы] [О] [У] . Фрукты. Игровые упражнения «Напиши правильно», «Учимся разгадывать кроссворд», «Что где растет», рисование вишен, яблок в тетради в линейку. | 1 | |
Ноябрь | 5 | Звук и буква (закрепление) [Э]. Осень. Чтение загадки, рассказа,пословиц об осени. «Напиши правильно». Рисование осенних листочков в тетради в линейку. | 1 |
6 | Закрепление пройденных звуков [А] [О] [Э] [Ы] [У]. Домашние животные. Игровые упражнения «Загадки и отгадки», «Отгадай и нарисуй». «Напиши правильно», чтение рассказа К.Д. Ушинского «Васька». | 1 | |
7 | Звук и буква (закрепление) [Л]. Дикие животные. Разгадывание кроссворда, игровое упражнение «Допиши предложение», «Читаем, пишем, рисуем». | 1 | |
8 | Звуки и буквы (закрепление). Игровое упражнение «Прочитай и допиши правильно». Игры «Буквы рассыпались»,«Бувы потерялись». | 1 | |
Декабрь | 9 | Звук и буква (закрепление) [М]. Сказки. Чтение пословиц о сказках, игровое упражнение «Напиши правильно», рисование Курочки Рябы в тетради в линейку. | 1 |
10 | Звук и буква (закрепление) [Н]. Зима. Чтение загадок, рассказа о зиме, составление предложения по картинке, рисование снежинок в тетради в клетку. | 1 | |
11 | Звук и буква (закрепление) [Р]. Соотнесение звука и буквы, чтение и отгадывание загадки. Игровое упражнение «Прочитай и допиши правильно». | 1 | |
12 | Закрепление звуков и букв [Р] [М] [Л] [Н]. Новый год. Чтение рассказа про Новый год, игровое упражнение «Напиши правильно», составление рассказа по серии сюжетных картинок, рисование елочных шариков в тетради в линейку. | 1 | |
Январь | 13 | Звук и буква (закрепление) [Я]. Транспорт. Игровое упражнение «Загадки и отгадки», «Допиши пропущенные буквы», рисование вагончиков в тетради в линейку. | 1 |
14 | Звук и буква (закрепление) [Ю]. Профессии. Игровое упражнение «Читай, пиши, соединяй». | 1 | |
15 | Звук и буква (закрепление) [Е]. Чтение пословиц. Игровое упражнение «Соедини правильно». Игровое упражнение «Кто в каком домике живет?» | 1 | |
16 | Звук и буква (закрепление) [Ё]. Игровое упражнение «Прочитай и допиши правильно», составление предложений по картинкам, рисование по образцу в тетради в линейку. | 1 | |
февраль | 17 | Закрепление пройденного материала. | 1 |
18 | Звук и буква (закрепление) [И]. Чтение слогов, слов. Природные явления. Игровые упражнения «Читай и подчеркивай», «Соедини правильно», «Читай, думай, пиши». | 1 | |
19 | Звуки и буквы (закрепление) [К]-[Г] чтение слогов, слов. Лес. Игровые упражнения «Читай, думай, пиши», «Что перепутал художник», «Рисуем грибы и желуди». | 1 | |
20 | Звуки и буквы (закрепление) [Д]-[Т] чтение слогов, слов. Насекомые. Разгадывание кроссворда, игровое упражнение «Раскрась и обведи», рисование божьих коровок в тетради в клетку. | 1 | |
Март | 21 | Звуки и буквы (закрепление) [В]-[Ф] чтение слогов, слов. Птицы. Игровое упражнение «Напиши правильно», чтение загадок, рассказа К.Д. Ушинского «Дятел», рисование птички в тетради в линейку. | 1 |
22 | Звук [Х] чтение слогов, слов. 8 Марта. Чтение стихотворения Т.Шорыгиной, написание поздравлений женщинам своей семьи и рисование для них букетов цветов. Игровое упражнение «Думай, пиши, читай». | 1 | |
23 | Звуки и буквы (закрепление) [Ж]-[Ш] чтение слогов, слов. Цветы. Разгадывание кроссворда, игровое упражнение «Раскрась правильно», рисование тюльпанов в тетради в линейку. | 1 | |
24 | Звуки и буквы (закрепление) [Ч]-[Щ] чтение слогов, предложений. Составление предложения по сюжетным картинкам. | 1 | |
Апрель | 25 | Звук и буква (закрепление) [Ц]. Чтение слогов, слов. Весна. Чтение загадки, рассказа Л. Толстого, игровое упражнение «Соедини правильно», рисование подснежников в тетради в линейку. | 1 |
26 | Звук и буква (закрепление) [Й]. Чтение слов, стихотворных текстов. Лето. Чтение загадки и рассказа о лете, игровые упражнения «Раскрась правильно», «Думай, пиши, читай», чтение пословиц о лете, рисование грибов в тетради в линейку. | 1 | |
27 | Буква [Ь]. Чтение слов, стихотворных текстов. | 1 | |
28 | Буква [Ъ]. Чтение слов, стихотворных текстов. Закрепление букв Ь и Ъ. | 1 | |
Май | 29 | Ребусы. Разгадывание ребусов. | 1 |
30 | Кроссводы. Разгадывание кроссвордов. | 1 | |
31 | Закрепление пройденного материала, чтение слов, составление предложения по сюжетным картинкам. | 1 | |
32 | Скоро в школу. Чтение пословиц о школе, игровое упражнение «Соедини правильно», чтение вопросов и написание ответов на них. | 1 |
Итог 32 часа
2.2 Учебно-тематический план по математическому развитию 5-6 лет.
Месяц | № | Тема занятий | Всего занятий |
Сентябрь | 1 | Знакомство «Страна знаний» Свойство предметов | 1 |
2 | Свойство предметов, чем похожи и чем различаются фигуры | 1 | |
3 | Свойство предметов, дать название каждой картинке | 1 | |
Октябрь | 4 | Свойство предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству | 1 |
5 | Свойство предметов. Объединение предметов в группы | 1 | |
6 | Свойство предметов. Уменьши и увеличь | 1 | |
7 | Сравнение групп предметов. Обозначение равенство и неравенство | 1 | |
Ноябрь | 8 | Сравнение. Поставь знак | 1 |
9 | Отношение: часть-целое | 1 | |
10 | Пространственные отношения: на, над, под | 1 | |
11 | Пространственные отношения: справа, слева | 1 | |
Декабрь | 12 | Пространственные отношения: справа, слева | 1 |
13 | Удаление части из целого (вычитание) | 1 | |
14 | Пространственные отношения: между, посередине | 1 | |
15 | Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один-много | 1 | |
Январь | 16 | Число 1 и цифра 1 | 1 |
17 | Пространственные отношения: внутри, снаружи | 1 | |
18 | Число 2 и цифра 2 | 1 | |
19 | Представления о точке и линии | 1 | |
февраль | 20 | Представления о точке и линии: отрезок, луч | 1 |
21 | Число 3 и цифра 3 | 1 | |
22 | Представление о замкнутой и незамкнутой линиях | 1 | |
23 | Представление о ломанной линии и многоугольнике | 1 | |
Март | 24 | Число 4 и цифра 4 | 1 |
25 | Представление об углах и видах углов | 1 | |
26 | Представление о числовом отрезке | 1 | |
27 | Число 5 и цифра 5 | 1 | |
Апрель | 28 | Пространственные отношения: впереди, сзади | 1 |
29 | Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше-меньше | 1 | |
30 | Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше-меньше | 1 | |
31 | Временные отношения: раньше, позже | 1 | |
Май | 32 | Подбери подходящую цифру | 1 |
33 | Логические задачи: игра парашютисты, сделай одинаковые шапочки | 1 | |
34 | Дорисуй картинки, допиши цифры, сравни числа, составляй пары | 1 | |
35 | Расскажи, как все было, пронумеруй картинки. Математические игры | 1 |
Итог 35 часа
2.2 Учебно-тематический план по математическому развитию 6-7 лет.
Месяц | № | Тема занятий | Всего занятий |
Октябрь | 1 | Число 1. Первый, последний, предпоследний. | 1 |
2 | Число 2. Пара, столько же. | 1 | |
3 | Знаки: плюс, минус, равно. Решение примеров. | 1 | |
4 | Число 3. Решение задач. | 1 | |
Ноябрь | 5 | Больше, меньше, одинаковое количество. Сравнение чисел. | 1 |
6 | Число 4. Составление задач. | 1 | |
7 | Число 5. Решение задач. | 1 | |
8 | Число 6. Соотношение числа с количеством. | 1 | |
Декабрь | 9 | Число 7. Повторение изученного. | 1 |
10 | Решение числовой цепочки. Состав чисел 3,4,5,6,7 | 1 | |
11 | Число 8. Состав числа 8. | 1 | |
12 | Число 9. Состав числа 9. | 1 | |
Январь | 13 | Число 0. Графические работы. | 1 |
14 | Число 10. Состав числа 10. | 1 | |
15 | Повторение изученного. | 1 | |
16 | Нахождение и исправление ошибок. | 1 | |
февраль | 17 | Решение примеров. | 1 |
18 | Соотнесение числа, цифры и количества предметов. Число 11. | 1 | |
19 | Состав числа 11. Сравнение групп прежметов. | 1 | |
20 | Число 12. Состав числа 12. | 1 | |
Март | 21 | Сравнение групп предметов. Число 13. | 1 |
22 | Сравнение чисел. Графические задачи. | 1 | |
23 | Число 14. Подбор и запись чисел и знаков. | 1 | |
24 | Заполнение таблицы. Число 15. | 1 | |
Апрель | 25 | Состав числа 15. Логическая задача. | 1 |
26 | Число 16. Решение задач. | 1 | |
27 | Логические таблицы. Число 17. | 1 | |
28 | Сравнение чисел. Сравнение групп предметов. | 1 | |
Май | 29 | Число 18. Состав числа 18. | 1 |
30 | Больше, меньше, одинаковое количество. Число 19. | 1 | |
31 | Решение задач. Логические задачи. | 1 | |
32 | Число 20. Состав числа 20. Счёт до 20. | 1 |
Итог 32 часа
2.3 Содержание рабочей программы по направлению " Обучение грамоте и письму"
В рамках реализации первого направления программы «Подготовка к обучению грамоте» используются основные методы обучения: наглядный, словесный, метод практических заданий, проблемно-поисковый.
Согласно одному из принципов обучения грамоте, ребенка необходимо познакомить с моделированием слова, потому что анализировать неосязаемую звуковую форму слова очень трудно. Под моделированием понимается воссоздание объекта в другом, не натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения, изучения. С этой целью дети знакомятся с простейшим моделированием – слово можно обозначить в виде прямоугольника.
Предметом изучения являются звуки и буквы русского алфавита по общепринятым группам (гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, одиночные согласные, Ъ и Ь).
Каждое занятие начинается с изучения звука: дети учатся выделять звук из слова, уточняют его произношение, определяют место звука в слове. Звук представляется ребенку во всем многообразии (одновременно дети знакомятся с графическим изображением звуков: красный квадрат – гласный, синий – твердый согласный, зеленый – мягкий согласный). Затем детям предъявляется буква, обозначающая изучаемый звук. Детям демонстрируется образное изображение буквы и веселое стихотворение о ней, затем ее печатное изображение, что помогает ребенку лучше запомнить букву. Буква представлена разными изображениями предметов, в названиях которых изучаемый звук (буква) находятся не только в начале слова, но и в середине и в конце. Это необходимо для того, чтобы у детей не сформировалось представление, что звук (буква) могут встречаться только в одном слове и в одном месте. Главное на этом этапе – научить детей не путать понятия «звук» (его слышим и произносим) и «буква» (ее видим и пишем).
Знакомство со звуками и буквами русского алфавита начинается с гласных А, О, У, Ы, Э, потому что они хорошо слышны в начале слова, в середине и конце, что уже на следующем этапе – ознакомления с сонорными согласными – позволяет детям читать слоги, слова, предложения из пройденных букв.
Одновременно дети знакомятся с условным обозначением гласных звуков – красный квадрат.
На первых занятиях по ознакомлению детей со звуками и буквами предусмотрено множество заданий на различение звуков и букв, количество таких заданий от занятия к занятию будет уменьшаться. Затем дети знакомятся с сонорными согласными (Л, М, Н, Р), которые хорошо слышны как в начале, так и в конце слова (стол, шар), в отличие от парных звонких и глухих согласных (дуб, нож). При изолированном произношении согласных надо научить детей произносить не алфавитное название букв, а тот звук, который они обозначают в слове (лампа – не Ль, а Л, лев –Ль), что будет способствовать хорошему различению твердых и мягких согласных, а в последующем поможет писать без ошибок. По мере ознакомления с согласными дети учатся читать слоги с изученными звуками и буквами и знакомятся с условным обозначением твердых согласных – синий квадрат.
На последующей занятиях дети уже начинают читать слова из знакомых букв (мама, мыло), что делает процесс обучения чтению более осмысленным.
Одновременно начинается работа над ударением, которое объединяет слово в единое целое. Правильно выделенное ударение при чтении позволит детям преодолеть по слоговое произнесение слов и перейти к чтению целыми словами. Также дети знакомятся со значком, обозначающим ударение. В дальнейшем определение ударного слога, ударного гласного будет включаться в фонетический разбор слов.
Знакомство со следующей группой гласных (Я, Е, Ё, Ю – йотированные гласные) вызывает у детей определенные трудности, если вводить существующее правило, которое говорит о том, что эти буквы обозначают два звука – ЙА, ЙУ, ЙЭ, ЙО. Поэтому детям (Колесникова Е.В.) представляют йотированные буквы как буквы, придающие мягкость согласным, после которых они пишутся. При этом в словах звучат гласные звуки А, Э, О, У, но если согласный перед ним звучит мягко, то пишутся буквы Я, Е, Ё, Ю.
На последующем занятии дети уже читают предложение из трех слов и тут же знакомятся с графическим изображением предложения. Слова обозначаются прямоугольниками, у первого прямоугольника левая сторона чуть выше, что символизирует начало предложения.
Затем дети знакомятся со звонкими и глухими согласными, что позволяет им хорошо усвоить понятие парности по звонкости - глухости. После этого дети познакомятся с одиночными согласными Х и Ц, с мягким согласным Й, с разделительной смягчающей функцией Ь, с разделительной функцией Ъ.
На заключительных занятиях закрепляются полученные знания.
Для лучшего запоминания зрительного образа буквы используются следующие упражнения: вырезать букву; обвести ее пальчиком по контуру; написать букву по точкам; закрасить контур буквы; дорисовать элементы так, чтобы получилась буква; написать букву в клетке; выучить стихотворение про букву.
В программе используются игры и упражнения для совершенствования фонематического слуха: «Подскажи словечко», «Звук потерялся», «Звуки поменялись местами»; игровые упражнения на закрепление связи звука с буквой «Ну-ка, буква, отзовись», «Назови правильно», «Назови букву, которая спряталась»; заучивание стихотворений с опорой на сюжетный рисунок. Деформированные тексты и путаницы в картинках, поговорки, загадки представляют собой слияние заданий на развитие внимания, памяти, мышления.
Разнообразный по формам материал физкультмитуток продолжает словарную и звуковую тематику, не только развивает общую моторику и снимает напряжение, но и учит правильно дышать и интонировать, помогает выработке чувства ритма. Для этой цели используются веселые стихи, связанные с темой занятия, требующие от детей выполнения различных движений соответственно тексту (в то же время дети упражняются в произношении изучаемого звука).
2.5 Содержание программы по направлению " Математическое развитие"
- количество и счет;
- величина;
- геометрические фигуры;
- ориентировка во времени;
- ориентировка во времени и в пространстве;
- логические задачи;
Вместе с этим содержание расширено и усложнено:
- ознакомление с цифрами и способами их написания;
- знакомством тетрадью в клетку;
Количество и счет
Цель раздела: развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 20, упражнять в составлении и решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.
Поставленные цели реализую через следующие игры:
«Назови следующее, предыдущее число»
«Назови соседей числа»
«Назови меньше на 1, больше на 1»
«Вверх вниз по числовой лестнице»
«Составь и реши задачу».
Таким образом, данные игры помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления.
Геометрические фигуры
В разделе геометрические фигуры закрепляю представления о многоугольниках и их свойствах, развиваю умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.
Игры, помогающие реализовать задачи раздела:
«Назови предметы заданной формы»,
«Что общего и чем различаются фигуры»,
«Найди предмет такой же формы»,
«Подбери фигуры по цвету, размеру, форме»,
«Найди лишнюю фигуру»,
«Конструктор»,
«Почини одеяло»,
«Танграм»,
«Пифагор».
Таким образом, проводимая работа помогает закреплять знание ребенка о геометрических фигурах их свойствах, развивает умение классифицировать их по отдельным признакам и выполнять логические операции с ними, развивает логическое мышление.
Определение величины
Цель раздела: развивать умение сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.
В работе по данному разделу использую игры–эксперименты:
«В каком сосуде больше воды?»
«Что легче, что тяжелее?»
«Что тонет, что плавает?»
«Подбери шарфик для кукол»
«Короче-длиннее»
«Подбери мебель для трех медведей»
В играх у детей есть возможность самостоятельно практическим путём сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнить полученные результаты, делать выводы и умозаключения.
Данные игры развивают память, внимание, глазомер совершенствуют мыслительную активность.
Ориентировка во времени
В этом разделе развиваю чувство времени, учу определять время по часам, знакомлю с разными видами часов: водными, песочными, механическими, закрепляю представления детей о последовательности дней недели, месяцев года.
В работе использую следующие дидактические игры:
«Вчера, сегодня, завтра»
«Дни недели»
«Мой режим дня по часам»
«Определи время по часам»
«Когда это бывает?»
«Что перепутал художник?»
Используемые игры способствуют развитию ориентировке детей во времени: (последовательностью дней недели, частей суток, месяцев и времен года), совершенствую представления детей о режиме дня, развивают чувство времени, умение определять время по часам.
Особым блоком выделяю логические задачи.
Логические задачи
Основной задачей данного раздела – является развитие у детей приёмов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
Используемые пособия (кубики Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, различные ребус «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», »Колумбово яйцо», «Танграмм», «Монгольская игра», головоломки », Кубик-рубик», «Пифагор», « Лабиринт», кроссворды, задачи в стихах) развивают у дошкольников самостоятельность, активность, произвольное внимание и логическое мышление.
Все занятия проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое.
Занятия проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуального, дифференцированного подхода к детям.
3. Методическое обеспечение программы дополнительного образования
Разнообразный дидактический материал (подвижная азбука (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами); фланелеграф; индивидуальные разрезные наборы букв и цифр; картинки с цветным изображением звуков (красный – гласный, синий- согласный, зеленый- согласный мягкий); предметные картинки для составления предложений и задач; сюжетные картинки для составления рассказов; тетради в клетку; мнемотаблицы; рабочие листы- прописи букв, цифр).
1. Комплект методических пособий к программе «От звука к букве" Колесникова Е. В.:
2. Сценарий учебно-игровых занятий к рабочим тетрадям для детей 6- 7 лет
3. Дидактический комплект «От звука к букве»;
4. Рабочая тетрадь "Читаю и пишу"
5. Поля слов, анаграммы по технологии Буракова Н.Б.
Дополнительный материал:
Буквы и слоги", "Слова и предложения" - тетрадь дошкольников по обучению грамоте С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина;
"Изучаем грамоту" тетрадь с заданиями для развития детей часть 1,2 Бурдина С.В.
4. Список литературы.
Методическая литература для реализации программы.
1.Е.В.Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Рекомендовано учебно-методической лабораторией педагогики начального образования Московского института открытого образования. Издательство ЮВЕНТА, Москва 2017 г.
1. Елена Бортникова. Развиваем математические способности 1-2 часть.
2. Шевелев К.В. Конспекты занятий по математике с детьми 5-6 лет.-М.:2009
3. ШевелевК.В. Конспекты занятий по математике с детьми 6-7 лет.-М.:2010
4. Шевелев К. В. «Дошкольная математика в играх» — М.: Мозаика-синтез, 2005. — 80 с.
5. Шевелев К.В. Авторская образовательная программа «Математика для дошкольников». — М.: Издательство «Ювента», 2006. — 32 с.
6. Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет – М.:ТЦ Сфера, 2014 – 64с.
7. Колесникова Е.В. Обучение решению арифметических задач. Методическое пособие –М.:ТЦ Сфера, 2012.
8. Новикова В.П. Математические игры в детском саду и начальной школе.
9.Е.В.Колесникова, Л.В. Игнатьева. Азбука. Мой первый учебник. Издательство ЮВЕНТА. Москва 2010 г.
10."Буквы и слоги", "Слова и предложения" - тетрадь дошкольников по обучению грамоте С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина;
Литература для детей.
Серия книг «Школа для дошколят»
1. С.Е. Гаврина, Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В., Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Развиваем мышление» «РОСМЭН» 2006
2. «Учимся решать задачи» «РОСМЭН» 2006
3. «Учимся считать» «РОСМЭН» 2006
4. «Готовим руку к письму» «РОСМЭН» 2006
5. «Развиваем внимание» «РОСМЭН» 2006
6. «Развиваем память» «РОСМЭН» 2006
7. «Учимся читать» «РОСМЭН» 2006
8. «Учимся писать» «РОСМЭН» 2006
9 «Раз-ступенька, Два-ступенька» «ФГОСДО» 2022
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МОДИФИЦИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЗДЕЛУ: «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (для детей от 3 до 7 лет) студии «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА»
Данная программа является типовой, адаптированная/модифицированная (в основе ее лежит программа М.Д. Маханевой) реализуется в студии по театральной деятельности «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА» руководи...
Рабочая программа дополнительного образования по реализации программы "От звука к букве. Обучение дошкольников обучению грамоты"Е. В. Колесниковой в старшей группе через кружковую работу.
Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, слогами, которые помогут детям научиться читать и выполнять звуко - буквенный анализ, а также способствуют развитию м...
Авторская рабочая программа дополнительного образования по музыкально-ритмической деятельности. Рецензия и Свидетельство. Рецензент и эксперт – Н.Н.Калацкая к.п.н., доцент кафедры общей и социальной педагогики Института психологии и образования Казанског
“Сюжетные танцы и этюды – средство развития танцевальноготворчества у детей старшего дошкольного возраста “Срок реализации: 1 год...
Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста "Страна Пластилиния"
Чем больше мастерства в руке, тем ребенок умнее. Рабочая программа....
Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста "Страна Пластилиния"
Рабочая программа...
Рабочая программа дополнительного образования "В стране оригами" для детей 4-5 лет
Рабочая программа дополнительного образования "В стране оригами" для детей 4-5 лет...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРУЖОК «Волшебная страна шахмат» на 2023-2024 учебный год
В рабочую программу включены возрастные особенности обучающихся, перспективный план кружка, диагностический инструментарий уровня сформированности способности действовать "в уме" детей от 4 ...