Использование русского фольклора в системе дошкольного образования в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
статья

Макарова Амина Мукановна
В этой статье рассматривается актуальная проблема этнокультурологического воспитания детей дошкольного возраста путем использования русской традиционной культуры и фольклора. Следует отметить практическую значимость работы для педагогов ДОУ. Впервые разработаны методические рекомендации и сценарии занятий по изучению детьми дошкольного возраста различных областей национального быта и русского фольклора. Проведенный эксперимент подтверждает выводы автора о значимости изучения фольклора в современных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_publikatsii_-_kopiya.docx50.2 КБ

Предварительный просмотр:

Использование русского фольклора в системе

дошкольного образования

в Санкт-Петербурге и Ленинградской области

Введение

         Актуальность темы подтверждена пристальным вниманием к фольклорным произведениям специалистов различных направлений: этнографии, психологии, этнопедагогики, фольклористики, истории и самое главное - педагогики. Так как на данный момент Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Сейчас многие взрослые люди, не говоря уже о детях, не имеют представления о русских народных праздниках, об утвари, не понимают значения исконно русских слов. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Актуальность обусловлена также необходимостью изучения произведений детского фольклора как элемента народной педагогики, которая возникла, как практика, как искусство воспитания.

         Анализ        психолого-педагогической        литературы, исследователей фольклора и анализ требований современных нормативных документов к организации процесса приобщения детей к русской культуре и фольклору и реальной практики деятельности ДОУ свидетельствует о наличии проблемы: как сделать процесс освоения дошкольниками знаний о русской культуре посредством фольклора наиболее успешным, отвечающим потребностям современного общества?

        Объектом исследования  был процесс организации деятельности педагога по приобщению детей среднего возраста к русской народной культуре посредством фольклора.

        Предметом исследования   был   комплекс   мероприятий,  направленных на организацию деятельности педагога по освоению и приобщению детей среднего возраста к русской народной культуре посредством фольклора.

        Целью данной работы являлось теоретическое обоснование и разработка педагогических условиий приобщения детей среднего дошкольного возраста к русской народной культуре посредством фольклора.

Гипотеза исследования: при соблюдении каких условий фольклорные произведения могут являться эффективным средством формирования знаний у детей среднего дошкольного возраста о русской народной культуре.

В соответствии с поставленной целью были поставлены следующие задачи:

  1. осуществить теоретическое обоснование проблемы исследования;
  2. определить имеющийся уровень знаний детей среднего дошкольного возраста о русской народной культуре;
  3. разработать и реализовать план формирования знаний детей среднего дошкольного возраста о русской народной культуре в процессе приобщения к фольклорным произведениям;
  4. разработать и апробировать практический опыт по использованию фольклора в педагогическом процессе в ГБДОУ Детский сад №89 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга.

Для решения поставленных задач в процессе проверки гипотезы использовались следующие методы:

методы исследования:

  • теоретические: (анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; анализ передового педагогического опыта, состояния практики изучение и анализ теоретических источников по проблеме исследования);
  • эмпирические: (психолого-педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий и контрольный этапы; анкетирование педагогов, обобщение педагогического опыта работы);
  • методы обработки результатов: качественный и количественный анализы результатов исследования, метод наглядного представления материалов.

Новизна исследования: определены потенциальные возможности использования фольклора как  эффективного средства для формирования знаний у детей среднего дошкольного возраста о русской народной культуре.

Теоретическая значимость исследования: описан и обоснован процесс организации деятельности педагога по приобщению детей среднего возраста к русской народной культуре посредством фольклора.

Практическая значимость исследования: состоит в том, что разработанное и апробированные материалы исследования могут быть использованы педагогами-практиками в образовательном процессе ДОО. 

Теоретико-методологическая база исследования: научно-педагогические исследования о роли фольклора Г.М. Науменко, Г.С. Виноградова, О.И.Капицы, Е.В.Росса, В. Я. Проппа, А. Б.  Афанасьева и др., литература по дошкольной педагогике: Л.В. Коломийченко, О.Л.Князева, В.В.Гербова и др; характеризуя особенности познавательного развития детей среднего дошкольного возраста мы опирались на работы Я.А. Каменского, К.Д. Ушинского, А.В. Запорожца. 

Основная часть

Фольклор (англ. Folklore - народная мудрость) – это общее название художественной деятельности конкретного народа, включающей в себя устное народное творчество, промыслы, костюмы, традиции и обряды, возникшие  еще в период отсутствия письменности. Этот термин впервые был введен в научный обиход английским археологом У. Дж. Томсом в 1846 году и представлял собой  совокупность духовной и материальной культуры народа, его обычаев, верований, обрядов, различных форм искусств. С течением времени содержание термина сужалось.

В.Я. Пропп предлагал разделить фольклор по содержательному и формальному признакам на 3 основные области: роды, виды, жанры.

Комплексная классификация, включающая определенный основополагающий признак:

  1. Содержательный аспект включает принадлежность к одному из родов (лирика, эпос, драма) или видов (обрядовый или необрядовый фольклор.
  2. Принадлежность к обряду. По данному признаку выделяют обрядовый и необрядовый фольклор. Обрядовый фольклор делится на календарный и семейно-обрядовый, связанный с важнейшими событиями в жизни этноса (рождение, инициация, свадьба, погребение);
  3. Ведущее средство художественного выражения: слово (поэзия, проза), музыка, хореография, декоративно-прикладное искусство и др.
  4. Место создания и бытования фольклорного произведения. Согласно этому признаку, исследователи выделяют сельский (деревенский) и городской фольклор. В данную характеристику может входить принадлежность фольклора к разные регионам, провинциям, областям (северный, южный, восточный, западный…). В Китае есть фольклор горцев, то есть, жителей, проживающих в горах. У ненцев есть фольклор тундровых и лесных ненцев (нещанцев);
  5. Возраст, для которого создано или исполняется фольклорное сочинение. Например, существует понятие «детский фольклор»;
  6. якутский фольклор).
  7. Профессиональная принадлежность. Существует фольклор жнецов, виноградарей, охотников, рыбаков и др.
  8. Структурный аспект, то есть, форма, в которой написано фольклорное произведение. Наиболее часто встречаются следующие формы: одночастная, двухчастная, трехчастная, вариационная, куплетная, строфическая.
  9. Функции, которое выполняет фольклорное сочинение в жизнедеятельности этноса.

Термин «детский фольклор» был введен в нашей стране учеными в начале XX века. Как пишет Г.М. Науменко, данным термином обозначали «произведения устной народной словесности, предназначенные для детей и исполняемые взрослыми и детьми».

Обратимся к крупнейшим исследователям детской устной поэзии, быта и языка, положившими начало теоретическому освоению детского фольклора.

В послереволюционные десятилетия это были Г.С. Виноградов и О. И.Капица. Именно с их деятельностью связаны введение в научный оборот обобщающего понятия «детский фольклор», а также определение объема этого понятия, разработка принципов научной классификации, жанров детского фольклора и изучение их с учетом личности ребенка и детского быта.

Г. С. Виноградов детский фольклор определяет как «совокупность устных произведений, не входящих в репертуар взрослых, но хранимых и исполняемых детьми». Такое разделение Г. С. Виноградов обосновывает усвоением родного языка ребенком посредством освоения народного словесного искусства, тем самым определяя «собственно детский фольклор». Жанры групп детской поэзии он разделяет по функциональному признаку: потешный фольклор, детский игровой; детский сатирический; бытовой; календарный; магический фольклор.

Весомый вклад в исследование детского фольклора внесла О. И. Капица. В работе «Детский фольклор» она поднимает проблему объема и содержания детской поэзии. Исходным началом классификации, по ее данным, является «как творчество взрослых для детей, так и детское традиционное творчество». Она акцентирует внимание на возрастном критерии, необходимом для изучения специфики художественного материала, ориентированного на динамично развивающуюся личность ребенка, продолжая традиции эмпирических классификаций XIX века.

О. И. Капица выделяет в детском фольклоре две возрастные группы:

1) «поэзия пестования» - творчество взрослых для детей;

2) собственно детский фольклор.

В.А. Василенко, выделял:

-колыбельные песни, или байки,

-произведения, связанные с игровыми действиями,

-произведения, которые занимают детей словесным содержанием и исполнением независимо от игровых действий.

            Классификация М. Н. Мельникова. По назначению и характеру бытования ученый выделил лишь основные группы детского фольклора. На основе общности поэтики, музыкального строя и исполняемой в быту функции внутри каждой группы приведены самостоятельные жанры:

  1. Поэзия пестования.
  2. Колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, докучные сказки.
  3. Бытовой фольклор.
  4. Фольклор материнства и детства.
  5. Детская обрядовая поэзия, прозвища и дразнилки.
  6. Потешный фольклор.
  7. Детские народные песни, заклички, приговорки.
  8. Детские сказки, страшилки.
  9. Словесные игры, поддевки, молчанки и голосянки, сечки, считалки, скороговорки, небылицы-перевертыши, загадки.

Рассмотрим классификацию сказок, по содержанию и строению сказки делятся на волшебные, сказки о животных, бытовые, кумулятивные, легендарные, авантюрные, сказки-анекдоты и др. Наиболее полный анализ сюжетов и содержания таких сказок приводится в книге В. Я. Проппа «Морфология волшебной сказки».

Фольклор русского народа – важная часть его национальной духовной культуры. По всей России распространены одни и те же песни, сказки, пословицы. Фольклор создается народом, прошедшим определенный исторический путь и служит отражением его жизненного опыта, воззрений, характера, моральных и эстетических понятий.

Русский фольклор глубоко патриотичен. Русская земля неоднократно подвергалась нападению иноземцев. Фольклор откликнулся на все моменты борьбы русского народа с иноземными нашествиями. Патриотическая тема – это исторические песни о Пугачеве и Разине, Суворове и Кутузове, героях гражданской и Великой Отечественной войн.  

Необычность и новизна, разнообразие окружающего мира, которые открываются детям с помощью народных сказок, народного фольклора, промыслов способствуют эмоциональному воздействию на ребенка, вызывают его удивление, желание больше узнать, побуждают к передаче чувств и мыслей посредством участия в праздниках и развлечениях.

Включение элементов устного народного творчества в процесс образования и воспитания дошкольников дает возможность не только для развития речевой выразительности, но и развивает мнемонические процессы, открывает дорогу к творческим проявлениям, наблюдательности, обогащению и активизации словаря, внутренней раскованности.

Особенности познавательного развития детей среднего дошкольного возраста

Педагоги прошлого целостно рассматривали развитие ребёнка. Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, Д.Локк, Ж.Ж. Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление детей к познанию.

Исследования детского мышления, проводившиеся группой психологов под руководством А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца, привели к выводу, что у нормально развивающихся детей дошкольного возраста начинает формироваться познавательная деятельность, как таковая, т. е. деятельность, направляемая и побуждаемая познавательной задачей. По данным этих исследований, именно на протяжении дошкольного возраста происходит становление познавательной задачи как задачи логической.

Развитие познавательной потребности идет неодинаково у разных детей. У одних она выражена очень ярко и имеет, так сказать, «теоретическое» направление. У других она больше связана с практической активностью ребенка. Конечно, такое различие обусловлено, прежде всего, воспитанием.

Следует отметить, что в развитии познавательных интересов дошкольников существуют две основные линии:

  1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов.
  2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.

Дошкольники достаточно склонны к подражанию действий и поведению взрослых. Исходя из этого как педагог, так и окружение в семье должно быть предметом для подражания. У детей дошкольного возраста 50 % всей информации усваивается через зрительные анализаторы. 40% от объема информации воспринимается на уровне тактильных чувств. И только 10 % всей информации они воспринимают на слух, что означает, что они могут послушать и забыть.

В дошкольном возрасте у ребенка возрастает потребность в движениях, развивается моторная память, появляется согласованность, слитность, четкость движений; вся двигательная деятельность становится более осознанной, целенаправленной и самостоятельной; повышается физическая и умственная работоспособность.

Умственное развитие дошкольников набирает высокий темп. В этот период продолжается совершенствование чувственных, наглядных способов познания; основные формы мышления - наглядно-действенное и наглядно- образное. Осуществляется развитие основных умственных действий: анализа, сравнения, обобщения, классификации; к семи годам все большая роль отводится словесно-логическому мышлению. Возрастает произвольность познавательных процессов: памяти, восприятия, внимания. Меняются основные мотивы умственной деятельности ребенка от игровых интересов к познавательным; происходит формирование общего метода умственной деятельности, который заключается в умении принять или поставить задачу, отобрать способы ее решения, проверить и оценить результаты.

Дошкольный возраст - период интенсивного совершенствования речи: обогащается словарь, правильным становится произношение звуков, развивается связная речь.

- Чтение,  пересказывание  и  рассказывание  фольклора доступного жанра (будь то сказка, загадка, песня, потешка), оказывает огромное влияние на интеллектуальное, творческое, умственное, психологическое и психофизиологическое развитие ребенка-дошкольника, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, об отношении к природе, о труде, развивая, тем самым, трудовую деятельность и социальный опыт дошкольника.

- на пятом году жизни дети активно овладевают связной речью, могут пересказыватьнебольшие литературные произведения,        рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни. Средний дошкольный возраст является благоприятным для формирования у детей знаний о русской народной культуре и позволяет в полной мере и с пользой для детей работать над приобщением их к русской народной культуре посредством фольклорных произведений.

  • В ходе анализа нормативно-концептуальных документов (новая ФОП ДО), парциальной программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» и программы социального развития детей дошкольного возраста Л. В. Коломийченко «Дорогою добра», анализа научно-педагогических исследований ученых-фольклористов о детском фольклоре и психолого-педагогической литературы об особенностях познавательного развития детей среднего дошкольного возраста удалось определить, что:

- Данные образовательные программы достаточно широко раскрывают требования к работе педагога, описывается применение методов и форм работы по приобщению к художественной литературе и фольклору. Программы четко и понятно описывают последовательность приобщения ребенка к литературе и фольклору по мере взросления малыша, в ней четко определены нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения. Например, целью образовательной программы «Дорогою добра» — своевременное, соответствующее возрастным, половым, этническим особенностям детей дошкольного возраста, и качественное социально-коммуникативное развитие дошкольников. Ее содержание ориентировано как на общечеловеческую культуру, так и на российские культурные традиции, в том числе на региональные аспекты культуры Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Программа «Дорогою добра» направлена на достижение целевых ориентиров социально-коммуникативного развития, заявленных во ФГОС ДО, и представлена отдельными видами социальной культуры (нравственно-этическая, гендерная, народная, национальная, этническая, правовая, конфессиональная), доступными для восприятия и усвоения детьми. Она является компилятивной (объединяющей различные разделы воспитательно-образовательного процесса), парциальной (по отношению к комплексным программам), открытой (допускающей возможность авторских технологий в ее реализации).

Практическая часть исследования проводилась на базе ГБДОУ детского сада № 89 Фрунзенского района Санкт-Петербурга. В работе принимали участие дети средней группы 4-5 лет в количестве 17 человек.

Для проведения экспериментальной работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с русской народной культурой средствами фольклора мы определили этапы нашей работы.

  1. Констатация
  2. Формирование
  3. Контроль

На констатирующем этапе были определены существующий уровень знания и разработаны задания и вопросы для определения знаний о русской народной культуре у детей 4-5 лет с использованием серии иллюстраций: о функциональном назначении построек на русском подворье; о назначении избы и ее убранстве; о различных видах труда, используемых материалах и инструментах; о русском традиционном костюме.

Теоретический инструментарий и стимульный материал разрабатывался на основе содержания концепции и программы социального развития детей дошкольного возраста Людмилы Владимировны Коломийченко, раздел «Человек в культуре», блок «Русская традиционная культура».

В целом диагностика не вызывала у детей затруднений. Дети с радостью с нами сотрудничали, с интересом разглядывали предложенные нами иллюстрации. С легкостью выполняли задания. Результаты исследования показали, что 52 % детей находятся на среднем уровне, 11 % на высоком уровне и 35 % на низком.

Таким образом, результаты диагностики показали преобладание среднего уровня знаний о русской народной культуре у детей среднего дошкольного возраста, что свидетельствуют о необходимости проведения целенаправленной работы с детьми в этой области.

На формирующем этапе нами был разработан план работы с детьми среднего дошкольного возраста по формированию представлений о русской народной культуре посредством фольклорных произведений в соответствии с «Программой социального развития» Л.В. Коломийченко и разработаны темы: «Изба и ее убранство», «Постройки русского подворья», «Виды труда русского крестьянина», «Русский традиционный костюм». Для работы по каждому фольклорному произведению составлены конспекты бесед. В содержание работы с детьми включены такие произведения, которые позволяют знакомить детей с элементами русской народной культуры.

Реализация   проекта   осуществлялась в течение 3 месяцев в виде образовательной деятельности, режимных процессов, самостоятельной и творческой деятельности детей: бесед и минуток чтения, разгадывания загадок и разучивания пословиц и поговорок, рассматривания иллюстраций, русских народных игр и ряженья, посещения уголка «Русская изба», просмотра мультфильмов по темам.

Для девочек наиболее интересной темой был русский народный костюм, они активно участвовали в ряженье, отмечали в фольклорных произведениях иллюстрации, в которых ярко описаны элементы русского народного костюма (И. Билибина и В. Васнецова). Интересовались также избой и ее убранством, задавали вопросы и выдвигали предположения о функции той или иной домашней утвари.Мальчиков же больше привлекала тема «Профессии русского крестьянина». Они переносили на себя образы русского человека в труде и эмоционально откликались на понравившуюся им деятельность. Высказывали мнения о том, чем они хотели бы заниматься. С интересом разглядывали иллюстрации орудий труда и задавали вопросы об их функциях.

Проведенная работа, на наш взгляд, повысила уровень знаний детей среднего дошкольного возраста о фольклорных произведениях и приобщила их к русской народной культуре. Мы считаем, что работа по формированию знаний у детей о русском подворье является недостаточно полной в силу того, что описание данной темы в фольклоре отражено в минимальном масштабе.

В перспективе мы можем организовать работу по дальнейшему формированию представлений о русском подворье в более полном объеме через посещение русского этнографического музея.

Проведенный нами анализ показал, что детям среднего дошкольного возраста интересна русская народная культура, они с интересом рассматривали элементы убранства русской избы, активно участвовали в проводимых нами мероприятиях. Подтвердилась также правильность выбора именно фольклора как средства приобщения детей среднего дошкольного возраста к русской народной культуре.

На контрольном этапе экспериментальной работы, для определения эффективности проведенной работы с детьми вновь была проведена диагностика, результаты которой показали, что 47 % детей среднего дошкольного возраста находятся на высоком уровне, 29 % на среднем и 23% на низком уровне. По результатам проверки был выявлен преимущественно высокий уровень знаний о русской народной культуре у детей среднего дошкольного возраста.

          На основе полученных нами результатов можно сделать вывод, что реализация плана по формированию знаний у детей среднего дошкольного возраста о народной  культуре  в  процессе  приобщения  к  фольклорным произведениям была успешно проведена, положительно повлияла на уровень знаний детей о русской народной культуре.

Проведенная нами работа обогатила развивающую среду и пополнила методическое оснащение группы детского сада, повысила уровень компетенции воспитателей в вопросах приобщения детей среднего дошкольного возраста к русской народной культуре посредством фольклора и благотворно повлияла на уровень знаний детей о русской народной культуре, жизни русского человека, устройстве быта и русского подворья, улучшила знания детей о элементах русского традиционного костюма и профессиях русского крестьянина.

Заключение

Данное исследование было ориентировано на обстоятельственное выявление оптимальных педагогических условий приобщения детей среднего дошкольного возраста к русской народной культуре посредством фольклора.

В нашем исследовании мы изучили теоретические и педагогические аспекты ознакомления дошкольного возраста с русской народной культурой с целью выявления актуальности нашей работы, выявления проблемы и проведения трех экспериментов по данным проблемам.

Анализ нормативно-концептуальных документов, комплексных и парциальных программ обосновал актуальность нашей работы и позволил выявить противоречие между требованиями к организации процесса приобщения детей к русской народной культуре и реальной практики деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Анализ        психолого-педагогической        литературы        и художественных произведений о фольклоре и приобщении к русской народной культуре позволил нам сделать вывод о том, что обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знании истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. У каждого народа свои сказки, песни, танцы, игры, и все они передают из поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, совесть, честь, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения.

Констатирующий эксперимент показал нам уровень приобщенности детей среднего дошкольного возраста к русской народной культуре. Он обусловил актуальность проведения формирующего эксперимента, который, в свою очередь, принес хорошие плоды и благотворно повлиял на уровень знаний детей, их заинтересованность в русской народной культуре, что ясно отражает контрольный эксперимент.

Исходя из результатов контрольного эксперимента, мы можем сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза о том, что фольклорные произведения могут являться эффективным средством формирования знаний у детей среднего дошкольного возраста о русской народной культуре при соблюдении таких условий, как отражение в содержании фольклорных произведений элементов, доступных возрасту детей и учета особенностей развития познавательной деятельности детей в данный возрастной период, подтвердилась.

Наша работа имеет практическую значимость для педагогов дошкольных образовательных учреждений и может быть практически применена в работе по приобщению детей среднего дошкольного возраста к русской народной культуре посредством фольклора.

Список литературы:

1. Венгер, Л.А. Восприятие и обучение (дошкольного возраста): учебно-метод. пособ./ Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 1969. – 365 с.

2. Капица, Ф.С. Русский детский фольклор: учебно-метод. пособ./ Ф.С. Капица, Т.М. Колядич, - М.: Флинта, 2011. – 320 с.

3. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: учебно-метод. пособ./ О.Л. Князева, М.Д. Махалева. - СПб.: Детство-Пресс, 2010. – 304 с.

4. Коломийченко, Л.В. Дорогою добра. Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников: учебно-метод. пособ./ Л.В. Коломийченко. – Пермь: Сфера, 2015. – 160 с.

5. Коломийченко, Л.В. Психолого-педагогическая диагностика детей дошкольного возраста: учебно-метод. пособ./ Л. В. Коломийченко, Ю. С. Григорьева, Е. В. Антонова. – Пермь: ПГПУ, 2003. – 50 с.

6. Комарова, Т.С. Народное искусство в воспитании детей: учебно- методич. пособ./ Т.С. Комарова. - М.: Педагогическое общество России, 2005. – 256 с.

7. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: учебно-метод. пособ./ М.Д. Маханева. – М.: Сфера, 2009. – 96 с.

8. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей: учебно-метод. пособ./ Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 111 с.

9. Ушинский, К.Д. О народности в общественном сознании: монография./ К.Д. Ушинский, С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990. - 416 с.

10. Шпикалова, Т.Я Бабушкины уроки: учебно-метод. пособ./ Т.Я. Шпикалова. – М.: Владос, 2001. - 224 с.

11. Яковлева, Н.Н. Использование фольклора в развитии дошкольника: учебно-метод. пособ./ Н.Н. Яковлева. – Спб.: Детство – Пресс, 2011. - 128 с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Переработано в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями ДЕТСТВО Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования Санкт- Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2011

Переработано в соответствиис Федеральными Государственными ТребованиямиДЕТСТВОПримерная основная общеобразовательная программа дошкольного образованияСанкт- ПетербургДЕТСТВО-ПРЕСС2011Детство  мла...

Виртуальная экскурсия с использованием ИКТ технологии по теме: "Мосты Санкт - Петербурга".

С помощью данного материала можно развивать познавательную активность детей в процессе знакомства с названиями мостов и их внешним видом (мост Александра Невского, Дворцовый мост, Литейный мост, Троиц...

Конспект НОД в старшей группе с использованием ИКТ и коммуникативных, познавательных технологий «Санкт — Петербург — мой город родной!».

Задачи с интеграцией образовательных областей:      Познавательное развитие:Познакомить детей с понятием «Малая Родина»;Расширить представления детей о родном городе;Познако...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по рисованию с детьми старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающей технологии на тему «Транспорт Санкт-Петербурга».

Конспект непрерывной образовательной деятельности по рисованию с детьми  старшего  дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающей технологии  на тему «Тр...