Бизиборд или развивающая доска - дидактическая игра для развития детей дошкольного возраста
учебно-методическое пособие (младшая, средняя группа)

Белова Татьяна Николаевна

Бизиборд – развивающая доска для детей, которая содержит много различных кнопочек, замочков, щеколд, прищепок и прочих предметов, которые могли бы заинтересовать ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bizibord_ili_razvivayushchaya_doska.docx140.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Сакмарский детский сад «Берёзка»

Бизиборд или развивающая доска
дидактическая игра для развития детей дошкольного возраста

                                                  Автор: Белова Т.Н.,
                                                                                воспитатель высшей категории

село Сакмара

2022 год

изображение_viber_2022-01-26_10-24-59-640.jpg

Актуальность. Современный ребенок уже не так активно занимается познанием мира, как его ровесники еще четыре десятка лет назад. Если раньше малыш хватал в руки все, что попадется, исследовал мир всеми возможными способами, то сейчас уже с года дети все чаще заняты планшетами, мультиками – всем, что так нравится и намертво приковывает их внимание. Логопеды бьют тревогу – число  ребятишек с речевыми патологиями растет в геометрической прогрессии. Чтобы нивелировать влияние негативных факторов, постоянно разрабатываются новые дидактические игры, применяются и давние методики. Одна из них – методика Монтессори, ставшая сегодня актуальной как никогда. Известно, что прототип современного бизиборда был изготовлен еще в 1907 году самой Марией Монтессори. Проанализировав поведение малышей, она пришла к выводу, что они познают мир и воспринимают информацию в большинстве своём через сенсорные ощущения, таким образом, развивая мелкую моторику. Мария Монтессори в рамках своей методики предложила развивать мелкую моторику детей через познание сути вещей. Для этого нужно было перенести подручные приспособления на стенд для изучения, таким образом, дети смогут изучать функциональность каждой мелкой детали, находясь в безопасности. Благодаря ей появился первый бизиборд: на деревянной поверхности расположились розетка со штекером, выключатель света, дверные защёлка и цепочка, панно со шнуровкой.

Бизиборд – развивающая доска для детей, которая содержит много различных кнопочек, замочков, щеколд, прищепок и прочих предметов, которые могли бы заинтересовать ребенка.

Мелкая моторика и развитие речи взаимосвязаны напрямую. Через выполнение мелких движений пальчиками рук, происходит прямое влияние на мозг ребенка. При давлении на кончики пальцев сигнал идет прямо в кору головного мозга, эти сигналы активизируют еще неразвитые клетки головного мозга, отвечающие за речь ребенка. Многократно открывая и закрывая замочки, ребенок каждый раз испытывает радость, когда ему удается справиться с механизмом. Работа с модулем  совершенствует зрительно-моторную координацию, формирует причинно–следственные связи, нормализует эмоционально – волевую сферу ребенка.

Цели  и задачи бизиборда

Цель: способствовать развитию мелкой моторики, координации движения, внимания, фантазии, усидчивости, творческого и логического мышления, самостоятельности; помогать в освоении бытовой деятельности; способствовать формированию умений и навыков открывания и закрывания различных замков и задвижек, молний, щеколд.

Задачи:

  • развивать мелкую моторику рук, логику и мышление;
  • способствовать изучению различных цветов;
  • формировать причинно-следственные связи;
  • развивать самостоятельность и познавательную активность;
  • способствовать развитию произвольности (умение играть по правилам и выполнять инструкции). 

Описание бизиборда

Размер: 80*50 см.

Бизиборд изготовлен из деревянного мебельного щита.

Использовалась различная фурнитура: шпингалеты, молния, выключатель, розетка, спиннер, дверной звонок, прищепки, различные застежки, карточки, дверные петли, крючок, счеты, шнуровка с лентой, ботинок со шнурком, болтики с гайками, геоборд с резиночками, телефон, калькулятор

          Создавая развивающую доску, была внесена полезность в каждый элемент данной доски. Любой элемент в бизиборде может заинтересовать ребенка. Развитие с помощью бизиборда возможно как самостоятельно, так и с педагогом.

 Время игры ребенка с данной развивающей доской в среднем 15-20 минут в день. Развивающая доска рассчитана на детей от 3-х лет.

ВАРИАНТЫ ИГР

Игра «Соотнеси по размеру и цвету»

Цель: способствовать развитию сенсорного восприятия.

Игра развивает зрительное внимание, наблюдательность, логическое мышление, память, речь, обогащает детский словарь, учит различать размер и цвет.

Игра «Волшебные замочки»

Цель: Познакомить детей с подручными бытовыми приспособлениями, изучить функциональность каждой мелкой детали, способствовать ослаблению интереса ребенка к запретным «взрослым» бытовым приборам и замкам, способствовать развитию мелкой моторике рук, пространственного воображения, познавательных интересов, мышления.

Все дети любят возиться с разными замочками и щеколдами: открывают и закрывают их. Эта игра очень нравится детям. Ребенку очень интересно узнать, кто же прячется в этих замечательных окошках с замочками.

Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. Зависимость между развитием тонких движений руки и речи была замечена еще в прошлом веке Марией Монтессори, а до нее - и Сегеном.

К развивающей игре  со счетами, включателем, клавиатурой, розеткой, молнией, телефонным барабаном  с ребенком  не стоит относиться как к коррекционной деятельности, исправлению чего-то, это - интересное и приятное занятие, отвечающее основным потребностям ребенка. Игра дарит малышу первые победы, которые запомнятся на всю жизнь.

Назначение этой игры:

  • развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
  • развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";
  • способствуют развитию речи;
  • развивают творческие способности.

Также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика).

Задачи:

  1. Способствовать развитию мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
  2. Способствовать развитию действий руки, формировать ручную умелость, совершенствовать мелкую моторику пальцев.
  3. Способствовать формированию волевых умений (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата).

Игра «Найди и назови»

Цель: закреплять умение находить быстро геометрическую фигуру и называть ее.

На доске в произвольном порядке расположены различные геометрические фигуры. Задача дошкольников быстро найти геометрическую фигуру и назвать ее.

Игра «Сосчитай – ка и назови цифру»

Цель: закреплять навыки счета от 0 до 10, соотносить число и количество точек.

Предложить ребенку сосчитать количество точек, а потом назвать цифру, и наоборот.

Обучающая игра «Веселая шнуровка»

Цель: способствовать развитию мелкой моторики и научить ребенка вставлять шнурки в отверстия, завязывать на бантик шнурок.

Шнуровка - один из видов развивающих игр для детей. Отличительная черта игры - наличие шнурка и предметов для шнурования. Действия с подобными игрушками способствуют развитию тонких движений пальцев рук (тонкой моторики), а также развитию речи ребенка. В психологии хорошо известно исследование М.В. Фоминой, которая установила зависимость между уровнями развития речи и мелкой моторики: чем больше развита мелкая моторика, тем совершеннее активная речь ребенка. Такая зависимость объясняется тем, что около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно этот факт навел ученых на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук оказывает на развитие активной речи не меньшее влияние, чем непосредственное речевое общение ребенка и взрослого.

Назначение игр-шнуровок:

  • развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
  • развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";
  • формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
  • способствуют развитию речи;
  • развивают творческие способности.

Воспитатель показывает варианты, как можно завязать шнурок различными способами шнурования: крест-накрест, параллельным переплетением, крестом снизу, крест сверху и т.д. и предлагает ребенку повторить данные действия.

Из шнурков сложилось чудо —

Завязались бантики,

Потихоньку подходите.

Полюбуйтесь-поглядите!

Вот так чудо-чудеса:

Это бабочка краса!

Игра «Веселая прищепка»

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи.

Двигая прищепки, как косточки на счетах, считать их. Было два пирожка у Маши, мама дала ей еще один. Сколько у Маши теперь пирожков? Три. С помощью таких «бус» удобно изучать понятия «направо», «налево», «сколько».

Игра – антистресс «Спиннер»

Спиннер представляет собой небольшой гаджет, состоящий из нескольких частей: корпуса на подшипнике и внешних подшипников. Выглядит как плоская конструкция, которую можно привести в действие, ударив по боковой грани крыла, тем самым заставив ее крылья быстро вращаться.

  • Антистресс спиннер fidget spinner успокаивает расшатанные нервы;
  • Пытаясь сосредоточиться на игрушке, мозг начинает работать активнее, концентрация внимания повышается;
  • Ручной спиннер антистресс развивает мелкую моторику пальцев.

Задание «Расскажи по картинке, что ты видишь?»

Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания.

Ребенок должен рассказать связными предложениями, что он видит на картинке.

Игра «Веселые застежки и пуговицы»

Цель: закреплять умение детей расстегивать и застегивать пуговицы, пряжки, расстегивать и застегивать молнию и фастекс, учить различать оттенки цветов, воспитывать настойчивость, целеустремленность.

Предложить ребенку раскрывать молнии, фастекс, пуговицы, чтобы найти спрятавшегося героя.

Заключение

Таким образом, бизиборд – не просто красивая игрушка, а дидактическая игра с множеством функций, который можно использовать для гармоничного развития ребенка не только воспитателям, но и логопедам, и психологам. Сегодня бизиборд – уже необходимая вещь для развития речи и восприятия мира ребенком. Используя его дети не только играют, но и происходит развитие следующих навыков:

  • мелкой моторики и памяти. Благодаря наличию множества мелких деталей мозг ребенка активно развивается.
  • координации движений. Эту функцию выполняют дверные цепочки, защелки, шнуровки, шестеренки, молнии, прорези - «змейки». Ребенок учится управлять руками и направлять движения правильно, чтобы достичь цели – застегнуть молнию, привести фигурку по змейке в нужное положение и пр.
  • логики. Здесь работают дверцы, магнитные лабиринты, фонарики, шестеренки. Развивается понимание последовательности действий: нажал кнопку – фонарик загорелся, поднес магнитную ручку – шарик потянулся за ней, открыл замок - открыл дверку – нашел картинку.
  • усидчивости. Малышу трудно сосредоточить внимание надолго, а благодаря бизиборду он может заниматься его изучением до получаса.
  • воображения. Ребенок придумывает множество вариаций работы с тем или иным оборудованием.
  • конгитивной функции:
  • Изучение цвета. В оформлении бизибордов используются различные яркие цвета, которые легко запоминаются. Так же на досках используются модули с сортерами по цветам.
  • Изучение форм. Во многих деталях и модулях развивающей игрушки используются геометрические фигуры, которые легко изучить не только визуально, но и тактильно.
  • Первые буквы и цифры. Ребенку легче воспринять понятие цифр благодаря счетам и другим элементам. В бизибордах нередко используются буквы, которые ребенку так же легче запомнить на ощупь.
  • Базовые знания о мире. В модулях развивающих досок используются картинки с фруктами и овощами, животными, транспортом.

Бизиборд служит предметом интеграции элементов всех образовательных областей развития ребенка, отраженных в ФГОС: познавательное, речевое, социально – коммуникативное, физическое. А так же может являться формой психолого – педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации ребенка, средством всестороннего развития его личности.

Белова Татьяна Никола


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

влияние дидактической игры на развитие детей дошкольного возраста

“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это и...

"Роль дидактической игры в развитии детей дошкольного возраста"

Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые непосредственно тенденции ребенка действовать как взрослый и вместе с тем сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленной реали...

«Роль дидактической игры в развитии детей дошкольного возраста»

Роль дидактической игры в развитии детей ДОУ...

Дидактические игры в развитии детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Дидактические игры в развитии детей дошкольного возраста с нарушением зрения...

«Бизиборд или развивающая доска» -методическая разработка дидактической игры для развития детей дошкольного возраста

   Бизиборд   используется  в совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной деятельности детей, а также в индивидуальной работе с ребёнком. Их можно п...

Дидактические игры в развитие детей дошкольного возраста

Pоль игры сложно переоценить в развитии детей дошкольного возраста.  Игра является основным видом деятельности дошкольника, необходимым  условием всестороннего развития личности и интел...