«Утренний круг» в развитии коммуникативных возможностей дошкольников
статья
«Утренний круг» в развитие когнитивных и коммуникативных возможностей дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
utrenniy_krug_v_razvitie_kognitivnyh_i_kommunikativnyh_vozmozhnostey_doshkolnikov.docx | 22.54 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утренний круг» в развитие когнитивных и коммуникативных возможностей дошкольников |
|
К сожалению, в наше время возрастает количество детей с общим недоразвитием речи (ОНР), таким детям гораздо сложнее устанавливать контакт со сверстниками. У таких детей недостаточно развиты речевые средства и познавательная активность. У детей с ОНР очень узкий круг их общения. Это все способствует возникновению замкнутости, безынициативности, нерешительности, стеснительности, а также придает специфические черты речевого поведения – затруднения в установлении контакта с собеседником, неумение поддерживать беседу. Чем раньше педагог начнет целенаправленный коррекционный процесс работы, тем легче дети овладеют коммуникативными навыками, которые необходимы для дальнейшего развития личности ребенка.
«Утренний круг» - это одна из форм организации совместной деятельности с детьми, это начало дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы поделиться впечатлениями, узнать новости (что интересного будет сегодня?), обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах.
Проводим мы утренний круг в форме развивающего общения (развивающего диалога) перед завтраком, после утренней зарядки со всеми детьми, присутствующими в групп от 10 до 20 минут. Где используем разнообразные формы и методы работы с дошкольниками, включая всех детей в совместную игровую деятельность.
Цель: создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день бытет интересным и насыщенным.
Задачи:
- Учить детей быть внимательными друг к другу, поддерживать атмосферу дружелюбия, создавать положительный эмоциональный настрой.
- Учить детей культуре диалога (говорить по очереди, не перебивать, слушать друг друга, говорить по существу, уважать чужое мнение )
- Создавать равные возможности для самореализации всем детям (и тихим, и бойким, и лидерам, и скромным)
Структура «Утреннего круга»
- Приветствие или «Минутка вхождения в день».
2. «Новости дня»: обмен информацией.
3. Игра по теме периода.
4. Планирование деятельности.
« Светофор эмоций ».
Цель: учить распознавать свои собственные эмоции и чувства, помогающие детям адекватно реагировать на настроение сверстника или взрослого.
Дети помещают свои фотографии в соответствующий смайлик, объясняют, на основании чего они сделали свой выбор.
Приветствие
Утренний сбор в нашей группе начинается с приветствия.
Цель этого этапа – создание комфортной эмоциональной атмосферы для всех детей, создание единой общности детей, в которой каждый ребенок чувствует себя принятым и понятым. Задача педагога – задать детям «правильный» эмоциональный настрой на весь день. Приветствие адресовано каждому, кто находится в группе.
После утренней зарядки, каждый ребенок приветствуется воспитателем, выбор приветствия остается за ребенком.
Затем дети встают вкруг.
- «Давайте поздороваемся» Дети по сигналу хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути, здороваются определённым образом:
Один хлопок- здороваются за руку,
Два хлопка –здороваются плечиками,
Три хлопка –здороваются спинками.
-Приветствия с передачей предмета ( мяч, волшебная палочка, или другой значимый для детей предмет.)
«Комплименты»
Обмен информацией
Обмен информацией – дети учатся выражать свои собственные идеи, мысли, чувства, важные для них.
И это одна из любимых частей утреннего сбора для детей– это возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями. Темы новостей могут быть и свободными, и «заданными». Например, в понедельник традиционно проводятся «Новости выходного дня».
- Новости о календарных событиях (времени года, дате, дне недели, изменениях погоды);
- о плане деятельности на текущий день
- День рождения, посещение гостей, достижения детей и …
Дети очень любят делиться новостями, и поэтому всегда возникает проблема, как в течение небольшого отрезка времени удовлетворить желание всех детей.
Для этого можно предложить детям правила : говорим по одному, или говорит только тот, у кого в руках микрофон; у кого имя начинается на «О», кто сегодня приехал на автобусе, у кого маму зовут Юля, кто …
Игра
- пальчиковые
- дидактические
- словесные
- игры-шутки
- игры-пантомимы
- загадки
«Разные слова»
Прошу детей назвать
сладкие слова (конфета, сахар....)
тяжелые слова (гиря, штанга....),
мягкие слова (пушинка, облако...)
весёлые слова (смех, улыбка...)
«Какой звук встречается чаще всего»
Дети проговаривают вместе со мной
Шла с базара кошка, У ежа – ежата,
У кошки – лукошко. (ш) У ужа – ужата. (ж)
Ритмическая игра «Топ – хлоп»
Хлопками и притопами задает несложный ритм.
Для начала берется самый простой ритмический рисунок:
«хлоп – топ». Ритм пускается по кругу.
Кинезиологические упражнения: «Ухо-нос», «Ладонь-кулак»
Точечный массаж,
Массаж с помощью массажных мячиков;
Чтение таблиц по кубикам Зайцева;
Составление плана дня
- Завершающим компонентом утреннего сбора является презентация педагогом деятельности в центрах активности и выбор детьми центра, в котором они будут заниматься.
-Проблемная ситуация, позволяющая всем детям поразмышлять, высказать свое мнение по этому вопросу, сообща подумать над разрешением проблемы:
Картотека проблемных ситуаций
- в повседневной жизни (культура поведения, культура общения)
- в художественных произведениях
- Сказка «Волк и семеро козлят»
Жили-были коза с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и приносила оттуда корзинку травы. Корзина была большой и удобной, но старой. И в конце концов она продырявилась, и трава высыпалась Коза попросила козлят сплести ей новую корзину. Козлята дружно принялись за дело, но вскоре начали ссориться: не смогли разделись между собой обязанности. И тогда они решили, что каждый сплетет корзину сам. И вот вскоре коза получила семь корзин. Коза не знала, что с ними делать. Помогите ей.
- в исследовательской деятельности
- «Свойства магнита»
Как Винтику и Шпунтику быстро найти нужную железную деталь, если она затерялась в коробке среди деталей из других материалов ?
- в соблюдении ПДД в картинках
У детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, толерантность, формируются нравственные представления и понятия для анализа норм и правил поведения, появляется уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть. Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в ДОУ у детей, формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно–образовательном процессе в целом. Необходимо помнить, что детский сад — это дом для детей, они здесь хозяева, основные жильцы, и с их мнением нельзя не считаться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
буклет "Игры на развитие коммуникативных возможностей детей"
Игры для детей аутистов...
Конспект НОД «Социально - коммуникативное развитие» «Диалоговое общение детей как условие для развития коммуникативных умений дошкольников». «Путешествие
общение детей как условие для развития коммуникативных умений дошкольников, позитивная социализация детей, приобщение детей к культурным нормам общества....
Сообщение «Расширение кругозора и развитие коммуникативных возможностей детей с нарушением слуха в процессе экскурсий».
Экскурсия (от лат. excursio — прогулка, поездка) — это коллективное посещение определенных объектов с познавательной или научной целью. Экскурсии также пр...
Возможности элементов сказкотерапии как средство активизации развития коммуникативных умений дошкольников
что такое сказкотерапия. технологии работы со сказкой....
Методическая разработка развитие коммуникативных возможностей детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях центра содействия семейному воспитанию
Современные научные данные убедительно показывают, что результат положительного социально-коммуникативного детского опыта обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности, особенно ...
Консультация для педагогов "Технология «утренний круг» как средство экологического воспитания дошкольников"
Цель проведения утреннего круга: развивать у ребенка-дошкольника саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качест...
Проблема развития коммуникативных качеств дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Проблема развития коммуникативных качеств дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) всегда была в центре внимания отечественных педагогов. Общение выступает в качестве одного из основн...