Обобщение опыта на тему: «Формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста по средствам нетрадиционные форм рисования»
учебно-методический материал

Крикау Мария Геннадьевна

Обобщение опытом по теме: Формирование  творческих способностей у детей дошкольного возраста посредствам  нетрадиционные форм рисования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида детский сад №8 « Сказка» г. Карасук, Карасукского района

Обобщение опыта на тему:

«Формирование  творческих способностей у детей дошкольного возраста посредствам  нетрадиционные форм рисования»

                                                                                          Воспитатель: Крикау Мария Геннадьевна

2024г

 

                             Условия возникновения, становления опыта
                                                                                                      “Ум ребенка – на кончиках его пальцев”.
                                                                                                                                     В. И. Сухомлинский
           Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему я считаю одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду изобразительную, художественно продуктивную деятельность, создающую условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что - то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. И эта миссия возложена на педагога - воспитателя, имеющего жизненный опыт и специальные знания.
         Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.
         Мой опыт формировался в условиях МБДОУ  Детском саду №8  «Сказка» с декабря 2021  года. Работая с детьми дошкольного возраста в течение нескольких лет, я обратила внимание на результаты мониторинга по изобразительной деятельности, и поняла, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности, ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.
Для себя чётко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками. Рисование – большая и серьёзная работа для ребёнка. Определённое достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций
        И я выбрала направлением в своей работе – использование в рисовании нетрадиционных техник, как на занятиях по рисованию, так и в самостоятельной художественной деятельности. В своей работе я применяла различные техники нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как пособие А. В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», И. А. Лыковой - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений», Т. Н. Дороновой - «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей» Р. Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду» я нашла очень много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:
• Сформировать у детей технические навыки рисования.
• Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
• Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.

Актуальность опыта

«Каждый ребенок – художник.

Трудность в том, чтобы остаться

художником, выйдя из детского возраста»

П. Пикассо

         Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

        Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач: во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;

во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.

в-третьих, развитие творческого потенциала у подрастающего поколения.

       В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.

       Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

     С самого раннего детства дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Вначале созданные детьми «картины», так называемые «каракули», понятны только самим «художникам». На раннем этапе им иногда не нужны краски, кисточки и карандаши. Малыши рисуют пальчиками, ладошками.

      Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности и собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющимися место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Поэтому тему своего опыта и работы считаю актуальной.

Новизна опыта

      Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.

Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.

       Часто воспитатели и педагоги боятся предоставлять ребенку множество материалов для рисования. Предлагают карандаш, кисти и краски. Еще известный художник В. А. Фаворский отмечал: «Когда ребенок обращается к искусству, ему дают обычно карандаш, краску и бумагу, это несомненно ошибка; необходимо дать ребенку всевозможные материалы. Пусть он рисует на бумаге, на стене, делает рисунок к занавескам в своей комнате, рисунок для своего платья, делает для себя костюмы из газет». Детям до трех лет еще трудно справляться с кисточкой для рисования. И мир красок и художественного творчества им могут открыть их собственные ладошки и пальчики. Это увлекательное занятие дарит ребенку многогранные тактильные ощущения, развивает мелкую моторику рук. Второе преимущество таких красок - творческая свобода. Рисуя руками маленький «мастер» тренирует свою фантазию, учится абстрактно мыслить, осваивает разницу цветов и форм, манипулированию с красками, т.е. малыша интересует не столько сюжет рисунка, сколько сам процесс изменения окружающего с помощью цвета. На занятиях дети вместе со взрослым смешивают цвета в разных сочетаниях, наблюдают, обсуждают, как меняется их «характер», «настроение». В этом возрасте отмечается стремление к свободному рисованию, это развивает в душе ребенка «особые переживания, наполненные фантазией».

 Способы рисования — нетрадиционные, что способствует не только развитию воображения, но и приобщению к миру искусства. В этом возрасте тактильные ощущения играют в развитии ребенка большую роль. Важно не упустить эту возрастную особенность и не загубить в ребенке способность к цветовому восприятию. Самый легкий способ вдохновить ребёнка на ручное искусство - превратить этот процесс в увлекательную игру. Например, фиолетовый отпечаток ладошки можно превратить в забавного осьминога. Можно рисовать или печатать абстрактные картины, наслаждаясь самим процессом. Можно создавать интересные сюжетные картины.

 Например, отпечатки раскрытых ладошек пальчиками вниз может стать семьей осьминожек, нужно только дорисовать глаза и рот и нарисовать морское дно, отпечатав пальчиками камушки. Посадить водоросли можно, обмакнув в краску четыре пальца и проведя волнистые линии. А сомкнутая ладонь даст отпечаток силуэта рыбки. Останется только дорисовать ей плавники и хвостик. Те же самые ладошки могут превратиться и в волшебные цветы с лепестками-пальчиками - из них можно напечатать целый луг! А можно «ограничиться» крыльями красивой птицы.

    Новизна опыта состоит в том,  что бы через использование нетрадиционных техник рисования в качестве основных форм проведения занятий по рисованию в дошкольном возрасте сформировать творческую личность и помочь ребенку найти «вдохновение» для творчества в окружающем мире.

       Нетрадиционные техники рисования ранее использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности. На мой взгляд, их использование возможно и необходимо взять за основу для организации творческой деятельности воспитанников.

       Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе нетрадиционного рисования зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Нетрадиционные техники изображения способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом. Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца.

                                                                    Технология опыта.
Работая над данной темой, я старалась создать четкую систему приобщения детей дошкольного возраста к изобразительной деятельности. Моя задача заключалась в том, чтобы создать условия для развития художественной деятельности, заметить и поддержать к ней интерес ребенка. Приобщая детей к изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, следует поддержать инициативу ребенка, его стремление что-либо изобразить, предоставить право выбора материала, средств. Необходимо привлекать внимание детей и родителей к продуктам детского творчества. Внимательное отношение взрослых к детским работам способствует развитию у ребенка положительного самоощущения, стимулирует творческие проявления, порождает чувство гордости за достижения. Рисование с использованием нетрадиционных техник, пожалуй, самый интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами и с использованием самых разных материалов создаются живописные и графические изображения. Помимо обучения навыкам рисования такие занятия способствуют:
- развитию речи;
- ознакомлению с окружающим миром;
- развитию фантазии и творчества (показываю детям способы действий с изобразительным материалом, помогаю на начальном этапе, а затем направляю их активность, на выполнение занятия эмоционально, увлекательно); - личностному развитию (очень бережно и внимательно отношусь к детским рисункам, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям); эстетическому развитию (даю возможность выбора в использовании материалов); В своей работе с дошкольниками я использую разные техники нетрадиционного рисования. Изобразительная деятельность предоставляет детям широкие возможности для экспериментирования с различными материалами. Материал, предоставляемый для детей, должен обеспечивать свободу и разнообразие действий, находиться в доступном месте и быть удобным для использования.

Результативность опыта

Подводя итоги исследовательской работы, направленной на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в системе занятий по изобразительной деятельности, можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы:

- Дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали раскрепощеннее, инициативнее, научились более свободно выражать свои мысли.

- Дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности даже самым зажатым детям.

- Дети ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию, выполнены через призму своего индивидуального видения;

- Дошкольники привыкли к терминам и понятиям, научились понимать их смысл. Положительным результатом в своей работе считаю участие детей в конкурсах, выставках различного уровня.

Библиографический список

  1. Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные краски. 3–5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М.: Аркти, 2008.
  2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
  3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

4. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.

5.Сахарова О.М. Я рисую пальчиками: Издательский дом “Литера”, 2008.

  1. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. N2110 «Педагогика и психология (дошк.)» /В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985.
  2. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увликательное рисование методом тычка с детьми 3–7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: “Издательство Гном и Д”, 2008.
  3. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2004

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта " Развитие воображения, творческих способностей у детей дошкольного возраста по средствам методики ТРИЗ"

Тема ТРИЗ в детском саду в последнее время  стала актуальной. Сейчас уже никто не сомневается в том, что дает ТРИЗ детям. Самая главная цель ТРИЗа - это формирование у детей творческого мышления,...

Доклад (обобщение опыта) «Развитие элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста»

Направить ребенка в нужное русло призван педагог, который не только знает, чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим. ...

Обобщение опыта по теме: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством технологии Дьенеша»

Обобщение опыта по развитию логического мышления детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством технологии Дьенеша....

самообразование по теме "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования в условиях внедрения ФГОС"

Создать условия для развития творческих способностей, изобразительных навыков ребенка, используя различные изобразительные материалы и нетрадиционные техники рисования...

Обобщение опыта по теме "Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

Обобщение опыта по теме: "Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"...

Папка воспитателя по самообразованию на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования».

Тема: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования"...