22.10.2024 г. «Формирование семейных ценностей и традиций у дошкольников в условиях ДОУ»
консультация (старшая группа)
формирование семейных ценностей и традиций у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 17.77 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование семейных ценностей и традиций у дошкольников в условиях ДОУ»
Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно - нравственного развития и воспитания личности дошкольников. Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.
Семейные традиции это в первую очередь атмосфера дома, уклад жизни и привычки всех членов семьи. Ребенок принимает мир глазами родителей. Они для него пример. В каждой семье есть свои традиции: увлечение спортом, летний загородный отдых, воскресные прогулки всех членов семьи, совместный обед, ужин, чаепитие и многое другое.
Проблема возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально – нравственной культуры ребёнка. Семейные традиции и взаимоотношения накладывают отпечаток на формирование нравственных качеств ребёнка. Недаром народная мудрость гласит: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример ему».
Формировать у дошкольников семейные ценности возможно во взаимодействии дошкольной образовательной организации и семьи, через проведение различного рода мероприятий, направленных на решение этой проблемы.
Взаимодействие воспитателей с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей так, как только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом. У детей необходимо побуждать интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, исторических, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях.
Действующий ФГОС дошкольного образования декларирует необходимость формирования семейных ценностей у детей дошкольного возраста в рамках освоения социально-коммуникативного направления развития. В проектах образовательных программ дошкольного образования ставятся задачи по формированию семейных ценностей, уважительного отношения к семье и посильного участия в семейных делах у детей на всех этапах дошкольного детства.
Для дошкольников актуальными являются ценности, связанные с родством: ценность принадлежности к семье, ценность наличия ближних и дальних родственников, ценность семейной истории и семейных традиций.
Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Взаимоотношения всех участников образовательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей, сохранение и укрепление семейных ценностей и традиций.
Занимаясь воспитанием и формированием основ семейной принадлежности у дошкольников, в работе рекомендуется:
- повышать роль семейных ценностей в становлении личности ребенка.
- создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром семейных традиций;
- привлекать родителей в работу по ознакомлению детей с семейными ценностями, историей семьи;
- предоставить родителям теоретические знания и практические навыки позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности;
- вызвать интерес у детей и родителей к семье, ее истории;
- показать детям значимость семьи в жизни каждого человека;
- воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.
В формировании семейных ценностей ведущим видом деятельности является игра. В работе воспитателя по формированию семейных ценностей можно использовать: психологические игры, ролевые игры, сказкотерапию, музыкотерапию и т.д., например, ребенку предлагается сочинить сказку о семье, в которой он расскажет о вымышленных героях, их профессиях и увлечениях.
Решая задачи по формированию направленности на мир семьи, семейных ценностей у детей совместно с родителями, в своей работе можно использовать следующие мероприятия:
- Семейные художественно – творческие проекты:
- «Герб семьи»
- «Генеалогическое древо семьи»
- «Самый счастливый день нашей семьи»
- «Мой ребёнок с самых пелёнок»
- «Маленькие открытия в моей большой семье»
- Выставки семейного творчества:
- «Моя мама – рукодельница»
- «Папа может всё что угодно…»
- «Чудеса для детей из ненужных вещей»
- Мини – выставки семейных реликвий:
- «Еще идут старинные часы»
- «Елочные игрушки наших мам и пап»
- «Тайны старого чердака»
- Фотоколлажи:
- «Моя семья – будни и праздники»
- «Родные, близкие, любимые…»
- «Здоровый ребенок в здоровой семье»
- Презентации:
- «Полезное блюдо моей семьи»
- «Профессии моей семьи»
- «Как мы летом отдыхали»
Ошибочно предполагать, что семейные ценности могут сформироваться у ребенка только стихийным путем. Как правило, если не уделять данному процессу должного внимания, то семейные ценности становится «неполноценным». Упуская определенные детали, родители провоцируют у детей чувство отстраненности, ограниченности, тревоги. Старший дошкольник в силу возраста уже способен дать некую оценку себе и другим людям, характеру отношений внутри семьи, воспринимать и анализировать отношение к себе со стороны окружающих. Взрослые члены семьи в большинстве случаев не замечают, что неправильно взаимодействуют с ребенком. Именно поэтому необходимо целенаправленно организовывать формирование семейных ценностей детей старшего дошкольного возраста.
Поэтому главная цель воспитательного процесса по формированию семейных ценностей и традиций - усвоение детьми вечных ценностей, воспитание милосердия, уважения, любви к родным и близким
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы воспитателя с детьми и родителями по формированию семейных ценностей и традиций
План работы воспитателя с детьми и родителями по формированию семейных ценностей и традиций...
Формирование семейных ценностей и традиций у дошкольников в условиях ДОУ
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольных организаций ставят перед нами задачи, условия для их реализации и направления развития личности дошкольника. Одним из таких направлений...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ТРАДИЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»
Программа направлена на:- формирование традиционных семейных ценностей и традиций, утрата которых становится всё более заметной в современном обществе посредством проектной деятельности; - ...
«Формирование семейных ценностей у воспитанников, как условие создания психологически здоровой семьи» март 2024
Семейные ценности – это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Это – чувства, благодаря которым она становится крепкой. Это – всё то, что люди переживают вме...
Мастер - класс «Семейные ценности и традиции в системе нравственно-патриотического воспитания личности ребенка-дошкольника» (ноябрь, 2024).
семинар-практикум в форме чайной паузы по теме «Семейные ценности и традиции в системе нравственно-патриотического воспитания личности ребенка-дошкольника». В ходе стажировки был представл...
Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к семейным ценностям и традициям 2024
Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к семейным ценностям и традициям...
«Формирование семейных ценностей и приобщение дошкольников к социокультурным нормам и традициям семьи в условиях реализации ФОП ДО»
Презентация "Формирование семейных ценностей и приобщение дошкольников к социокультурным нормам и традициям семьи в условиях реализации ФОП ДО"...