Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста: теоретический аспект
материал

Азарова Кристина Владимировна

Аннотация. В статье речь идет об актуальности формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: функциональная грамотность, целевые ориентиры, знания, умения, дошкольный возраст, педагогические технологии, кейс- технология

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Любченко Ольга Владимировна, старший воспитатель.

Пименова Ирина Константиновна, воспитатель,

Азарова Кристина Владимировна, воспитатель

МДОУ «Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма»

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста: теоретический аспект

Аннотация. В статье речь идет об актуальности формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: функциональная грамотность, целевые ориентиры, знания, умения, дошкольный возраст, педагогические технологии, кейс- технология.

В фокусе современного образования формирование ключевых компетенций, умений, непосредственно сопряжённых с опытом их применения в практической деятельности, которые позволяют детям достигать результатов в проблемных ситуациях, самостоятельно или в сотрудничестве с другими решать проблемы. На первый план выходит не накопление ребенком знаний, а способность работать с информацией, решать практические задачи, т.е. функциональная грамотность.

Проблеме формирования функциональной грамотности посвящены исследования многих психологов и педагогов: А.А. Леонтьева, О.Е. Лебедева, В.А. Ермоленко, Н.Ф. Виноградовой и др. Авторы рассматривают понятие

«функциональная грамотность»: как умение решать жизненные задачи и проблемы (А.А. Леонтьев [6]), как основу для успешного формирования личности, обладающей необходимыми компетенциями для решения вопросов (О.Е. Лебедев [5]), как интегративную характеристику человека, использующего полученные знания в различных ситуациях жизнедеятельности (В.А. Ермоленко [3]), как базовое образование личности, позволяющее его системное практическое использование (Н.Ф. Виноградова [4]).

Несмотря на то, что понятие «функциональная грамотность» трактуется исследователями по-разному, все они сходятся в одном - данный феномен включает комплекс знаний, умений и навыков, которые позволяют личности успешно адаптироваться и функционировать в социальной среде.

В дошкольном детстве можно говорить о формировании предпосылок функциональной грамотности. Почему же этот вопрос имеет огромное значение на современном этапе развития общества именно в дошкольном возрасте, почему необходимо уделять этому особое внимание?

Функциональная грамотность должна уже быть знакома детям в 6-7 лет. Как мы знаем, именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики, а это является той благодатной почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей.

Одним из условий формирования предпосылок функциональной грамотности детей дошкольного возраста является успешное и системное формирование всех ее компонентов. В структуре функциональной грамотности в дошкольном возрасте выделяют следующие виды: математическую, читательскую, естественнонаучную и социально-коммуникативную грамотность.

Каким образом функциональная грамотность соотносится с идеологией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)? В таблице представлено соответствие составляющих функциональной грамотности целевым ориентирам ФГОС ДО.

Таблица Соответствие составляющих функциональной грамотности целевым

ориентирам ФГОС ДО

Виды функциональной

грамотности

Составляющие видов функциональной

грамотности

Целевые ориентиры ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования

Естественнонаучная грамотность

-способность        объяснять естественнонаучные явления на основе научных знаний;

-способность        применять

-ребенок пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы;

-ребенок обладает начальными знаниями о

методы естественнонаучного исследования;

-способность интерпретировать данные и использовать их для выводов.

себе, о природном мире, в котором он живет;

-обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания;

-склонен наблюдать, экспериментировать;

-проявляет инициативу и самостоятельность в        познавательно-исследовательской деятельности;

-ребенок        интересуется        причинно- следственными связями.

Математическая грамотность

-способность        оперировать математическими понятиями, знаниями и умениями в моделируемых жизненных ситуациях;

-владение математическими способностями        в

моделируемых жизненных ситуациях.

-ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями;

-обладает элементарными представлениями из области математики.

Читательская грамотность

  • умение демонстрировать коммуникативные умения: умение делать выводы, умение вступать        в        открытое, эффективное и уважительное взаимодействие с другим;
  • способность понимать смысл

текста, размышлять и обсуждать смысл текста

-ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания,

-может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;

-у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Социально-

коммуникативная грамотность

  • знание норм (шаблонов) общения, принятых в обществе для        коммуникативных ситуаций и их применение, то есть владение речевым этикетом для обычных ситуаций общения;
  • использование правил и способов эффективной

коммуникации в типичных ситуациях общения.

-проявляет        инициативу        и самостоятельность в игре, общении,

-способен выбирать участников по совместной деятельности;

-активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

-способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

-умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

Таким образом, ориентация современного образования на формирование функциональной грамотности, начиная с дошкольного возраста, поможет ребёнку вырасти грамотным, социально адаптированным и успешным человеком.

Формирование предпосылок функциональной грамотности детей дошкольного возраста — сложный, многосторонний, длительный процесс.

Достичь нужных результатов можно грамотно сочетая различные современные педагогические технологии.

Использующиеся методы и технологии для формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников должны быть направлены на:

  • создание ситуаций, инициирующих практическую деятельность детей, мотивирующих их на познавательно-активную деятельность;
  • приобретение опыта успешной деятельности, разрешения проблем, принятия решений, позитивного поведения;
  • учение в общении или совместное сотрудничество, задания на работу в парах или малых группах;
  • поисковую активность – задания поискового характера, исследования, проекты;
  • оценочная        самостоятельность        дошкольников,        задания        на        само—и взаимооценку.

Всем этим требованиям отвечает кейс-технология.

Ключевым понятием данной технологии является слово кейс, происхождение которого определяется как casus (лат.) – запутанный необычный случай или case (англ.) – портфель, чемоданчик.

Кейс-технология - это технология активного проблемно – ситуационного анализа, основанная на обучении путем решения конкретных (реальных или вымышленных) задач-ситуаций (кейсов) [9].

Главное предназначение кейс-технологии – развивать способности исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть научиться работать с информацией.

Кейс должен содержать в себе:

  • Сюжетная часть (совокупность действий, событий);
  • Информационная часть (вспомогательная информация, необходимая для анализа ситуации и для решения кейса: алгоритмы, схемы, иллюстративный материал);
  • Методическая часть (задания, вопросы по анализу кейса).

Использование кейс-технологии в дошкольном образовании имеет свои особенности. При создании кейса для дошкольников необходимо учитывать следующее: кейс должен быть доступен для понимания дошкольниками, информация должна быть представлена в понятной для дошкольников форме; соответствовать задачам, решаемым участниками в их повседневной жизни; кейс должен быть наглядным.

Тематика кейсов для дошкольников может быть заимствована из знакомых детям литературных произведений, песен, мультфильмов с проблемным содержанием или основана на реальных событиях. Удачность выбора ситуации определяется степенью ее соответствия изучаемому знанию, наличием в ней нестандартности, некоторой интриги, что придает ей интересность, побуждает исследовательскую мотивацию.

Работа с кейсом проходит по следующим этапам [7]: Этап 1. Знакомство с ситуацией.

Этап 2. Выделение основной проблемы (проблем). Целью данного этапа является - выявление проблемы и определение направлений для дальнейшей работы.

Этап 3. Предложение возможных решений проблем. На данном этапе осуществляется сбор и обработка информации, определение и нахождение решения выбранных проблем.

Этап  4.  Анализ  последствий  принятия  того  или  иного  решения.

Анализируются и обобщаются полученные материалы.

Этап 5. Выбор оптимального решения. Происходит создание оптимального решения совместной деятельности, обсуждение итогов завершённой работы.

Таким образом, кейс-технология имеет широкие образовательные возможности и поэтому может использоваться как средство формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников.

Литература

  1. Басюк        В.С.        Инновационный        проект        Министерства        просвещения

«Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты /В.С. Басюк, Г.С. Ковалева // М.: Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т 1 № 4 (61). - С. 13-34.

  1. Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. – М.: Изд. Центр «Академия», 2010. – 368 с.
  2. Ермоленко        Валентина        Андреевна        Развитие        функциональной грамотности обучающегося: теоретический аспект // Электронное научное издание         Альманах         Пространство        и        Время.        2015.        №1.        URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-funktsionalnoy-gramotnosti- obuchayuschegosya -teoreticheskiy-aspekt.
  3. Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. – 288 с.
  4. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2015. - №5. - С. 3–13.
  5. Леонтьев А. А. От психологии чтения к психологии обучению чтению

// Материалы 5–ой Международной научно–практической конференции. М.: Астрель, 2002. - 58 с.

  1. Неустроева Милидора Изотовна Кейс-технология в образовательном процессе // European science. 2016. №12 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/keys-tehnologiya-v-obrazovatelnom-protsesse.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.
  3. Шимутина        Е.Н.        Кейс-технологии        в        учебном        процессе        // Образовательные технологии. - 2009. - №2. – С. 172-179.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности

В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, эк...

«Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности».

 В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политичес...

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности

quot;Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста".  Современный образовательный процесс требует от педагогов  нового подхода к собственной деятельнос...

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности

quot;Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста".  Современный образовательный процесс требует от педагогов  нового подхода к собственной деятельнос...

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста.

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка детей ...

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»в рамках работы региональной стажировочной площадк...