проект "Практика наставничества"
проект
проект "Практика наставничества"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 71.28 КБ |
kolobova_a._yu._prilozhenie_master_-_klass.pptx | 1.43 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД СТРЕЖЕВОЙ» СП «РОСИНКА»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Практика наставничества «Педагогический дуэт»
Разработала:
Колобова Альбина Юрьевна
Стрежевой
2024 г.
Паспорт проекта
№ п\п | Наименование | Содержание |
Тема проекта | Практика наставничества «Педагогический дуэт» | |
Вид проекта | Организационно-методический Практико-ориентированный | |
Основание для разработки проекта |
- Концепция развития непрерывного образования взрослых в РФ на период до 2025 г; - Указ Президента России от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года»; - Распоряжение Министерства Просвещения РФ от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программ среднего образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися». | |
Разработчики проекта | Колобова Альбина Юрьевна воспитатель Ⅰ квалификационной категории СП «Росинка». | |
Цель проекта | Помочь наставляемому в повышении уровня квалификации и профессионального мастерства, обобщении передового педагогического опыта, адаптации к коллективу коллег, детей, родителей. | |
Задачи проекта |
| |
Длительность реализации проекта | Два года | |
Целевая группа | Наставляемые ДОУ | |
Этапы реализации проекта |
сентябрь – октябрь 2022 года;
ноябрь 2022 года – декабрь 2022 года;
| |
Прогнозируемый результат проекта |
|
Обоснование необходимости педагогического проекта. Актуальность проекта
«Со мной работали десятки молодых педагогов.
Я убедился, что как бы человек успешно
не закончил педагогический вуз,
как бы он не был талантлив,
а если не будет учиться на опыте,
никогда не будет хорошим педагогом,
я сам учился у более старых педагогов...»
А. Макаренко.
В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Молодые специалисты имеют те же должностные обязанности и несут ту же ответственность, что и коллеги с многолетним стажем работы, а воспитанники и их родители, администрация образовательного учреждения ожидает от них столь же безупречного профессионализма.
Каждый руководитель образовательной организации, старший воспитатель (методист) осознаёт тот факт, что достижение желаемых результатов в воспитании, развитии и обучении дошкольников невозможно без оптимального подхода к работе с кадрами. Для эффективной организации воспитательно - образовательного процесса необходима высокая профессиональная компетентность педагогов.
Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
В условиях обновления содержания образования, введения Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, введения профессионального стандарта педагога, значительно возрос спрос на высококвалифицированного, конкурентоспособного, творчески работающего педагога. Повысились требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной позиции.
Для эффективной организации образовательной деятельности в ДОУ необходима высокая профессиональная компетентность педагогов.
Начиная свою работу в ДОУ, молодые специалисты испытывают потребность в общении с коллегами, в более глубоком знании психологии детей, методик дошкольного воспитания.
Исходя из анализа деятельности по данному направлению, в процессе определения актуальности темы данного проекта были выявлены следующие основные проблемы:
- проблемы входа в профессию, проблемы подготовки, проблемы удержания, компетентности и роста в профессии;
- необходимым становится не столько информационное и методическое, сколько организационное и кадровое совершенствование в ДОУ.
Таким образом, появилась необходимость разработать модель наставничества как комплексное сопровождение субъектов образовательных отношений.
Цель Проекта: помочь наставляемым в повышении уровня профессионального мастерства и квалификации, обобщении передового педагогического опыта, адаптации к коллективу коллег, детей, родителей.
Задачи Проекта:
1. Обеспечить теоретическую и методическую поддержку наставляемым.
2. Стимулировать повышение теоретического и методического уровня педагогов, овладение современными образовательными программами, инновационными и компьютерными технологиями.
3. Провести мониторинг результативности работы образовательной деятельности по данному направлению.
Концептуально-методологические основы Проекта
Реализуемый Проект основывается на следующих принципах:
- принцип согласованности (совместное обсуждение задач и способов решения);
- принцип «выращивания» (создание условий для пошагового развития личности педагога);
- принцип саморазвития (создание условий для появления у педагогов установки значимости индивидуального развития каждого);
- принцип рефлексивности (коррекция деятельности мышления педагогов);
- принцип доброжелательности (опора на уникальность и особенность личности педагога);
- принцип самоопределения (осознание себя личностью и своих возможностей в достижении успеха);
- принцип психологической поддержки (доброжелательная атмосфера, помощь в определении личностных качеств).
Основное содержание проекта
Наставничество - одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает профессиональные приёмы под непосредственным руководством педагога-мастера. Суть наставничества - в передаче богатого личного опыта профессиональной деятельности молодому специалисту, в ускорении его адаптации к профессиональной деятельности, оказание помощи и поддержки.
Работу по наставничеству мы запланировали в три этапа:
I этап - период адаптации, сложный период как для новичка, так и для наставника. На данном этапе был составлен план работы, проведено анкетирование (Приложение 3).
II этап - процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, приобретение авторитета среди детей, родителей, коллег. На данном этапе происходит взаимопосещение занятий, режимных моментов, консультации и т. д.
III этап - формирование системы работы, наличие собственных разработок. Молодые педагоги научатся внедрять в свою работу новые технологии; совершенствуют свои ЗУН, начнется этап саморазвития, накопления и обобщения своего опыта работы.
ФИО автора практики полностью | Колобова Альбина Юрьевна |
Количество полных лет | 47 |
Место работы автора практики | Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад городского округа Стрежевой» СП «Росинка» |
Должность автора практики | воспитатель |
Название практики | Педагогический дуэт |
Форма наставничества, используемая в практике | «педагог - педагог» |
Вид наставничества, используемый в практике | • виртуальное (дистанционное) наставничество • реверсивное наставничество • ситуационное наставничество • скоростное консультационное наставничество • традиционная форма наставничества («один на один») |
Цель | Создание условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодых педагогов. |
Новизна практики | По своей новизне отражает совершенствование существующей образовательной ситуации: реализуется при обязательном использовании новых технологий. Носит локальную масштабность и системный характер. С точки зрения эффективности предполагает существенное обогащение образовательной деятельности. Предполагает транслируемость идеи через возможность ее тиражирования: использование в других дошкольных учреждениях. |
Формируемые компетенции (психолого-педагогические, коммуникативные, предметные, методические) | • интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагогов к инновационной деятельности; • информационная компетенция – объем информации педагогов о себе, воспитанниках, родителях, о коллегах; • регулятивная кoмпетентность – умение педагогов управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость; • коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию (качество человека характеризующимся большим интересом к внешнему миру), эмпатию (сопереживание, понимание другого). |
Суть практики | оказание помощи молодым специалистам в освоении профессии и скорейшем овладении в полном объёме трудовыми обязанностями за счет ознакомления с существующими в учреждении методами и приёмами труда, передачи наставником личного опыта |
Необходимые ресурсы для реализации практики | 1) нормативные (ФОП ДО, ФГОС, профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного образования)» и др. нормативные документы); 2) образовательные: - программно-методическое обеспечение образовательного процесса: учебные программы, рабочие программы, планы, учебники, учебные пособия и др.; - организационные формы образовательного процесса: НОД, дополнительное образование (занятия в кружках, беседы с психологом, мероприятия, проводимые совместно с родителями, социальными и сетевыми партнерами и т.д.); - способы организации образовательного процесса: методики и технологии; 3) управленческие; 4) научно-методические; 5) материально-технические (финансы, материально-техническая база образовательного учреждения, информационная система ДОУ). |
Ожидаемые эффекты и результаты от реализации практики | для молодых специалистов:
для наставника:
для образовательной организации:
|
Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряжённостью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдёт, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдёт себя в другой сфере деятельности. Как педагог - наставник я помогаю молодому воспитателю в «безболезненном» и легком профессиональном становлении.
В педагогической реальности существуют различные виды наставничества, для меня наиболее результативным является прямое индивидуальное и открытое наставничество, предполагающее непосредственный контакт с педагогом, двустороннее взаимодействие, общение в различной обстановке: как на рабочем месте, так и по телефону, через социальные сети.
Большую эффективность по сравнению с традиционными формами работы (беседами, консультациями, посещением и обсуждением НОД) имеют новые нетрадиционные или модернизированные формы и методы: психологические тренинги, творческие лаборатории, психолого-педагогические деловые игры, диспуты, круглые столы совместно с родителями, «мозговые штурмы», разработка и презентация моделей НОД, презентация себя как педагога. Например, был проведен мастер – класс «Применение технологии проблемного обучения в ДОУ для реализации системно-деятельностного подхода». Цель мастер – класса - повысить мотивацию педагогов к овладению методикой проблемного обучения (Приложение 1).
Случается и так, что я не могу справиться, например, с компьютерной программой, и тогда мне на помощь приходят молодые педагоги. В данной ситуации они мои «наставники». Это здорово! В нашем дуэте мы учимся друг у друга.
Становление педагога как профессионала состоит из целого ряда этапов, важнейшими из которых являются приобретение личностно-профессиональных качеств и социально-профессиональной устойчивости в период обучения и в первые годы работы в дошкольном образовательном учреждении. На начальном этапе, для успешной адаптации молодого педагога нужна целенаправленная подготовка к самостоятельной работе. Это активизация способностей и качеств личности, социального опыта, приобретенных в процессе обучения и индивидуального развития для достижения успеха в педагогическом труде.
Индивидуальный план работы с молодым педагогом отражает основные направления деятельности: изучение нормативно-правовых документов, повышения профессиональной компетентности, уровня квалификации. План составлен так, чтобы была возможность его трансформировать и дополнять в течение учебного года (Приложение 2).
Именно совместная деятельность наставника и молодого педагога ускоряет процесс вхождения начинающего специалиста в образовательную педагогическую среду. Педагог чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. Самое важное - это умение создать атмосферу доброжелательного сотрудничества, быть внимательным ко всем участникам образовательных отношений, понимать и принимать их потребности и, в то же время, быть готовым вести за собой.
Процесс наставничества затрагивает интересы трех субъектов взаимодействия: обучаемого, наставника и учреждения: наставник развивает свои деловые качества, повышает профессиональный уровень в процессе взаимообучения, снижается риск профессионального выгорания. Молодой специалист получает знания, развивает компетенции, повышает свой профессиональный уровень, учится выстраивать конструктивные отношения с коллегами. Руководитель ДОУ повышает профессиональный уровень подготовки кадров, выстраивает конструктивные взаимоотношения с кадрами, и между сотрудниками.
Выше сказанное является определяющим условием развития и модернизации образовательной системы, условием обеспечения образовательных организаций квалифицированными кадрами. В работе наставников актуализируется проблема специалистов, молодых, активных и компетентных педагогов, которые смогут реализовать федеральные государственные образовательные стандарты и соответствовать профессиональному стандарту педагога. От того, насколько хорошо педагоги сумеют адаптироваться к своей профессиональной деятельности и условиям жизни, зависит качество образования и будущее наших детей.
Данный проект раскрывает значимость и возможности использования наставничества для повышения квалификации и дальнейшего развития в своей будущей карьере, так и для самого ДОУ, вырабатывая позитивное отношение к профессиональной деятельности у наставляемого.
В работу по реализации Проекта включены субъекты образовательной деятельности: администрация, педагоги, смежные специалисты ДОУ.
Основные направления и формы реализации Проекта его участниками:
Таб.1
№ п/п | Направления деятельности | Формы, методы работы |
1. | Создание нормативно-правовых, организационно- педагогических, методических, материально- технических условий. |
|
2. | Работа с кадрами |
|
Механизм реализации Проекта.
Таб. 2
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки проведения | Ответственные | Результат |
1. 1. Мотивационно – побудительный этап: сентябрь – октябрь 2022 года | ||||
1.1. | Изучение методической и специальной литературы по проблеме наставничества в дошкольном образовательном учреждении. | сентябрь – октябрь 2022 года | Методист, рабочая группа | Выводы о степени разработанности данного вопроса. |
1.2. | Разработка проекта | октябрь 2022 года | Методист, рабочая группа | План действий по реализации Проекта |
1.3. | Разработка критериев подбора наставников СП | октябрь 2022 года | Методист, рабочая группа | Система отбора педагогов-наставников |
1.4. | Отбор наставляемых СП | октябрь 2022 года | Методист | Создание базы наставляемых СП |
2 2. Организационно – деятельностный этап: ноябрь 2022 года – декабрь 2022 года | ||||
2.1. | Разработка нормативно-правовой базы по реализации модели наставничества в СП, регламентирующих ее деятельность. | Ноябрь 2022 года | Рабочая группа | Создание модели наставничества в СП. |
2.2. | Составление опросников для педагогов по выявлению уровня готовности к реализации проекта, а также уровню профессионального мастерства. | декабрь 2022 года | Рабочая группа | Оценка результатов мониторинга. |
3. Внедренческий этап: январь 2023 г. – май 2024 г. | ||||
3.1. | Реализация плана работы по наставничеству | январь 2023 г. – май 2024 г. | методист | Реализация Проекта. Обобщение результатов деятельности по проекту. |
3.2. | Организация и проведение обучающих семинаров для педагогов, круглых столов, мастер – классов | январь 2023 г. – май 2024 г. | методист, рабочая группа | Рост профессионального мастерства педагогов СП |
3.3. | Создание банка идей (методической копилки из опыта и практики), в том числе в электронном формате. | январь 2023 г. – май 2024 г. | методист, рабочая группа | Создание сборника методических материалов. |
4. Рефлексивно-оценочный этап: июнь 2024 – август 2024 гг. | ||||
4.1. | Проведение мониторинга образовательной деятельности СП по направлению «Наставничество в ДОУ» | июнь 2024 – август 2024 гг. | методист | Аналитическая справка |
4.2. | Анализ полученных данных, их систематизация, сопоставление с прогностическими результатами, теоретическое осмысление полученных результатов с выходом на перспективу дальнейшей работы. | июнь 2024 – август 2024 гг. | методист, рабочая группа | Аналитическая справка. |
4.3. | Обобщение и распространение опыта по теме реализации Проекта | июнь 2024 – август 2024 гг. | методист, рабочая группа | Представление опыта работы СП |
Ресурсное обеспечение Проекта
Для реализации Проекта необходимо следующее организационное и методическое обеспечение:
Программно-методическое обеспечение:
Таб.4
№ п/п | Название технологии, пособия |
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 11) [Электронный ресурс] http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70191362/ | |
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс] https://минобрнауки.рф | |
Афонькина Ю. А. Мониторинг профессиональной деятельности педагога ДОУ: диагностический журнал / Ю.А. Афонькина. – М.: Учитель, 2013. - 78 с | |
https://педпроект.рф/проект-учитель-будущего/ |
Вспомогательный материал:
- нормативные и методические документы:
- книги и периодические печатные издания по повышению профессиональной компетентности педагогов;
- литература по проблемам возрастного развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Сопровождение Проекта.
Направление | Ответственный | Направление деятельности |
Административное сопровождение | Заведующий СП |
|
Методическое сопровождение | Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе |
|
Психологическое сопровождение | Педагог-психолог |
|
Педагогическое сопровождение | Воспитатели |
|
Перспективы развития Проекта
Создание условий для повышения качества профессиональной подготовленности педагогов в СП:
- рост числа педагогических работников с высшим образованием, имеющих высшую и первую квалификационные категории;
- обобщение и распространение результативного педагогического опыта через педагогические конференции, мастер-классы, обучающие семинары, проблемные курсы;
- организация и апробирование сетевого взаимодействия по изучению опыта лучших педагогов;
- совершенствование адресности ресурсной поддержки и стимулирования образовательной и инновационной деятельности педагогов.
Развитие социального партнерства СП:
- определение приоритетов в межведомственном взаимодействии;
- реализация совместных проектов по направлению.
Результаты реализации проекта
Таб.9
№ п/п | Название конкурса, год участия | Уровень | Результат участия (в том числе денежное вознаграждение (при наличии) |
2022 год | |||
городской конкурс эссе среди лиц включенных в резерв управленческих кадров системы образования городского округа Стрежевой, Управлением образования Администрации городского округа Стрежевой | муниципальный | финалист | |
Региональный этап Х всероссийского конкурса «Воспитатель России», Департамент общего образования г. Томск. | Региональный | Диплом Победитель | |
конкурс по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма «Дорожный марафон», Управлением образования Администрации городского округа Стрежевой при поддержке отдела ГИБДД МО МВД России «Стрежевской». | Межрегиональный | 2 место | |
конкурс лучших практик наставничества, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург | Всероссийский | участник | |
2023 год | |||
конкурс методических материалов наставников и молодых/начинающих педагогов образовательных учреждений, подведомственных Управлению образования Администрации городского округа Стрежевой | муниципальный | призёр | |
дистанционный конкурс для педагогов на лучшую технологическую карту урока, занятия с использованием заданий по формированию функциональной грамотности обучающихся. МОУ «СОШ №4» г. Стрежевой | муниципальный | победитель | |
конкурс среди педагогических работников муниципальных образовательных учреждений городского округа Стрежевой «Профилактика терроризма и экстремизма», ЦППМС помощи Управления образования Администрации городского округа Стрежевой | муниципальный | Диплом 2 степени | |
2024 год | |||
VI открытый конкурс педагогического мастерства «Педагогический опыт XXI века. Идея. Инновации», ДОО ТО, г. Томск | региональный | 1 место |
Используемая литература:
- Аралова М. А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение. М.2007.
- Афонькина Ю. А. Мониторинг профессиональной деятельности педагога ДОУ: диагностический журнал / Ю.А. Афонькина. – М.: Учитель, 2013. - 78 с
- Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. М.2004.
- Голицина Н. С. Система методической работы с кадрами в ДОУ. М.2004.
- 5. Журналы: «Управление ДОУ» № 1,4,5,8-2007, №2,3,4-2004.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 11) [Электронный ресурс] http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70191362/
7. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс] https://минобрнауки.рф
8. https://педпроект.рф/проект-учитель-будущего/
Приложение 1
Мастер – класс для педагогов ДО на тему:
«Применение технологии проблемного обучения
в ДОУ для реализации системно-деятельностного подхода»
Цель: повысить мотивацию педагогов к овладению методикой проблемного обучения.
Задачи:
- Углубить знания педагогов о данной методике;
- Способствовать повышению уровня профессиональных компетенций у педагогов в процессе использования технологий проблемного обучения в работе с детьми.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, карточки с заданием на каждый стол, 3 листика: синий, красный и зеленый по количеству участников мастер-класса, макет дерева, памятки (таблица), ручки, карандаши, фломастеры, листы бумаги, зонт, емкость с водой (таз), различные деревянные предметы.
Ход мастер - класса:
- Здравствуйте, уважаемые коллеги
- Крикните громко и хором, друзья,
Помочь откажетесь мне? Нет или да?
Деток вы любите? Да или нет?
Пришли вы на мастер-класс,
А сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? Нет!
Я вас понимаю…..
Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? Да!
Дайте мне тогда ответ
Помочь откажетесь мне? Нет!
Последнее спрошу у вас я:
Активными все будете? Нет или Да?
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс.
Слайд 2
«…Хочется, чтобы дети были путешественниками,
открывателями и творцами в этом мире.
Наблюдать, думать, рассуждать, переживать
радость труда и гордиться созданным,
творить красоту и радость для людей и
находить в этом творении счастье.»
Василий Александрович Сухомлинский
Мы с вами знаем, что согласно ФОП ДО на этапе завершения дошкольного образования у ребенка должны быть сформированы такие качества как способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту, способность применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим. В этой связи усилия педагога детского сада должны быть направлены на развитие у ребёнка дошкольного возраста самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождения путей и способов её осуществления, способности получить результат. Успешно решать данные задачи позволяет внедрение современных образовательных технологий, которые обогащают субъектный опыт детей, обеспечивают самостоятельную деятельность ребёнка.
Сегодня мы с вами рассматриваем технологию проблемного обучения, которая является специально созданной совокупностью специфических приёмов и методов, помогает детям самостоятельно добывать знания, учит самостоятельно применять их в решении новых познавательных задач, т. е. является одним из способов реализации системно – деятельностного подхода в ДОУ.
Слайд 3
Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс. Ребенок усваивает материал как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения, условиями успешности обучения являются:
- проблематизация учебного материала;
- активность ребенка;
- связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.
Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей.
Слайд 4
Актуальность проблемного обучения заключается в том, что оно в отличие от традиционного доставляет радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивает развитие познавательной самостоятельности детей, их творческой активности.
Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
Однако, чтобы эффективно применять проблемное обучение в работе с дошкольниками, педагог должен знать о тех условиях, в которые следует ставить ребенка, чтобы стимулировать подлинное творческое мышление, побудить к потребности в решении проблем. Одно из таких главных условий – создание проблемной ситуации.
Давайте немного поиграем.
Слайд 5
Игра «Подумай и скажи».
Попрошу вас разделиться на команды, для вас подготовлены вопросы по теме нашего методического объединения, ответ на вопрос может быть один от вашей команды.
Слайд 6
- Что такое проблемная ситуация? (ответы педагогов)
Слайд 7
Проблемная ситуация - это:
- Неизвестное, т.е. усваиваемое ребенком новое знание или способ деятельности;
- Познавательная деятельность;
- Творческие возможности и достигнутый уровень знаний.
Слайд 8
- Как Вы считаете, какое из высказываний противоречит всем остальным и не относится к проблемному обучению?
- Обучение направлено на самостоятельный поиск новых знаний и способов действия,
- Педагог подводит дошкольников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения.
- Педагог создает проблемную ситуацию, направляет детей на её решение, организует поиск решения.
- Воспитанники усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности.
- Организация занятий с использованием проблемных ситуаций под руководством педагога и самостоятельная деятельность детей по их разрешению (ответы педагогов)
Слайд 9
- В чём суть проблемного обучения? (ответы педагогов)
Слайд 10
Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения.
Итак, в структуру организации проблемного обучения входят проблемный вопрос, задача и ситуация.
Но все ли вопросы являются проблемными?
Слайд 11
Предлагаю вашему вниманию два вопроса, какой из них является проблемным?
- Почему дикие утки и гуси улетают на юг последними? (проблемный вопрос).
- Какие птицы нашего края улетают на юг последними? (просто вопрос)
Ответ на проблемный вопрос подразумевает необходимость рассуждения, а не просто воспроизведение знаний. Это вопросы «почему?», «зачем»?
Задавая проблемные вопросы, создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы и, что очень важно, приучаем не бояться допускать ошибки.
Слайд 12
Как считает доктор психологических наук Алексей Михайлович Матюшкин:
«Боясь ошибиться, он (ребенок) не будет сам решать поставленную проблему - он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого. Он будет решать только легкие проблемы», что неизбежно приведет к задержке интеллектуального развития. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.
Можно иногда и ошибиться – пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не забудьте о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивым): они мобилизуют их внимание и волевые усилия.
Педагоги не должны забывать, что проблемные ситуации используются не только на занятиях по познанию окружающего мира, но и на математике, развитии речи, грамоте, художественно-творческих занятиях, а также и в других видах детской деятельности. Необходимо включить весь свой творческий потенциал для осуществления процесса развития ребенка.
А теперь переходим к практической деятельности нашего мастер-класса. Каждой команде я предлагаю проблемную ситуацию. Ваша задача: выделить противоречие, поставить проблемный вопрос, назвать в каких видах деятельности можно использовать эту ситуацию и предположить, как бы могли решить поставленную задачу дети.
Слайд 13
- Жили два друга Саша и Миша. Они часто ходили в гости друг к другу. Но на улице идет сильный дождь.
Слайд 14
- Красная шапочка попросила у мамы записать рецепт пирожков для своей подружки. Когда мама начала писать о том, что входит в рецепт, то обе вспомнили, что ни Красная Шапочка, ни подружка читать не умеют.
Слайд 15
- В город приехал цирк, но, чтобы об этом узнали взрослые и дети, необходимы афиши, а их нет.
Слайд 16
- Когда я шла в детский сад, я встретила кошечку, она сидела и горько плакала. Я подошла к ней узнать, что же у нее случилось. Кошечка рассказала, что у ее мамы сегодня день рождения, подарка нет. И она не знает, что ей делать.
Слайд 17
- Кукла Маша упала и сломала руку.
Анализ предложенных педагогами вариантов решения проблемных ситуаций.
Рефлексия. Приём «Дерево настроения»:
Предлагаю вам послушать притчу, а потом мы обсудим наш мастер-класс. Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». А тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «Что ты делал целый день?» И тот ответил: «А я добросовестно выполнил свою работу». А третий улыбнулся, его лицо радостно засветилось, и он с удовольствием ответил: «А я принял участие в строительстве храма».
Уважаемые коллеги, у вас есть 3 листика: синий, красный и зеленый. А на доске у нас прикреплено дерево, но оно без листьев, давайте его сейчас оденем.
Если вы считаете себя первым рабочим (у вас не очень хорошее настроение, вам было неинтересно на занятии, то прикрепите к дереву листик красного цвета).
Если вы считаете себя вторым рабочим (вам интересно было на занятии, но данную технологию вы знали ранее и новых знаний, опыта работы вы не получили), прикрепите к дереву оранжевый листик.
Если вы считаете себя третьим рабочим, (это означает, что данный мастер-класс был для вас полезен, вы научились чему-то новому и эти знания пригодятся вам в дальнейшем, если вам было комфортно на занятии), прикрепите к дереву зеленый листок.
Пожалуйста, попробуйте обосновать свой ответ.
Участники высказываются, почему они прикрепили именно такого цвета листик. Происходит обсуждение.
А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сюда: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что вы сегодня получили нового.
А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!
А мне остаётся только поблагодарить вас за внимание и участие в работе.
Приложение 2
Планирование индивидуальной работы с молодыми (начинающими) педагогами
Педагог–наставник ФИО педагога – наставника Колобова Альбина Юрьевна, воспитатель I категории, стаж работы в данной должности 20 лет 3 месяца.
Посещение занятий и режимных моментов__2 раза в месяц
Профессиональные умения и навыки, которые необходимо совершенствовать:
- оказание методической помощи молодым специалистам в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности;
- изучение нормативно-правовой документации;
- помощь в ведении документации воспитателя (перспективный и календарный план воспитательно-образовательной работы, план по самообразованию, мониторинг и т.д.);
- применение форм и методов в работе с детьми разных возрастных групп;
- организация НОД, помощь в постановке целей и задач;
- использование здоровьесберегающих технологий во время НОД и других режимных моментах;
- механизм использования дидактического и наглядного материала;
- углубленное изучение инновационных технологий;
- общие вопросы организации работы с родителями.
месяц | неделя | вид деятельности воспитателя | вид деятельности наставника |
СЕНТЯБРЬ | 1-2 | Диагностика умений и навыков молодого специалиста | Анкетирование. Консультация и ответы на интересующие вопросы. Проверка документации. Посещение: утренний прием. |
3 | Оформление документации воспитателя СП в соответствии с ФОП ДО. | ||
4 | Планирование образовательного процесса в рамках условия введения ФОП ДО | ||
ОКТЯБРЬ | 1 | Выбор темы по самообразованию. | Консультация, оказание помощи и ответы на интересующие вопросы. Подбор методической литературы по теме самообразования Знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность СП. Помощь в проведении мониторинга Посещение: НОД. |
2 | Ознакомление с нормативно - правовой базой. | ||
3-4 | Проведение мониторинга | ||
НОЯБРЬ | 1 | Ознакомление с методикой проведения детских праздников. | Помощь в подготовке и организации праздника. Наблюдение за наставником в роли ведущей. Консультация и помощь в составлении плана работы с родителями, подбор материала для родителей. |
2 | Планирование работы с родителями, нетрадиционные формы взаимодействия. | ||
3 | Оформление наглядной информации для родителей. | ||
4 | Посещение праздника «День матери». | ||
ДЕКАБРЬ | 1 | Изучение методики проведения НОД, совместная разработка конспектов НОД. | Посещение занятий молодых специалистов. Обсуждение. Помощь. Секреты мастерства |
2 | Беседа «Как провести эффективное занятие». | ||
3 | Посещение НОД. | ||
ЯНВАРЬ | 3 | Организация индивидуальной работы с детьми. | Помощь в составлении плана индивидуальной работы с детьми. Консультации наставника, наблюдение за работой молодых специалистов - совместная игровая деятельность. |
4 | Ознакомление с ролью игры в развитии дошкольников | ||
ФЕВРАЛЬ | 1-2 | Определение основных проблем в педагогической деятельности молодых специалистов. | Консультация и решения выхода из этих проблем. Консультация и ответы на интересующие вопросы. |
3 | Ознакомление с использованием современных здоровье сберегающих технологий. | ||
4 | Посещение: работа во 2 половине дня. | ||
МАРТ | 1 | Просмотр конспектов и проведение организованной образовательной деятельности молодыми специалистами. | Обсуждение. Консультация, использование презентаций в работе с детьми и родителями. |
2-3 | Использование в работе ИКТ. | ||
4 | Посещение: утро, индивидуальная работа. | ||
АПРЕЛЬ | 1-2 | Изучение с причинами возникновения конфликтных ситуаций и их урегулирование в процессе педагогической деятельности. | Обсуждение и консультирование молодых педагогов по этой теме. Оказание помощи. Контроль. |
3 | Подготовка к мониторингу развития детей. | ||
4 | Посещение НОД. | ||
МАЙ | 3 | Составление плана к летне - оздоровительному периоду. | Консультация и ответы на интересующие вопросы. Анализ проделанной работы за учебный год, пожелания на будущее |
4 | Подведение итогов работы. |
Составила: Колобова А. Ю.___________
\
Приложение 3
Анкета «Изучение затруднений педагогов на начальном этапе профессиональной карьеры» (С. В. Данилов, Л. П. Шустова, Т. В. Володина)
1. | Каждый педагог, начинающий профессиональную деятельность, сталкивается с различными затруднениями. Из приведённых ниже вариантов отметьте три, которые могут вызывать у вас наибольшие сложности: |
А) | подготовка НОД |
Б) | проведение НОД |
В) | подготовка утренника |
Г) | проведение утренника |
Д) | отношения и общение с детьми |
Е) | отношения и общение с коллегами |
Ж) | отношения и общение с администрацией |
З) | отношения и общение с родителями |
И) | собственные состояния, самочувствие, переживания |
К) | другое (напишите, что) |
2. | При подготовке НОД или внеурочного мероприятия значительными трудностями для вас являются (отметьте не более трёх вариантов ответа): |
А) | недостаток теоретических знаний |
Б) | дефицит предметной и методической литературы, готовых разработок НОД |
В) | сложности в поиске и подготовке презентационных материалов |
Г) | распределение времени на различные виды работы |
Д) | ограниченный репертуар методических приёмов, техник, способов работы |
Е) | нехватка времени на подготовку |
Ж) | опасение допустить теоретическую или методическую ошибку |
З) | отсутствие возможности обратиться за советом и помощью к коллегам |
И) | другое (напишите, что) |
3. | При проведении НОД или внеурочного мероприятия вы часто сталкиваетесь (отметьте не более трёх вариантов ответа): |
А) | с отсутствием у детей желания заниматься |
Б) | с нарушениями дисциплины |
В) | с конфликтными взаимоотношениями детей между собой |
Г) | с отсутствием контакта с ребёнком |
Д) | со сложностью выстраивания оптимальной дистанции в общении с детьми |
Е) | с провокациями и агрессией детей в адрес педагога |
Ж) | с собственным волнением, тревожностью, растерянностью, злостью и т.д. |
З) | с трудностями проведения самоанализа занятия |
И) | с оцениванием результатов учебной и внеурочной деятельности детей |
К) | с организационными затруднениями: началом и завершением занятия, переходом от одного этапа к другому, «лишним» временем |
Л) | с несоответствием запланированных видов работы и полученных результатов |
М) | с трудностями работы с детьми разного уровня развития и подготовки (с ОВЗ, одарёнными, леворукими и т.д.) |
Н) | другое (напишите, что) |
4. | В организационной работе больше всего сил и времени у вас требуют (отметьте не более трёх вариантов ответа): |
А) | подготовка и проведение родительских собраний |
Б) | подготовка и проведение мероприятий (семинаров, методических объединений, конференций, выставок, смотров и конкурсов) |
В) | планирование работы (составление тематических, календарных и иных планов), подготовка отчётов |
Г) | внеучебная деятельность |
Д) | ведение документации группы |
Е) | выполнение поручений администрации |
Ж) | другое (напишите, что) |
5. | Во взаимоотношениях с коллегами вам больше всего не хватает (отметьте не более трёх вариантов ответа): |
А) | доступности коллег для общения |
Б) | компетентных профессиональных рекомендаций |
В) | принятия, эмоциональной поддержки и дружелюбия |
Г) | оптимальной дистанции в общении с коллегами |
Д) | уважительного отношения к себе |
Е) | ощущения себя частью педагогического коллектива, своей включённости в него |
Ж) | другое (напишите, что) |
6. | Со стороны администрации наибольшие сложности возникают в связи (отметьте не более трёх вариантов ответа): |
А) | со стилем руководства |
Б) | с отсутствием возможности поделиться своими проблемами и быть выслушанным |
В) | с недостаточным содействием в решении профессиональных трудностей |
Г) | с ограничением ваших инициатив |
Д) | с излишней бюрократизацией деятельности образовательной организации |
Е) | с нагрузкой, вызванной большим количеством заданий и поручений |
Ж) | с составлением графика работы: расписания, дежурств, отпусков и т.д. |
З) | с распределением материальных ресурсов, обеспечивающих образовательный процесс: мебели, наглядностей, лабораторного оборудования |
И) | с распределением стимулирующей части заработной платы |
К) | другое (напишите, что) |
7. | Во взаимоотношениях с родителями вас больше всего озадачивает (отметьте не более трёх вариантов ответа): |
А) | убеждённость родителей, что их ребёнок самый лучший |
Б) | непонимание и непринятие родителями существования проблем ребёнка в учёбе и поведении |
В) | отношение к воспитателю, как к специалисту, оказывающему услугу |
Г) | обвинение педагога в предвзятости по отношению к ребёнку |
Д) | обвинение педагога в профессиональной некомпетентности |
Е) | невосприимчивость к советам и рекомендациям педагога |
Ж) | «выпрашивание» у педагога положительных оценок своему ребёнку |
З) | враждебность по отношению к педагогу |
И) | отстранённость родителей от жизни ребёнка в ДОУ |
К) | другое (напишите, что) |
8. | Отметьте три варианта форм работы наставника с молодым педагогом, которые лично для вас будут наиболее предпочтительны: |
А) | лекционные и практические занятия |
Б) | специализированная профессиональная образовательная программа |
В) | тренинги профессиональных умений, личностного роста |
Г) | консультации (в т.ч. психологические) |
Д) | супервизия профессиональной деятельности |
Е) | встречи с коллегами в неформальной обстановке |
Ж) | выпуск специализированной методической литературы |
З) | сообщества молодых педагогов |
И) | организация общения педагогов через социальные сети |
К) | виртуальная методическая копилка |
Л) | другое (напишите, что) |
9. | Укажите наиболее значимые для вас составляющие профессиональной деятельности, в которых вы хотели бы повысить свою компетентность: |
А) | нормативно-правовая база образовательного процесса |
Б) | организация образовательной деятельности в соответствии со ФГОС и Профессиональным стандартом педагога |
В) | применение информационных технологий в образовании |
Г) | культура речи педагога |
Д) | психология субъектов образовательных отношений |
Е) | современные педагогические технологии |
Ж) | вопросы воспитания в современном ДОУ |
З) | реализация инклюзивного и специального образования |
И) | современные методики преподавания |
К) | другое (напишите, что) |
Обработка результатов
По каждому варианту ответов подсчитывается доля (в %) выбравших его педагогов. После этого осуществляется ранжирование затруднений по степени актуальности (значимости) в соответствии со следующей шкалой (см. Таблица):
• нулевой ранг присваивается затруднениям, набравшим до 10% выборов. Такие затруднения определяются как незначимые либо как неидентифицированные педагогами;
• первый ранг (от 11 до 30% выборов) - затруднения являются вполне определёнными педагогами, но недостаточно актуальными для них;
• второй ранг (от 31 до 50% выборов) - затруднения оцениваются как вполне определённые и достаточно актуальные для педагогов;
• третий ранг (более 50% выборов) - затруднения являются высоко актуальными для педагогов.
Определение степени актуальности затруднений молодых педагогов
Ранг | % выборов | Степень актуальности затруднения |
0 | До 10% | затруднение либо не значимо, либо не идентифицировано, либо непонятна формулировка |
1 | 11 - 30 % | затруднение определено, но недостаточно актуально |
2 | 31 - 50 % | затруднение определено и актуально |
3 | Более 50 % | высокая степень актуальности затруднения |
Приложение 4
Анкета для экспресс-диагностики профессиональных затруднений молодых педагогов (С. В. Данилов, Л. П. Шустова, Н. И. Кузнецова)
Данная анкета предназначена для экспресс-диагностики профессиональных затруднений молодых педагогов 1 - го года работы. Анкета рассчитана на получение информации по трём основным блокам профессиональных затруднений:
1. Затруднения, вызванные взаимоотношениями с коллегами, воспитанниками и их родителями (вопросы 1 - 5).
2. Затруднения, связанные с условиями осуществления профессиональной деятельности (вопросы 6 - 10).
3. Затруднения, касающиеся внутреннего состояния и самооценки молодого педагога (вопросы 11 - 15).
Вопрос 16 является открытым и служит для уточнения характера затруднений, приоритетных для педагога.
Инструкция. Уважаемый коллега! Данный опрос проводится с целью изучения условий вашей профессиональной деятельности. Убедительно просим вас ответить на вопросы анкеты, используя 4-балльную шкалу:
4 - определённо «да»
3 - скорее «да», чем «нет»
2 - скорее «нет», чем «да»
1 - определённо «нет»
Год окончания вуза (колледжа):
Стаж педагогической деятельности: Пол: М / Ж (подчеркнуть)
№ | Утверждение | Балл |
1. | Доброжелательно ли вас приняли в педагогическом коллективе? | |
2. | Получаете ли вы необходимую поддержку от коллег и администрации образовательного учреждения, когда вы в ней нуждаетесь? | |
3. | Можете ли вы открыто высказывать руководству и коллегам свои идеи, предложения, просьбы? | |
4. | Легко ли вам находить «общий язык» с детьми на занятии и за его пределами? | |
5. | Возникают ли у вас сложности в общении с родителями воспитанников? | |
6. | Достаточна ли информационная и методическая обеспеченность вашей деятельности? | |
7. | Ощущаете ли вы необходимость в поддержке в оформлении документации (подготовке рабочей программы, конспекта занятия, учебно-тематического плана и т.д.)? | |
8. | Обеспечены ли вы собственным рабочим местом? | |
9. | Устраивают ли вас условия труда (оснащённость рабочего места, режим работы, шум, освещённость, температурный режим, комфортность и т.д.)? | |
10. | Устраивает ли вас размер заработной платы? | |
11. | Часто ли вы чувствуете свою профессиональную компетентность? | |
12. | Ощущаете ли вы свою значимость, востребованность как педагога? | |
13. | Часто ли у вас возникает чувство успешности на работе? | |
14. | Определены ли вами основные перспективы в профессиональной деятельности и карьере? | |
15. | Сможете ли вы осуществить свои жизненные планы в данном образовательном учреждении? | |
16. | Назовите три основные трудности, препятствующие успешности вашей педагогической деятельности: | |
А) | ||
Б) | ||
В) |
После анкетирования выявляются наиболее высокие и низкие показатели по каждому пункту - это позволяет определить наиболее и наименее значимые затруднения педагога (в случае группового анкетирования данные предварительно усредняются).
Затем данные суммируются по каждому блоку затруднений. Это позволяет охарактеризовать содержание и оценить выраженность затруднений. На этом основании можно предложить молодому педагогу релевантные меры поддержки и сопровождения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«… Хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире. Наблюдать, думать, рассуждать, переживать радость труда и гордиться созданным, творить красоту и радость для людей и находить в этом творении счастье ». В.А.Сухомлинский
Основные условия успешности обучения детей проблематизация учебного материала активность ребенка связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом
Актуальность проблемного обучения доставляет радость самостоятельного поиска и открытия; обеспечивает развитие познавательной самостоятельности детей, их творческой активности.
Подумай и скажи!
Что такое проблемная ситуация?
Проблемная ситуация - это: Неизвестное, т.е. усваиваемое ребенком новое знание или способ деятельности; Познавательная деятельность; Творческие возможности и достигнутый уровень знаний.
Как Вы считаете, какое из высказываний противоречит всем остальным и не относится к проблемному обучению? 1. Обучение направлено на самостоятельный поиск новых знаний и способов действия, 2. Педагог подводит дошкольников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения. 3. Педагог создает проблемную ситуацию, направляет детей на её решение, организует поиск решения. 4. Воспитанники усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности. 5. Организация занятий с использованием проблемных ситуаций под руководством педагога и самостоятельная деятельность детей по их разрешению.
В чём суть проблемного обучения?
Суть проблемного обучения: Воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения.
Почему дикие утки и гуси улетают на юг последними? Какие птицы нашего края улетают на юг последними?
Алексей Михайлович Матюшкин «Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную проблему он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого. Он будет решать только легкие проблемы! »
Жили два друга Саша и Миша. Они часто ходили в гости друг к другу. Но на улице идет сильный дождь.
Красная шапочка попросила у мамы записать рецепт пирожков для своей подружки. Когда мама начала писать о том, что входит в рецепт, то обе вспомнили, что ни Красная Шапочка, ни подружка читать не умеют.
В город приехал цирк, но чтобы об этом узнали взрослые и дети, необходимы афиши, а их нет.
Когда я шла в детский сад, я встретила кошечку, она сидела и горько плакала. Я подошла к ней узнать, что же у нее случилось. Кошечка рассказала, что у ее мамы сегодня день рождения, подарка нет. И она не знает, что ей делать.
Кукла Маша упала и сломала руку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о наставничестве
Положение о наставничестве в детском саду....
Наставничество, как фактор становления профессиональной деятельности молодых специалистов ДОУ
Функции наставничестваЭтапы формирования профессиональной педагогической деятельностиРоль психолога в формировании культуры наставничества в ДОУ...
«Сущность и содержание понятия «наставничество». Наставничество в современной образовательной практике».
Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.Задача наставника &nda...
Заседание по наставничеству:"Обобщение опыта работы наставничества воспитателей по проблеме создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОО."
Цель: Провести системный анализ педагогической деятельности по проектированию комфортной предметно-развивающей среды в возрастных группах ДОУ и определить пути совершенствования работы в данном направ...
Программа наставничества "Реверсивное наставничество педагогов ДОУ как средство внедрения инновационных технологий"
В данной Программе наставничества описана система работы по реверсивному наставничеству. Реверсивное наставничество – нетрадиционная форма развития профессиональных отношений между субъект...
Проект по наставничеству «Компетентный педагог» Номинация: «Эффективная система работы наставничества в образовательной организации в образовательном пространстве города Нижневартовска»
Проект по наставничеству «Компетентный педагог»Номинация: «Эффективная система работы наставничества в образовательной организации в образовательном пространстве го...
Наставничество в образовании: современная теория и инновационная практика. Наставничество как повышение качества образования.
Выступление на педагогическом совете«Педагогическое наставничество – перспективное направление образовательного процесса»...