Проект "Мир эмоций"
проект (средняя группа)
На актуальность развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста указывает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образование. Одной из пяти образовательных областей стандарта является социально-коммуникативное развитие, предполагающее развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания, социального и эмоционального интеллекта. Также в целевых ориентирах указано, что на этапе завершения дошкольного детства ребенок способен понимать свои переживания и причины их возникновения, регулировать свое поведение и осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных ситуациях, обосновывать свои ценностные ориентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_emotsii_-_kopiya.docx | 31.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №63 Кировского района г
. Санкт-Петербург
ПРОЕКТ
«Мир эмоций»
в группе оздоровительной направленности
для детей 4-5 лет
Составитель:
Дацко Людмила Ивановна
Молдавчук Мария Сергеевна
воспитатели группы №10 «Непоседы»
г. Санкт-Петербург
2024г.
Пояснительная записка
Актуальность.
На актуальность развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста указывает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образование. Одной из пяти образовательных областей стандарта является социально-коммуникативное развитие, предполагающее развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания, социального и эмоционального интеллекта. Также в целевых ориентирах указано, что на этапе завершения дошкольного детства ребенок способен понимать свои переживания и причины их возникновения, регулировать свое поведение и осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных ситуациях, обосновывать свои ценностные ориентации.
Для достижения этих задач педагоги группы использовали проектный метод. Он способствует развитию у детей исследовательской активности, познавательных интересов, коммуникационных и творческих способностей, навыков сотрудничества и многое другое. Выполняя совместные проекты, дети получают представления о своих возможностях, умениях, потребностях.
Обоснование выбора темы проекта.
В начале года на утреннем кругу заговорили про настроение. Ребята стали рассказывать, какое было настроение, когда шли в детский сад. Воспитатели обратили внимание, что несколько человек называют грустное настроение, при этом улыбаются и наоборот, говоря о хорошем настроении, испытывают грусть. Общаясь на тему эмоций с детьми, мы подвели их тому, что нам всем: детям, воспитателям и родителям будет очень интересно узнать про мир эмоций побольше.
Характеристика проекта.
Тип проекта: детско-педагогический, познавательный.
Аудитория: дети 4-5 лет, средняя группа.
Продолжительность: с 07.10.2024 года по 18.10.2024 года.
Цель: познакомить детей и родителей с базовыми эмоциями радостью и печалью.
Задачи, связанные с развитием детей:
1.Уточнять и расширять знания детей о базовых эмоциях: грусть и радость.
2.Побуждать детей к отражению полученных знаний в продуктивной и игровой деятельности.
3. Способствовать созданию выразительных образов в детских рисунках.
4. Воспитывать волевые усилия, аккуратность.
5. Способствовать активному взаимодействию всех участников образовательного процесса (родители, воспитатели, сотрудники детского сада).
Задачи, связанные с деятельностью педагога:
- Изучить литературу по теме проекта.
- Уточнить свое понимание о основных базовых эмоциях в методической литературе и интернет-источниках.
- Реализовать проект «Мир эмоций». Обобщить опыт проделанной работы и представить его педагогическому сообществу в виде публикации в соцсетях.
Задачи по работе с родителями:
- Оказание помощи родителям в сборе информации о развитии эмоционального интеллекта у младших дошкольников.
- Презентация проекта «Мир эмоций» в группе WhatsApp для родителей.
Используемые принципы при реализации проекта:
- Научность. Подкрепление всех проводимых мероприятий практически апробированными методиками.
- Гуманизация. Развитие у ребенка гуманистической направленности отношения к миру, концентрирующей в себе общечеловеческие ценности, отношения к миру и природе.
- Сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка.
- Комплексность и интегративность: решение задач в системе всего образовательного процесса.
Планируемый результат:
- Дети знают и различают основные базовые эмоции: радость, грусть и злость.
- Дети отражают полученные знания в продуктивной и игровой деятельности.
- Дети пытаются создать выразительные образы в рисунках, аппликации.
- Дети стараются работать аккуратно различными материалами в продуктивной деятельности.
- Дети активно взаимодействуют со всеми участниками образовательного процесса (родители, воспитатели, сотрудники детского сада).
Маршрутный лист проекта
Этап | Примерные сроки реализации | Деятельность педагога | Планируемая деятельность детей | Что в итоге сделали дети на данном этапе |
Постановка проблемы | 07.10.2024г | На утреннем кругу стали обсуждать настроение, с которым ребята приходят утром в детский сад. Выяснилось, что не все могут описать свою эмоцию и не всегда описываемая эмоция соответствует настроению. | Ребята заинтересуются темой и начнут проявлять к ней интерес, с помощью взрослого смогут сформулировать важные вопросы. | После обсуждения незнакомой и интересной темы с детьми, спросили, хотели бы они узнать больше про мир эмоций, узнать зачем они нужны и где живут? Ребята с радостью согласились. |
Определение цели деятельности и конкретного замысла | 08.10.2024г. | В беседах с ребятами стали определять: что они знают об эмоциях, а хотели бы узнать? Где можно узнать? Что будем делать, когда что-то узнаем? | Дети слушают предложенные взрослыми варианты, по возможности предлагают свои, вместе с воспитателем обозначают цель деятельности. | Воспитатели обсуждали различные эмоциональные ситуации с ребятами на утреннем кругу, стали вовлекать их в беседу. Детям очень трудно самостоятельно описывать свои ощущения, но с помощью взрослых они могут определить свое настроение, когда радостно, когда грустно. На предложение воспитателей узнать больше о мире эмоций, согласились, но дальше этого дело не пошло. Вместе с детьми приняли решение, что взрослый предлагает деятельность, а ребята выбирают и вместе делают. |
Планирование | 09.10.2024г. | Воспитатели обрабатывают предложения детей, фиксируют ответы и выбор детей, составляют план реализации проекта. Доводят до ума план, составленного вместе с детьми. Систематизируют ответы детей, выстраивают в логической последовательности. | Дети перечисляют любимые занятия; с помощью взрослого определяют последовательность операций. | Дети перечислили свои любимые занятия: играть, рисовать, лепить, слушать сказки. Путем выбора из нескольких предложений ребятам удалось определить в какой деятельности будем искать эмоции, что сможем сделать сами:
|
Реализация проекта и постоянная рефлексия | 10.10.2024г.- 18.10.2024г. | На утреннем кругу в процессе обсуждения или проигрывания какой-то ситуации, чтобы заинтересовать и мотивировать детей воспитатели помогали сформулировать вариант реализации этапа проекта:
| Всю информацию, которую дети получили в детском саду воспитатели перерабатывали в игровые ситуации, помогали детям запомнить и сформулировать знания о мире эмоций. Ребята смогут воспользоваться полученными знаниями в игровой деятельности и поделиться своими эмоциями с другими. |
- «Зайкина избушка» - «Под грибом» - «У страха глаза велики». Ребята решили почитать «Заюшкину избушку». После прочтения обсудили сюжет, героев. Затем с помощью сказочных героев из сказки стали разыгрывать различные ситуации, которые могли бы произойти с героями и предлагали ребятам помочь зверям выйти из проблемы. Взрослые предлагали вспомнить свои ситуации из жизни и как их решали, кто помогал решать. Ребята только с помощью взрослых находят пути решения и описания переживаний.
|
Анализ результатов и презентация | Воспитатели подводят детей к тому, что настроение бывает разное и, если оно не очень хорошее, можно попробовать ему помочь, так как мы помогали сказочным героям, друг другу. | Ребята получать от реализации проекта позитивные эмоции и смогут рассказать родителям что они делали. | Ребята рисовали, лепили, делали аппликации, играли и получили море позитива; могут определить и показать радость, грусть и злость. Пришли к пониманию, что настроение можно поднять, если ты не один. |
Список литературы
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2010. – 112 с.
- Готман Джон. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей./Издательство Манн, Иванов и Фербер, 2024
- Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. – М.: Центр педагогического образования, 2016. – 208 с.
- Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: Сфера, 2011.
- Михайлова-Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе детского сада. – М.: Просвещение, 2018. – 96 с.
- Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. – С. 58 – 76.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей "Что такое эмоции? Роль эмоций в развитии и жизни ребёнка."
Консультация для родителей "Что такое эмоции?" Какую роль играют эмоции в развитии и жизни ребёнка....
Статья ”Мир эмоций и что мы знаем о наших эмоциях” Автор: Романова Екатерина Юрьевна Воспитатель ГБДОУ д/с №91
Знакомство с миром эмоций...
Конспект занятия по психологии «Знакомство с миром эмоций. Эмоция Радость»
Конспект занятия по психологии «Знакомство с миром эмоций.Эмоция Радость»Цель: Рассмотреть особенности содержательного наполнения радости. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников...
Что такое эмоции? Роль эмоций в развитии и жизни ребёнка
Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Страх, испытываемый ребенком, например, при виде большой собаки, побуждает его пред...
Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую ...
Методическая разработка "Гномик эмоций. Все эмоции нужны, все эмоции важны"
Занятие с детьми старшего дошкольного возраста на тему эмоционального развития личности....