Проект "Мир эмоций"
проект (средняя группа)

Дацко Людмила Ивановна

На актуальность развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста указывает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образование. Одной из пяти образовательных областей стандарта является социально-коммуникативное развитие, предполагающее развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания, социального и эмоционального интеллекта. Также в целевых ориентирах указано, что на этапе завершения дошкольного детства ребенок способен понимать свои переживания и причины их возникновения, регулировать свое поведение и осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных ситуациях, обосновывать свои ценностные ориентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_emotsii_-_kopiya.docx31.17 КБ

Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №63 Кировского района г

. Санкт-Петербург

ПРОЕКТ

«Мир эмоций»

в группе оздоровительной направленности

для детей 4-5 лет

Составитель:

Дацко Людмила Ивановна

Молдавчук Мария Сергеевна

воспитатели группы №10 «Непоседы»

г. Санкт-Петербург

2024г.

Пояснительная записка

Актуальность.

На актуальность развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста указывает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образование. Одной из пяти образовательных областей стандарта является социально-коммуникативное развитие, предполагающее развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания, социального и эмоционального интеллекта. Также в целевых ориентирах указано, что на этапе завершения дошкольного детства ребенок способен понимать свои переживания и причины их возникновения, регулировать свое поведение и осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных ситуациях, обосновывать свои ценностные ориентации.

Для достижения этих задач педагоги группы использовали проектный метод. Он способствует развитию у детей исследовательской активности, познавательных интересов, коммуникационных и творческих способностей, навыков сотрудничества и многое другое. Выполняя совместные проекты, дети получают представления о своих возможностях, умениях, потребностях.

Обоснование выбора темы проекта.

        В начале года на утреннем кругу заговорили про настроение. Ребята стали рассказывать, какое было настроение, когда шли в детский сад.  Воспитатели обратили внимание, что несколько человек называют грустное настроение, при этом улыбаются и наоборот, говоря о хорошем настроении, испытывают грусть. Общаясь на тему эмоций с детьми, мы подвели их тому, что нам всем: детям, воспитателям и родителям будет очень интересно узнать про мир эмоций побольше.

Характеристика проекта.

Тип проекта: детско-педагогический, познавательный.

Аудитория: дети 4-5 лет, средняя группа.

Продолжительность: с 07.10.2024 года по 18.10.2024 года.

Цель: познакомить детей и родителей с базовыми эмоциями радостью и печалью.

Задачи, связанные с развитием детей:

1.Уточнять и расширять знания детей о базовых эмоциях: грусть и радость.

2.Побуждать детей к отражению полученных знаний в продуктивной и игровой деятельности.

3. Способствовать созданию выразительных образов в детских рисунках.

4. Воспитывать волевые усилия, аккуратность.

5. Способствовать активному взаимодействию всех участников образовательного процесса (родители, воспитатели, сотрудники детского сада).

Задачи, связанные с деятельностью педагога:

  1. Изучить литературу по теме проекта.
  2. Уточнить свое понимание о основных базовых эмоциях в методической литературе и интернет-источниках.
  3. Реализовать проект «Мир эмоций». Обобщить опыт проделанной работы и представить его педагогическому сообществу в виде публикации в соцсетях.

Задачи по работе с родителями:

  1. Оказание помощи родителям в сборе информации о развитии эмоционального интеллекта у младших дошкольников.
  2. Презентация проекта «Мир эмоций» в группе WhatsApp для родителей.

Используемые принципы при реализации проекта:

  1. Научность. Подкрепление всех проводимых мероприятий практически апробированными методиками.
  2. Гуманизация. Развитие у ребенка гуманистической направленности отношения к миру, концентрирующей в себе общечеловеческие ценности, отношения к миру и природе.
  3. Сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка.
  4. Комплексность и интегративность: решение задач в системе всего образовательного процесса.

Планируемый результат:

  1. Дети знают и различают основные базовые эмоции: радость, грусть и злость.
  2. Дети отражают полученные знания в продуктивной и игровой деятельности.
  3. Дети пытаются создать выразительные образы в рисунках, аппликации.
  4. Дети стараются работать аккуратно различными материалами в продуктивной деятельности.
  5. Дети активно взаимодействуют со всеми участниками образовательного процесса (родители, воспитатели, сотрудники детского сада).

Маршрутный лист проекта

Этап

Примерные сроки реализации

Деятельность педагога

Планируемая деятельность детей

Что в итоге сделали дети на данном этапе

Постановка проблемы

07.10.2024г

На утреннем кругу стали обсуждать настроение, с которым ребята приходят утром в детский сад. Выяснилось, что не все могут описать свою эмоцию и не всегда описываемая эмоция соответствует настроению.

Ребята заинтересуются темой и начнут проявлять к ней интерес, с помощью взрослого смогут сформулировать важные вопросы.

После обсуждения незнакомой и интересной темы с детьми, спросили, хотели бы они узнать больше про мир эмоций, узнать зачем они нужны и где живут? Ребята с радостью согласились.

Определение цели деятельности и конкретного замысла

08.10.2024г.

В беседах с ребятами стали определять: что они знают об эмоциях, а хотели бы узнать? Где можно узнать? Что будем делать, когда что-то узнаем?

Дети слушают предложенные взрослыми варианты, по возможности предлагают свои, вместе с воспитателем обозначают цель деятельности.

Воспитатели обсуждали различные эмоциональные ситуации с ребятами на утреннем кругу, стали вовлекать их в беседу. Детям очень трудно самостоятельно описывать свои ощущения, но с помощью взрослых они могут определить свое настроение, когда радостно, когда грустно. На предложение воспитателей узнать больше о мире эмоций, согласились, но дальше этого дело не пошло. Вместе с детьми приняли решение, что взрослый предлагает деятельность, а ребята выбирают и вместе делают.

Планирование

09.10.2024г.

Воспитатели обрабатывают предложения детей, фиксируют ответы и выбор детей, составляют план реализации проекта. Доводят до ума план, составленного вместе с детьми. Систематизируют ответы детей, выстраивают в логической последовательности.

Дети перечисляют любимые занятия; с помощью взрослого определяют последовательность операций.

Дети перечислили свои любимые занятия: играть, рисовать, лепить, слушать сказки.

Путем выбора из нескольких предложений ребятам удалось определить в какой деятельности будем искать эмоции, что сможем сделать сами:

  1. Почитаем сказки и найдем в них грустных героев и радостных, попробуем им помочь.
  2. Попробуем сделать свою игру на эмоции и назовем ее.
  3. Вылепим или нарисуем улыбку и грусть.
  4. Поиграем в игры. Игры подберут воспитатели Почитаем сказки и найдем в них грустных героев и радостных, попробуем им помочь.
  5. Сделаем с помощью воспитателей открытку или еще что-нибудь для позитива.

Реализация проекта и постоянная рефлексия

10.10.2024г.-

18.10.2024г.

На утреннем кругу в процессе обсуждения или проигрывания какой-то ситуации, чтобы заинтересовать и мотивировать детей воспитатели помогали сформулировать вариант реализации этапа проекта:

  1. Какие сказки будем читать? Предлагать на выбор не более 3-х.
  2. В какие игры на выбор (не более 3-х) будем играть.
  3. Что бы играть, что нам потребуется? Где это можно взять?
  4. Сможем ли мы сами изобразить полученные эмоции?
  5. Как можно порадовать друга, родителей, еще кого-нибудь?

Всю информацию, которую дети получили в детском саду воспитатели перерабатывали в игровые ситуации, помогали детям запомнить и сформулировать знания о мире эмоций. Ребята смогут воспользоваться полученными знаниями в игровой деятельности и поделиться своими эмоциями с другими.

  1. Взрослые предложили почитать на выбор несколько сказок:

- «Зайкина избушка»

- «Под грибом»

- «У страха глаза велики».

Ребята решили почитать «Заюшкину избушку». После прочтения обсудили сюжет, героев. Затем с помощью сказочных героев из сказки стали разыгрывать различные ситуации, которые могли бы произойти с героями и предлагали ребятам помочь зверям выйти из проблемы. Взрослые предлагали вспомнить свои ситуации из жизни и как их решали, кто помогал решать. Ребята только с помощью взрослых находят пути решения и описания переживаний.

  1. Из предложенных взрослыми игр дети выбрали игру с кубиками и карточками «Веселый, грустный, злой»; настольную игру «Веселый, грустный» и попросили придумать воспитателей какую-нибудь игру.
  2. Выяснилось, что ребята выбрали игру «Веселый, грустный», а атрибутов не хватает. Есть только один комплект (задумка воспитателей). На вопрос: «что будем делать?». Стали решать: купить в магазине (Кристина); принести из дома (дома такой нет); подвели детей к тому, что можно сделать самим. Изготовили.
  3. На утреннем кругу стали обсуждать сможем ли мы изобразить эмоции. Стали изображать. На вопрос воспитателя: «А как изобразить по –другому, чтобы они остались на память? Зависли. Подвели к тому, что можно нарисовать. Красками заливали готовые контуры смайликов. В следующий раз заливали зонтики красками «своего настроения».
  4. Сначала решили сделать открытку для позитива и подарить родителям, но в этот день шел дождь, и Данила забыл зонтик дома. Настроение было испорчено, промок. Стали обсуждать ситуацию. Решили, что можно исправить настроение, если что-нибудь подарить. С помощью взрослых пришли к мысли, что можно сделать «позитивного ежика» и поместить его на стенгазете в виде объявления.

Анализ результатов и презентация

Воспитатели подводят детей к тому, что настроение бывает разное и, если оно не очень хорошее, можно попробовать ему помочь, так как мы помогали сказочным героям, друг другу.

Ребята получать от реализации проекта позитивные эмоции и смогут рассказать родителям что они делали.

Ребята рисовали, лепили, делали аппликации, играли и получили море позитива; могут определить и показать радость, грусть и злость. Пришли к пониманию, что настроение можно поднять, если ты не один.

Список литературы

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2010. – 112 с.
  2. Готман Джон. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей./Издательство Манн, Иванов и Фербер, 2024
  3. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. – М.: Центр педагогического образования, 2016. – 208 с.
  4. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: Сфера, 2011.
  5. Михайлова-Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе детского сада. – М.: Просвещение, 2018. – 96 с.
  6. Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. – С. 58 – 76.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Что такое эмоции? Роль эмоций в развитии и жизни ребёнка."

Консультация для родителей "Что такое эмоции?" Какую роль играют эмоции в развитии и жизни ребёнка....

Конспект занятия по психологии «Знакомство с миром эмоций. Эмоция Радость»

Конспект занятия по психологии «Знакомство с миром эмоций.Эмоция Радость»Цель: Рассмотреть особенности содержательного наполнения радости. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников...

Что такое эмоции? Роль эмоций в развитии и жизни ребёнка

  Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуа­ции. Страх, испытываемый ребенком, например, при виде большой собаки, побуждает его пред...

Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

   Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую ...

Методическая разработка "Гномик эмоций. Все эмоции нужны, все эмоции важны"

Занятие с детьми старшего дошкольного возраста на тему эмоционального развития личности....