Электронный сборник "В мире LEGO- технологий"
статья (подготовительная группа)
Сборник материалов педагогического опыта по итогам регионального семинара "Образовательная робототехника и конструирование в детском саду"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сборник статей | 223.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Составители:
Гарипова Гузель Фаридовна – руководитель «Клуба технического изобретательства и робототехнического творчества для детей дошкольного возраста КИРТ»
Гришина Ольга Николаевна – старший воспитатель Сиразиева Зульфия Васильевна – воспитатель
Шакирова Елена Леонидовна – заведующий МБДОУ №45 «Машенька»
В мире LEGO-ТЕХНОЛОГИЙ. Сборник педагогических идейв рамках регионального семинара «Образовательная робототехника и конструирование в детском саду», организованного совместно с МБУ «Информационно-методический центр» Набережные Челны Республики Татарстан, при содействии «Фонда грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества» и Фонда развития межсекторного партнерства «Социальная инициатива»/сост. Гарипова Г.Ф., Гришина О.Н., Сиразиева З.В., Шакирова Е.Л. – Набережные Челны: Изд-во «ДИАМАНТ», 2020. – 140 с.
В сборнике представлены материалы из опыта работы педагогов дошкольных образовательных учреждений республики Татарстан, г. Перми.
Материалы пособия представляют интерес для руководителей, старших воспитателей, воспитателей групп ДОО, студентов педагогических вузов, родителей.
Подготовлен по материалам, представленным в электронном виде, и сохраняет авторский стиль.
Ответственность за аутентичность и точность цитат, имен, названий и иных сведений, а также за соблюдение законодательства об интеллектуальной собственности несут авторы публикуемых материалов.
г. Набережные Челны, МБДОУ № 45 «Машенька», 2020
Кураторы
Ахметшина Гульнара Назиповна, методист по дошкольному воспитанию МБУ
«Информационно- методический центр» города Набережные Челны
Ризванова Юлия Александровна, методист по дошкольному воспитанию МБУ
«Информационно- методический центр» города Набережные Челны
Шагиева Гульнар Юсуповна, директор Фонда развития межсекторного партнерства
«Социальная инициатива»
Состав Творческой группы по реализации проекта
«Клуб технического изобретательства и робототехнического творчества для детей дошкольного возраста КИРТ (клуб изобретательства и робототехнического творчества)»
в МБДОУ «Детский сад № 45 «Машенька» на 2020-2021 учебный год
Руководитель проекта - Гарипова Гузель Фаридовна
№ п/п | Ф.И.О. педагога | Должность | Полномочия члена Творческой группы |
1 | Шакирова Елена Леонидовна | заведующий ДОУ | председатель Творческой группы |
2 | Балбукова Елена Викторовна | главный бухгалтер | бухгалтер |
3 | Черницына Мария Львовна | педагог-психолог | тьютер новостного блока сайта ДОУ |
4 | Гришина Ольга Николаевна | старший воспитатель | методист |
5 | Агафонова Юлия Анатольевна | воспитатель | член Творческой группы |
6 | Маева Светлана Семёновна | воспитатель | член Творческой группы |
7 | Сайфуллина Гульназ Хайдаршовна | воспитатель | член Творческой группы |
8 | Сиразиева Зульфия Васильевна | воспитатель | член Творческой группы |
Введение
Конструирование является обязательным компонентом развития базовых творческих способностей ребенка, важнейшим средством умственного, художественно-эстетического и нравственного воспитания (умение работать в команде).
В совместной деятельности по конструированию дети знакомятся с законами реального мира, учатся применять теоретические знания на практике, развивают наблюдательность, мышление, креативность и сообразительность. С одной стороны, ребенок увлечен творческо-познавательной игрой, с другой, применение новой формы игры способствует всестороннему развитию в соответствии с ФГОС.
Целенаправленное систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию играет большую роль при подготовке к школе, способствует формированию умения учиться, добиваться результатов, получать новые знания в окружающем мире, закладывать первые предпосылки учебной деятельности.
В данном сборнике представлены конспекты образовательной деятельности, проекты и продукты проектной деятельности с дошкольниками; материалы из опыта работы, мастер- классы, авторские методические пособия, программы,направленные на продвижение и обмен педагогическим опытом среди работников дошкольного образования по организации с дошкольниками конструктивной деятельности и робототехники; развитие творческой деятельности и рост профессионального мастерства педагогов.
Оглавление
1 | Агафонова Юлия Анатольевна, Гарипова Гузель Фаридовна, МБДОУ №45 «Машенька», г. Набережные Челны Конспект ОД: «Лего - город» | 9 |
2 | Алтафова Н.Г.,Батина М.А. МАДОУ №104 «Бэлэкэч», г. Набережные Челны Профориентационный проект «Инженеры будущего» | 10 |
3 | Астремская М.О. МБДОУ «Детский сад №4» Пермский край, ЗАТО Звёздный Конспект ООД «Конструирование космического корабля» | 16 |
4 | Ахмерова Г.Р., МАДОУ «Детский сад №119 «Кроха», г. Набережные Челны Конспект ООД «Знакомство с профессией разработчик домашних роботов» в старшей группе | 19 |
5 | Ахметзянова Альбина Назировна МАДОУ «Детский сад № 109 «Курай», г.Набережные Челны «Наш безопасный город» конспект ОД | 21 |
6 | Ахметзянова Лилия Барывна, МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №72», г. Нижнекамск «Я люблю LEGO» сценарий спортивного мероприятия для детей старшего дошкольного возраста | 24 |
7 | Ахметшина Л.Р., МАДОУ Детский сад общеразвивающего вида № 88, г. Нижнекамск Конспект ООД «Танцующие птицы» | 27 |
8 | Габутдинова Г.И., воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №4 «Веселинка», г.Набережные Челны «Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» опыт работы КИРТ «Веселинка» | 30 |
9 | Газизова Лейсан Раисовна,Сиразиева Зульфия Васильевна, МБДОУ № 45 «Машенька» РТ, г. Набережные Челны ОД «Кышкы урманга сәяхәт»(Мәктәпкә әзерлек төркеме өчен шөгыль конспекты) | 33 |
10 | Галашева Надежда Владимировна МБДОУ №66 «Весёлые нотки», г. Набережные Челны Конструирование ЛЕГО в ДОУ. | 38 |
11 | Галиуллина А.В., МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида № 3, г. Нижнекамск «Волшебная страна Лего-Африка» конспект образовательной деятельности для детей 4-5 лет | 40 |
12 | Галиуллина Ангелина Вячеславовна,Идрисова Чулпан Рифкатовна, МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №3» НМР Паспорт педагогического легопроекта «Прогулка по саванне» | 42 |
13 | Гарипова Гузель Фаридовна, МБДОУ № 45 «Машенька», г. Набережные Челны «Клуб изобретательства и робототехнического творчества » (из опыта работы). | 45 |
14 | Гарипова Гузель Фаридовна, МБДОУ № 45 «Машенька», г. Набережные Челны Конспект ООД: «Флюгеры для метеостанции» | 48 |
15 | Гильмутдинова Г. Р., Сунгатуллина М. Р., | 50 |
МАДОУ № 114 «Челнинская мозаика», г. Набережные Челны Конспект ООД “Мы построим теремок” | ||
16 | Гилязова А.А. МАДОУ «Центр развития ребенка- детский сад №83 «Фея», г. Набережные Челны «Город будущего» конспект ООД из опыта работы КИРТ «Фея» | 54 |
17 | Гиниятуллина Факия Лотфулловна, МАДОУ №109 «Курай», г. Набережные Челны Конспект ООД «В волшебном лесу» | 57 |
18 | Грушева А.Н. МАДОУ «Детский сад №94 Лилия», г. Набережные Челны Конспект ООД: «Космическое путешествие» (из опыта работы клуба изобретательства и робототехнического творчества «Лилия») | 60 |
19 | Давлетова Резеда Валиахметовна, Тугушева Фирюза Шайхенуровна, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №5 «Теремок», г.Набережные Челны РТ Интегрированная образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Осенний орнамент» | 63 |
20 | Джугостранская Ирина Рашидовна, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №12 «Гусельки», г. Набережные Челны Конспект ООД «Вместе мы построим дом» | 67 |
21 | Ефимова А.В.,Емельянова М.И., МБДОУ «Детский сад № 28 «Лесная сказка», г. Елабуга, ЕМР «Проект по использование лего - конструирования на занятиях по развитию речи при изучении темы «Праздник «Новый год»» | 68 |
22 | Ефимова Л.Ф. МБДОУ «Детский сад № 45 «Машенька» г. Набережные Челны КОНСПЕКТ ООД: «Сравнение 2-х предметов по размеру: больше-меньше, выше-ниже, длиннее-короче с элементами конструирования» | 75 |
23 | Засеева Л.Р. МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №87» НМР РТ, г.Нижнекамск «Участие в зональном конкурсе «Легоград-2019» (из опыта работы) | 77 |
24 | Иванова А.Н. МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №20 «Олеся» г. Набережные Челны «Мы – будущие инженеры» проект из опыта работы | 81 |
25 | Иванова И.В., МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 17 «Лесная сказка», г. Набережные Челны Статья из опыта работы КИРТ «Лесная сказка» | 83 |
26 | Иванова И.В., МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 17 «Лесная сказка», г. Набережные Челны «Фургон с мороженым» Мастер-класс по робототехнике для педагоговна базе конструктора LegoWeDo. Из опыта работы КИРТ «Лесная сказка». | 86 |
27 | Казакова Е.В., Гараева Р.Г. МАДОУ «Детский сад № 398» Советского района г. Казани «Юные фантазеры» ОО «Художественно –эстетическое развитие» (старшая группа) | 86 |
28 | Киселева Алёна Александровна | 87 |
МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №90 «Подсолнушек», НМР Статья на тему: Использование игровых приемов в процессе обучения детей 4-5 лет конструированию из деталей конструкторов | ||
29 | Киселева Алена Александровна,Бульхина Гузаль Рашидовна,Кисиленко Елена Александровна, МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №90 «Подсолнушек», НМР Педагогический проект «Сказки с использованием LEGO» | 89 |
30 | Кузнецова С.С., МБДОУ «Детский сад № 45 «Машенька» г. Набережные Челны Конспект ООД по конструированию «Мост» | 92 |
31 | Кырыкчы Г.Г., Бареева Е.В. инструктор по физической культуре высшей квалификационной категории МАДОУ «Детский сад № 398» Советского района г. Казани, ОД Конструирование «Поле чудес» Подготовительная группа | 93 |
32 | Маликова Гузель Гильмулловна, Нугуманова Зиля Фаритовна, МБДОУ №45 «Машенька» г. Набережные Челны Конспект ООД «Замок для божьей коровки Милы» | 96 |
33 | Минегалиева Г.Ф. МАДОУ №104 «Бэлэкэч», г. Набережные Челны Конспект образовательной деятельности «Мы построим дом». | 99 |
34 | Минхаерова Р.З., Воронина С.Н., МБДОУ «Детский сад № 45 «Машенька» г. Набережные Челны Конспект ООД: «Город ЛегоЛяндия». | 102 |
35 | Мухамедьярова Гузель Азатовна, Хабирова Гульшат Салимяновна, МБДОУ «Детский сад №59 «Дружба», г. Набережные Челны Конспект организованной образовательной деятельности во второй младшей группе по ФЭМП с применением конструктора LEGO «В помощь Зайчику» | 104 |
36 | Нагимова Л.А., МБДОУ Детский сад №4 «Веселинка», г. Набережные Челны «LEGO-конструирование и робототехника в ДОУ – первый шаг к техническому творчеству» опыт работы КИРТ «Веселинка» | 106 |
37 | Насрыева Рузиля Рамзисовна, МБДОУ «Детский сад №59 «Солнечная страна», г. Альметьевск LEGО – конструирование в детском саду. Опыт работы | 107 |
38 | Восчечкова А.А., Большакова С.С. МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №88», г. Нижнекамск Конструирование как средство развития позновательных способностей детей | 109 |
39 | Рычкова Елена Васильевна, МБДОУ №12 «Гусельки», г. Набережные Челны Конспект физкультурного занятия «Самые сильные» с использованием lego | 111 |
40 | Cабирова Г.А., МБДОУ «Детский сад №29 «Лукоморье», г. Альметьевск «В мире LEGO-технологий» Конспект образовательной деятельности во второй младшей группе по формированию математических представлений с использование LEGO-технологий. | 112 |
41 | Сайфуллина Гульназ Хайдаршовна, Перфильева Елена Юрьевна, МБДОУ №45 «Машенька» г. Набережные Челны Конспект ООД: «Дом для поросят» | 114 |
42 | Сиафетдинова И.Г. МАДОУ «Детский сад №94 Лилия», г. Набережные Челны Развитие познавательной активности и самостоятельности у детей | 116 |
дошкольного возраста по средствам робототехники в условиях ДОУ (из опыта работы клуба изобретательства и робототехнического творчества «Лилия») | ||
43 | Субаева Гульнара Рафисовна, Восчечкова Анна Александровна, МАДОУ №88, г. Нижнекамск «Веселые лягушата» интегрированное занятие по лего – конструированию в средней группе | 117 |
44 | Султанова Л.Р., МБДОУ «Детский сад №82 «Подсолнушек», г. Набережные Челны Конспект организованной образовательной деятельности, в подготовительной к школе группе, по LEGO-конструированию «Дом моей мечты» из опыта работы КИРТ «Подсолнушек» | 119 |
45 | Фардиева Эльвира Равилевна,Борцова Гульназ Газинуровна, МБДОУ №12 «Гусельки», г. Набережные Челны Конспект ООД: «lego-открытка «цветок» для милой мамы» из конструктора lego, в технике мозаика с использованием икт технологий | 120 |
46 | Фахриева Л.А.,Шайхутдинова Э.З., МБДОУ «Детский сад № 10 «Маленький принц», г. Набережные Челны «Использование LEGO – технологий в обучении детей татарскому языку» Опыт работы | 123 |
47 | Хабибянова Гульназ Ясировна, МБДОУ №45 «Машенька» г. Набережные Челны Конспект ООД в средней группе. Тема: Цветы. | 125 |
48 | Хабибянова Гульназ Ясировна, МБДОУ №45 «Машенька» г. Набережные Челны Конспект ООД: «Животные, как живые организмы рост, потребности, развитие и размножение» | 126 |
49 | Хазиева Лариса Рамилевна, МАДОУ Центр развития ребенка – детский сад №98 «Планета детства», г. Набережные Челны Проектная деятельность «Нефтяная вышка» (из опыта работы) | 129 |
50 | Халимова Г.Г., МБДОУ «Детский сад №82 «Подсолнушек», г. Набережные Челны Опыт работы клуба изобретательства и робототехнического творчества «Подсолнушек» | 131 |
51 | Шакирова Гузель Митхадовна, МАДОУ «ЦРР – детский сад №104 «Бэлэкэч», г. Набережные Челны Конспект ООД «Робот-помощник». | 134 |
52 | Шарафутдинова М.Г. МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 88 «Радость», г.Нижнекамск «Лего - конструирование в обучении экологии в детском саду» сообщение из опыта работы | 136 |
53 | Шляхтина Ю.А. МАДОУ «Центр развития ребенка- детский сад №83 «Фея», г. Набережные Челны «Лего-технологии (конструирование) в развитии креативности детей дошкольного возраста при формировании элементарных математических представлений в условиях реализации ФГОС ДО» из опыта работы КИРТ «Фея» | 137 |
Восчечкова А.А., Большакова С.С.
воспитатели МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №88»,
г. Нижнекамск РТ
Конструирование как средство развития познавательных способностей детей
(Слайд 1) Здравствуйте. Мы из города Нижнекамск. Работаем воспитателями в детском саду № 88. Хотим представить проект по конструированию, который называется
«Транспорт».
(Слайд 2) Тип проекта: творческий, краткосрочный,групповой. Срок реализации проекта: 2 недели. Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, воспитатели, родители.
Проблема проекта: сформировать у детей конструктивные навыки.
(Слайд 3) Мы живем в период изменений требований к системе образования. Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Развитие ребенка – дошкольника осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Ведущими видами детской деятельности являются: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.
ЛЕГО - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. Универсальный конструктор побуждает к умственной активности и развивает моторику рук. LEGO позволяет детям учиться играя и обучаться в игре. Самое главное – предоставить детям возможность « проживания» интересного для них материала. Узнавая новое, дети учатся выражать своё отношение к происходящему. Конструируя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. В процессе деятельности решаются самые разные задачи. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и навсегда. (Слайд 4) Выбор темы экспериментальной деятельности обусловлен социальным заказом семьи. По результатам анкетирования на 1 место родители поставили успешность ребенка, которую определяют способность самостоятельно мыслить, сотрудничать с партнером, и самое главное – чувство уверенности в себе. В этой связи усилия педагога должны быть направлены на создание в образовательном процессе детского сада педагогических условий, способствующих формированию потенциальных возможностей
ребенка в соответствии с их возрастными, индивидуальными особенностями и склонностями, обеспечивающих создание ситуации успеха.
Новизна педагогического опыта заключается:
- В создании условий для развития познавательной, творческой активности дошкольников через применение технологии ЛЕГО-конструирования. (создание ЛЕГО – центра);
- Опыт направлен на обновление форм и методов приобщения дошкольников к техническому творчеству.
(Слайд 5) Практическая значимость:
Конструктор - ЛЕГО является эффективным средством, обеспечивающим интеграцию различных видов деятельности, адекватных дошкольному возрасту.
Активное использование ЛЕГО - конструирования с дошкольниками, как специально организованной деятельности, способствует развитию исследовательской активности детей, приобщению дошкольников к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков.
(Слайд 6) Цель проекта: Создать условия для развития конструктивной деятельности с использованием лего-конструктора.
(Слайд 7) Задачи проекта:
- Способствовать формированию математических знаний о счете, форме, пропорции, симметрии.
- Развивать самостоятельность при работе со схемами.
- Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, способности сосредоточиться.
- Развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
- Формировать бережное отношение к лего – конструктору.
- Воспитывать усидчивость, выдержку, дружеские взаимоотношения, уважение своего и чужого труда.
- Сформировать у детей умение строить из лего – конструктора, выбирая верную последовательность действий, приемы соединения, сочетание форм и цветов.
- Формировать устойчивый интерес к конструктивной деятельности, желание творить, изобретать.
- Формировать умение мысленно разделять предмет на составные части и собирать из частей целое.
- Развивать фантазию, конструктивное воображение и умение творчески использовать приобретенные навыки.
(Слайд 8) Формы реализации:
- Беседа с детьми
- Рассматривание иллюстраций, схем
- Чтение стихов о транспорте
- Конструктивная деятельность
- Взаимодействие с родителями:
- совместные работы с детьми
- консультации
- беседы
(Слайд 9-10) План реализации. На подготовительном этапе, мы подготовили разную художественную литературу, иллюстрации. Подготовили наборы конструкторов, а так же мы с ребятками их рассматривали. А родителям подготовили консультацию «Играйте вместе с нами».
На основном этапе, мы смотрели мультфильм по мотиваом «Лего сказки». А так же проводили разные беседы и дидактические игры. А для родителей мы подготовили
консультацию «Значение Лего – конструирования в развитии детей дошкольного возраста». И оформили папку-передвижку «Лего – конструктор –лучшие постройки».
На заключительном этапе. Мы с ребятками устроили выставку «Лего - транспорт». На этой выставке, ребята, рассказывали о своем транспорте. А в конце сделали фотоальбом
«Наши лучшие постройки».А родителям, мы предложили, вместе с детьми нарисовать рисунки на тему «Лего-транспорт». И отлично справились с этим заданием.
(Слайд 11) На экране вы видите результаты проекта и способы их оценки у детей. (Слайд 12) В итоге проведения наблюдения дети должны научиться:
- конструировать по схемам;
- мысленно разделять предмет на составные части и собирать из частей целое;
- строить из лего различный транспорт. Узнать:
- о множестве различных видах транспорта;
- как можно построить машины и самолёты из лего – конструктора. Сделать вместе с педагогом выводы:
- строить по схемам легче;
- с напарником строить веселее;
- у детей появилось чувство уверенности в своих силах;
- обогатилось творческое воображение;
- появился интерес, положительное эмоциональное отношение к строительной игре. (Слайд 13) На экране вы видите результаты проекта и способы их оценки у родителей. (Слайд 14) Способы предоставления «конечного результата» проектной деятельности:
- Выставка транспорта из лего.
- Рассказы детей о своей конструкции.
- Фотоальбом « Наши лучшие постройки».
(Слайд 15-20) Представляем вашему вниманию фото-отчет. Спасибо за ваше внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание дошкольников с использованием LEGO - технологии
Мастер-класс для педагогов по экологическому воспитанию дошкольников с использованием Lego - технологий...
LEGO – технологии как средство всестороннего развития
Применение LEGO – технологии на занятиях позитивно отражается на качестве обучения....
LEGO технологии в речевом развитии детей раннего возраста в контексте ФГОС
LEGO технологии в речевом развитии детей раннего возраста в контексте ФГОС...
«Использование LEGO технологии в ДОУ».
В педагогике LEGO-технология интересна тем, что, строясь на интегративных принцыпах, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкол...
книга Экологическое воспитание дошкольников с использованием LEGO – технологии /Методическое пособие для педагогов ДОУ.
В методическом пособии описана система работы с педагогами и их воспитанниками по экологическому воспитанию, начиная с младшего дошкольного возраста. Цель - развитие у детей конструк...
Занятие по ФЭМП с использованием LEGO-технологий: «Число и цифра 4», тренировочное.
Занятие по ФЭМП по программе математического развития дошкольников "Ступеньки"с использованием LEGO-технологий: «Число и цифра 4», тренировочное....
Районный конкурс методических разработок педагогических работников « Мир LEGO» Номинация: «Использование LEGO-технологий с детьми дошкольного возраста» Подноминация: «Проект «Использование LEGO-технологий с детьми дошкольного возраста»
Паспорт проекта Актуальность: В жизни человека речь имеет социально значимую роль. Именно грамотное, логически оформленное изъяснение своих мыслей является одним из показателей умственного развит...