ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РАДУГА КРАСОК»
рабочая программа (младшая группа)
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности для детей второй младшей группы (3-4 года) "Радуга красок". Данная программа направлена на развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии и воображения средствами нетрадиционного рисования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raduga_krasok_2024.docx | 79.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №78 комбинированного вида»
городского округа Саранск
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на Педагогическом совете И.о. заведующей МДОУ
протокол № 5 «Детский сад №78 комбинированного вида»
от «30» августа 2024 г. _______________ С.М. Стешина
«30» августа 2024 г.
Приказ №222 от «30» августа 2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)
«РАДУГА КРАСОК»
(художественно-эстетическая направленность)
Возраст детей: 3-4 года
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Бочкарева М.В.,
воспитатель высшей квалификационной категории
Саранск, 2024
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Паспорт программы |
2. | Пояснительная записка |
3. | Учебно-тематический план |
4. | Перспективное планирование |
5. | Методическое обеспечение программы |
6. | Список литературы |
Паспорт программы
Наименование программы | Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Радуга красок» |
Руководитель программы | Воспитатель, Бочкарева М.В. (высшая квалификационная категория) |
Организация - исполнитель | Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №78 комбинированного вида» |
Адрес организации - исполнителя | 430028, Мордовия, г. Саранск, ул. Пушкина, д. 50 Телефон: 8(8342)730194, 75-46-16 ds.sar.78@e-mordovia.ru |
Цель программы | Развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии и воображения средствами нетрадиционного рисования. |
Направленность программы | Художественно-эстетическая |
Срок реализации программы | 1 год |
Ожидаемые конечные результаты | К концу обучения
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной образовательной программы.
Дополнительная образовательная программа «Радуга красок» художественной направленности ориентирована на развитие творческих способностей и воображения, посредством нетрадиционного рисования. Она создана как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей в процессе приобщения к культуре, формирования опыта художественной деятельности и развития уникальной личности каждого ребенка. В основу программы заложена педагогическая модель художественно-творческого развития детей в изобразительной деятельности, через нетрадиционные техники рисования.
Создание рисунка нетрадиционным способом (ладошками, пальчиками) является очень забавной и увлекательной игрой для детей. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. В процессе творения, ребенок совершенствуется, запоминая детали, особенности, развивает свою фантазию, моторику пальцев, а главное у него формируется представление об окружающем его мире. Рисуя маленькими ручками, юный художник помимо фантазии, развивает еще и абстрактное мышление. Все это положительно влияет на дальнейшее развитие ребенка.
Используя нетрадиционные техники рисования, ребенок не боится, что у него не получится, в результате у малыша проявляется интерес к рисованию и как следствие – желание творить. И конечно, развивается мелкая моторика рук, что очень важно для развития речи и подготовки руки к письму.
Новизна программы.
Новизной и отличительной особенностью программы «Радуга красок» является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Актуальность программы.
В процессе реализации программы «Радуга красок» раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.
Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.
Педагогическая целесообразность программы.
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.
Цель дополнительной образовательной программы.
Развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии и воображения средствами нетрадиционного рисования.
Задачи дополнительной образовательной программы.
Образовательные:
- обучать приемам нетрадиционной техники рисования;
- учить использованию различных материалов;
- побуждать детей экспериментировать с изобразительными материалами;
- учить получать различные оттенки красок основных цветов;
- учить отображать впечатления от окружающего мира в изодеятельности;
- придумывать и создавать композиции, образы.
Развивающие:
- развивать интерес к нетрадиционным техникам рисования, воображение;
- развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами: красками, пластилином, солью и т.д.;
- развивать творческие способности детей;
- развивать мелкую моторику;
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;
- воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе;
- формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
- воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству;
- воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих программ заключается в том, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества («пальчиковая живопись», «точечный рисунок», печатание листьями, рисование ладошкой, рисование свечой; тампонирование, рисование жесткой кистью (тычок); оттиски штампов различных видов; рисование по мокрой бумаге). Для нетрадиционного рисования применяются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы.
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы.
В реализации программы участвуют дети 3-4 лет (младший дошкольный возраст)
Сроки реализации дополнительной образовательной программы.
Учебный план по дополнительному образованию рассчитан на 1 год. Состоит из 32 занятий.
Формы и режим занятий.
Используется фронтальная форма организации обучения. Основной формой организации обучения детей является совместная деятельность педагога и детей: практические занятия (в т.ч. беседы об окружающих предметах, о живой и неживой природе, о красоте изображаемых предметов, рассматривание художественных альбомов, иллюстраций, репродукций).
Занятия включают в себя:
1. Организационный момент.
2. Беседа.
3. Использование художественного слова.
4. Дидактические игры и упражнения.
5. Рассматривание готового образца
6. Объяснение.
7. Физкультминутка.
8. Практическая деятельность детей.
9. Индивидуальная помощь
10. Оформление выставок детских работ.
В процессе совместного рисования используются различные методы и приемы: словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет); наглядные; практические; игровые.
Нетрадиционные художественные техники, представленные в программе:
- Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
-Оттиск печатками: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
-Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
-Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку).
Режим занятий
В течение учебного года планируется проведение 32 занятий с режимом проведения 1 занятие в неделю во второй половине дня с октября по май включительно. Продолжительность занятий для детей 3-4 лет – 15 минут.
Возраст детей | Продолжительность занятия | Периодичность в неделю | Количество академических часов в неделю | Количество академических часов в год |
Вторая младшая группа | 15 минут | 1 раз | 1 час | 32 часа |
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
При успешном усвоении программы, к концу обучения воспитанник должен:
- Знать:
- название техник и элементов нетрадиционного рисования, основных приемов рисования;
- изобразительно-выразительные средства: пятно, набрызг, цвет, печать, оттиск;
- нетрадиционные материалы и инструменты;
- цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры;
- различные способы создания изображения;
- значение терминов: краски, палитра, цвет, художник, живопись (ладоневая, пальчиковая)
- Уметь:
- различать, называть и применять на практике нетрадиционные способы рисования;
- самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования;
- подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию;
- пользоваться инструментами и материалами для нетрадиционного рисования;
- создавать индивидуальный, парный, коллективный и в сотворчестве со взрослыми рисунок;
- создавать рисунок по собственной инициативе.
- Владеть:
- нетрадиционной техники рисования;
- приёмам работы кистью, мелками, нетрадиционным художественным материалом;
- мелкой моторикой рук;
- навыками художественной деятельности.
Формы подведения итогов реализации программы.
Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- итоговое занятие;
- организация фотовыставки для родителей;
- тематические выставки в ДОУ;
- участие в городских выставках и конкурсах в течение года;
- творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.
Учебно-тематический план
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РАДУГА КРАСОК»
№ | Наименование образовательных модулей, тем, разделов | Количество занятий | Общее количество часов (мин) | Количество часов теория (мин) | Количество часов практика (мин) |
1. | «Осеннее дерево» | 1 | 15 | 5 | 10 |
2. | «Мухомор» | 1 | 15 | 5 | 10 |
3. | «Букет из осенних листьев» | 1 | 15 | 5 | 10 |
4. | «Жёлтые листья летят» | 1 | 15 | 5 | 10 |
5. | «Весёлый ёжик с яблоком» | 1 | 15 | 5 | 10 |
6. | «Зёрнышки для птички» | 1 | 15 | 5 | 10 |
7. | «Цыпленок» | 1 | 15 | 5 | 10 |
8. | «Бусы для Танюши» | 1 | 15 | 5 | 10 |
9. | «Заснеженное дерево» | 1 | 15 | 5 | 10 |
10. | «Шубка для зайчика» | 1 | 15 | 5 | 10 |
11. | «Снежинки» | 1 | 15 | 5 | 10 |
12. | «Елочка» | 1 | 15 | 5 | 10 |
13. | «Морозко» | 1 | 15 | 5 | 10 |
14. | «Птицы клюют ягоды» | 1 | 15 | 5 | 10 |
15. | «Мои рукавички» | 1 | 15 | 5 | 10 |
16. | Снежные комочки» | 1 | 15 | 5 | 10 |
17. | «Аквариум» | 1 | 15 | 5 | 10 |
18. | «Друзья для осминожки» | 1 | 15 | 5 | 10 |
19. | «Кораблик для папы» | 1 | 15 | 5 | 10 |
20. | «Украшение чайного сервиза» | 1 | 15 | 5 | 10 |
21. | «Ветка мимозы» | 1 | 15 | 5 | 10 |
22. | «Цветы для мамы» | 1 | 15 | 5 | 10 |
23. | «Красивая салфеточка» | 1 | 15 | 5 | 10 |
24. | «Нарядные матрешки» | 1 | 15 | 5 | 10 |
25. | «Рыбки в аквариуме» | 1 | 15 | 5 | 10 |
26. | «Клоун» | 1 | 15 | 5 | 10 |
27. | «Ночь и звезды» | 1 | 15 | 5 | 10 |
28. | «Ракета» | 1 | 15 | 5 | 10 |
29. | «Танк» | 1 | 15 | 5 | 10 |
30. | «Бабочка» | 1 | 15 | 5 | 10 |
31. | «Сиреневый букет» | 1 | 15 | 5 | 10 |
32. | «Божьи коровки на лужайке» | 1 | 15 | 5 | 10 |
Итого: | 32 | 480 | 160 | 320 |
Календарно-тематический план
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РАДУГА КРАСОК»
ОКТЯБРЬ
Неделя | Тема | Количество занятий | Дата проведения |
1 неделя | 1. «Осеннее дерево» (рисование пальчиками) | 1 | |
2 неделя | 2. «Мухомор» (рисование пальчиками и одноразовой вилкой) | 1 | |
3 неделя | 3. «Букет из осенних листьев» (печатание листьями) | 1 | |
4 неделя | 4. «Жёлтые листья летят» (рисование ладошками) | 1 | |
Неделя | Тема | Количество занятий | Дата проведения |
1 неделя | 5. «Весёлый ёжик с яблоком» (рисование одноразовыми вилочками и отпечатывание крышкой) | 1 | |
2 неделя | 6. «Зёрнышки для птички» (рисование ладошкой и ватными палочками) | 1 | |
3 неделя | 7. «Цыпленок» (скатывание бумаги) | 1 | |
4 неделя | 8. «Бусы для Танюши» (рисование пальчиками) | 1 |
НОЯБРЬ
ДЕКАБРЬ
Неделя | Тема | Количество занятий | Дата проведения |
1 неделя | 9. «Заснеженное дерево» (рисование мятой бумагой и ладошкой) | 1 | |
2 неделя | 10. «Шубка для зайчика» (рисования тычком полужесткой кистью) | 1 | |
3 неделя | 11. «Снежинки» (свеча + акварель | 1 | |
4 неделя | 12. «Елочка» (рисование вилкой) | 1 |
ЯНВАРЬ
Неделя | Тема | Количество занятий | Дата проведения |
1 неделя | 13. «Морозко» (рисование ладошкой) | 1 | |
2 неделя | 14. «Птицы клюют ягоды» (рисование пальчиками, оттиск пробкой) | 1 | |
3 неделя | 15. «Мои рукавички» (оттиск пробкой) | 1 | |
4 неделя | 16. Снежные комочки» (рисование тычком жёсткой кистью) | 1 |
Неделя | Тема | Количество занятий | Дата проведения |
1 неделя | 17. «Аквариум» (рисование ладошкой) | 1 | |
2 неделя | 18. «Друзья для осминожки» (рисование ладошкой) | 1 | |
3 неделя | 19. «Кораблик для папы» (скатывание бумаги) | 1 | |
4 неделя | 20. «Украшение чайного сервиза» (рисование ватными пальчиками, тампонирование) | 1 |
ФЕВРАЛЬ
МАРТ
Неделя | Тема | Количество занятий | Дата проведения |
1 неделя | 21. «Ветка мимозы» (скатывание салфеток) | 1 | |
2 неделя | 22. «Цветы для мамы» (рисование ладошками, пальчиками, печатками) | 1 | |
3 неделя | 23. «Красивая салфеточка» (рисование пальчиками) | 1 | |
4 неделя | 24. «Нарядные матрешки» (оттиск печатками) | 1 |
АПРЕЛЬ
Неделя | Тема | Количество занятий | Дата проведения |
1 неделя | 25. «Рыбки в аквариуме» (рисование ладошкой, пальчиками) | 1 | |
2 неделя | 26. «Клоун» (рисование восковыми мелками) | 1 | |
3 неделя | 27. «Ночь и звезды» (рисование манкой, скатывание салфеток) | 1 | |
4 неделя | 28. «Ракета» (рисование ладошками) | 1 |
МАЙ
Неделя | Тема | Количество занятий | Дата проведения |
1 неделя | 29. «Танк» (рисование кулачком) | 1 | |
2 неделя | 30. «Бабочка» (рисование ватными пальчиками, тампонирование) | 1 | |
3 неделя | 31. «Сиреневый букет» (скатывание салфеток) | 1 | |
4 неделя | 32. «Божьи коровки на лужайке» (рисование пальчиками) | 1 |
Перспективный план
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РАДУГА КРАСОК»
Неделя | Тема занятий | Программное содержание | Материалы | Работа с родителями |
Октябрь | ||||
1 | 1. «Осеннее дерево» (рисование пальчиками) | Познакомить детей с техникой нетрадиционного рисования – «рисование пальчиками». Познакомить детей с красками. Развивать чувство цвета и ритма. | Картина «Осень», ½ альбомного листа с изображением дерева, гуашь желтого, красного, коричневого цвета, влажные салфетки. | Анкетирование «Любит ли ваш ребенок рисовать?» |
2 | 2. «Мухомор» (рисование пальчиками и одноразовой вилкой) | Познакомить детей с техникой рисования пальчиками и одноразовыми вилочками. Воспитание у детей интереса к природе. Создавать условия для развития творческих способностей. Отрабатывать уверенные движения и свободное перемещение руки. | Иллюстрация Мухомор, ½ альбомного листа с изображением гриба, одноразовые вилочки гуашь зеленого и белого цвета, салфетки. | |
3 | 3. «Букет из осенних листьев» (печатание листьями) | Познакомить с техникой печатания листьями. Учить окунать лист в краску и оставлять след на бумаге. Воспитывать аккуратность. | Букет из осенних листьев, сухие листики, гуашь в мисочках, плотные листы бумаги, салфетки. | |
4 | 4. «Жёлтые листья летят» (рисование ладошками) | Познакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – листочки. Развивать цветовое восприятие. | Осенние листочки, альбомные листы, гуашь желтого и красного цвета, салфетки. | |
Ноябрь | ||||
1 | 5. «Весёлый ёжик с яблоком» (рисование одноразовыми вилочками и отпечатывание крышкой) | Учить детей рисовать нетрадиционным способом – одноразовыми вилочками, дополнять изображение деталями (штампование крышками, рисование пальчиками). Развивать чувство цвета, мелкую моторику рук, мышцы кистей рук, творческую активность. | Игрушка Ежик, белый лист бумаги с изображением ёжика без иголочек, гуашь, одноразовые вилочки, крышки, влажные салфетки. | Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики» |
2 | 6. «Зёрнышки для птички» (рисование ладошкой и ватными палочками) | Учить детей ладошкой отображать образ птички, а ватными палочками дорисовываем корм птичке. Развивать мелкую моторику рук, мышцы кистей рук, творческую активность, воображение. | Иллюстрация «Птичий двор», альбомный лист, ватные палочки, гуашь, салфетки. | |
3 | 7. «Цыпленок» (скатывание бумаги) | Познакомить детей с техникой выполнения объёмного изображения. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений, чувство цвета и формы. Воспитывать бережное отношение к домашним животным. | Плотный картон разного цвета для фона, нарезанные квадраты жёлтых и оранжевых салфеток, клей ПВА, кисти клеевые, тканевые салфетки. | |
4 | 8. «Бусы для Танюши» (рисование пальчиками) | Учить детей рисовать нетрадиционным способом – пальчиками, используя яркие краски. Учить рисовать точки («бусинки») друг за другом на ниточке; создать радостное настроение – «подарить куколке бусы». | Кукла Таня, коробка с бусами, гуашь разного цвета, листы бумаги, салфетки. | |
Декабрь | ||||
1 | 9. «Заснеженное дерево» (рисование мятой бумагой и ладошкой) | Учить отпечатком ладошки рисовать крону дерева; из газет скатывать жгут и отпечатывать ствол и ветки дерева. Воспитывать аккуратность в работе. | Иллюстрация зимнего дерева, бумага синих тонов, гуашь, газета, салфетки. | Консультация для родителей «Рисуем дома пальчиками» |
2 | 10. «Шубка для зайчика» (рисование тычком полужесткой кистью) | Закрепление знаний и представлений детей об изменении окраса зайца в зимний период. Освоение техники рисования тычком полужесткой кистью. | Игрушка Зайчик, гуашь белого цвета, кисти с жесткой щетиной, бумага тонированная с силуэтом зайца, салфетки. | |
3 | 11. «Снежинки» (свеча + акварель) | Познакомить с новой техникой рисования свечой. Учить наносить рисунок на всей поверхности листа, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов. | Ажурные снежинки из бумаги, свеча, плотная бумага, акварель, кисти, баночки с водой. | |
4 | 12. «Елочка» (рисование вилкой) | Закрепить с детьми нетрадиционный способ изображения - рисование вилкой. Расширить представлений о ели, ее внешнем виде. | Наряженная искусственная елочка, гуашь зеленого, красного и желтого цвета, пластиковые вилки, ½ альбомного листа с силуэтом елочки, влажные салфетки. | |
Январь | ||||
1 | 13. «Морозко» (рисование ладошкой) | Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционной техникой рисования – рисование ладошкой. Учить дорисовывать недостающие элементы. | Картина с изображением Деда Мороза, гуашь, белого и красного цвета, кисти, лист голубой бумаги, салфетки. | Папка-передвижка: «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста». Буклет «Порисуем вместе с мамой» |
2 | 14. «Птицы клюют ягоды» (рисование пальчиками, оттиск пробкой) | Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками. (Выполнение ягод различной величины и цвета). Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции. | ½ листа ватмана, гуашь красного и коричневого цвета, пробки, изображение птиц, клюющих ягоды рябины. | |
3 | 15. «Мои рукавички» (оттиск пробкой) | Упражнять в технике печатания пробкой, в рисовании пальчиками. Учить рисовать элементарный узор, нанося рисунок равномерно в определённых местах. | Готовые образцы с узорами, силуэт рукавички, вырезанный из бумаги, пробки, гуашь разного цвета, салфетки | |
4 | 16. «Снежные комочки» (рисование тычком жёсткой кистью) | Упражнять в изображении предметов округлой формы и аккуратном закрашивании их тычком жёсткой кистью. Учить повторять изображение, заполняя всё пространство листа. | Бумага размером 1\2 альбомного листа серого цвета, жесткие кисти, белая гуашь. | |
Февраль | ||||
1 | 17. «Аквариум» (рисование ладошкой) | Упражнять детей в технике работы с гуашью. Продолжать учить рисовать нестандартной техникой. Учить работать в коллективе. Развивать эстетическое восприятие. | Презентация «Аквариум», ½ листа ватмана, тонированный голубым цветом, гуашь разного цвета, влажные салфетки. | Буклет «Порисуем вместе с мамой» |
2 | 18. «Друзья для осминожки» (рисование ладошкой) | Познакомить детей с обителями подводного мира, превратить рисование в веселую игру и зарядить детей положительными эмоциями. Развивать интерес к нетрадиционному рисованию. Воспитывать аккуратность, уверенность в себе. Развивать мелкую моторику рук. | Листы бумаги синего, голубого, бирюзового цвета, гуашь синяя, жёлтая, оранжевая, салфетки влажные, фломастеры | |
3 | 19. «Кораблик для папы» (скатывание бумаги) | Закрепить технику - скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение. Воспитывать аккуратность. | ½ альбомного листа с шаблоном кораблика, бумажные салфетки клей ПВА, блюдце для клея, кисточки | |
4 | 20. «Украшение чайного сервиза» (рисование ватными пальчиками, тампонирование) | Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы. | Иллюстрации с изображением посуды, вырезанные из бумаги чашки разной формы и размера, гуашь разного цвета, различные печатки, салфетки. | |
Март | ||||
1 | 21. «Ветка мимозы» (скатывание салфеток) | Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. Закрепить знания и представления о цвете (жёлтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много), качестве (пушистый) предмета; формировать навыки аппликационной техники. | летки мимозы, ½ альбомного листа, бумажные салфетки желтого цвета, клей ПВА, кисть, фломастер. | Акция «Рисуем всей семьёй» |
2 | 22. «Цветы для мамы» (рисование ладошками, пальчиками, печатками) | Закрепить технику печатания ладошками. Развивать интерес к выполнению работы. Вызывать желание радовать свою маму. | Иллюстрации букетов цветов, альбомный лист, желтая, красная, зеленая гуашь, салфетки. | |
3 | 23. «Красивая салфеточка» (рисование пальчиками) | Закреплять умение рисовать пальчиками. Развивать композиционные умения, цветовое восприятие, эстетические чувства. | Белая бумага размером 20*20, гуашь разных цветов, салфетки. | |
4 | 24. «Нарядные матрешки» (оттиск печатками) | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции. | Игрушки матрешки, матрешки, вырезанные из бумаги, разные печатки, гуашь разного цвета, салфетки | |
Апрель | ||||
1 | 25.»Рыбки в аквариуме» (рисование ладошкой, пальчиками) | Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. Закрепить умение дополнять изображение деталями. | Иллюстрации аквариума, тонированные листы бумаги (светло-голубые) по форме аквариума, гуашь разного цвета, салфетки. | Совместное мероприятие для родителей и детей - мастер-класс «Рисование мыльными пузырями» |
2 | 26. «Клоун» (рисование восковыми мелками) | Учить технике работы с графическими материалами. Развивать чувство ритма. | Контур предмета, восковые мелки, белая бумага. | |
3 | 27. «Ночь и звезды» (рисование манкой, скатывание салфеток) | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба. | Лист с контурным изображением ночного неба, клей, манная крупа, салфетки. | |
4 | 28. «Ракета» (рисование ладошками) | Продолжать знакомить детей с нетрадиционным видом рисования- отпечаток ладошкой. Учить дорисовывать недостающие детали ракеты. Воспитывать аккуратность в работе. | Иллюстрации с изображением воздушного транспорта, ½ альбомного листа синего цвета, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки. | |
Май | ||||
1 | 29. «Танк» (рисование кулачком) | Учить детей изображать рисунок отпечатыванием кулачка.Учить дорисовывать недостающие детали танка. Развивать мелкую моторику. | Иллюстрации с военной техникой, ½ альбомного листа, гуашь зеленого цвета, салфетки. | Круглый стол «Наши достижения» (выставка детских рисунков, дальнейшее оформление альбома) |
2 | 30. «Бабочка» (рисование ватными пальчиками, тампонирование) | Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы. | Иллюстрации бабочек, ½ альбомного листа с изображением бабочки, ватные палочки, гуашь разного цвета, салфетки. | |
3 | 31. «Сиреневый букет» скатывание салфеток) | Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. | Лист с наклеенным изображением корзинки, салфетки сиреневые, клей, кисть, ветка сирени. | |
4 | 32. «Божьи коровки на лужайке» (рисование пальчиками) | Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность). | Вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках, ватман, салфетки, бумага светло- и тёмно-зелёного цветов, чёрная гуашь. |
Работа с родителями
Формы работы с родителями:
- традиционная (консультации, беседы);
- просветительская (папки–передвижки, буклеты, выставки рисунков, памятки);
- нетрадиционная (мини-собрания (по интересам), мастер-классы)
Методическое обеспечение программы.
- Библиотечный фонд, ресурсы интернета.
2. Технические средства обучения (магнитофон, ноутбук, телевизор, фотоаппарат).
3. Наглядно-дидактическое пособие: картинки «Осень», «Зима», «Деревья», «Насекомые», «Военный транспорт», «Животные».
4. Материалы и инструменты: бумага разного формата и цвета, гуашь, акварельные краски, мятая бумага, поролон, манная крупа, трубочки от коктейля, восковая свеча, восковые мелки, одноразовые вилочки, ватные палочки, крышки от минеральной воды или сока, кисточки, чашечки для гуаши, баночки для воды, заготовки рисунков, салфетки влажные.
5. Картотеки (физкультминутки; загадки по темам; стихи по темам).
6. Дидактический материал по темам.
Список литературы.
Программы:
1. И. А. Лыкова «Цветные ладошки» - авторская программа М. : «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.
Методические пособия:
- Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду.» Часть1 и 2 . ¬М.: «Издательство Скрипторий 2003.», 2007 -72 с.
- Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М. ТЦ «Сфера» 2006 год - (Серия «Вместе с детьми»).
- Кожохина С.К. «Путешествие в мир искусства – программа развития детей дошкольного» – М. : ТЦ Сфера, 2002. - 192с.
- Комарова Т.С. «Детское художественное творчество» - Методическое пособие для воспитателей и педагогов. –2-е издание, испр. и доп.: Мозаика-Синтез; Москва; 2008
- Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду» – М.: Мозаика-Синтез, 2016 — 128 с.: цв. вкл.
- Никологорская О.А. «Волшебные краски», М.: АСТ-Пресс, 1997 г.
- Рисунки, спрятанные в пальчиках: Нагляд.-метод. пособие / Н.В. Дубровская. - [СПб.]: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 - 30, цв. ил.
- Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет». – М.: «ГНОМ и Д», 2007 -64 с.
- Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки». - Ярославль: Академия развития, 2007. - 98с. Серия Детский сад день за днем
- «Яркие ладошки», Н. В. Дубровская, «Детство-пресс», 2004
- Интернет-источники.
ПРИЛОЖЕНЕИ 1
Анкета для родителей «Любит ли ваш ребенок рисовать?»
Уважаемый родитель!
Просим Вас принять участие в опросе на тему «Любит ли Ваш ребенок рисовать?» Подчеркните ответ, который Вы считаете правильным!
1. Как Вы считаете, есть ли у Вашего ребенка способности к изобразительному творчеству?
- да
- очень умеренные способности
- у ребенка есть интерес к рисованию, но творчеством это назвать нельзя
2. Какие материалы есть у ребенка для домашних занятий художественной изобразительной деятельностью?
- бумага (белая, цветная)
- .краски
- глина
- пластилин
- .сангина
- уголь
- цветные мелки
- наборы цветных карандашей
- фломастеры
- кисти
Дополните свой ответ: ________________________________________________.
3. Используете ли вы для домашних занятий художественной изобразительной деятельностью ИКТ технологии?
- компьютерные программы
- электронные пособия по изобразительной деятельности
- слайды или картины с изображениями животных, природных объектов, живописи,
графики, декоративно-прикладного искусства
Дополните свой ответ: ________________________________________________.
4. Доступны ли для ребенка имеющиеся материалы?
- берет, когда сам пожелает
- по разрешению взрослых
Дополните свой ответ: _____________________________________.
5. Часто ли ребенок просит кого-либо из членов семьи порисовать вместе с ним?
- часто
- иногда
- никогда
Кого в основном просит ребенок? __________________________________________.
6. Как Вы чаще всего реагируете на просьбы ребенка порисовать с ним?
- предлагаете самому порисовать
- обещаете порисовать в другой раз
- включаетесь в творческий процесс по его просьбе
Дополните свой ответ: ________________________________________________.
7. Используете ли Вы мультимедийные презентации, найденные в интернете, для
знакомства с произведениями изобразительного искусства?
- картины (пейзаж, натюрморт и др.)
- декоративно-прикладное искусство (городец, хохлома, гжель и др.)
- не использую
Дополните свой ответ: ________________________________________________.
8. Какие музеи изобразительного искусства Вы посещали вместе с ребенком?
_____________________________________________________________.
9. Имеются ли в Вашем доме альбомы с репродукциями музейных коллекций:
- да
- нет
Благодарим за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная рабочая программа «Радуга красок» по направлению «Художественно-эстетическое развитие» для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Кружковая работа по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей виден...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Радуга красок» по художественно-эстетическому развитию возраст детей 4-5 лет
Дополнительная образовательная программа «Радуга красок» по художественно-эстетическому развитию разработана на основе авторской программы художественного воспитания, обучени...
Дополнительная образовательная программа "Радуга красок"
Программа " Радуга красок" имеет художественно-эстетическое направление и составлена для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РАДУГА КРАСОК» Направленность: художественная Возраст обучающихся: 5-6 лет Срок реализации: 1 год (72 часа)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РАДУГА КРАСОК» Направленность: художественная Возраст обучающихся: 5-6 лет Срок реализации: 1 год (72 часа) ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РАДУГА КРАСОК» Направленность: художественная Возраст обучающихся: 6-7 лет Срок реализации: 1 год (72 часа)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РАДУГА КРАСОК» Направленность: художественная Возраст обучающихся: 6-7 лет Срок реализации: 1 год (72 часа) ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Радуга красок»
Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Лепка из соленого теста, так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует у детей эстетические вкусы, развивает чувст...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Радуга красок»
Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Лепка из соленого теста, так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует у детей э...