Проект « Дерево держится корнями, человек семьёй » (в группе раннего дошкольного возраста)
проект (младшая группа)

Самое главное в жизни любого ребенка – его семья Данный проект – прекрасный повод задуматься о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_derevo_derzhitsya_kornyammi_a_chelovek_semey.docx60.89 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Новосибирска «Детский сад №306 «Ласточка».

 

 

 

 

 

 

 

Проект

« Дерево держится ногами, человек семьёй »

 

(в группе раннего дошкольного возраста)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               Выполнила

Крутских Дина Владимировна 

воспитатель высшая категория

 

 

 

 

 

 

Новосибирск

2023г

 

 

 

Актуальность темы :

Академик Д. С. Лихачёв когда-то писал, что любовь к родному краю, своей стране начинается с любви к семье. Семья влияет на ребенка, приобщает его к социуму.

В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношение к близким людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. А ведь это основа из основ нравственно – патриотического воспитания, его первый и самый важный шаг. Ребёнок должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность стандартов, сохраняет и развивает лучшие качества людей.

В.А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза полны удовольствия».

Самое главное в жизни любого ребенка – его семья Данный проект – прекрасный повод задуматься о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребенка, внимательности и развития детско-родительских отношений. Родители должны дать ребёнку представление о том, что он является частью семьи, что это очень важно. Мы, взрослые, должны помочь детям понять инновационность семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к лидерам, прививать детям чувство протеста против семейности в семье и доме.   

Тип проекта: краткосрочный, творческий. 

Форма проведения: групповая. 

Цель проекта: поддерживает у детей первоначальных представлений в семье; воспитание осторожности и любви к своим родителям, родственникам. 

Задачи проекта:

- вызывать положительные эмоции в беседе в семье, развивать умение выражать свои чувства (радость, нежность);

- познакомить детей с понятиями «семья», «имя» и «фамилия»;

- учить членов своей семьи: мама, папа, семейный брат, сестра, бабушка, дедушка;

- развивать крупную и мелкую моторику;

- воспитывать детей с любовью и уважением к членам семьи, научить их заботиться о родных людях.

- оказание активной помощи родителям в совместной деятельности с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Целевая группа : воспитатели, дети раннего дошкольного возраста, родители. 

Сроки проведения : с 14.11.23 по 18.11.23г. 

Приёмы и методы реализации проекта:
1. Создание игровых ситуаций, неожиданных моментов. 2. Рассматривание картин и книжных иллюстраций. 3. Самостоятельная продуктивная деятельность детей. 5. Проблемные ситуации. 7. Беседы. 8. Консультации для родителей. Ожидаемые результаты реализации проекта: 
Дети узнают больше о своей семье, о членах семьи. Научатся проявлять уважение и заботу ко всем представителям семьи.

Сформируется возможность организовать сюжетно-ролевые игры на основе настоящих знаний о семье.

Совместная деятельность с родителями будет обеспечивать детско-родительские отношения.

Дети будут понимать многообразие социальных ролей, выполняемых взрослыми.

Подготовительный этап: До участников проекта была донесена данная тема; создавалась развивающая среда: были адаптированы материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественная литература по теме «Семья».  данная тема; создавалась развивающая среда: были адаптированы материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественная литература по теме «Семья».

План реализации проекта:

2.Основной этап:

Тематический план работы

Формы совместной организации взрослели – детская деятельность.

Образовательная деятельность

Познание (окружающий) «Моя дружная семья»; «Кошка и котёнок»

Конструирование «Мебель для дома»

Речевое развитие : Чтение русской народной сказки «Три медведя»

Рассматривание картины «Коза с козлятами»

Чтение художественной литературы

Потешки «Из-за леса из-за гор, едет дедушка Егор», «Ладушки – ладушки», колыбельные песни

Сказки: «Волк и козлята», «Маша и медведь», «Три медведя» , Д. Габе «Моя семья» , К. Ушинский «Петушок с семьёй»

Стихотворения: Ю. Жуковой «Про нас», Н.Майданник «Моя семья» ,А . Барто «Посидим в тишине»

Заучивание наизусть (пальчиковая игра) «Моя семья»

Беседы

«Моя семья» (по фотографиям), «В нашей семье все трудятся», «Любимые занятия членов нашей семьи»

Ситуационный разговор «Что готовит мама?»,

Беседа по картинкам: Где работает мама (папа)? Что делать, если кто-то заболел? Что такое хорошо и что такое плохо?

Communication  «Кто, где работает?» , «Как ты помогаешь маме?», «У меня есть брат (сестра), «Дом, в котором я живу»

Рисунок «Платок для мамы»

Лепка «Пончики»

Аппликация «Дом, в котором я живу»

Игровая деятельность:

Дидактические игры и упражнения : «Назови ласково»; «Вежливые слова», «Позвони по телефону маме (папе)», «Мой портрет», «Помоги маме (папе)», «Где мы были, что мы видели», «Кто, что любит делать?», «Кому что подарить?», «Кому, что нужно для работы?», « Встречаем гостей», «Накормим куклу», «Уложим куклу спать», «Кукла заболела».

Пальчиковая игра «Семья»

Подвижные игры: «Наседка и цыплята», «Птички и в гнёздышках»,

«Помирились», «Карусель» .

Сюжетно-ролевые игры: «Семья гостей принимает», «День рожденья куклы», «Дочка заболела», «Поездка на автобусе», «Семья», «Дочки--матери», «Детский сад», «В театре» .

Настольные игры: « Где чья мама», «Найди домик», «Одежда», Театрализованная игра: По сказке «Три медведя».

Игра драматизация: «Наша Маша маленькая»

Работа с родителями

  1. Беседы с родителями и детьми о прошедших выходных днях

Выставка: «Прогулки сем осенью» 

2.Сбор фотографий для альбомов «Наша большая семья», «Это я и моя семья» 

3.Консультация «Моя семья – мое богатство!»

4. Итоговое мероприятие : изготовление совместного альбома «Наша большая семья».

Оценка результатов

Поставленная нами цель была достигнута. У детей формируется начальное звено, в познании такого понятия, как «Семья». Мы вместе с ребятами провели большое количество продуктивной деятельности в разных сферах образования.большое количество продуктивной деятельности в разных образовательных областях.

Приложение.

Игры про семью:

Игра «Кто, что делаешь?»

- Бабушка – печет пироги, вяжет носки, варежки, ухаживает за внуками…

- Мама - готовит обед, стирает, гладит, ходит по магазинам, воспитывает детей .

- Папа – ремонтирует, ездит на машине, зарабатывает деньги, помогает маме.

- Дедушка - работает на даче, помогает папе, бабушке…

- Сестра - помогает маме и бабушке по хозяйству, играет с младшими…

- Брат – помогает папе, дедушке, выносит мусор…

Игра «Назови ласково каждому члену семьи».

 Сын – сынок – сыночек;

Дочь – дочка – доченька;

Брат – братик;

Сестра – сестричка – сестренка;

Мама – мамочка – мамуля;

Папа – папочка – папуля;

Бабушка – бабуля – бабуличка ;

Дедушка – дедуля – дедуличка .

 Физминутка «Семья»

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)

Кто живет у нас в квартире? (повороты в сторону с поднятием плеча)

Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)

Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я

Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке)

« Да-нет »

(На ответ «да» — хлопайте в ладоши, на ответ «нет» — топайте ноги, руки на пояс.)

 Маму выручим всегда? (Да!)

И обманывать не будем никогда? (Да!)

Кинуть камень кошке вслед? (Нет!)

Братать в автобусе билет? (Нет!)

Ай, ай, ай, как этого нет?

Надо брать билет всегда? (Да!)

Не робеть, когда беда? (Да!)

Не жалеть для дел труда? (Да!)

Руку не мыть, когда обед? (Нет!)

Как же это не мыть? Мыть обязательно! (Да!)

Солнце, воздух и вода? (Да!)

Нам лентям шлем привет? (Нет!)

А тем, кто делает добро? (Да! Да! Да!)

 Ладушки

 «Ладушки, ладушки,

Где были?

У бабушки! ( Хлопают в ладоши )

А у бабушки на ладони

Все морщины собраны. ( Показывают руки ладонями вверх )

А у бабушки на ладони

Добрые-предобрые. ( Поглаживают ладонь друг о друга)

Все работало рукой

Долгими годами. ( Постукивает кулаками о ладонь )

Пахнут добрые руки

Щами с пирогами. ( Прижимаются ладонью к лицу, как бы принюхиваются )

По кудрям тебя погладят

Добрые руки. ( Имитируют поглаживания )

И с любой печалью сладят

Теплые ладони. ( Складывают ладонь, прижимают к лицу, дуют на них )

Ладушки, ладушки,

Где были?

У бабушки! ( Хлопают в ладоши )

Пальчиковая гимнастика

« Семья»

 Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик я,

Вот и вся моя семья

 Стихотворения в семье

 У моей большой семьи:

Мама Нина, баба Рая,

Папу Александром зовут,

Он бабуле просто — зять!

Ну а я бабуле — внучка.

И еще собачка Жука

С нами вместе проживает,

Дом бабулин охраняет!

Кто в большой семье хозяин?

Ну конечно, баба Рая —

Здесь сомненья быть не может:

Всем подскажет и поможет,

У нее большой талант

Завязать красивый бант,

Маму с папой помирить

И красиво стол закрыть,

Приласкать, поцеловать,

На ночь сказку расскажу!

Даже Жучка понимает,

Чьи приказы выполняют,

Благодарно лижет руки —

От любви, а не от скуки!

Н.Майданик

 Про нас

 Мама вкусно приготовит,

Уберется, постирает.

Ну, а если я балуюсь,

Иногда и поругает.

Папа все починит в доме,

Все исправит, все наладит,

Ну, а если он свободен,

На машине покатает.

Бабушка мне все прощает,

Водит в цирк, в кино, в театры

Мне игрушки и конфеты

Очень часто.

Хорошо, что у меня

Очень дружная семья.

Ю.Жукова

 

Консультация для родителей «Моя семья – мое богатство!»

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой объединяют общность быта, взаимной помощью, моральной и оправданной ответственностью.

В теории семейного права семьи определяются как круг лиц, границы личных неимущественных и имущественных прав и обязанностей, вытекающих из брака, родства, усыновления.

Для ребенка семья - это среда, в которой изменяются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Для взрослого человека семья последовательно поддерживает его образ и малый коллектив, предъявляя к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На этапах жизненного цикла человек постепенно меняет свои функции и статус в семье.постепенно менять его функции и статус в семье.

Семья... На чем же должна построиться семья? Может быть, на доверии и любви? А может, во взаимоуважении и взаимопонимании? Конечно же, все это составляет фундаментальные основы семьи, говоря о семейных ценностях. Семейные ценности можно найти и пронести через всю жизнь всемвместе. Поэтому поговорим о том, каким образом можно привнести семейные ценности, такие, например, как семейные традиции.

О семейных традициях

Действительно стремление к семейному счастью и семейному благополучию проявляется в создании семейных традиций. Когда-то традиции были обязательно предусматриваю «объединенную» семью, отражали нравственную должность ее членов. Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни - давняя хорошая традиция.

Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которая составляет распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, некоторые семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях проводились совместные трапезы, обсуждение планов, повышенное внимание к проблемам друг друга.

Семейные традиции:

- дать малышу возможность ощущать состояние жизненного уклада: «при любой погоде»;

- в вашей семье происходит то, что заведено;

- дать ему чувство уверенности в окружающем мире и защищенности;

- настраивают ребенка на оптимизм и позитивное восприятие жизни, когда каждый день – праздник»;

создать великолепные детские воспоминания , позволить ощутить гордость за себя и свою семью.

Вам вполне по силам создать несколько семейных традиций, которые, возможно, будут руководствоваться детьми и внуками! Не забывайте только три главных правила: - повторяющееся событие должно быть для малыша ярким, позитивным, запоминающимся;

- традиция на то и традиция, чтобы соблюдаться всегда;

- можете задействовать запахи, звуки, зрительные образы,

Вот небольшой самый список традиций, которые вы можете взять на вооружение:

1.Совместные игры взрослые с детьми (настольные, спортивные, интеллектуальные…), правила которых вы обучаете своих детей. А когда игр наберётся достаточное количество, можно устраивать турниры по особо любимым развлечениям.

2. Семейные праздники. Обязательные праздники дней рождения (особенно детских), Нового года, 8 марта и т.д. с обязательной подготовкой, сюрпризом для виновника, любимых вкусов и желанных гостей.

3. Семейная «планерка». Это когда в настоящий день месяца/недели вся семья собирается за чаепитием/мороженым/пиццей (список можно продолжить) и обсуждает насущные вопросы/проблемы/радости/бюджет/покупки. Данное мероприятие позволит даже самым маленьким членам семьи чувствовать себя серьезными и значимыми, ведь им доверили участие в семейном совете!

4. Сказки на ночь, которые по мере взросления детей могут переродиться в рассказы интересных познавательных историй.

5. Совместные приемы пищи. Здорово, если есть возможность три раза в день собираться за вкусным столом, но редкие семьи могут себе это позволить. Стоит выбрать хотя бы один из приемов пищи, когда вся семья в сборе. Традиция совместного накрытия стола к ужину и сбора его после тоже отличная идея.

6. Слияние с природой. Ни в коем случае нельзя пропускать летний поход с палатками, удочками, бадминтоном, котелком для каши, ароматным шашлычком и всем контактным лицом, что так любимо всеми малышами и взрослым, что так любимо всеми малышами и взрослыми.

7. Культурно-познавательные мероприятия. Посещать музеи, выставки, спектакли и хорошее кино вместе с домочадцами.

8. «Фотохроники». Имеется в виду поддержание семейной реликвии – старый фотоальбом, в котором вы не будете забывать вкладывать общие фотографии, где запечатаны взрослые и дети на ежегодных семейных торжествах.

9. Ценим, пока они рядом . Это про старшее поколение, уважение и почет, которым необходимо прививать своих детей . первых поздравляю бабушек и дедушек и не только по телефону, а лучше пусть короче, но визитом.

10. Передаем по наследству . Даже если вам ничего не передали, подберите что-нибудь символичное и возобновите старую традицию, оставляя дорогие сердцу вещи по наследству.

11. Однажды в субботу . Вся семья пишет на небольших бумажках идеи того, что они хотели попробовать на выходных. Каждой статье достаётся одна бумажка с идеей, которую необходимо непременно воплотить в жизнь.

12. Приятные слова. А вот еще один хороший пример интересной семейной традиции. Можно написать короткие записки приятными словами и сложить их в контейнер или пакет с обедом. Это может быть признание, напоминание или комплимент. Вашим родным будет приятно ходить с такими заметками во время перекуса на работе или в школе.

13. Цитата недели. Каждую неделю вы с семьей можете выбирать мотивирующие слова, которые будут задавать тон и настроение в течение следующих 7 дней. Цитату можно записать на листочке и намагнитить на холодильнике или повесить для этой цели меловую доску.

Пусть будет уютно и светло в Вашем доме!

Конспект НОД в младшей группе по теме «Моя дружная семья»

Тема: Моя дружная семья.

Интеграция образования регионов: «Познание» (формирование целостности картин мира), «Коммуникация», «Художественное творчество» (аппликация),

«Чтение художественной литературы», «Здоровье».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, чтение.

Цель : поддерживать у детей первоначальных представлений в семье.

Задачи: - воспитывать доброжелательные отношения к родным людям;   

- формировать понятие: мой дом, моя семья; вызвать у детей радость от созданного ими изображения; 

- формировать навыки аккуратной работы.

План возможных результатов развития интегративных качеств дошкольника:

-  эмоционально-заинтересованно проводить развивающие действия в играх, драматизациях (встреча ёжика),

- отвечает за педагогические вопросы во время бесед с членами семьи, активно участвует в создании коллективной композиции в приложении «Красивый дом».

Материал и оборудование : картинки с изображениями членов семьи, картинки с изображениями всей семьи, ладошка двусторонняя с индивидуальными грустными и весёлыми, бумажный белый дом, вырезанные из цветной бумаги разные фигурки.

Содержание организованной деятельности детей

1. Организационный момент .

Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то стучится. Кто же это пришёл к нам в гости? (Входит ёжик)гости? (Входит ёжик)

Ёжик: Здравствуйте, ребята! Я принес вам письмо, тут написал ваш адрес. Вот взял. (Передаёт воспитателю)взять. (Передаёт воспитателю)

Воспитатель: Здравствуй, ёжик! Большое тебе спасибо, проходи, будь нашим гостем.

Ёжик: Не когда мне, у меня ещё много дел. В следующий раз обязательно погощу вас, ребята!погощу у вас, ребята!

Все: До свиданье, ёжик. Приходи к нам ещё.

2. Загадки . Беседа о членах семьи.

Воспитатель: Дети, а давайте посмотрим, что же за письмо принесли нам ёжик.

Ребята, да тут загадки. А вот послушайте загадку:

 Излучает она свет,

От улыбки ямочка…

Никого дороже нет,

Чем родная …

Дети: Мамочка.

 Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно! ( Вы предоставляете фланелеграфную картинку с изображением мамы) .

Беседа (опрос 2-3 детей):

- Как зовут твою маму?

- Кто ты для мамы?

- Как мама кричит тебе ласково?

Воспитатель: Замечательно! А теперь послушайте эту загадку:

Угадайте, кто же это?

 Добрый, сильный, ловкий, смелый.

Жду ответа я, ребята,

Молодцы! Конечно…

Дети: Папа.

 Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно! ( Вы представляете картинку с изображением папы ).

Беседа (опрос 2-3 детей):

- Как зовут твоего папу?

- Кто ты для папы?

Воспитатель: Замечательно, ребята! Читаем эту загадку:

 Всё хозяйство: лебеда,

Да хохлатка Рябушка ,

Но ватрушками всегда

Нас накормит…

Дети: Бабушка.

 Воспитатель: Молодцы, ребятки, правильно! ( Вы представляете картинку с изображениями бабушки ).

Беседа (опрос 2-3 детей):

- Кто ты для бабушки?

Воспитатель: Молодцы! А вот ещё загадка:

 Мочит в теплом молоке

Этот кусочек хлебушки,

Ходит с палочкой в ​​руке

Наш любимый…

Дети: Дедушка.

 Воспитатель: Да, ребята, правильно! ( Вы представляете картинку с изображением дедушки ).

Беседа (опрос 2-3 детей):

- Кто ты для дедушки?

Воспитатель: Замечательно, ребята! Вы все просто умницы.

(Вы представляете картинку с изображением всей семьи).

А все эти люди вместе называются одним словом – Семья. Ребята, а давайте

покажем свою семью на ладошке.

3. Пальчиковая гимнастика «Семья».

 Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

А этот пальчик – Я,

Вот и вся моя семья.

 Вы представляете ладошку с грустными лицами ).

Воспитатель: Ой, ребята. Что-то произошло в этой семье. Посмотрите, какие онигрустные . Как вы думаете, что можно было бы произнести?

Дети: Они поссорились.

Воспитатель: А как вы думаете, что мы можем сделать?

Дети: Надо семью помирить.

Воспитатель: Конечно, ребята, семье надо помирить!

4. Подвижная игра «Помирились»

 Плохое настроение у нас в семье с утра,

И потому в семье у нас не ладятся дела.

(голова опущена вниз, руки вдоль туловища, повороты вправо, влево)

У дедушки у нас весь день болит спина,

наклониться вперед, руки за спину )

У бабушки у старенькой кружится голова,

круговые движения головы )

Папуля гвоздь хотел забить, по пальцу вдруг попало

стучим кулачками друг о друге )

У мамы ужин подгорел, в семье у нас скандал

смотрим на раскрытые ладони )

Давайте будем их мирить, свою семью нужно любить.

Друг друг улыбнёмся и за руки возьмёмся

взяться за руки и улыбнуться другу другу )

Дружно все обнимемся и тогда помиримся!

Семью помирили, ладошку переворачиваем, семья улыбается ).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, вся семья снова улыбается, всё у них хорошо,

они помирились. А как, вы думаете, где же живёт семья?

Дети: В моем доме . ( На ладошку накладывается бумажный белый дом, с окошками для каждого пальчика ).

 5. Приложение «Красивый дом» .

Воспитатель: Ребятки, посмотрите, какой дом грустный. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы дом стал весёлым и красивым? (Дети высказывают свои мнения.) Давайте украсим его и сделаем красивым. Дети и воспитатель украшают дом.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот какой красивый и праздничный получился дом для семьи. Давайте для всех сравним стихотворение о доме.

 Дети и воспитатель:

Дома бывают разные

Кирпичные, каркасные.

С балконами железными;

Бывают даже снежные ,

Совсем как открыть.

Но самый лучший – это мой,

Я в нём живу

С моей семьёй.

 5. Рефлексия.

- Ребята, кто к нам приходил в гости?

- Кого, мы с вами мирили?

- А для кого мы так красиво украсили дом?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект «Дерево держится корнями, а человек семьей»

Цель проекта: способствовать гармонизации взаимоотношений между детьми и родителями.Задачи:Образовательные:- формировать у детей представление о семье.Развивающие:- развивать коммуникативные навыки де...

Экологический проект "Цветик-семицветик" в группе раннего дошкольного возраста

Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а т...

Проект Познавательно — исследовательская деятельность с детьми второй группы раннего дошкольного возраста.

Создание в группе Центра экспериментирования; обогащение опыта познавательно – исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста посредством игр – экспериментов ...

Проект "Дерево держится корнями, а человек семьёй".

Для ребёнка семья – это место его рождения и основная среда развития. Она определяет очень многое в жизни дошкольника. Семейная история – это родословная. Родословная – слово о роде....

Проект "Дерево держится корнями, а человек семьей"

В.А. Сухомлинский сказал: « Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но ведь и мы счастливы тогда, когда счастл...