Проект Познавательно — исследовательская деятельность с детьми второй группы раннего дошкольного возраста.
проект по окружающему миру (младшая группа)
Создание в группе Центра экспериментирования; обогащение опыта познавательно – исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста посредством игр – экспериментов с различными материалами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aleksandrova_s.v._pedagogicheskiy_issledovatelskiy_proekt.docx | 32.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1г. Починка
Проект
Познавательно — исследовательская деятельность с детьми второй группы раннего дошкольного возраста.
Воспитатель высшей квалификационной
категории: Александрова С.В.
г. Починок, 2019
Тема исследования: Познавательно — исследовательская деятельность с детьми второй группы раннего дошкольного возраста.
Тип проекта: познавательно – исследовательский
Длительность проекта: долгосрочный (уч. год.)
Время реализации проекта: сентябрь 2018г. – май 2019г.
Актуальность. Вводимый ФГОС направлен сегодня на поиск путей активизации процесса развития творческих, исследовательских способностей на всех ступенях образования.
Образовательная область «Познавательное развитие» направлена на развитие познавательно - исследовательской, продуктивной (конструктивной) детской деятельности.
Поэтому наибольшую актуальность приобретает необходимость включения в содержание дошкольного образования детской поисково-исследовательской деятельности.
На сегодняшний день, пожалуй, впервые в истории благодаря Федеральному Государственному Образовательному стандарту, дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта – поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Именно этот факт был взят за основу проекта.
Проблема: дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления об объектах неживой природы, их интерес к опытно-экспериментальной деятельности недостаточно развит. Поэтому встал вопрос: Как рассказать детям второй группы раннего дошкольного возраста о нашей неживой природе?
Объект исследования: воспитательный процесс с детьми второй группы раннего дошкольного возраста.
Предмет исследования: Познавательно — исследовательская деятельность детей второй группы раннего дошкольного возраста.
Цель проекта: Создание в группе Центра экспериментирования; обогащение опыта познавательно – исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста посредством игр – экспериментов с различными материалами.
Гипотеза исследования: Организация лаборатории в группе элементарной опытно – исследовательской деятельности поможет мне пробудить умственные способности детей, ввести их в мир познания окружающего мира, приобщить их к красоте природы. Так как у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно – действенным и наглядно – образным, а не словесно – логическим, то педагогический процесс в детском саду должен строиться на практических и наглядных методах. Много возможностей для этого дают явления и объекты природы. Поэтому в работе с детьми я много внимания уделяю организации и проведению опытов с объектами неживой природы.
Задачи проекта:
Для работы с детьми:
1. Развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей через наблюдения за объектами неживой природы;
2 Формировать умение самостоятельно выражать собственное мнение об увиденном, и услышанном;
3.Формировать коммуникативные навыки.
4. Воспитывать экологическую культуру у детей и бережное отношение к окружающему миру;
Для работы с родителями:
1. Заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель – родитель – ребенок на подготовительном этапе.2. Выполнять совместные задания по проекту.
Для педагога:
1. Овладеть методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.
2. Выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми.
3. Сформировать предметно – развивающую среду для проекта, оформить
зоны познания играми на тему проекта.
Методы исследования: Наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение х/л, тематические прогулки, оформление фотоальбомов, коллекционирование.
Формы работы с родителями: индивидуальные беседы, рекомендации, анкетирование, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий, конкурсы.
Этапы реализации проекта:
I-этап подготовительный (сентябрь)
Анкетирование родителей;
Определение цели, задач проекта, сроков реализации, предполагаемого результата. Подбор методической, научно – популярной и художественной литературы, иллюстрированного и дидактического материала по данной теме, основного оборудования и материала для оснащения детской экспериментальной лаборатории.
II- основной (октябрь – май)
Составление плана работы над проектом.
Определение времени в режиме дня группы для реализации проекта.
Разработка игр, конспектов ООД с элементами экспериментирования.
III – заключительный (май)
- Проведение мониторинга удовлетворенности взаимодействия родителей и детского сада. Обобщение результатов инновационной деятельности.
- Презентация проекта: списка информационных источников.
Перспективный план работы с детьми
Цель: Учить детей познавательным интересам в процессе экспериментирования.
Задачи:
1. Развивать представления детей о свойствах и качествах предметов.
2. Формировать представление о живой и не живой природе.
3. Способствовать желанию участвовать в исследовательской деятельности.
Перспективный план работы с детьми
Месяц | Тема | Цель |
сентябрь |
3.«Сладкая водичка». | Узнать о свойствах воды (прозрачная, без запаха, растворяются вещества). Познакомить со свойством воздуха – движение. Формировать представление о том, что в воде растворяются вещество сахар. |
октябрь | «Узнай по запаху». «Поиграем с ветерком». «Разноцветная водица». | Дать представление об органах чувств (нос). Учить умению обнаруживать движение воздуха. Закрепить свойство воды и как ее можно окрасить. |
Ноябрь | 1«Почва». 2. «Тяжелый – легкий». 3. «Узнай по звуку». 4.«Свойства глины». | 1.Познакомить со свойствами почвы. 2.Дать представление о свойствах песка. 3.Определять и называть издаваемые звуки. 4.Учить определять качество глины (мягкая, пластичная). |
Декабрь | 1.«Холодный – горячий». 2.«Чудесный мешочек». 3. «Водичка – водичка». 4. «Откуда сосулька». | 1.Учить определять температуру воды. Развивать умение на ощупь определять твердый предмет. Закрепить свойства воды. Познакомить детей об образовании льда. |
Январь | 1.«Какой это снег». 2. «Как превратить снег в воду». 3. «Превращение воды». 4. «Воздух невидимка». | Познакомить со свойствами снега (белый, пушистый). 2.Формировать простейшие представления о свойствах снега. 3. Закрепить свойства воды (превращение в лёд). 4.Дать представление о воздухе невидимке и где его найти. |
Февраль | 1.«Цветные льдинки» 2. «Ветер, ветер ты могуч» 3. «Свойство льда» | 1.Познакомить с одним из свойств воды. 2.Познакомить с природным явлением – ветер. 3.Закрепить знания о свойстве льда. |
Март | 1.«Плавает или тонет» 2. «Свойство бумаги» 3. «Посадим лук» | 1.Учить определять тяжелые и легкие предметы. 2.Учить узнавать предметы, сделанные из бумаги и знанию о её свойства. 3.Предложить посадить лук, дать понятие о его росте. И что для его роста необходимо. |
Апрель | 1.«Веточки сирени» 2. «Поиграем с солнечным зайчиком» 3. «Деревянные предметы и их свойства» 4. «Где воздух» | 1.Наблюдать за появлением листочков на веточках. 2.Дать представление о том, что это луч солнечного света. 3.Учить определять свойства деревянных предметов. 4.Дать детям понятие о том, что воздух находиться вокруг нас. |
Май | 1.«Ткань, её свойства и качества» 2. «Мы печём пироги» 3. «Сравнить песок, почву, глину» 4. «Отчего вода имеет вкус» | 1.Учить узнавать вещи из ткани, и её свойства. 2.Расширять знания о свойствах песка. 3.Учить сравнивать и делать выводы. Закрепить свойства. 4.Дать детям представление о сладкой и соленой воде. |
Перспективный план работы с родителями
месяц | содержание |
октябрь | Анкетирование родителей для выявления их представлений о познавательно – исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста. Индивидуальные беседы по результатам опроса. Родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности». Консультация: «Значение опытно – экспериментальной деятельности для психического развития ребенка» «Игра или экспериментирование». «Игры с водой и песком. Это интересно!»; Привлекать родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой. Домашнее задание: дети с родителями оформляют панно «БЕРЕГИТЕ ВОЗДУХ»(прикрепляют силуэты деревьев, раскрашивание силуэтов деревьев. Изготовление флюгера. |
Консультация на тему: «Игры с водой. Чем занять ребенка в ненастный день». «Как знакомить дошкольников с неживой природой?». «Значение экспериментальной деятельности для детей» ноябрь Родительское собрание на тему: «Детское экспериментирование. Что сделать взрослому, чтобы ребенок экспериментировал?» Рекомендации «Как провести опыты с песком, глиной, камнями и водой?» Консультация: «Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем» | |
декабрь | Консультация на тему: «Играем с мыльными пузырями». Создание проблемной ситуации дома: «Из чего сделать новогоднюю открытку». Оформление выставки совместных работ взрослых и детей в детском саду. Родительское собрание «Экологическое воспитание в семье» Изготовление макета аквариума Консультация: «Кидаем в воду все подряд!» |
январь | Памятка для родителей: «При организации исследовательской работы с детьми соблюдаются определённые правила…» Консультация-агитация «Сохраним воду чистой» Консультация: «Как играть дома с песком» |
февраль | Индивидуальные беседы с родителями по вопросам организации помощи в исследованиях детям дома. Рекомендации «Воздух в вашей квартире» Семинар-практикум: Тема: «Опытническая и экспериментаторская деятельность детей младшего дошкольного возраста» Фотовыставка: «Мы экспериментируем» |
март | Родительское собрание в нетрадиционной форме – игра - викторина «Я знаю 5 названий…» Акция «Спасти и сохранить» Совместная опытно – экспериментальная деятельность «Найди бусинку» Консультация: «Игры с водой и песком. Это интересно!» |
апрель | Рекомендации «Как провести опыты с воздухом, ветром, температурой (теплотой) и светом?» Организация фото-выставки «Лаборатория Экспериментайка» Изготовление сборника игр для мам и пап «Сыпь песок, лей водичку» |
май | Подведение итогов по теме в рамках родительского собрания. Обсуждение полученных результатов проведенной работе по экспериментированию. Консультация «Солнце доброе и злое» Пополнение уголка детского экспериментирования Выпуск альбома «Замки на песке», «Волшебный песок» Оформление стенгазеты «Юные знатоки исследователи» Фотовыставка «Красота родной природы» Родительское собрание «Представление результатов познавательно - исследовательского проекта детей» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект нод проектная деятельность с детьми второй группы раннего возраста,проект "осень"
Матерал включает в себя сезонные наблюдения в течении месяца работы за детьми раннего возраста...
Краткосрочный проект сюжетно-ролевой игры "Больница" во второй группе раннего дошкольного возраста (2-3) года
Игра-это огромное светлое окно......
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста по познавательному развитию. Тема: «В гости к Мишке»
Конспектнепрерывной образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста по познавательному развитию.Тема: «В гости к Мишке»...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста по познавательному развитию. Тема: «День Рождения у куклы Маши»
Конспектнепрерывной образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста по познавательному развитию.Тема: «День Рождения у куклы Маши»...
Конспект образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста по познавательному развитию на тему «Мы в лесок пойдем - колобка найдем»
Конспект занятий...
Проект Познавательно-исследовательской деятельности с детьми раннего дошкольного возраста «Волшебные песчинки»
Не для кого не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его исследовать. Любо...
Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»
В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...