Проект Познавательно — исследовательская деятельность с детьми второй группы раннего дошкольного возраста.
проект по окружающему миру (младшая группа)

Александрова Светлана Владимировна

Создание в группе Центра экспериментирования; обогащение опыта познавательно – исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста посредством игр – экспериментов с различными материалами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1г. Починка

Проект

Познавательно — исследовательская деятельность с детьми второй группы раннего дошкольного возраста.

                             

     

                     Воспитатель высшей квалификационной

 категории: Александрова С.В.

 г. Починок, 2019

 Тема исследования: Познавательно — исследовательская деятельность с детьми второй группы раннего дошкольного возраста.

Тип проектапознавательно – исследовательский

Длительность проекта: долгосрочный (уч. год.)

Время реализации проекта: сентябрь 2018г. – май 2019г.

Актуальность. Вводимый ФГОС направлен сегодня на поиск путей активизации процесса развития творческих, исследовательских способностей на всех ступенях образования.

  Образовательная область «Познавательное развитие» направлена на развитие познавательно - исследовательской, продуктивной (конструктивной) детской деятельности.

Поэтому наибольшую актуальность приобретает необходимость включения в содержание дошкольного образования детской поисково-исследовательской деятельности.

На сегодняшний день, пожалуй, впервые в истории благодаря Федеральному Государственному Образовательному стандарту, дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта – поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Именно этот факт был взят за основу проекта.

Проблема: дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления об объектах неживой природы, их интерес к опытно-экспериментальной деятельности недостаточно развит. Поэтому встал вопрос: Как рассказать детям второй группы раннего дошкольного возраста о нашей неживой природе?

Объект исследования: воспитательный процесс с детьми второй группы раннего дошкольного возраста.

Предмет исследования: Познавательно — исследовательская деятельность детей второй группы раннего дошкольного возраста.

Цель проекта: Создание в группе Центра экспериментирования; обогащение опыта познавательно – исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста посредством игр – экспериментов с различными материалами.

Гипотеза исследования: Организация лаборатории в группе элементарной опытно – исследовательской деятельности поможет мне пробудить умственные способности детей, ввести их в мир познания окружающего мира, приобщить их к красоте природы. Так как у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно – действенным и наглядно – образным, а не словесно – логическим, то педагогический процесс в детском саду должен строиться на практических и наглядных методах. Много возможностей для этого дают явления и объекты природы. Поэтому в работе с детьми я много внимания уделяю организации и проведению опытов с объектами неживой природы.

Задачи проекта:

Для работы с детьми:

1. Развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей через наблюдения за объектами неживой природы;

2 Формировать умение самостоятельно выражать собственное мнение об увиденном, и услышанном;

3.Формировать коммуникативные навыки.

4. Воспитывать экологическую культуру у детей и бережное отношение к окружающему миру;

Для работы с родителями:

1. Заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель –   родитель – ребенок на подготовительном этапе.2. Выполнять совместные задания по проекту.

Для педагога:

1. Овладеть методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.

2. Выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми.

3. Сформировать предметно – развивающую среду для проекта, оформить

зоны познания играми на тему проекта.

Методы исследования: Наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение  х/л, тематические прогулки, оформление фотоальбомов, коллекционирование.

Формы работы с родителями: индивидуальные беседы, рекомендации, анкетирование, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий, конкурсы.

Этапы реализации проекта:

I-этап подготовительный (сентябрь)

Анкетирование родителей;

Определение цели, задач проекта, сроков реализации, предполагаемого результата. Подбор методической, научно – популярной и художественной литературы, иллюстрированного и дидактического материала по данной теме, основного оборудования и материала для оснащения детской экспериментальной лаборатории.

II- основной (октябрь – май)

Составление плана работы над проектом.

Определение времени в режиме дня группы для реализации проекта.

Разработка игр, конспектов ООД с элементами экспериментирования.

III – заключительный (май)

- Проведение мониторинга удовлетворенности взаимодействия родителей и детского сада. Обобщение результатов инновационной деятельности.

- Презентация проекта: списка информационных источников.

Перспективный план работы с детьми

Цель: Учить детей познавательным интересам в процессе экспериментирования.

Задачи:

1. Развивать представления детей о свойствах и качествах предметов.

2. Формировать представление о живой и не живой природе.

3. Способствовать желанию участвовать в исследовательской деятельности.

Перспективный план работы с детьми

Месяц

Тема

Цель

сентябрь

  1. «Какая бывает вода».
  2. 2. «Игры с султанчиками»

3.«Сладкая водичка».

Узнать о свойствах воды (прозрачная, без запаха, растворяются вещества).

Познакомить со свойством воздуха – движение.

Формировать представление о том, что в воде растворяются вещество сахар.

октябрь

«Узнай по запаху».

«Поиграем с ветерком».

«Разноцветная водица».

Дать представление об органах чувств (нос).

Учить умению обнаруживать движение воздуха.

Закрепить свойство воды и как ее можно окрасить.

Ноябрь

1«Почва».

2. «Тяжелый – легкий».

3. «Узнай по звуку».

4.«Свойства глины».

1.Познакомить со свойствами почвы.

2.Дать представление о свойствах песка.

3.Определять и называть издаваемые звуки.

4.Учить определять качество глины (мягкая, пластичная).

Декабрь

1.«Холодный – горячий».

2.«Чудесный мешочек».

 3. «Водичка – водичка».

4. «Откуда сосулька»

1.Учить определять температуру воды.

Развивать умение на ощупь определять твердый предмет.

Закрепить свойства воды.

Познакомить детей об образовании льда.

Январь

1.«Какой это снег»

2. «Как превратить снег в воду».

3. «Превращение воды».

4. «Воздух невидимка».

Познакомить со свойствами снега (белый, пушистый).

2.Формировать простейшие представления о свойствах снега.

3. Закрепить свойства воды (превращение в лёд).

4.Дать представление о воздухе невидимке и где его найти.

Февраль

1.«Цветные льдинки» 

2. «Ветер, ветер ты могуч» 

3. «Свойство льда» 

1.Познакомить с одним из свойств воды.

2.Познакомить с природным явлением – ветер.

3.Закрепить знания о свойстве льда.

Март

1.«Плавает или тонет» 

2. «Свойство бумаги» 

3. «Посадим лук» 

1.Учить определять тяжелые и легкие предметы.

2.Учить узнавать предметы, сделанные из бумаги и знанию о её свойства.

3.Предложить посадить лук, дать понятие о его росте. И что для его роста необходимо.

Апрель

1.«Веточки сирени» 

2. «Поиграем с солнечным зайчиком»

3. «Деревянные предметы и их свойства» 

4. «Где воздух» 

1.Наблюдать за появлением листочков на веточках.

2.Дать представление о том, что это луч солнечного света.

3.Учить определять свойства деревянных предметов.

4.Дать детям понятие о том, что воздух находиться вокруг нас.

Май

1.«Ткань, её свойства и качества» 

2. «Мы печём пироги» 

3. «Сравнить песок, почву, глину»

4. «Отчего вода имеет вкус» 

1.Учить узнавать вещи из ткани, и её свойства.

2.Расширять знания о свойствах песка.

3.Учить сравнивать и делать выводы. Закрепить свойства.

4.Дать детям представление о сладкой и соленой воде.

Перспективный план работы с родителями

месяц

содержание

октябрь

Анкетирование родителей для выявления их представлений о познавательно – исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста. Индивидуальные беседы по результатам опроса.

Родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности».

Консультация:

«Значение опытно – экспериментальной деятельности для психического развития ребенка»

«Игра или экспериментирование».

«Игры с водой и песком. Это интересно!»;

Привлекать родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой.

Домашнее задание: дети с родителями оформляют панно «БЕРЕГИТЕ ВОЗДУХ»(прикрепляют силуэты деревьев, раскрашивание силуэтов деревьев.

Изготовление флюгера. 

Консультация на тему«Игры с водой. Чем занять ребенка в ненастный день»«Как знакомить дошкольников с неживой природой«Значение экспериментальной деятельности для детей»

ноябрь Родительское собрание на тему: «Детское экспериментирование. Что сделать взрослому, чтобы ребенок экспериментировал?»

Рекомендации «Как провести опыты с песком, глиной, камнями и водой?»

Консультация«Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем»

декабрь

Консультация на тему«Играем с мыльными пузырями».

Создание проблемной ситуации дома«Из чего сделать новогоднюю открытку». Оформление выставки совместных работ взрослых и детей в детском саду.

Родительское собрание «Экологическое воспитание в семье»

Изготовление макета аквариума

Консультация«Кидаем в воду все подряд!»

январь

Памятка для родителей: «При организации исследовательской работы с детьми соблюдаются определённые правила…»

Консультация-агитация «Сохраним воду чистой»

Консультация«Как играть дома с песком»

февраль

Индивидуальные беседы с родителями по вопросам организации помощи в исследованиях детям дома.

Рекомендации «Воздух в вашей квартире»

Семинар-практикум: Тема: «Опытническая и экспериментаторская деятельность детей младшего дошкольного возраста»

Фотовыставка«Мы экспериментируем»

март

Родительское собрание в нетрадиционной форме – игра - викторина «Я знаю 5 названий…»

Акция «Спасти и сохранить»

Совместная опытно – экспериментальная деятельность «Найди бусинку»

Консультация«Игры с водой и песком. Это интересно!»

апрель

Рекомендации «Как провести опыты с воздухом, ветром, температурой (теплотой) и светом?»

Организация фото-выставки «Лаборатория Экспериментайка» Изготовление сборника игр для мам и пап «Сыпь песок, лей водичку»

май

Подведение итогов по теме в рамках родительского собрания. Обсуждение полученных результатов проведенной работе по экспериментированию. Консультация «Солнце доброе и злое»

Пополнение уголка детского экспериментирования

Выпуск альбома «Замки на песке»«Волшебный песок»

Оформление стенгазеты «Юные знатоки исследователи»

Фотовыставка «Красота родной природы»

Родительское собрание «Представление результатов познавательно - исследовательского проекта детей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект нод проектная деятельность с детьми второй группы раннего возраста,проект "осень"

Матерал включает в себя сезонные наблюдения в течении месяца работы за детьми раннего возраста...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста по познавательному развитию. Тема: «В гости к Мишке»

Конспектнепрерывной образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста по познавательному развитию.Тема: «В гости к Мишке»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста по познавательному развитию. Тема: «День Рождения у куклы Маши»

Конспектнепрерывной образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста по познавательному развитию.Тема: «День Рождения у куклы Маши»...

Проект Познавательно-исследовательской деятельности с детьми раннего дошкольного возраста «Волшебные песчинки»

Не для кого не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его исследовать. Любо...

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»

В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...