Презентация "Самообразование - путь к успеху"
презентация
Научно-методическое сопровождение воспитателей, со стажем работы менее 3-х лет (опорная площадка). Материал по работе над самообразованием педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация "Самообразование-путь к успеху" | 254.55 КБ |
текст к презентации "Самообразование-путь к успеху" | 31.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир». А. Дистервег Самообразова́ние — образование, при котором знания, умения и навыки приобретаются самостоятельно, без помощи обучающих лиц. Человека, занимающегося самообразованием, называют самоучкой.
О сновные формы организации самообразования 1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации. 2. Получение второго высшего образования или второй специальности. 3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы. 4. Индивидуальная работа по самообразованию. 5. Сетевые педагогические сообщества.
Этапы самообразования педагога . 1 этап – диагностический 2 этап – обучающий 3 этап – практический 4 этап – внедрение 5 этап – обобщающий
Документы по самообразованию педагога ДОУ Папка материалов по самообразованию. Индивидуальный план работы над поставленной проблемой. В плане указываются: • название темы • цель • задачи • предполагаемый результат • вспомогательные материалы и ресурсы • формы самообразования • этапы работы • сроки выполнения каждого этапа • действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой • способ демонстрации результата проделанной работы • форма отчета по проделанной работе
Предварительный просмотр:
Мастер - класс для педагогов «Самообразование – путь к успеху»
Подготовила:
старший воспитатель
МАДОУ «Детский сад. комб.вида №1»
Иванова С.О.
Март, 2024г.
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир».
А. Дистервег
(Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег— немецкий педагог, либеральный политик. Дистервег настойчиво выступал за светскую школу и невмешательство церкви в образовательный процесс, выдвинул требование единой народной (национальной) школ)
Педагог, по словам А Дистервега, «Лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока он сам работает над своим собственным воспитанием и образованием». Если он не учится, не читает, не следит за научными достижениями в своей области и не внедряет их в практику, мало сказать, что он отстает: он тянет назад, затрудняет решение задач, поставленных перед учебным заведением, и хочет или не хочет, сопротивляется общему движению педагогического коллектива.
А один из выдающихся ученых современности, академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, обращаясь к молодежи, писал: «Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются»
Да, сама жизнь обозначила проблему непрерывного педагогического самообразования как наиболее актуальную.
Совершенствование качества обучения и воспитания в образовательном учреждении напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования педагога.
Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога.
Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.
Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные.
Педагог должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др.
Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.
Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегрированность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.
Специалисты выделяют основные формы организации самообразования для понимания построения этапов самообразования:
1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.
2. Получение второго высшего образования или второй специальности.
3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.
4. Индивидуальная работа по самообразованию.
5. Сетевые педагогические сообщества.
Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, учиться на опыте коллег, пополнить свой методический багаж. И главное, придать уверенности в своем профессионализме.
Опытный педагог имеет возможность увеличить объем своих знаний более актуальной информацией, найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть базовой диагностической и исследовательской деятельностью.
ЗАДАНИЕ: Подобрать глаголы.
Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать….
Самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно.
Этапы самообразования педагога.
1 этап – диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу, т.е это этап, на котором формируются и осознаются потребности педагога в получении той или иной формы самообразования; анализ профессиональных затруднений и интересов; постановку проблемы, выбор цели и задачи работы, формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий (планирование и прогнозирование результатов). На этом этапе крайне важна личная мотивация педагога.
2 этап – обучающий, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования; знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране; накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, формирование картотеки по теме.
3 этап – практический, во время которого происходит адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (к группе, к образовательной области); практическое апробирование выбранных методов работы; мониторинг и анкетирование. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением методической литературы. На данном этапе идет осмысление, анализ и обобщение накопленных фактов. Целесообразно проводить организованные коллективные обсуждения с коллегами прочитанной педагогической литературы и апробированного опыта.
4 этап – внедрение: в ходе дальнейшей работы педагог уже использует накопленный опыт, а также занимается внедрением полученных знаний в рабочий процесс. Педагог занимается разработкой собственных наработок по интересующей теме, опираясь на теоретический материал (дидактические материалы, разработки занятий, внеклассных мероприятий и другие методические наработки); Далее идет работа с апробацией, коррекцией, отслеживанием результативности. Данный этап предусматривает практические выходы: отчет о ходе самообразования на заседаниях педагогического совета, методического объединения, проведение открытых занятий, внеклассных мероприятий, мастер-классы для коллег и т.д.
5 этап – обобщающий (или итогово-контрольный), на котором педагог должен провести анализ своей самостоятельной методической работы по теме самообразования, оформить результаты, рекомендации для коллег. Он может провести мониторинг, анкетирование и презентацию материалов на заседаниях педагогических советов, семинарах.
Срок реализации плана педагог определяет сам.
Темы для самообразования подбираются с учетом индивидуального опыта, интереса и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.
Тематикой самообразования может являться:
- одна из задач образовательного учреждения;
- проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
- пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.
Как выбрать тему для самообразования?
Главный критерий для выбора темы — проблемы, с которыми сталкивается педагог.
Прочие факторы, влияющие на выбор темы:
1. Нехватка опыта или знаний в определенной области.
2. Особенности вашего опыта работы.
3. Внутреннее стремление к определенным идеям, желание креативно развиваться в конкретном направлении.
4. Актуальность для родителей, детей, коллег и руководства в вашем дошкольном учреждении.
5. Соответствие темы требованиям современного общества.
6. Наличие ресурсов у вас и в вашем детском саду для успешной реализации программы.
7. Измеримость и конкретность — возможность постановки определенных задач по выбранной теме и их выполнение в установленные сроки.
Педагог в дошкольном учреждении самостоятельно определяет тему, которой он будет углубленно заниматься. Основной целью является достижение конкретных результатов, способствующих улучшению качества образовательно-воспитательного процесса.
Документы по самообразованию педагога ДОУ
Папка материалов по самообразованию
Индивидуальный план работы
Алгоритм составления плана работы по самообразованию.
На основании выбранной темы педагог разрабатывает индивидуальный план работы над поставленной проблемой. В плане указываются:
• название темы
• цель
• задачи
• предполагаемый результат
• вспомогательные материалы и ресурсы
• формы самообразования
• этапы работы (организационный, практический, аналитический)
• сроки выполнения каждого этапа
• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
• способ демонстрации результата проделанной работы
• форма отчета по проделанной работе
(В плане обязательно указывается деятельность с педагогами, детьми и родителями)
По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.
Результат самообразования.
Результатом самообразования педагога являются совершенствование работы с детьми, рост его профессионального мастерства, качественное улучшение персональных методических навыков и собственная удовлетворённость процессом саморазвития.
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Приведем пример:
• повышение качества преподнесения материала детям по конкретной области;
• разработанные методические пособия, статьи, программы, исследования, дидактические материалы, тесты, наглядность и др.;
• внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
• доклады, выступления;
• выработка методических рекомендаций по применению новой технологии;
• разработка и проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям;
• проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);
•разработка сайта, информационной страницы в соц сетях и др.
Практическая работа «Составление годового плана работы по самообразованию» (на выбор темы: Развитие творческих способностей детей _________дошкольного возраста через театрализованную деятельность
Развитие экологического воспитания детей_____дошкольного возраста через дидактические игры
Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционных форм рисования
Социализация детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
Развитие интеллекта дошкольников через патриотическое воспитание
Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования.
Заключение:
Самообразование необходимо всем тем индивидам, которые стремятся повысить не только свою квалификацию, но и расширить свой кругозор, повысить интеллектуальный уровень, и в конце - концов усовершенствовать уже имеющиеся навыки. Самообразование длительный процесс, который может протекать до самой старости, с каждым днем информация обновляется и для того чтобы не отставать от общественного развития люди вынуждены пополнять и обновлять свои «багажи знаний».
Наиболее часто встречающаяся форма самообразования педагогов – индивидуальный план самообразования. Встречаются иные наименования, например, «Творческий план самообразования», «Личный план самообразования педагога» и др. Методическая работа по составлению и реализации планов самообразования педагогов предусматривает несколько этапов.
- Выбор методической темы. Анализ собственного опыта работы.
Для выбора темы самообразования, как правило, педагог ставит перед собой вопросы: что является проблемой? Насколько проблема актуальна (в частности для данного педагога)? Какие возможности открываются при решении данной педагогической проблемы для педагога и его учеников? Какими ресурсами нужно обладать? Каков итог? Анализируются аспекты профессиональной деятельности педагога, применяемые методики, анализируются результаты предыдущей деятельности педагога.
- Диагностико-прогностический этап.
На этом этапе происходит анализ затруднений, выявление противоречий, изучение литературы по проблеме, прогнозирование результатов.
- Организационно-практический этап.
Составление плана действий по реализации программы, подготовка материально-технической и методической баз, непосредственно реализация собственно программы и методик, отслеживание промежуточных результатов.
- Коррекционно-обобщающий этап.
Проведение контрольно-диагностических процедур, корректировка действий, соотнесение полученных результатов с планируемыми, описание результатов.
- Итоговый этап.
Применение наработанных материалов в собственной педагогической деятельности, распространение данной технологии, методик, подведение итогов.
Обработка анкет
Посчитайте общую сумму баллов по первой анкете.
Если у вас набралось 55 и более баллов, вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.
Набрав от 36 до 54 баллов, вам придется признать, что у вас отсутствует сложившаяся система развития.
Набрав от 15 до 35 баллов, вы должны понять, что находитесь в стадии остановившегося развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путь к успеху
Влияние эмоций на жизнь человека. Игры на змоциональную разрядку. Игры энергетики....
Консультация для родителей "Путь к успеху. Учите детей мастерить!"
Автором представлен практический материал для родителей по развитию творческого вооображения старших дошкольников....
Путь к успеху. Ребенок на пороге сада.
Как встретить малыша в саду....
Развитие мелкой моторики - верный путь к успеху.
Консультация для родителей о развитии пространственной ориентации, зрительно-моторной координации и мелкой моторики кистей рук у детей дошкольников....
"Семь советов на пути к успеху"
Рекомендации родителям по физическому воспитанию детей...
Проект "Мотивация педагогов - путь к успеху образовательного учреждения"
Проект о мотивации педагогического коллектива ДОУ....
Сплоченность – путь к успеху
Управление педагогическим коллективом в условиях «молодого» детского сада...