Сплоченность – путь к успеху
статья на тему

Звягина Татьяна

Управление педагогическим коллективом в условиях «молодого» детского сада 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сплоченность – путь к успеху

  Управление педагогическим коллективом в условиях «молодого» детского сада

     Хотелось бы  поделиться опытом становления и развития педагогического коллектива детского сада № 19 «Светлячок» города Балаково Саратовской области. Вот как это было…

 В период становления педагогического коллектива детского сада  сначала постепенно все  знакомились  друг с другом. Одни сразу демонстрировали  собственные возможности, другие просто поначалу избегали общения, наблюдали, анализировали  действия коллег. Затем между членами будущего коллектива устанавливались определенные контакты, вырабатывались общие нормы поведения, закладывались основы корпоративной культуры.

Для формирования  команды единомышленников, мне, как молодому руководителю, просто было не обойтись без знаний мыслителей и опытных педагогов.  Например,  Г.А. Резник  отмечал: «что  одним из важнейших этапов формирования трудового коллектива является взаимоадаптационная стадия, отличающаяся наличием сформировавшегося за это время устойчивого «ядра», способного оказывать влияние на других сотрудников, цели которых не совпадают с целями организации. Это объединение людей для достижения деловых целей, которые в определенный промежуток времени регулярно взаимодействуют друг с другом, причем каждый контактирует со всеми остальными, осознает себя членом группы, идентифицирует себя с ней»

    Весомый вклад в разработку теории и практики коллектива внес А.С.  Макаренко, выделивший несколько стадий его формирования. Прежде всего, это становление сообщества, когда руководитель стремится создать из группы такую социально-психологическую общность, где отношения работников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями. Характерной особенностью данного этапа является зарождение актива, сплоченного на основе общей цели, деятельности и организации. Следующая стадия  усиление влияния актива, поддерживающего требования руководителя, на остальных участников. На этом этапе коллектив выступает как целостная система, в которой начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Дальнейшее формирование коллектива характеризуется его развитием и расцветом. Он превращается в инструмент индивидуального становления каждого из его членов.

       М. Давыдов выделяет четыре этапа преобразования группы в команду. На стадии формирования члены группы постепенно узнают друг друга, происходит ознакомление с организацией и условиями труда в ней; на стадии психологической напряженности, характеризующейся борьбой за лидерство, недоверием членов коллектива друг к другу -  они пытаются понять, что представляют собой их коллеги и ищут общие и разные позиции людей по тем или иным вопросам; на стадии нормализации отношения стабилизируются, вырабатываются общие нормы, мнения; на стадии общей деятельности коллектив начинает выполнять общую задачу, поскольку распределены социальные роли между людьми, выяснены цели и особенности деятельности.

         Как подчеркивает В.А. Сластенин, одной из особенностей деятельности педагогического коллектива является коллективный характер труда и общая ответственность за результаты педагогической деятельности. Усилия отдельных педагогов не принесут желаемых успехов, если они не согласованы с действиями других педагогов, если нет единства, требований в организации режима дня,  в единстве методов обучения и воспитания детей, общения с родителями.

 Концепция В.А. Сластенина  больше всего подходила  к современным системам управления в образовательных организациях, а  также  реализовывала стандарт педагога в  условиях перехода  на ФГОС.

 Поэтому, как  для начинающего руководителя ДОУ,  в формировании молодого коллектива детского сада была  нацеленность именно на «синергизм» совместных действий для достижения общей цели, основанный на принципе, что усилия, знания   всего коллектива  взаимно усиливают друг друга, приводят к  общности интересов, ценностей, норм поведения.  В дальнейшем   появляется  слаженность действий  педагогического  коллектива при выполнении общих задач и реализации общеколлективных целей.

    Теперь от теории к практике, для того   чтобы  развить способность коллектива к единению, к общности, педагоги должны иметь высокий уровень образования, опыт, творчески подходить к решению проблем. Поэтому, проведя анализ уровня   образования, пришла к выводу, что многим   педагогам не хватает  педагогических знаний, а,   следовательно, образовательное  поле сужается, педагоги,  что называется, не могут, смотреть в одну  строну, так как не имеют достаточных знаний и опыта  в сфере дошкольного образования. Поэтому, каждому  воспитателю  был прописан индивидуальный план развития по самообразованию, повышения квалификации, переподготовки или получения дошкольного образования.

       Как утверждает Н.В. Разнова, не всегда и не из любых сотрудников можно сформировать сплоченную команду. Для этого необходимы следующие условия:

  • люди, выполняющие работу, должны быть специалистами, выступать в качестве «экспертов» при решении возлагаемых на них задач;
  • совокупный опыт и таланты педагогов, работающих в команде, должны превышать опыт и способности любого из тех, кто трудится в одиночку;
  • большинство членов коллектива должно иметь возможность в какой-то мере влиять на принятие выполняемых ими решений. Это повышает их заинтересованность в общем деле;
  • каждый человек должен иметь склонности к творчеству, которые можно систематически использовать, привлекая его к участию в работе группы.

Поэтому, все  выше  перечисленное совершенно справедливо для  моего начинающего коллектива. В условиях становления нового педагогического коллектива определяющим становится эмоциональный комфорт и ценностное единство, создание и поддержание здорового климата  - это    стало первоочередной    моей задачей. Как я  реализовывала это на практике?! Использовала тренинги по тимбилдингу, которые  направлены на построение сплоченного коллектива, выработку командного духа и умения работать вместе, выявление лидеров, психологическую разгрузку за счет создания атмосферы неформального общения. Тренинги проводили в стенах детского сада, а также на корпоративных мероприятиях. Тренинги проводил  педагог-психолог детского сада.

 Основная идея тренинга состояла в том, чтобы, изменив привычную обстановку, попытаться укрепить отношения, связывающие коллег, и найти сильные стороны членов коллектива. Например,  использовалась тимбилдинг-игра «Наш дом – наша крепость»

Данная игра способствует внутригрупповой сплоченности, позволяет руководителю детского сада не только поучаствовать в ней, но и, прежде всего, узнать о личных интересах каждого, выявить лидеров формирующегося коллектива, а также людей, способных быть гибкими, умеющими уступать и подчиняться.

Само действо рассчитано на два академических часа в условиях детского сада. Однако время это можно и расширить, если есть возможность выехать на тренинг  и находиться в неофициальной обстановке. Игра состоит из нескольких упражнений, которые постепенно усложняются.   В игре принимает участие педагогический коллектив из 30-ти человек (но можно и больше).

Упражнение-разминка  «Глаза в глаза и имена»

(Направлено на выявление общих признаков участников игры.)

В первой части данного упражнения ведущий выбирает двух (трех) человек с голубыми и карими (зелеными) глазами. Каждый из них должен набрать к себе в команду людей из педагогического коллектива со схожим цветом глаз.

Вторая часть заключается в том, что игрокам нужно самостоятельно сформировать группы людей с одинаковыми именами. Цель ведущего – подготовить участников к их совместной деятельности в игре.

Упражнение-разминка  «Мои друзья»

(Направлено на выявление общих интересов участников игры.)

Участникам предлагается написать на листе бумаги одно свое хобби. Затем ведущий призывает всех найти друзей по интересам. Каждой сформировавшейся мини-команде предлагается по очереди огласить свое увлечение. Цель ведущего – наблюдая за общением людей в коллективе, выявить лидеров и пассивных участников, определить эмоциональный фон в целом, помочь коллегам узнать интересы каждого.

wpe2.jpg (11390 bytes)

Упражнение «Собака»

(Направлено на усиление командообразования.)

Ведущий заранее готовит три набора карточек (фотографий) формата А4 (по две в каждом). В первый входят 2 одинаковые карточки с изображением собаки одной породы, во второй – другой, в третьем – собака также отличается от первых двух. Ведущий разрезает по одной карточке из каждого набора так, чтобы получилось 30 фрагментов (по количеству участников игры), затем берет оставшиеся три и кладет их по одной на столы (3 карточки – три стола).

Затем он смешивает нарезанные пазлы и предлагает участникам подойти к нему и взять части фотографий. Когда все фрагменты разберут, нужно собрать картинки, образцы которых были разложены на столах. После того, как фотографии будут собраны, у каждого из трех столов окажется по 10 участников игры. На этом этапе ведущий приглашает получившиеся группы сесть вокруг своего стола. Цель – сформировать три команды для следующего упражнения.

Упражнение «Мой дом»

(Направлено на организацию коллективной творческой деятельности.)

После того как из педагогического коллектива сформировались три команды, ведущий предлагает каждой из них построить по одноэтажному дому с плоской крышей (из пластилина).Цель ведущего – организовать коллективную творческую деятельность внутри мини-команд.

Упражнение «Моя семья»

(Направлено на формирование распределенной ответственности в коллективе.)

Ведущий говорит о том, что у каждой команды есть своя собака и дом, который она будет охранять. Не хватает только семьи, поэтому он объявляет их тремя разными семьями. После этого ведущий напоминает о том, что семья предполагает совместное проживание. Командам, получившимся в результате составления единой картинки собаки из кусочков, нужно договориться о том, как должна быть устроена совместная жизнь внутри группы. Кроме того, всем участникам необходимо определить: роль какого члена семьи он будет играть – отца, матери, бабушки, дедушки, старшего или младшего сына, старшей или младшей сестры, дяди и тети (10 человек – 10 ролей). На следующем этапе ведущий просит «семьи» составить коллективный договор о совместном проживании, не ущемляющий интересы и потребности каждого члена семьи, причем в нем должны быть прописаны выдуманная фамилия и реальные имена.

Следует обозначить пункты: семейные обязанности (прогулка с собакой, уборка дома и др.), распределение финансов, общие (семейные) и частные интересы (общение с друзьями, досуг, личное пространство) и т.д.

Для удобства и сокращения времени можно прибегнуть к заранее приготовленному бланку договора, который участникам необходимо будет заполнить.

После этого проводится презентация-защита коллективного договора каждой «семьи». Другие «семьи» могут задавать вопросы, уточнять интересующие их моменты. Цель ведущего – организовать коллективную творческую деятельность внутри мини-команд.

Задачи: образование мини-команд внутри коллектива; знакомство в малых группах; закладывание диалоговых взаимоотношений; формирование распределенной ответственности; определение своей роли; понимание того, что общие интересы в семье (коллективе) важнее личных.

Важно: руководитель детского сада на протяжении всего тренинга (особенно – на данной стадии) должен аккуратно наблюдать за тем, как реагируют педагоги на те или иные моменты игры, как среди них проявляется лидер, образуются мини-группы и т.п. Это даст возможность составить собственное мнение о характере коллег, их устремлениях, перспективах роста.

Диагностика по распределению ролей в семье примерно такая: те, кто выбрал позицию «мать» предположительно являются «рабочими лошадками», ответственными исполнителями; «отец» – генератор идей, руководитель; «бабушка», «дедушка» – хорошо выдержат небольшую нагрузку; «тетя», «дядя» – пассивные исполнители, которые вряд ли будут лидерами или сильным звеном в коллективе; «старший сын» – возможен авантюризм, новаторство; «младший сын» – готовность помогать; «старшая дочь» – свежесть идей, ответственность; «младшая дочь» – инфантильность, низкий уровень ответственности.

Упражнение «Наш общий дом»

(Направлено на повышение уровня внутриколлективной сплоченности.)

Ведущий просит участников тренинга взять стулья и всем вместе сесть в круг, в центре которого находится пустой стол. Затем он раздает листы бумаги, ручки и предлагает написать на них свою фамилию, имя и отчество.

Далее «глава» каждой «семьи» подходит к столу, приносит с собой картинки собак и построенные из пластилина дома, после чего дается задание: составить из трех домов один большой.

Перед тем как «главы семей» установят «крышу», участники должны положить листочки со своими ФИО внутрь. Когда дом будет полностью готов, «главы семей» кладут рядом с ним собак, которые будут его охранять и садятся в круг вместе с ведущим.

Цель – организовать коллективную творческую деятельность внутри мини-команды. Как правило, «главы семей» – лидеры, поэтому ведущему необходимо наблюдать, как они взаимодействуют между собой во время общего занятия.

Рефлексия

Завершающим, самым сложным и одновременно важным этапом игры «Мой дом – моя крепость» является рефлексия. Все участники садятся в круг, и им предлагается ответить на такие вопросы:

1. Какое упражнение было для вас самым трудным и почему?
2. Почему в вашей «семье» роли распределились именно так? 
3. Почему вы выбрали именно эту роль?
4. Довольны ли вы своим договором? 
5. Условия вашего договора являются оптимальными или все-таки ущемляют права какого-то члена «семьи»?
6. Кто из вас проявлял большую инициативу?
7. Кто подстраивался больше, чем проявлял себя? По какой причине?
8. Какое упражнение было более важным для вас лично?
9. Каковы основные результаты нашей игры?

Упражнение-прощание

(Направлено на закрепление положительных результатов тренинга.)

Ведущий предлагает всем сидящим в кругу взять ручку в правую руку и встать. Затем каждый участник берется левой рукой за ручку соседа так, чтобы за нее держались два человека. Ведущий говорит, что образовался крепкий неразрывный круг.

Оставаясь в этом положении, участники держат ручки (при помощи соседей) указательными пальцами по схеме: указательный палец – ручка – указательный палец. Ведущий спрашивает, сложно ли удержать целостность круга. Затем он просит медленно поднять руки вверх, не роняя ручки, и подойти в центр к столу с домом. Потом все медленно кладут ручки на стол и произносят: «Наш дом – наша крепость». В конце игры ведущий предлагает сделать «семейное фото» всего коллектива около совместно построенного дома. Задачи: закрепить результаты, полученные на тренинге; способствовать пониманию членами педагогического коллектива того, что даже в сложной ситуации (когда руки с ручками поднимают вверх) рядом всегда может оказаться дружеское плечо.

         По окончании тимбилдинг-игры  педагог-психолог  детского сада анализирует и обрабатывает данные, полученные при наблюдении за взаимоотношениями людей, выявлении их личностных качеств, определении сложностей и положительных моментов и дает руководителю детского сада рекомендации по дальнейшему построению успешного педагогического коллектива.

    Знания научного и методического характера, а также знания, которые получены  в ходе тренинга - тимбилдинг-игры, позволили  мне раскрыть  и активизировать  творческий  потенциал коллектива, улучшить  атмосферу  в детском саду  и снять  напряженность, усилить корпоративный  дух  всех участников образовательного процесса. Сейчас можно с уверенностью сказать, что первый сложный год позади. Педагогический коллектив уверенно набирает силу в педагогическом мастерстве, выработке единых целей  и корпоративной культуры коллектива детского сада №19 «Светлячок».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путь к успеху

Влияние эмоций на жизнь человека. Игры на змоциональную разрядку. Игры энергетики....

Консультация для родителей "Путь к успеху. Учите детей мастерить!"

Автором представлен практический материал для родителей по развитию творческого вооображения старших дошкольников....

Путь к успеху. Ребенок на пороге сада.

Как встретить малыша в саду....

Развитие мелкой моторики - верный путь к успеху.

Консультация для родителей о развитии пространственной ориентации, зрительно-моторной координации и мелкой моторики кистей рук у детей дошкольников....

"Семь советов на пути к успеху"

Рекомендации родителям по физическому воспитанию детей...

Проект "Мотивация педагогов - путь к успеху образовательного учреждения"

Проект о мотивации педагогического коллектива ДОУ....

ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ «ПУТЬ К УСПЕХУ». С ПРИМЕНЕНИЕМ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ.

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам дума...