Методическая разработка квест игры «Город правил дорожного движения »
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Дерипаско Алина Олеговна
  1. Пояснительная записка

l.l.     Краткое обоснование выбора темы методической разработки (актуальность).

Дети дошкольного возраста - особая категория пешеходов и пассажиров. Реакция детей, по сравнению с реакцией взрослых замедлена, непредсказуема, внимание у детей рассеяно.Обучающиесянеспособны правильно оценить обстановку, вследствие чего они попадают в зону опасности. В связи с этим, особое внимание современная педагогика и практика образования уделяет вопросам дорожной безопасности детей дошкольного возраста.Так как у современных детей повышена потребность к восприятию информации, целостное восприятие основано на образах и наблюдается особый интерес к динамическим продуктам, то многие современные ученые считают, что использование цифровых образовательных ресурсов может значительно улучшить качество работы по формированию представлений безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста.                                                                                                                             

Методическая разработка занятия « Город правил дорожного движения» учитывает возрастные особенности детей дошкольного возраста и представляет собой систему методических рекомендаций по формированию знаний и развитию навыков у детей школьного возраста безопасного поведения на дорогах с использованием цифровых образовательных ресурсов.

Квест-игра "Правила дорожного движения" состояла из четырёх увлекательных станций, каждая из которых проверяла знания участников в игровой форме. Маршрут пролегал по различным местам детского сада , создавая эффект настоящего приключения. Первая остановка, "Интерактивная игра "Дорожные знаки"", располагалась в компьютерном классе. Второй этап квеста проводился в группе "Фантазёры" и представлял собой викторину по ПДД с использованием инновационной 3D-книги. Третья станция, "Сигналы светофора", располагалась в фойе. Здесь ребятам предлагались задания на реакцию и скорость восприятия. Четвертая остановка проходила в творческой мастерской "Фантазёры" детям предлагались недорисованные дорожные знаки, которые они должны были дополнить, проявив свои художественные навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_regeonalnyy_konkurs.docx42.57 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный этап Всероссийского конкурса

«Лучшийпедагогпообучениюосновамбезопасногоповедениянадорогах»

Методическаяразработка

       Квест игра «Город правил дорожного движения »

                            Наименование методической разработки (конспект, сценарий т.п.) и тема

    «Классный наставник безопасности дорожного движения»

Номинация

                                                 Целевая аудитория:дети подготовительной группы 6-7 лет

          Автор-составитель:

                                           Дерипаско Алина Олеговна воспитатель

                                     МДОУ «Детский сад №4 «Калинка»

                                                   комбинированного вида»  города Валуйки

              Белгородской области

2024год

  1. Пояснительная записка

l.l.        Краткое обоснование выбора темы методической разработки (актуальность).

Дети дошкольного возраста - особая категория пешеходов и пассажиров. Реакция детей, по сравнению с реакцией взрослых замедлена, непредсказуема, внимание у детей рассеяно.Обучающиесянеспособны правильно оценить обстановку, вследствие чего они попадают в зону опасности. В связи с этим, особое внимание современная педагогика и практика образования уделяет вопросам дорожной безопасности детей дошкольного возраста.Так как у современных детей повышена потребность к восприятию информации, целостное восприятие основано на образах и наблюдается особый интерес к динамическим продуктам, то многие современные ученые считают, что использование цифровых образовательных ресурсов может значительно улучшить качество работы по формированию представлений безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста.                                                                                                                            

Методическая разработка занятия « Город правил дорожного движения» учитывает возрастные особенности детей дошкольного возраста и представляет собой систему методических рекомендаций по формированию знаний и развитию навыков у детей школьного возраста безопасного поведения на дорогах с использованием цифровых образовательных ресурсов.

Квест-игра "Правила дорожного движения" состояла из четырёх увлекательных станций, каждая из которых проверяла знания участников в игровой форме. Маршрут пролегал по различным местам детского сада , создавая эффект настоящего приключения. Первая остановка, "Интерактивная игра "Дорожные знаки"", располагалась в компьютерном классе. Второй этап квеста проводился в группе "Фантазёры" и представлял собой викторину по ПДД с использованием инновационной 3D-книги. Третья станция, "Сигналы светофора", располагалась в фойе. Здесь ребятам предлагались задания на реакцию и скорость восприятия. Четвертая остановка проходила в творческой мастерской "Фантазёры" детям предлагались недорисованные дорожные знаки, которые они должны были дополнить, проявив свои художественные навыки.

1.2. Целевая        аудитория (суказанием возрастных особенностей проведения).

Занятие рассчитано на аудиторию детей возрастом 6-7 лет.

Роль и место мероприятия /занятия в системе работы педагогического работника (связь с другими мероприятиями, субъектами образовательного процесса  и дисциплинами).

Основная цель образовательной работы должна заключаться в том, чтобы выработать у детей привычку безопасного поведения на дорогах и расширить у ребенка представление о проблемах безопасности дорожного движения в целом. Материал поможет воспитателям старших и подготовительных групп, педагогам дополнительного образования в организации и проведении мероприятий по безопасностидорожного движения среди младших школьников. Также может использоваться на занятиях, в досуговой деятельности.

Цель,задачиипланируемыерезультатымероприятия.

Цель: формирование элементарных представлений детей о правилах безопасного поведения на улицах города.

 Задачи:

Обучающие: Закрепить первоначальные знания о дорожных знаках.Закрепить знания о правилах поведения пешеходов.Закрепить знания детей о сигналах светофора.

Развивающие: Формировать умение ориентироваться в основных дорожных знаках.Развивать внимательность, наблюдательность при выполнении задания.Совершенствовать навыки поведения на дороге.

Воспитательная:Воспитывать общую культуру поведения на дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

Планируемые результаты

 Дети знают о безопасности на дорогах, о правилах поведения на улице; умеют рассуждать на тему безопасности всех участников дорожного движения, умеют находить отличие и схожесть в знаках, понимают важность дорожных знаков и функции.

Форма проведения мероприятия и обоснование ее выбора.

Форма проведения занятия: квест игра.

Мероприятие совмещает в себе игровые моменты с  заданиями, викторинами, что создает условия для взаимодействия и взаимопонимания детей; способствует формированию навыка ориентироваться в пространстве, умению добиваться результата сообразительностью, актуализируя имеющиеся знания, выполнять действия в соответствии с правилами и ходом игры, умению применять знания на практике.

Педагогические технологии, методы, приемы, используемые длядостиженияпланируемыхрезультатов.

Педагогические технологии: ИКТ, игровая технология, здоровьесберегающие технологии, личностно-ориентированные технологии;

Методы: словесный; наглядный, практический;

Приёмы: игра, коллективная работа.

Ресурсы,необходимыедляподготовкиипроведениямероприятия/занятия (кадровые, методические, материально-технические,информационныеидр.)

Материально-технические: интерактивная доска, планшеты, ноутбук, колонки; подборка музыкального сопровождения; ,дорожные знаки, пазл подсказка. Сундук, дорожные знаки недорисованные, фломастеры.

Методические: справочная и методическая литература по правилам дорожного движения, сайты по ПДД.

Рекомендации    по    использованию    методической    разработки  в практике работы педагогического работника, популяризирующего безопасность дорожного движения.

Проведенная  работа по обучению детей ПДД оправдала себя: дети получают знания в игровой форме, охотно включаются в игрыи поиску верного решения.

Результативность  работы подтверждается тем, что за все годы кропотливой работы по обучению детей правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками.                Показателями эффективности  работы являются:

- знания детьми правил безопасного поведения на улицах и на дорогах (в соответствии с возрастом детей);

- умение ориентироваться в дорожных ситуациях.

Каждому педагогу, которому доверено воспитание  детей необходимо овладеть современным научно – педагогическими знаниями, основанными на практическом опыте и рекомендациях работников ГИБДД. Только тогда число дорожно – транспортных происшествий с участием детей значительно уменьшится.

2.Основнаячасть

Ход деятельности

1 Вводная часть – организационный момент, создание проблемной ситуации.

Дети заходят в группу и становятся в круг.

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева –друг  и справа – друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Раздается звонок на ноутбуке, на экране которого появляется видеосообщение. Дети подходят к ноутбуку и открывают видео сообщение.

Здравствуйте ребята меня зовут инспектор Светофоров. Ребята, помогите мне, пожалуйста! В наш город Правил дорожного движения забрался злодей, нарушитель правил, который творит страшные вещи! Он украл светофоры, утащил дорожные знаки, и теперь на улицах царит полный хаос! Происходят аварии, машины сталкиваются, людипутаются, куда идти!Помогите нам, пожалуйста, вернуть порядок в город, ведь без правил дорожного движения он просто перестанет существовать!

  1. Целевая установка

Воспитатель: от кого пришло видео сообщение? (ответы)

Воспитатель:Что произошло в городе Правил дорожного движения ?(ответы)

Воспитатель:Что же делать, когда кто-то просит о помощи?

Дети: Нужнопомогать!

Воспитатель:А как мы можем помочь жителям города?

Дети:Нужно отправиться в город Правил дорожного движения.

Воспитатель:А на чем мы можем отправиться в путешествие?

Воспитатель:На самолете, на корабле, на поезде, на волшебном ковре-самолете.

Воспитатель :Ребята, чтобы определиться с выбором, я предлагаю вам  выбрать карточки, но они перевернуты, так что вы не видите, что на них изображено. Ваша задача — выбрать одну карточку, и мы посмотрим, какой транспорт выберет большее количество детей. На основе этого мы и решим, на каком транспорте отправимся в наше удивительное путешествие!

Дети начали выбирать карточки,  большинство выбрали самолет.

Воспитатель: Молодцы, ребята , давайте отправимся на самолете.

Физминутка «Самолет»

Мы садимся в самолет, (Дети приседают)

Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают, говорят: «ж-жу»)

Мы летим над облаками. (Руки в стороны)

Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками)

Видим, как течет река, (Показывают руками волны)

Видим лодке рыбака. («Забрасывают» удочку)

Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо, говорят : «ж-жу»)

Приземляться нам пора! (Приседают)

4. Выполнение действий, заданий.

Воспитатель: Ребята посмотрите вокруг куда мы попали?

Дети:Вгород Правил дорожного движения.

Воспитатель:Для чего мы с вами сюда приехали?

Дети: Здесь случилась беда украли дорожные знаки и светофоры. Нужно помочь жителям города.

Дети обращают внимание как из-за угла  кто то появился !

Кузя: Здравствуйте, Меня зовут Кузя и именно я украл все дорожные знаки и светофоры!

Дети:А зачем ты это сделал

Кузя:Потому что мне не нравится соблюдать правила дорожного движения! Я не знаю, что означают все эти знаки и сигналы светофора. Все эти ограничения и запреты меня утомляют! Мне надоело, что меня постоянно ограничивают! Поэтому я решил избавиться от всех этих знаков и светофоров и положил их в свой волшебный сундук. Ключ от сундука я спрятал очень надежно, чтобы никто не смог его найти!

Воспитатель: Но как же мы теперь будем ходить по дорогам?

Кузя:Если вы хотите вернуть свои дорожные знаки и светофоры, вам придется найти ключ от сундука.

Воспитатель:Ребята что же нам делать?(ответы детей)

Выбегает инспектор светофоров

Инспектор:Не переживайте! У меня есть специальная карта на планшете, с помощью которой мы сможем найти ключ от сундука Кузи!

Инспектор:Посмотрите что изображено на карте?

Дети:Здесь много остановок и заданий, которые нужно выполнить, чтобы получить подсказку и, наконец, найти ключ.

Дети смотря на карту отправились в путь.

1 остановка «Интерактивная игра "Дорожные знаки"».

Инспектор Светофоров:На экране представлены различные дорожные знаки, но они немного перепутаны ваша задача найти и назвать  предписывающие, запрещающие, предупреждающие дорожные знаки, которые указывают на обязательные действия для водителей и пешеходов. Чтобы выполнить задание, вам нужно нажать на правильный знак. Но если кто-то из участников ошибется, он не получит подсказку и вы не сможете найти ключ.

Дети с лёгкостью выполняют задания интерактивной  игры и находят дорожные знаки. После выполнения задания , детям выпадает подсказка.

Кузя: Молодцы я не ожидал что вы так с легкостью справитесь с заданием.

Воспитатель: Дети что находится в подсказке?

Дети: Это часть пазла , чтобы понять что изображено нужно найти еще.

Воспитатель: Молодцы ребята, но а нам пора отправляться дальше по маршруту.

Дети с помощью планшета находят следующую остановку.

2 остановка «Викторина по правилам дорожного движения»

Воспитатель:И вот мы пришли на следующую остановку, дети скажите что вы видите?

Дети:Книгу и планшеты.

Кузя:Книга здесь не простая, а 3Dкнига. Чтобы вам выполнить задания вы должны использовать 3Dкнигу и планшеты.

Дети с помощью планшета навели на 3Dкнигу, и на экране книги появился Инспектор ГИБДД, который задавалдетям  вопросы:

-Где ездят машины? (По дороге).
-Где должны ходить люди (пешеходы)? 
(По тротуару).
-Где разрешается переходить дорогу, улицу? 
(По пешеходному переходу, по светофору)

-Если ты едешь на автобусе или автомобиле, то ты? (водитель)
-Как определить, где находиться пешеходный переход? 
( На дороге изображены полоски, «зебра», висит знак пешеходный переход)
-Как нужно переходить дорогу? 
(Спокойно, держа взрослого за руку)

-Где должны играть дети? (На игровых площадках).

- Если ты едешь в автобусе или автомобиле, то ты? (пассажир)

После выполнения задания появляется следующая подсказка.

Воспитатель:Теперь, когда мы прошли это задание, нам пора двигаться дальше на следующую остановку.

3 остановка«Сигналы светофора».

Воспитатель: Дети что вы видите перед собой?

Кузя: Здесь какие то разноцветные круги.

Дети: Это не просто круги. Это сигналы светофора.

Кузя: Ой я совсем не знаю что обозначаю эти сигналы

Дети: мы тебе поможем понять что обозначают эти сигналы

Инспектор Светофоров: Дети, я  буду показывать вам зеленый круг  вы шагаете на месте; красный – замерли; жёлтый – смотрим по сторонам. (Играем 5 – 7 раз с ускорением. Во время игры выпадает элемент пазла)

Воспитатель: Молодцы, ребята вы справились с заданием, а нам пора отправляться дальше!

4 остановка «Дорожные знаки»

Воспитатель:Ребята, посмотрите внимательно, что вы видите на этой остановке".

Дети: Недорисованные дорожные знаки.

Воспитатель:Как вы думаете, что здесь нужно сделать

Дети:Надо дорисовать дорожные знаки!"

Дети берутся за задание, используя цветные фломастеры и карандаши. Каждый из них старается добавить яркие детали и сделать знаки более заметными. В процессе работы они обсуждают, какие знаки важны для безопасности на дороге, и делятся своими знаниями о правилах дорожного движения.

Кузя: Вы молодцы,  справились с заданием! Благодаря вам я узнал очень много нового, и мне действительно стыдно, что я забрал дорожные знаки и светофоры .

Кузя вручает детям последний пазл. Дети собираю все части пазла.

Воспитатель:Ребята, посмотрите, что же здесьизображено ?

Дети: Это красная коробка, наверное, там спрятан ключ!

Воспитатель: Посмотрите вокруг, где же может находиться эта коробка?

Дети начинают осматриваться и вскоре находят коробку, спрятанную за деревом. Они открывают её и находят внутри ключ, который, откроет сундук. В сундуке находятся дорожные знаки и светофоры

Воспитатель: Молодцы что же теперь будем делать дальше?

Дети: Нужно расставить дорожные знаки правильно.

На итерактивнойпесочницы дети расставляют дорожные знаки и светофоры.И вот, дорожная система была полностью оснащена дорожными знаками. Дети запустили в ход свои игрушечные машины. Теперь они могли безопасно ездить по дороге, соблюдая правила дорожного движения.

Инспектор Светофоров:Спасибо вам, ребята! Вы сделали отличную работу!

Кузя:Простите меня, пожалуйста! Я так больше не буду, а буду только соблюдать правила дорожного движения. Спасибо вам ребята. До свидания.

Воспитатель:  До свидания,  но нам пора отправляться обратно в детский сад.

Под звуки веселой музыки, изображая самолеты, полетели в детский сад.

5.Заключительная часть – анализ результатов деятельности.

Воспитатель:Ребята, где мы с вами были?(ответы)

Для чего мы с вами туда ездили?(ответы)

С чем познакомились?(ответы)

Воспитатель:Мы можем друг другу сказать спасибо? Почему?

Дети: потому что мы работали вместе, как одна дружная команда и у нас все получилось.

2.1 Методические советы по организации, проведению и подведению итогов мероприятия/занятия

Работа в рамках обучения ПДД должна быть построена с учётом интегрированного подхода. Выполняя задания, дети дошкольного возраста ведут наблюдения, исследуют, рисуют, конструируют, моделируют, слушают музыку и т. д. У них очень хорошо развито творческое воображение, которое оставляет яркие моменты в сознании детей, помогает закрепить ему полученные знания на практике, воплощая их в своих творческих работах. Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит ПДД, преподнесённые не только в обыкновенной беседе, но и с использованием цифровых образовательных ресурсов.

Планируя занятие с применением цифровых образовательных ресурсов, необходимо соблюдатьследующие дидактические требования:

- определять цель применения ресурса в образовательном процессе;

- определить время и место использования;

- учитывать специфику учебного материала;

-  ориентироваться на возрастные особенности группы детей;

- отбирать текстовый материал так, чтобы не допустить перегруженности (он должен быть научным, доступным для понимания детьми, лаконичным и выразительным);

- продумать композиционные решения отдельных слайдов;

- следить, чтобы слайды не были перегружены лишними деталями.

 - игровые компьютерные задания должны быть незначительными по времени.

     Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, так как при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке.

Важно так же соблюдать условия для сбережения здоровья ребенка: Детям  пяти - семилетнего возраста можно "общаться" с компьютером не более 5-7 минут в день.

2.2. Список литературы

1. Авдеева, Н. Н., Князева, Н. Л., Стеркина, Р. ББезопасность : Учебное пособие по основам безопасности детей старшего дошкольного возраста. – СПб. : «Детство-Пресс», 2013. – 144 с

2. Волков С. Ю. Про правила дорожного движения. М., 2006.

3. Дети - дорога - жизнь. Методическое пособие для преподавателей ПДД. -Нижнекамск, 2012.

4. Добрая дорога детства : интернет портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.dddgazeta.ru/

5. Кирьянова, В. Н. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Методическое пособие / под ред. В. Н. Кирьянова. – М. : Издательский Дом Третий Рим, 2013. – 154 с.

6. Методические рекомендации: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов дошкольных образовательных учреждений. - М: Издательский Дом Третий Рим, 2013.

7. Оривенко, Л. П., Зубкова, Г. ЛДорожная азбука для дошколят. В помощь педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с детьми и родителями по безопасности дорожного движения. / Л. П. Оривенко, Г. Л. Зубова. – Оренбург: ООО "Орензнак", 2014. – 207 с.

8. Чермашенцева, О. В. Основы безопасного поведения дошкольников : занятия, планирование, рекомендации / О. В. Чермашенцева. – Волгоград: Учитель, 2012. – 207с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка родительского собрания "Знатоки правил дорожного движения"

В настоящее время растёт количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Родители являются первыми воспитателями и учителями своих детей. Цель родительского собрания – повышение компете...

Методическая разработка физкультурного досуга «Знаем правила дорожного движения»

В физкультурном досуге приведен практический материал ( эстафетные задания, подвижная игра, логоритмика,упражнения) , помогающие в двигательной деятельности закрепить знания правид дорожного движения....

Методическая разработка Квест-игры по правилам дорожного движения в старшей группе «Поиски светофора!»

Цель:  закрепление у детей дошкольного возраста правила дорожного движения в процессе игровой деятельности. Задачи:   Способствовать закреплению знаний детей о правилах безопасного пов...

Методическая разработка дидактической игры по правилам дорожного движения "Правила дорожные соблюдать положено!"

Методическая разработка дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста по правилам дорожного движения "Правила дорожные соблюдпть положено!". Разработка стала победителем районно...

Методическая разработка квест-игры по правилам дорожного движения «В поисках сокровищ».

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Сухомлинский В. А....

Методическая разработка по теме изучение правил дорожного движения «Лепбук- дидактическое пособие для обучение детей Правилам Дорожного движения

Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожно...